Вся история Церкви Христовой делится на два качественно различных периода: до Константина и после. Один мой знакомый как-то удачно выразился: "Церковь зарождалась как сетевая структура, а после Константина стала иерархической". Здесь дело не в том, что вообще не было иерархии. С апостольских времен были и епископы, и пресвитеры и диаконы. Но также очевидно, что союз Церкви и империи, не мог не привести к бюрократизации Первой. Епархиальное управление сегодня - это сложно организованная администрация. В моих словах нет ни доли осуждения и анархизма - таковы реалии существования в условиях падшего мира. Но вместе с тем, как только начинается процесс бюрократизации Церкви (а это уже 4-5 века), возникает и своеобразная духовная реакция (не оппозиция, не бунт, а именно реакция как реакция иммунитета) - монашество. Что такое первоначальное монашество? Это движение: а) мирянское (долгое время считалось несовместимым с принятием священного сана), б) индивидуалистическое (монах происходит от слова монос - одиночка), в) "демократическое" (признавая власть духовную, наличие сакральной иерархии, монахи уходили из мира, в том числе из мира бюрократических отношений). Египетская пустыня была местом поиска радикальной свободы и радикального равенства.
Но шло время и монашество само стало эволюционировать в сложно организованную бюрократическую структуру. Могу ошибаться (я вовсе не знаток современной монашеской жизни), но думаю, что настоятель сегодня - это абсолютный монарх, администратор и менеджер.
Возникает вопрос: не настало ли время для появления нового монашества, которое будет на самом деле хорошо забытым старым. Оно не будет отрицать неравенства в дарах апостольской благодати, оно не будет бунтовать против Церкви и ее иерархии. Но оно будет давать человеку возможность для поиска радикальной свободы и равенства. А значит, оно снова будет мирянским, индивидуалистическим и "демократическим".
Но шло время и монашество само стало эволюционировать в сложно организованную бюрократическую структуру. Могу ошибаться (я вовсе не знаток современной монашеской жизни), но думаю, что настоятель сегодня - это абсолютный монарх, администратор и менеджер.
Возникает вопрос: не настало ли время для появления нового монашества, которое будет на самом деле хорошо забытым старым. Оно не будет отрицать неравенства в дарах апостольской благодати, оно не будет бунтовать против Церкви и ее иерархии. Но оно будет давать человеку возможность для поиска радикальной свободы и равенства. А значит, оно снова будет мирянским, индивидуалистическим и "демократическим".