Любовь к Богу и ближнему
Неделя 15-я по Пятидесятнице
(Мф 22, 35-46)
- …Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф 22, 37-40). – и всею крепостью твоею…(Лк 10, 27).
Такой ответ дал Господь Иисус Христос некоему законнику, который спросил Его о том, какая заповедь большая в Законе Божьем.
Бог высочайшее и единственное благо. Он всему начало и конец. Без Него наша жизнь пуста, бессмысленная и пагубная. Потому Бога мы должны любить более всего. Должны любить Его всем своим существом.
Любить Бога всем сердцем – значит любить Его всеми движениями чувств, не разделяя своего сердца между пристрастием к грехам мира и любовью к Богу, любить Его превыше всего, превыше родства, почестей, стяжания, богатства и славы мира.
Любить Бога всею душою - значит любить Его всеми стремлениями воли, стараться все силы своего духа направлять по воле Божьей и делать все по Закону Божьему. В своих мыслях, желаниях, намерениях и поступках во всем уподобляться Богу и Его святым. Боятся оскорбить Бога не только своими делами и словами, но и самими мыслями.
Любить Бога всем разумением своим – значит любить Его всеми действиями ума и всем помышлением. Всегда помнит о Боге, стараеться жить по Святому Писанию и Святому Преданию, в которых каждое слово и каждое наставление дороже всех сокровищ мира. Любить Бога так, значит посещать Церковь, жаждать общения с Ним в молитве и святых Таинствах. Кто истинно любит Господа и Бога всей крепостью своей, тот любит Его всею душевною и телесною деятельностью, не увлекаясь соблазнами мира, не преклоняясь перед его лестью, не страшась лишений всех его благ, его угроз, поношений, гонений и самой смерти.
Вот первая по порядку и большая по важности заповедь Божья.
Спросим при этом самих себя: любим ли мы Бога своего более всех и всего на свете? Занята ли душа наша постоянною мыслью о Боге? Готовы ли мы ради Него отложить все свое своеволие и последовать за Господом во всем и везде?
Вторая заповедь: люби ближнего твоего, как сам себя
Человек – создание Божье, а кто не любит создание, тот не любит и Создателя. Только истинная любовь к ближнему в человеке может свидетельствовать о том, что человек любит Бога. - Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1 Ин 4, 20).
Вот, братия, Заповедь Божья о том, в каких отношениях мы должны быть со своими ближними, начиная со своих родителей и родственников, и заканчивая нашими недоброжелателями. Жить в любви и согласии, не есть ли для человека счастье и блаженство? Пусть ближние наши будут и во вражде с нами. Должно и их любить, как образ Божий и творить им благо. Ведь не они враждуют на нас, а духи тьмы, искушающие их злобою. Пусть же зло будет побеждено нашими добродетелями. – Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк 6, 31). То есть - не делай и не желай ближнему того, что не желаешь себе. Старайся делать ближнему все то, что желаешь себе.
Любить других как самого себя, значит помогать им в нужде словом и делом, не оскорблять их чести своим празднословием и злословием, не унижать их своею гордостью и высокомерием, не обижать их ни насилием, ни обманом, не судить их своим судом, что бы самим не подпасть суду Божьему. Ибо над всеми нами Един праведный судья Господь и Бог наш Иисус Христос. Поступаем ли мы так на самом деле и во всякое время? - Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому, что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому, что Бог есть Любовь.(1 Ин 4, 7-8).
Иисус Христос сказал своим ученикам и апостолам, а в их лице и всем нам – православным верующим:
- О сем разумеют все, яко Мои ученики есть, аще будите иметь любовь между собою (Ин13, 35).
Сегодня мы можем любить Бога, когда будем ходить в Церковь, молится Богу, почитать своих духовных наставников, соблюдать посты, чаще приступать к исповеди и Святым Таинствам. Будем жить жизнью во Христе, беречь свои чувства от всякого рода недостойных желаний, крепко стоять в вере во Христа и боятся оскорбить Бога общением со всякого рода нерадением и злом. Не будем оскорблять Бога раболепством перед соблазнами и грехами мира, уничижением святыни своею трусостью перед злобою одержимых духами тьмы. Наша любовь к ближним должна выражаться не только в нашем желании добра всякому человеку, как образу Божьему, но в нашей поддержке нуждающихся в помощи. При этом мы не должны потыкать грехам ближних и лицемерить перед ними, но должным образом с любовью и смирением, с твердость и строгостью, без злобы и уничижения наших родных, близких и дальних мы должны не своим судом, но любовью и правдою Божьею обличать их заблуждения и грехи. Не испугать, а разбудить человека, открыть ему тот Божий мир, от которого он удалился и о котором стал забывать, ввергая себя в пропасть погибели. Наш долг предупредить человека, подать ему руку помощи, кто бы он ни был.
– Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13, 4-7).
Апостол Павел дает нам истинное понимание того, что есть любовь Божья. Истинная любовь к Богу и Ближнему в людях - это – совокупность совершенства (Кол 3,14) и исполнение Закона Божьего (Рим 13, 10).
Неделя 15-я по Пятидесятнице
(Мф 22, 35-46)
- …Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф 22, 37-40). – и всею крепостью твоею…(Лк 10, 27).
Такой ответ дал Господь Иисус Христос некоему законнику, который спросил Его о том, какая заповедь большая в Законе Божьем.
Бог высочайшее и единственное благо. Он всему начало и конец. Без Него наша жизнь пуста, бессмысленная и пагубная. Потому Бога мы должны любить более всего. Должны любить Его всем своим существом.
Любить Бога всем сердцем – значит любить Его всеми движениями чувств, не разделяя своего сердца между пристрастием к грехам мира и любовью к Богу, любить Его превыше всего, превыше родства, почестей, стяжания, богатства и славы мира.
Любить Бога всею душою - значит любить Его всеми стремлениями воли, стараться все силы своего духа направлять по воле Божьей и делать все по Закону Божьему. В своих мыслях, желаниях, намерениях и поступках во всем уподобляться Богу и Его святым. Боятся оскорбить Бога не только своими делами и словами, но и самими мыслями.
Любить Бога всем разумением своим – значит любить Его всеми действиями ума и всем помышлением. Всегда помнит о Боге, стараеться жить по Святому Писанию и Святому Преданию, в которых каждое слово и каждое наставление дороже всех сокровищ мира. Любить Бога так, значит посещать Церковь, жаждать общения с Ним в молитве и святых Таинствах. Кто истинно любит Господа и Бога всей крепостью своей, тот любит Его всею душевною и телесною деятельностью, не увлекаясь соблазнами мира, не преклоняясь перед его лестью, не страшась лишений всех его благ, его угроз, поношений, гонений и самой смерти.
Вот первая по порядку и большая по важности заповедь Божья.
Спросим при этом самих себя: любим ли мы Бога своего более всех и всего на свете? Занята ли душа наша постоянною мыслью о Боге? Готовы ли мы ради Него отложить все свое своеволие и последовать за Господом во всем и везде?
Вторая заповедь: люби ближнего твоего, как сам себя
Человек – создание Божье, а кто не любит создание, тот не любит и Создателя. Только истинная любовь к ближнему в человеке может свидетельствовать о том, что человек любит Бога. - Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1 Ин 4, 20).
Вот, братия, Заповедь Божья о том, в каких отношениях мы должны быть со своими ближними, начиная со своих родителей и родственников, и заканчивая нашими недоброжелателями. Жить в любви и согласии, не есть ли для человека счастье и блаженство? Пусть ближние наши будут и во вражде с нами. Должно и их любить, как образ Божий и творить им благо. Ведь не они враждуют на нас, а духи тьмы, искушающие их злобою. Пусть же зло будет побеждено нашими добродетелями. – Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк 6, 31). То есть - не делай и не желай ближнему того, что не желаешь себе. Старайся делать ближнему все то, что желаешь себе.
Любить других как самого себя, значит помогать им в нужде словом и делом, не оскорблять их чести своим празднословием и злословием, не унижать их своею гордостью и высокомерием, не обижать их ни насилием, ни обманом, не судить их своим судом, что бы самим не подпасть суду Божьему. Ибо над всеми нами Един праведный судья Господь и Бог наш Иисус Христос. Поступаем ли мы так на самом деле и во всякое время? - Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому, что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому, что Бог есть Любовь.(1 Ин 4, 7-8).
Иисус Христос сказал своим ученикам и апостолам, а в их лице и всем нам – православным верующим:
- О сем разумеют все, яко Мои ученики есть, аще будите иметь любовь между собою (Ин13, 35).
Сегодня мы можем любить Бога, когда будем ходить в Церковь, молится Богу, почитать своих духовных наставников, соблюдать посты, чаще приступать к исповеди и Святым Таинствам. Будем жить жизнью во Христе, беречь свои чувства от всякого рода недостойных желаний, крепко стоять в вере во Христа и боятся оскорбить Бога общением со всякого рода нерадением и злом. Не будем оскорблять Бога раболепством перед соблазнами и грехами мира, уничижением святыни своею трусостью перед злобою одержимых духами тьмы. Наша любовь к ближним должна выражаться не только в нашем желании добра всякому человеку, как образу Божьему, но в нашей поддержке нуждающихся в помощи. При этом мы не должны потыкать грехам ближних и лицемерить перед ними, но должным образом с любовью и смирением, с твердость и строгостью, без злобы и уничижения наших родных, близких и дальних мы должны не своим судом, но любовью и правдою Божьею обличать их заблуждения и грехи. Не испугать, а разбудить человека, открыть ему тот Божий мир, от которого он удалился и о котором стал забывать, ввергая себя в пропасть погибели. Наш долг предупредить человека, подать ему руку помощи, кто бы он ни был.
– Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13, 4-7).
Апостол Павел дает нам истинное понимание того, что есть любовь Божья. Истинная любовь к Богу и Ближнему в людях - это – совокупность совершенства (Кол 3,14) и исполнение Закона Божьего (Рим 13, 10).