Фессалоникского университета имени Аристотеля:
.. По ряду причин великая добродетель послушания, к большому
сожалению, многими понимается неправильно. Из-за этого верующие теряют свою свободу во Христе, свой внутренний, духовный потенциал и всякую способность к борьбе и подвигу. И в руках некоторых, на вид благочестивых, «духовников» часто превращаются в безвольные и несвободные создания, в этаких бессловесных и безропотных рабов...
...Послушание ли главе Церкви, архиереям и иереям как физическим
лицам - не взирая на то, добрые ли они пастыри, или же наёмники,
бросающие овец на произвол судьбы или даже в объятья волков? Несмотря на то, послушны ли они сами истине православной веры, являются ли «верно преподающими слово истины»(2 Тим. 2, 15)? Вне зависимости от того, согласно ли всё, что они говорят и делают с православным учением или же представляет собой заблуждение? И надлежит ли нам следовать за любыми духовными лицами и
слушаться их всех, добрых и злых, соблюдая всё, чему они учат, не
разбирая, истина это или ложь?...
...Всё, что Священное Писание и святые отцы говорят о послушании
священнослужителям, подразумевает послушание пастырям добрым, неусыпно радеющим об истине и спасении верных. Классический тому пример - отрывок из Послания святого апостола Павла к Евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр.13, 17). Однако необходимым условием такого послушания он считает, в
первую очередь, неусыпную заботу пастырей о душевном спасении пасомых: «Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13, 17)....
...Приведём цитаты из книги святого пророка Иеремии[34], которые
использует и святитель Григорий Палама[35] применительно к современным ему лжепастырям-еретиками: «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их» (Иер. 5, 30-31). «Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно» (Иер. 10, 21). «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею» (Иер. 12, 10-11)...
...Святой Афанасий Великий, понимая всю серьёзность вопроса о недостойных, худых клириках, своим поведением соблазняющих верных, смело утверждает следующее.
Верующим предпочтительнее собираться в молитвенных домах, то
есть храмах, одним - без архиереев и иереев, - нежели вкупе с ними
наследовать геенну огненную, как это произошло с теми иудеями, которые вместе с Анной и Каиафой[42] восстали против Спасителя: «Если епископ или священник, будучи очами Церкви, имеют недоброе поведение и соблазняют народ, то следует их изгонять. Лучше без них собираться в доме молитвы, чем вместе с ними, как с Анной и Каиафой, быть вверженными в геенну огненную». ...
... Если увидишь, брат, кого-либо, кто имеет облик благопристойный, не на то смотри, одет ли он в овечью шерсть, носит ли имя священника, епископа, диакона или подвижника, но потщись узнать о делах, целомудрен ли он, гостеприимен ли, милостив, любящ, упорен ли в молитвах, терпелив ли.... Если же ты увидишь разумного, как
научает Премудрость, ходи к нему, и пусть нога твоя истирает пороги
дверей его, дабы научиться тебе от него начертаниям закона и дарам
благодати. Не красноречивое слово или внушительный вид вводят в Царство Небесное, но совершенная и безыскусная вера вместе с добродетельным и блистательным благоразумием»...
Св.Василий Великий во время беседы с Модестом, когда речь зашла о послушании императору и о том, что все другие давно покорились, прославленный архипастырь так ответил эпарху:
«- Вы правители, и не отрицаю, что правители знаменитые, однако
же вы не выше Бога. И для меня важно быть в общении с вами (почему бы нет - и вы Божия тварь), впрочем, не важнее, чем быть в общении со всяким другим из подчинённых вам, ибо христианство определяется не достоинством лиц, а верою...
и т.д. Много интересных и назидательных историй от отцов Церкви приведено далее.
Я бы хотела закончить свой пост такими словами:
Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо
Церковь - это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с
духовенством, а также миряне, как единое тело с главой - Христом, несут ответственность за неё, каждый в своей мере. Нередко, когда в заблуждение впадали патриархи и иерархи, на защиту Церкви от всевозможных ересей становились как раз простые пресвитеры и иноки, а верующий народ испокон веков вообще признаётся стражем Православия.
http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/11/02/blagoe_neposlushanie_ili_hudoe_poslushanie/?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter