Разберём некоторые утверждения о. Кураева о Личности Бога и человека из главы "Лишний догмат филиокве". Вначале необходимо сказать, что А. Кураев взял в основу своего представления личности работы В.Н. Лосского.
Критика Лосского:
Киприан Шахбазян - http://nesusvet.narod.ru/ico/books/shakhbazyan2.htm
К. В. Преображенская - http://www.pokrov-forum.ru/action/sc...rajenskaia.php
Кураев - http://fictionbook.ru/author/kuraev_andreyi/viyzov_yekumenizma/read_online.html?page=11#part_942
- "Ипостась и сущность – это термины для обозначения бытия личностного и безличностного.
Вопрос об их взаимном отношении – это основной вопрос религиозной философии. Во всех религиях Бог являет Себя как Личность. Различие в другом: вот эта явленная личностность Божества не есть ли просто Его манифестация, просто маска, наброшенная на Его безличную Сущность? Тогда Личностность – это лишь эпизод в бытии безличностного океана божественной сущности. Поскольку же цель человека в богоуподоблении, то и человек должен превзойти свою личностность и найти путь к растворению себя и своей личностной ограниченности в безбрежном океане Брахмана.
В таком случае личный лик божества – это преломление безличностного луча при прохождении его через границу двух сред – абсолютного и относительного бытия. Тогда личность ниже сущности и вторична по отношению к ней.
Или же напротив сущность, субстанция есть лишь под-ставка, под-лежащее для возвышающейся над ней личности.
....Природа – то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных (“ипостазированных”) действием. Личность оказывается над-качественным, над-природным бытийным стержнем, вокруг которого и группируются природные качественные признаки".
Андрей Кураев правильно критикует представление источника Личности вторичной к сущности, но уходя от этого заблуждения ввергает себя противоположную ошибку, ставя Личность над сущностью, и по сути вместо Личности предлагает индивидуальность, а сущность остаётся безличностная.
Сушность не может быть безличностной, ибо самой по себе природы не существует. Личность, Божественная или человеческая, собственной собою и представляет природу свою и свою сущность. Не разъединить.
Святые отцы времён Никеи согласовывали в тождестве взаимоотношение сущности и ипостаси словом апостола Иоанна.
[Ин.1:1] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Вначале была СУЩНОСТЬ и сущность была у ИПОСТАСИ(Лицо, Личность) и сущность была Личность.
Здесь большое значение имеет равенство в первичности сущности и Личности. Нет сущности без личности и нет личности без сущности. Какая сущность, такая и личность, и какова личность, такова и сущность. Божественная Личность представляет Собой Божественную сущность.
Человечество извечно решает вопрос, что первично, идея или её носитель(вещь). Назовём условно, школа Платона провозглашает первичность идеи, а Аристотель утверждает первичность вещи(носителя идеи). Христианское учение в лице апостола Иоанна не находит первичность идеи, не первичность носителя, ибо нет идеи(Слова, сущности) без её носителя, как нет носителя Слова без идеи(сущности). И в том мудрость простоты философии апостола. Любое искажение первичности в ту или иную прерогативу, довольно смешно, если не сказать, глупо. Представьте, идёт природа человеческая по улице, а Пётр дома ещё только ботинки одевает.
Оторвав природу(сущность, субстанцию) от Личности Кураев неизбежно приходит к выводу, что сущность отвечает на вопрос ЧТО.
- "Природа (сущность) – это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Скажем, природа человека в строгом смысле – это то, что отличает человека от животного и ангельского мира. В более широком смысле “человеческая природа” – это вообще все, что свойственно человеку (независимо от того, роднят ли эти черты человека с горним или низшим миром, или же отличают его от жителей этих миров). Попытки познать природу – это поиски ответа на вопрос “что есть человек".
Итак, в сущности(неизменной субстанции человеческой природы) Кураев утверждает за человеком ЧТО. А субстанция по святому Дамаскину не меняется, и как бы вы не старались в частности называть себя КТО, неизменно останетесть по Кураеву ЧТО, - вещь бездушная.
Кураев находит природу человеческую в совокупности индивидуальности всех людей.
- "Индивидуальность – это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Можно сказать, что каждый из нас лишь отчасти обладает человеческой природой – каждый на свой лад. Поэтому выявление индивидуализирующих черт – это познание того, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою человечность. Индивидуальность – это и есть аристотелевская “первая сущность”: природа, явленная в конкретном многообразии".
Соотнесём такое утверждение Халкидонским Собором о Истинном Человеке Христе и о Его человеческой природе. Христос имеет свою индивидуальность, Собственное индивидуальное имя, строения тела, облик лица, походку ..., которые не присущи всему человечеству. По индивидуальным признакам мы и отличаем людей. Следовательно Христос не содержит всю полноту человеческой природы и в сущности человек не истинный.
Такие вот выводы, за словами профессора, прикрытыми тем же Халкидонским Собором.
Если отнести нахождение природы за Святой Троицей, то "первая сущность" в конкретном многообразии выступает тремя природами Божественными, ибо у каждого Лица есть свои индивидуальные особенности. А это ведёт к ереси многобожия, раздроблению Бога и противоречит Первому Символу Веры о единосущии Божественных Ипостасей.