Эмметт Браун пишет:Как определяется давность обработки камня?
А никак. Если этот каменный топор кто-то найдет в парке и захочет определить, когда он был сделан, то такая задумка будет обречена на провал. Для примера. Мы хотим узнать, кому принадлежит современный топор (без отпечатков пальцев), найденный на улице. Мы это не сможем сделать. Но другая ситуация. Имеется квартира. Известно, что хозяин ее уехал и долгое время в ней не появлялся. Квартира годами стояла опечатанная. Ее открыли и там нашли наш любимый топор. В квартире есть паспорт бывшего хозяина, есть все его документы, никто больше в квартире не жил. Кому принадлежит топор? Имеем веские основания предполагать, что хозяину. В квартире нашли и другие инструменты, хозяин был с руками. Следовательно мы имеем большие основания предполагать, что это его топор. Нашли мы и фото, где хозяин позировал вместе с этим инструментов, шанс увеличивается.
Итак – два случая. Топор абы где, и топор в квартире. Принадлежность одного мы не определили, второго скорее всего да.
Так и с археологией. Есть голливудский штамп археолога – Индиана Джонс. Но на то он и Голливуд, чтобы быть неправдой. Ни один археолог не будет так работать, как это делал Индиана. Напротив, один такой «полевой сезон» Индианы достаточен, чтобы лишить его профессорского звания, открытого листа (право на раскопки) и вообще отдать под суд. Индиана – варвар от науки. Это черный копатель, а не археолог.
Настоящие археологи работают скучно. Они любят так называемые «закрытые комплексы». Это археологический аналог опечатанной квартиры. Сгорел дом, его сровняли с землей и вообще бросили. Веками холм от этого дома заносило песком и никого там не было. Пришли археологи. Разбили квадраты два на два, нивелир, рулетка, нанесли на карты и стали снимать грунт слой за слоем. Каждую находку – черепок, сгоревшее бревно, мусор, обломок ножа, бусину, монеты, кухонную утварь – заносят в толстые тетради, фотографируют, заворачивают в бумагу крафт, надписывают и убирают. И так слой за слоем. До «материка». Материк это слой почвы, не тронутый человеком. А дома зимой изучают то, что насобирали за лето. И датируют методом перекрестной датировки. Какой – это уж зависит от того. что копают. Датировать можно по керамике. Рисунок на черепке как отпечаток пальца. Для 5 века до нашей эры, например, по обширной территории он будет один и тот же. Древние люди были очень консервативны. Это как национальное платье. Если есть деревяшки, то дендрохронология. Это до 5-10 тысяч лет в прошлое. Железные предметы – способ изготовления и литься. Монеты. Кухонная утварь, упряжь. Много всего.
Так вот, если мы нашли топор в слое, который датируется 5 веком до нашей эры, то у нас есть все основания полагать, что его в то время и использовали. Если же его кто-то закопал, это будет видно.
Сейчас для археологов такой скучный способ работы это норма. Но так было не всегда. Граф Уваров, как говорят, был очень богат и очень любил археологию. Был он не только богат, но и очень влиятелен. Мог себе позволить барские прихоти. И вот поехал он под Смоленск копать курганы. Не с киркой, а с солдатами. Солдатам дали задание – копать курганы и собирать все интересное. Солдаты работали быстро. Снесли сотни курганов, насобирали мешки ценных находок и привезли в Москву. … Сейчас эти мешки лежат в запасниках Исторического Музея. Пользы от них ноль. Не потому что современные историки не ценят труды графа, а потому что никто не фиксировал, откуда что извлекали. Граф Уваров по сути уничтожил варварским образом эти сотни курганов. Работал так же, как и Индиана Джонс.
Я не знаю, какие методы датирования были применены археологами Тюбингенского университета, но уверен, что такие методы были. Была перекрестная датировка несколькими методами. И возраст топора определили оттого, что он там был, что этот комплекс не был никем тронут, что он сделан так же, как и тысячи других топоров каменного века.
Примерно так