Здравствуйте,
Dum!
Предпошлю своему ответу маленькое "лирическое вступление")).
Как Вы уже знаете, я имею склонность присматриваться к звездному небу. Это не так безопасно, как может показаться. И даже не потому, что завораживает. Дело в том, что если долго смотреть в бездну, мир начинает восприниматься в своеобразной "обратной переспективе" (может и в иконописи что-то от этого?). У Ницше, впрочем, чуть по-другому:
Если долго всматриваться в бездну - бездна начинает всматриваться в тебя.Обратная же перспектива, если к ней относиться серьезно, обязательно требует от тебя действия - в данном случае действия внутреннего: перестройки всей системы восприятия и взаимоотношения с миром вокруг. Именно такие ощущения возникают, когда читаешь Ваши варианты и пытаешься идти до конца. Хотя, "идти до конца" в познании безграничного, вечного и в принципе непознаваемого - не звучит ли это слишком самонадеянно? ))
Надеюсь, Вы не будете на меня в обиде, если я предложу сразу же не рассматривать вариант №1 -
Dum пишет:Жизнь Бога бессмысленна. Мир создан по спонтанному капризу.
- в силу того, что здесь мы просто "облегчаем себе жизнь", отдавая творение мира на откуп "прихоти" Бога, и при этом закрываем глаза на необходимость ответа на вопрос - откуда же появился Сам Бог?
Очень близок к первому, как ни странно, вариант №4 - если Бога нет, то все равно нужно объяснять происхождение мира. В отличие от многих задающихся этим вопросом, я не считаю ответом на него слова: "мир существовал всегда". Апеллируя к своему вступлению, скажу: в таком случае Вселенная начинает всматриваться в меня слишком уж пристально и с какой-то укоризненно-ироничной улыбкой ))
Касательно третьего варианта - а разве в христианстве есть
представление о Боге? В том, что
называют христианством, есть либо антропоморфизация Бога и наделение Его качествами (вечность, безграничность, всемогущество), о которых мы сами не можем иметь никакого представления, а потому это все оказывается просто безответственной фразеологией, либо же отказ от какого бы то ни было Его описания. Второе мне близко.
Самым интересным и близким мне оказывается Ваш второй вариант -
Dum пишет:Какой-то смысл жизни Бога есть, и мир создан с целью. Однако доискаться понимания смысла и цели в земной жизни не только невозможно, но и искать категорически нельзя. Не могу не сказать, что поскольку никто НЕ ЗНАЕТ И НЕ ИЩЕТ смысла жизни Бога, а загробную жизнь все связывают с Богом, то, стало быть, никто НЕ ЗНАЕТ И НЕ ИЩЕТ смысла своей загробной жизни. Ложно бы было видеть смысл и цель просто в нахождении рядом с кем-то, для кого не можешь и не хочешь представить ни смысла, ни цели. А дальше просматривается вопрос о смысле земной жизни человека, который весь смысл своей земной жизни видит в обретении загробной жизни рядом с Богом.
Выделенные мною Ваши слова следовало бы повесить дома в рамке перед глазами каждого, кто осмеливается рассуждать о "божественном замысле" и "промысле", а заканчивает собственным вымыслом.
Однако, в силу того, что "отмахнуться" от вопросов, задаваемых самому себе постоянно, невозможно, приходится время от времени впадать в довольно сильную умственную прострацию, которая и спасает от сумасшествия. Я говорю о тех, кто стремится и не ленится размышлять на эти темы. Многим гораздо проще: они просто скажут, что кто-то "с жиру бесится" - быть бы живу и в тепле, а что до философии, так это от избытка свободного времени.
И все-таки я должен как-то резюмировать свои столь хаотичные рассуждения. Сейчас,
именно сейчас (потом, может, что-то и изменится) скажу: убежден в том, что богопознание (и, следовательно, познание смысла своего богоискательства) не может осуществляться посредством дискурсивного мышления. Это - либо мгновенное озарение (транс), при котором уже нет необходимости что-либо объяснть и согласовывать в своем сознании (то есть, достигать состояния когнитивного гомеостаза), либо - долгий и, на мой взгляд, малоплодотворный процесс последовательных познавательных итераций, постепенно фокусирующих духовный взгляд человека на трансцендентном и приближающих его таким образом к некоему суррогату (лучше сказать - иллюзии) "понимания" Бога.
Спасибо Вам за Ваши мысли и вопросы, особенно за умение и желание очень внимательно относиться к словам и мыслям собеседника, за желание совместного поиска истины. Мое извечное сравнение с альпинистской связкой в нашем случае очень применимо ))
Всего Вам самого доброго!