"Мой хороший друг, диакон Александр Геронимус, в своем сообщении «Тема Церкви в последних беседах митрополита Антония» отметил, что под конец своей жизни владыка не столько давал конкретные ответы на эту тему, сколько размышлял и вопрошал. Что такое Церковь? Как она находит свое воплощение в жизни людей?
Митр. Антоний говорил о своем личном опыте церковной жизни. А опыт этот необычен хотя бы уже тем, что, по его собственному признанию, в 14 лет он был на грани полного разочарования в жизни, потеряв в ней всякий смысл и всерьез подумывая о самоубийстве. Тогда же он услышал в детском лагере проповедь одного священника (притом отнюдь не рядового, а известного талантливого богослова, о. Сергия Булгакова!), которая вызвала у него скорее отвращение, и захотел после этого разобраться с христианством, чтобы раз навсегда покончить с ним, и для этого принялся читать Евангелие, притом выбрав самое короткое из них, от Марка. И когда он начал читать, он вдруг почувствовал живое присутствие Христа рядом с ним! И это изменило всю его дальнейшую жизнь.
Этот опыт, бесспорно, уникальный, в чем-то похожий на то, что пережил апостол Павел в начале своего обращения. Однако, он важен тем, что сначала происходит живая встреча с Христом, и только потом уже – вхождение в Церковь! Митрополит Антоний признавался также, что имел контакт с церковной жизнью и до своего обращения, по традиции, поскольку жил в русской эмигрантской среде во Франции. Ему приходилось бывать на службах в храме по обязанности, и он нашел способ отлынивать от богослужений тем, что вдыхал глубоко воздух в храме, пропитанный ладаном, и после этого терял сознание, впадая в обморок. Неплохое начало для будущего миссионера-проповедника, правда?..
Разумеется, у других людей может быть все иначе. Прот. Георгий Бреев, известный духовник Москвы, рассказывал о себе, что в свои 18 лет (середина 50-х гг. прошлого столетия) он вошел в Елоховский собор и внезапно почувствовал, что вот здесь его родной дом, откуда он уже никуда больше не уйдет. То есть, встреча здесь произошла не вне храма, а в нем самом.
Но самое главное, чтобы эта встреча состоялась! Богословие о Церкви митр. Антония как раз можно назвать богословием встречи, ее открытости и в то же время ее уязвимости. Сущность Церкви – в Евхаристии, когда люди встречают живого Бога и друг друга в неменьшей степени, чем Бога. Это главное. А вот вопросы церковного устройства и другие внешние по отношению к этому главному всегда вызывали разные точки зрения, нередко приводившие к разделениям в христианском мире. Нет общего и соборного определения Церкви, которое устраивало бы всех!"
Из статьи священника Филиппа Парфенова: http://www.pravmir.ru/i-nakonec-chto-est-cerkov/
Митр. Антоний говорил о своем личном опыте церковной жизни. А опыт этот необычен хотя бы уже тем, что, по его собственному признанию, в 14 лет он был на грани полного разочарования в жизни, потеряв в ней всякий смысл и всерьез подумывая о самоубийстве. Тогда же он услышал в детском лагере проповедь одного священника (притом отнюдь не рядового, а известного талантливого богослова, о. Сергия Булгакова!), которая вызвала у него скорее отвращение, и захотел после этого разобраться с христианством, чтобы раз навсегда покончить с ним, и для этого принялся читать Евангелие, притом выбрав самое короткое из них, от Марка. И когда он начал читать, он вдруг почувствовал живое присутствие Христа рядом с ним! И это изменило всю его дальнейшую жизнь.
Этот опыт, бесспорно, уникальный, в чем-то похожий на то, что пережил апостол Павел в начале своего обращения. Однако, он важен тем, что сначала происходит живая встреча с Христом, и только потом уже – вхождение в Церковь! Митрополит Антоний признавался также, что имел контакт с церковной жизнью и до своего обращения, по традиции, поскольку жил в русской эмигрантской среде во Франции. Ему приходилось бывать на службах в храме по обязанности, и он нашел способ отлынивать от богослужений тем, что вдыхал глубоко воздух в храме, пропитанный ладаном, и после этого терял сознание, впадая в обморок. Неплохое начало для будущего миссионера-проповедника, правда?..
Разумеется, у других людей может быть все иначе. Прот. Георгий Бреев, известный духовник Москвы, рассказывал о себе, что в свои 18 лет (середина 50-х гг. прошлого столетия) он вошел в Елоховский собор и внезапно почувствовал, что вот здесь его родной дом, откуда он уже никуда больше не уйдет. То есть, встреча здесь произошла не вне храма, а в нем самом.
Но самое главное, чтобы эта встреча состоялась! Богословие о Церкви митр. Антония как раз можно назвать богословием встречи, ее открытости и в то же время ее уязвимости. Сущность Церкви – в Евхаристии, когда люди встречают живого Бога и друг друга в неменьшей степени, чем Бога. Это главное. А вот вопросы церковного устройства и другие внешние по отношению к этому главному всегда вызывали разные точки зрения, нередко приводившие к разделениям в христианском мире. Нет общего и соборного определения Церкви, которое устраивало бы всех!"
Из статьи священника Филиппа Парфенова: http://www.pravmir.ru/i-nakonec-chto-est-cerkov/