Меня иногда спрашивают всё ли можно простить. Да простить можно всё, но только здесь, и только тому кто ищет прощения и борется с собой, а тем кто не борется и прощения дать невозможно, ни здесь , ни там.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+9
священник Михаил
Veronika
Sevlagor
инок Иона
Zar
noname
Елена-христианка
yuriyes
Wimar
Участников: 13
Покаяние.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 52
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 91
Re: Покаяние.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 92
Re: Покаяние.
с этим согласна.священник Михаил пишет: Несомненно будет суд, ну знаете не такой как у нас здесь. Всё открыто, подходишь и видишь кто ты, и понимаешь что тебя видят все, и понимаешь что все видят всё. О ужас, давайте очищаться здесь. " Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное", ибо здесь возможно, а там только приговор, здесь прощение, а там мука.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 93
Re: Покаяние.
Не знаю. Я пока все всем прощаю, даже тем, кто не ищет прощения, но не всегда сразу. Сразу не могу.священник Михаил пишет: Меня иногда спрашивают всё ли можно простить. Да простить можно всё, но только здесь, и только тому кто ищет прощения и борется с собой, а тем кто не борется и прощения дать невозможно, ни здесь , ни там.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 52
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 94
Re: Покаяние.
Нет. не обратила внимания. Сами мытарства читала почему-то с некоторым недоверием.
Понимаю, что они приняты Церковью, но так же понимаю, что у каждого человека свой путь в загробную жизнь.
Да в последнее время тоже задумался о этих мытарствах. Кака то всё там описано схематично что ли, или лучше сказать механически. Великая сила молитвы состоит не в том, что подвижник может вымолить, а в том, что Христос может простить. И всё таки Феодора любила Христа, и именно поэтому была помилована. Я вот думаю все эти испытания даются душе не для того ли чтобы она сделала окончательный выбор. Вот сатана, вот убийца, вот твои чёрные дела, а вот Бог, твой Спаситель, опомнись , сделай окончательный выбор, и тёмное покроется благодатью Божией.
Только такая милость даётся не всем, а тем кто трудится над собой и любит Бога. Вспомните апостола Петра, вроде бы предал, но внутри , в душе любил, и был очищен Богом. Не это ли состояние проверяется и у избранных при переходе. Знаете человек бывает общается с урками, ходит вместе с нимим, но когда они идут на преступление, уходит от них, проявляя решимость, и не совершает преступления. Примеры у меня не очень , но как могу.
Понимаю, что они приняты Церковью, но так же понимаю, что у каждого человека свой путь в загробную жизнь.
Да в последнее время тоже задумался о этих мытарствах. Кака то всё там описано схематично что ли, или лучше сказать механически. Великая сила молитвы состоит не в том, что подвижник может вымолить, а в том, что Христос может простить. И всё таки Феодора любила Христа, и именно поэтому была помилована. Я вот думаю все эти испытания даются душе не для того ли чтобы она сделала окончательный выбор. Вот сатана, вот убийца, вот твои чёрные дела, а вот Бог, твой Спаситель, опомнись , сделай окончательный выбор, и тёмное покроется благодатью Божией.
Только такая милость даётся не всем, а тем кто трудится над собой и любит Бога. Вспомните апостола Петра, вроде бы предал, но внутри , в душе любил, и был очищен Богом. Не это ли состояние проверяется и у избранных при переходе. Знаете человек бывает общается с урками, ходит вместе с нимим, но когда они идут на преступление, уходит от них, проявляя решимость, и не совершает преступления. Примеры у меня не очень , но как могу.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 95
Re: Покаяние.
Не поняла. Думаю, что об этом нам нужно думать здесь, пока живы и исправляться, а в мытарствах уже поздно об этом думать.Я вот думаю все эти испытания даются душе не для того ли чтобы она
сделала окончательный выбор. Вот сатана, вот убийца, вот твои чёрные
дела, а вот Бог, твой Спаситель, опомнись , сделай окончательный выбор, и
тёмное покроется благодатью Божией.
А испытаний нам всем хватает, просто не все их хотят проходить со смирением, чаще ищут удобных уверток от них. А лучше бы не искали- больше пользы для души и спасения, так думаю.
Постоянно вспоминаю его и ап.Павла. Этот пример дан нам самим Богом.Вспомните апостола Петра, вроде бы предал, но внутри , в душе любил, и был очищен Богом.
Один предал и покаялся , другой гнал и раскаялся. И стали первоверховными апостолами Церкви.
Все зависит от нашего состояния души, от нашего покаяния пред Богом. Это самое важное.
Sevlagor- Бакалавр форума
- Сообщения : 4852
Дата регистрации : 2011-09-11
Откуда : С-Пб.
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 96
Re: Покаяние.
Я человек грешный. Мне до праведников далеко. Я вас так, издали люблю.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 97
Re: Покаяние.
Так тут праведников пока не наблюдается. Все грешные.Sevlagor пишет:Я человек грешный. Мне до праведников далеко. Я вас так, издали люблю.
Wimar- Бакалавр форума
- Сообщения : 2192
Дата регистрации : 2011-03-22
Вероисповедание : православие
- Сообщение 98
Re: Покаяние.
Три суда пытает человек с начала рождения.
1. Суд совести делами и мыслями человека, здесь и раскаяние и покаяние, гордыня и милосердие, добро и зло; - вся жизнь человека, - суд над собою. И даже когда мы рассуждаем об окружении, людях и событиях, судим к себе, и судим себя.
2. Мытарства. Не знаю, что сказать об этом состоянии души и как. Немного мне Господь приоткрыл завесу начала мытарств, дабы унять мою гордыню. Помните стиральную машину старого образца с валиками резиновыми для отжимания белья? Состояние примерно такое же, как душа проходит через множество теней, чёрных и серых..., и давят, давят на душу и сплющивают тебя, как бельё через валики. Ужасное состояние, мытарство, - это суд теней. Пройти его без Господа невозможно. Поэтому, какой бы не был человек, верующий, не верующий, святой, не святой, на последнем издыхании жизни надобно просить Господа о встрече.
Не знаю как будет, а так бы хотелось, что бы ангел ли, святой ли человек, Сам ли Господь принял душу мою и каждого из нас. Вот бы всем нам на смертном одре сказано было, как святому Григорию Паламе, - "В горня, в горня!".
3. Горня, - суд Любви, - Страшный и последний Суд над человеком. Сущность Любви Божьей настолько сильная, настолько величественная Слава, что пред ней распадаются все сущности тварные. Как пройти этот суд и не раствориться, не сгореть, не потерять индивидуальность души человеческой? А желание растворится в счастье великом неодолимое для души, и нет возможности остановиться самому, да и не надобно. Надобно ещё при жизни так обожить свою душу, что бы она как можно более уподобилась сущности Любви Божества. Вот здесь и залог спасения на Страшном Суде, ибо подобное в подобном не погибает и индивидуальность не теряет.
И мы вновь вернулись к суду жизни, которым сейчас живём и судим себя уже наперёд, на века и вечность.
1. Суд совести делами и мыслями человека, здесь и раскаяние и покаяние, гордыня и милосердие, добро и зло; - вся жизнь человека, - суд над собою. И даже когда мы рассуждаем об окружении, людях и событиях, судим к себе, и судим себя.
2. Мытарства. Не знаю, что сказать об этом состоянии души и как. Немного мне Господь приоткрыл завесу начала мытарств, дабы унять мою гордыню. Помните стиральную машину старого образца с валиками резиновыми для отжимания белья? Состояние примерно такое же, как душа проходит через множество теней, чёрных и серых..., и давят, давят на душу и сплющивают тебя, как бельё через валики. Ужасное состояние, мытарство, - это суд теней. Пройти его без Господа невозможно. Поэтому, какой бы не был человек, верующий, не верующий, святой, не святой, на последнем издыхании жизни надобно просить Господа о встрече.
Не знаю как будет, а так бы хотелось, что бы ангел ли, святой ли человек, Сам ли Господь принял душу мою и каждого из нас. Вот бы всем нам на смертном одре сказано было, как святому Григорию Паламе, - "В горня, в горня!".
3. Горня, - суд Любви, - Страшный и последний Суд над человеком. Сущность Любви Божьей настолько сильная, настолько величественная Слава, что пред ней распадаются все сущности тварные. Как пройти этот суд и не раствориться, не сгореть, не потерять индивидуальность души человеческой? А желание растворится в счастье великом неодолимое для души, и нет возможности остановиться самому, да и не надобно. Надобно ещё при жизни так обожить свою душу, что бы она как можно более уподобилась сущности Любви Божества. Вот здесь и залог спасения на Страшном Суде, ибо подобное в подобном не погибает и индивидуальность не теряет.
И мы вновь вернулись к суду жизни, которым сейчас живём и судим себя уже наперёд, на века и вечность.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 99
Re: Покаяние.
Пяток 3-й седмицы Великого Поста
О грехах и покаянии
О грехах и покаянии
"А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши". (1 Ин. 2:1–2)
По книге «Семь смертных грехов»
Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).
Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.
1. Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.
2. Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.
3. Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.
4. Грехи «ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).
5. Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.
6. Грешить «волею» – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.
7. «Невольный грех» – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.
8. Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.
Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.
От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.
- Продолжение:
- Об отпущении грехов
Преподобный Нил Синайский: Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.
Преподобный Ефрем Сирин: Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!
Святитель Феофан Затворник: Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.
Святитель Иоанн Златоуст: Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.
Преподобный Исаак Сирин: Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.
Преподобный Антоний Великий: Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.
Святитель Василий Великий : Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.О покаянии
Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.
Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.
Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.
Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!
От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).
Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.
Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.
http://www.pravoslavie.ru/1640.html
Ingwar- Бакалавр форума
- Сообщения : 4183
Дата регистрации : 2011-12-07
Возраст : 60
Откуда : Москва
Вероисповедание : католик
- Сообщение 100
Re: Покаяние.
По памяти писал?Монтгомери пишет:
Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.
От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.
Я думал, что первый грех - это не гордость, а гордыня. Гнев - в серёдке. А лень последняя.
Но на самом деле, от первого греха - гордыни - рождаются остальные шесть. А уже потом все остальные.
А вот "искоренить" их - не просто.
Один искоренишь, а вернётся какой-нибудь... и приведёт с собою...
Ты вот искоренил?
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 101
Re: Покаяние.
Ingwar пишет:Я думал, что первый грех - это не гордость, а гордыня.
Ты вот искоренил?
Гордыня - это и есть гордость в высшей степени её проявления. У Св. Силуана Афонского я читал, что святые мужья, ведущие аскетический образ жизни, с трудом одолевали гордость десятилетиями, а иногда и вся жизнь требовалась, чтобы стяжать такую благодать, хотя некоторые достигали и за пол года. Я ещё не достиг в меру кожевника из Александрии.
_______________________________________
Однажды блаженный Антоний молился в кельи своей, и был к нему глас:
— Антоний! Ты ещё не пришёл в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошёл в Александрию. Когда он пришёл к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония.
Старец сказал кожевнику:
— Поведай мне дела твои, потому что для тебя пришёл я сюда, оставив пустыню.
Кожевник отвечал:
— Не знаю за собою, что б я сделал когда-либо и что-либо доброе; по этой причине, вставая рано с постели моей прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моём прежде, нежели лягу спать.
Услышав это, блаженный Антоний отвечал:
— Поистине, сын мой, ты, как искусный ювелир (Мф. 13: 45-46), сидя спокойно в доме твоём, стяжал Царство Божие; я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими."
Ingwar- Бакалавр форума
- Сообщения : 4183
Дата регистрации : 2011-12-07
Возраст : 60
Откуда : Москва
Вероисповедание : католик
- Сообщение 102
Re: Покаяние.
Притча хорошая.
И тем не менее, гордость - это чувство собственного достоинства, самоуважения, ответственности за собственные поступки, которые ты совершил и за которые тебе не приходится раскаиваться.
А гордыня - это мнение, что ты лучше других.
Вот отличие.
И тем не менее, гордость - это чувство собственного достоинства, самоуважения, ответственности за собственные поступки, которые ты совершил и за которые тебе не приходится раскаиваться.
А гордыня - это мнение, что ты лучше других.
Вот отличие.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 103
Re: Покаяние.
Ingwar пишет:Притча хорошая.
И тем не менее, гордость - это чувство собственного достоинства, самоуважения, ответственности за собственные поступки, которые ты совершил и за которые тебе не приходится раскаиваться.
А гордыня - это мнение, что ты лучше других.
Вот отличие.
В высшей степени проявления гордость возносит на непомерную высоту самомнения, что принято называть гордыней. Так что это всё одно, гордостью её назовёшь или, подчёркивающе, гордыней. Насчёт же рассказа, то это не притча.
Последний раз редактировалось: Монтгомери (12.03.17 9:40), всего редактировалось 1 раз(а)
Holder- Модератор
- Сообщения : 10612
Дата регистрации : 2013-07-15
Вероисповедание : православный христианин
- Сообщение 104
Re: Покаяние.
Да не похоже. Вроде как в церковной традиции это синонимы. Например: гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу (Притч. 8,13); так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима (Иер. 13,8); из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк. 7,21-22); похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2,16).Ingwar пишет:И тем не менее, гордость - это чувство собственного достоинства, самоуважения, ответственности за собственные поступки, которые ты совершил и за которые тебе не приходится раскаиваться.
А гордыня - это мнение, что ты лучше других.
Вот отличие.
Походу "дух века сего" поменял знак этого слова с минуса на плюс, то же самое, кстати, произошло со словом "прелесть". Мы порой говорим: "Какая прелесть!", не задумываясь, что это слово в Христианстве несет крайне отрицательный смысл.
Интересно, что апостол Павел везде, где мы обычно говорим "гордиться", говорит "хвалиться".
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 105
Re: Покаяние.
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 106
Re: Покаяние.
У мотгомери одни горлумы американские на уме.... Помолись, покая ся, балабол, коль дано тебе....
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 107
Re: Покаяние.
О своей молитве не принято рассказывать и возвышаться над другими: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие...". И более того "Не позволительно вменять в необходимость другим, что сам не исполняешь" (Свт. Василий Великий).
На пользу лучше приведу ниже записи молитвы Иисусовой. Заметил, что прослушивание подобных аудиозаписей и чтение Евангелия настраивают на молитву. Спаси Господи!
На пользу лучше приведу ниже записи молитвы Иисусовой. Заметил, что прослушивание подобных аудиозаписей и чтение Евангелия настраивают на молитву. Спаси Господи!
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 37
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 108
Re: Покаяние.
Покаяние как любовь
Священник Василий Фермос
Если человек не способен по-настоящему полюбить, забыть себя, он не может и по-настоящему, забыв свою гордость, покаяться.
Мы уже привыкли говорить и много читали о покаянии. Точно так же мы много слышали и читали и о любви. Это два серьезных понятия, две очень важных реальности нашей духовной жизни. Но их объединение в названии настоящей статьи кажется несколько странным, вызывает недоумение: как могут эти два понятия совмещаться, что подразумевает возможность их равнозначности? «Покаяние, рассматриваемое как любовь», «Покаяние в форме любви», «Содержание покаяния – любовь» – такими могли бы быть варианты названия нашей статьи.
Обычные значения этих слов, к которым мы привыкли, не очень-то совпадают. Когда мы говорим «покаяние», на ум приходит «скорбь по Богу», «слезы покаяния», «сокрушение», «плоды или дела покаяния» и всё, о чем мы слышали и читали. А произнося слово «любовь», мы подразумеваем жертву, самопожертвование, радость, готовность всех любить. Как же можно совместить, отождествить эти настолько различные образы? Мы постараемся ответить на этот вопрос и подтвердить, что любовь является условием покаяния. И раскрыть эту идею в трех направлениях, обосновать тремя основными аргументами.
- Продолжение:
- Подтверждения опыта
Первым аргументом является опыт: опыт других людей говорит нам о том, что то, как люди каются, во многом схоже с тем, как они любят. Мы часто замечаем, что человек, который может по-настоящему полюбить другого, в такой же мере может основательно, по-настоящему и покаяться. В то время как люди, которым трудно полюбить, как-то зажаты, осторожны, холодны и замкнуты в себе, не могут и покаяться по-настоящему. Более того, вопрос даже не в самом факте любви, а в ее постоянстве. Люди, которые непродолжительно любят (когда горячо любят, полностью отдаваясь своему чувству, но со временем охлаждаются и отступаются) каются с непостоянством – не могут продолжить тот прекрасный порыв, который у них был вначале.
Эти сходства объясняются тем фактом, что мера покаяния показывает способность человека к любви. У каждого человека есть такая способность, данная Богом, – она является частью Его образа. Но по причине огромного разнообразия человеческих характеров и условий жизни (разные родители, разные условия воспитания, разные проблемы, с которыми сталкивается человек и т.д.) способность любить не одинакова, различна и глубина любви, ее качество и постоянство.
Таким образом, способность человека к покаянию соответствует свойствам и особенностям его способности любить. Другими словами, основной механизм, который помогает человеку каяться, – это и есть сила, с которой он может любить. И если человек способен по-настоящему полюбить, забыть себя, значит, он может по-настоящему, забыв свою гордость, и покаяться; значит, он располагает такой полнотой и последовательностью в покаянии, которая угодна Богу. А если любовь человека бедна, тогда бедным и незаконченным будет и его покаяние. (Конечно, такие состояния души не постоянны: даже если кто-то, из-за своего характера и жизненных условий, не имеет дара настоящей любви, то при помощи Божией, внимательности и труде над собой может сделать его совершеннее.)
Некоторые примеры из Предания Церкви помогут нам лучше вникнуть в этот опыт.
Вспомним притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15: 11–32). В ней старший сын предстает человеком со слабой душой. Когда нашелся его младший брат, которого он считал потерянным и о котором много лет ничего не слышал, так что даже не знал, жив ли тот, он не только не прыгает от радости, но вместо этого начинает ругать его перед своим отцом, чувствуя зависть. Становится совершенно ясно, что человек не имеет любви в себе, не способен любить. И этот недостаток, кроме всего прочего, не позволяет ему покаяться. И, напротив, у его брата есть глубокое, искреннее и настоящее покаяние – в меру его способности любить. «А откуда мы знаем, что младший сын, распутник, имеет сильную любовь?» – спросите вы. Ответ нам дает второй пример из Предания, который хотелось бы привести: речь пойдет о преподобной Марии Египетской.
Как и блудный сын (который «расточил имение с блудницами»), преподобная Мария провела много лет в плотских наслаждениях. В конце земного пути она исповедует всю свою жизнь старцу Зосиме и рассказывает нечто, что шокирует верующего христианина: она ходила к мужчинам не только за плату, но даже и не беря денег – лишь ради удовлетворения своей похоти: настолько велика была жажда плотских удовольствий. Этот распутный и глубоко плотский образ жизни косвенно свидетельствует, что у этой женщины было очень сильное стремление и способность любить. Эта способность, конечно, сильно извращена, всецело обращена к безличному гедонизму, безличному удовольствию, к «любви телес», как говорит в своей «Лествице» преподобный Иоанн. Но, несмотря на все это, данное свойство души не перестает быть потенциальной способностью глубоко и сильно любить. И после чудесного обращения преподобной это качество направлено исключительно к Богу и дает святой возможность совершить такие аскетические подвиги и претерпеть такие страдания, что, на первый взгляд, в них невозможно поверить: если бы мы совершали такие подвиги хотя бы и не 40 лет, а пусть даже одну неделю – умерли бы от уныния и тоски. Такое обращение к аскетическим подвигам никоим образом нельзя объяснить, если не признать, что люди, обнаруживающие плотские пристрастия, обладают и способностью глубоко любить, пусть даже эта способность и испорчена многолетними страстями. Это утверждение разрешает недоумение и в случае с блудным сыном.
Следовательно, покаяние – это преобразование душевных сил человека, которое вызвано любовью, а значит, оно является идентификатором нашей способности любить. И если мы хотим получить ответ на вопрос: «Почему мы не можем по-настоящему покаяться?» – нам нужно быть готовыми принять, что, возможно, мы не можем любить по-настоящему ни Бога, ни людей.«Люблю» означает «доверяю»
Теперь перейдем ко второму доказательству, которое дополнит и подтвердит обсуждаемую нами мысль, что любовь является предпосылкой покаяния.
Если мы попробуем проанализировать покаяние как факт, как некий процесс, то заметим, что для него требуется доверие. «Покаяние» (μετάνοια) в греческом языке означает «изменяю ум, образ мыслей», то есть становлюсь новым человеком и, следовательно, меняю направление жизни. Стало быть, я уже не ищу, как раньше, только своей выгоды, комфортной жизни для себя, но предаю себя в руки Божии, чтобы Он руководил мною. Конечно, мы не можем доверять тому (если говорить о доверии в существенных вещах), кого мы не любим, на кого мы не можем положиться. Возможно, в каких-то мелочах мы доверимся человеку и без любви, но когда речь идет о том, чтобы доверить кому-то самого себя, жизнь целиком и полностью (свою единственную и неповторимую жизнь!), тогда для того, чтобы довериться и положиться на человека, уже требуется настоящая любовь.
В таком контексте «каюсь» означает следующее: поскольку я доверяю, поскольку я люблю – предаю себя самого в руки Божии, исполняю и храню Его заповеди, как того требует от нас Сам Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).
И в этом смысле из предавания самого себя в руки Божии через покаяние, через любовь и доверие вытекает отречение от себя. Мы отрекаемся от всего того, что до этого знали и любили, что виделось разумным, логичным. С помощью этого мы приближаемся к встрече с Богом тем же самым образом, что и Авраам, который вышел на встречу с Ним после того, как послушался призыва, с которым Господь к нему обратился: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1). А ведь это в реалиях той эпохи означало путешествие на край света!
Этот призыв к Аврааму, за которым последовала смена места жизни, повторяется каждую минуту и по отношению к нам: чтобы мы изменили образ жизни. Бог нас побуждает оставить позади всё, чему мы научились, то, как мы живем и что думаем о других людях, и призывает делать то, чему Он нас учит, довериться Ему и уйти в новую страну – страну Его заповедей. Это и является настоящим самоотречением – отречением от своего «я», как бы мы его ни любили.
Таким образом, поскольку покаяние предполагает доверие Богу и отречение от самого себя, поскольку доверие и самоотречение предполагают любовь, то покаяние в своей сущности становится фактом любви: я люблю Бога и иду в неизвестность (поскольку послушание Его заповедям по сути это путь в неизвестность).
В связи с этим можно привести пример апостола Петра, как мы его видим в событии чудесного улова. Ученики вернулись после бессонной ночи с озера, усталые, не выспавшиеся и серьезно обеспокоенные тем, что ничего не поймали. Христос встречает их на берегу, узнает, что случилось, и призывает их снова плыть на ловлю в определенное место. Если бы ученики размышляли в соответствии с человеческой логикой, они бы сказали следующее: «Господи, мы уже опытные рыбаки, не первый раз здесь ловим, прекрасно знаем это озеро. И мы не видим никакой возможности сегодня что-нибудь поймать». Но Петр отвечает по-другому: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5: 5). Одного только слова Христа было достаточно для Петра – так он предал себя в руки Божии!
К сожалению, есть определенная группа христиан, которые постоянно участвуют в жизни Церкви, но их образ мышления находится в противоречии с покаянием. Они не могут довериться Богу и отправиться в путешествие в новую страну Его заповедей, потому что отказываются посмотреть на себя через призму заповедей Божиих и таким образом изменить представление о себе. Иначе говоря, не хотят увидеть скрытый внутри ад, в который, однако, Христос уже сошел, посетил его и, несмотря на это, любит нас.
Мотивация, которая неосознанно преобладает среди таких людей, примерно такова: «Господи, я буду молиться Тебе много времени, утром и вечером, но очень Тебя прошу: я бы хотел дальше верить в то, что я лучше, чем мой собрат/сестра и кто-либо другой. И я не могу потерпеть того, что Ты мне покажешь, что он лучше меня. Сохрани для меня видимость, что я лучше, сохрани мое фарисейство, и я для Тебя расшибусь в лепешку, буду убиваться, буду спешить сделать все, что Ты хочешь, буду много поститься, буду жертвовать на храм, раздавать милостыню…» Такое мышление, к сожалению, сегодня стало достаточно обычным для христиан, и это показывает, что в глубине души мы не хотим отдавать себя в руки Божии. Совсем не случайно то, что сегодня мы встречаем людей, которые не чувствуют, что их затруднение в покаянии на самом деле происходит от того, что они не признают других людей, не бывают благодарны другим. Именно здесь начинается трагедия фарисейства и каждого фарисея: «Хочу спастись, но не хочу никому быть обязанным моим спасением. Соблюдаю закон и все установления, чтобы обязать Бога, чтобы я смог потребовать спасти меня». Такой человек в реальности совершенно не способен любить.Благодарность приводит к покаянию
Третий элемент, который нам позволяет связать покаяние и любовь, встречаем в повествовании Нового Завета о трапезе в доме Симона (Лк. 7: 36–48).
Когда Христа принимали в некоем доме, пришла женщина-грешница, припала к Его ногам и начала их умащать миром. Хозяин дома, который был фарисеем, возмутился и подумал: «Если бы Он был пророком, понял бы, что за женщина к нему прикасается, и не принял бы ее». Тогда Христос ответил на его размышления: «Два человека должны были кому-то: один мало, а другой много, но заимодавец простил им обоим. Как ты думаешь, кто будет любить его больше?» «Естественно, тот, кто был больше должен», – не задумываясь, ответил хозяин дома. И Христос говорит: «Понимаешь ли ты сейчас, что эта женщина выразила мне свою благодарность? Поскольку она чувствует, что облагодетельствована Тем, Кто простил ей грехи». И, обернувшись к той женщине, сказал: «Прощаются тебе грехи твои».
Я бы хотел поставить здесь акцент на том, что результатом покаяния является благодарность – а это, по сути, форма любви. Но это правило действует и наоборот: результатом нашей любви к Богу бывает покаяние. Любовь, другими словами, есть и причина, и результат покаяния. Поэтому в одной беседе святитель Иоанн Златоуст, с художественной вольностью описывая не приведенный в Евангелии возможный диалог этой кающейся женщины с купцом, у которого она покупает миро, использует терминологию любви: «Хочу, чтобы ты дал мне лучшее миро, которое у тебя есть, сколько бы оно ни стоило». Тот спрашивает, чтобы лучше понять, для кого она покупает, но женщина перебивает его: «Очень тебя прошу, я пришла к тебе не беседовать; дай мне лучшее – и я пойду. Очень спешу, хочу встретиться с моим возлюбленным». Торговец отвечает: «Я смотрю на цену мира, которое ты просишь, и удивляюсь. Кто тот, кого ты любишь так сильно? Покажи его мне, чтобы и я его возлюбил». Женщина опять отвечает: «Зачем ты, человек, давишь на меня, чтобы узнать, кто это? Разве ты не видишь, как сгорает мое сердце от желания встретить Его и боюсь не успеть? Мне кажется, что нет дома в этой стране, где бы не знали, скольких я совратила в блуд. И как только я увидела этого Святого Врача, Который явился на земле, сразу же душа моя была поглощена Им и сердце покорилось Ему, потому что я видела много чудес, которые Он совершил. Грешных принимает, к мытарям приближается, не гневается и не изгоняет тех, кто приходит к Нему».
Таким образом, мы видим, что отцы, говоря о покаянии, подразумевают проявление способности человека любить, поэтому и используют терминологию влюбленных, чтобы описать связь кающегося с Величайшим Возлюбленным. И эта способность любить способна сама по себе преодолеть силу привычки к пороку.
Я не знаю, насколько наше воспитание в семье и Церкви сосредоточено на покаянии как проявлении любви. Даже наоборот: покаяние часто представляется обязанностью, которая происходит от какого-то сурового Бога-Судии, Который держит увеличительное стекло, чтобы увидеть все наши грехи и за это отправить всех нас в ад на вечные муки. Представление о таком Боге мы передаем своим детям и часто угрожаем им Его именем. Но ведь Господь к нам приближается любя, внимательно присматривается к нам, чтобы увидеть все, что в нас есть хорошего, для того, чтобы найти повод нас спасти. Именно о таком Боге нас учат отцы Церкви.
Отцы называют то покаяние, которое действительно происходит из любви, «началом Царствия Божия» (как и в начале проповеди Христа) в том смысле, что человек в покаянии начинает чувствовать Царство Бога. По-другому покаяние называется «присутствием Святого Духа», Который действует внутри человека и направляет его. Также покаяние уподобляется «новому зрению» – то есть человек покаянием обретает новые глаза – это то, что мы помним из опыта святых, – видение, созерцание Бога. Получение такого зрения – долгий процесс, началом которого является покаяние.
***
Возможно, после всего сказанного нам придется констатировать, что в нашем покаянии нет ничего похожего на упомянутое. Это не должно нас смущать. Лестница на небеса состоит из ступеней. И любящий человека Бог знает, что нам очень трудно сделать первый шаг, чтобы встать на ступень любви. В общем-то, бывают и другие пути покаяния: для кого-то стимулом может быть страх или надежда на награду.
Но независимо от мотива, который нас побудил положить начало духовной жизни, целью всегда должна быть любовь. Духовная жизнь вообще состоит из постоянного преобразования наших внутренних мотивов, освящения намерений и осознания того, что ступень, на которой мы находимся сейчас, временна, поскольку нам уже нужно двигаться к следующей. А «надежда не постыжает»…
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 109
Re: Покаяние.
Кто не грешен? Ответь.