Что касается "внедрения пласта культуры", всё просто до боли. Между неграмотным и грамотным человеком примерно такая же разница, как между компьютером подключённым к интернету и... вы подумали - компьютером офф лайн. Нет - компьютером, у которого вдобавок нет дисковода. Вся информация в неграмотного вводится путём монотонного повторения несложных команд. Это делает массовую пропаганду почти бессмысленной. Ещё на городской площади куда ни шло поорать. Или перед строем солдат. А идти проповедовать по деревням - вещь неподъёмная. Поэтому сначала государством создаётся сеть грамотеев - помещики, власть в уездных городах, церковные приходы в сёлах. С их помощью до основной массы населения доносятся самые несложные команды. "Сесть-встать", "вперёд-назад". Далее возникают школы - сначала в городах, затем и в сельской местности. Грамоте обучить легко в случае культурного разрыва: Германия - Новая Гвинея. Когда государство цивилизует себя само, у него для этого нет готового аппарата, его приходится создавать параллельно. Получается замкнутый круг - для распространения грамотности нужен аппарат, а аппарат можно создать только имея значительный процент грамотных. На первом этапе просвещение идёт туго. За сто лет колупания, дай Бог, грамоте удаётся обучить 1-2 процента населения. Зато потом процесс идёт веселее. Грамотный человек стремится передать полезный навык своему потомству, так что прямое воспроизводство (в основном, по мужской линии) обеспечивается. Но, главное, процент городских грамотеев даёт базу для создания школ. А школа действует как рассадник мальков. Два года - и в озере кишит рыба. За несколько поколений наступает почти всеобщая грамотность. В России стадия массового открытия школ началась при Екатерине. Это довольно рано, причём сделано было с умом. Екатерина по этому поводу вела длительную переписку с бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом (зверушка крутизны немерянной), и последовала рекомендациям австрийского императора Иосифа II - умнейшего человека своего времени, настоящего революционера в лучшем смысле этого слова. (Вскоре он был отравлен англичанами, а т.н. "французская революция" это инспирированная Англией дикая феодальная реакция на подлинную революцию 18 века, начатую им, Екатериной II, Людовиком XVI и испанским королём Карлом III.)
Как только возникают народные школы, начинает печататься народная литература. Сначала на уровне плакатов и комиксов, затем небольших брошюр. Большая её часть выпускается государством или в видах государства, и преследует вполне утилитарные цели: гигиена, азы политического воспитания, полеводство.
Акцент очень чётко поставлен. Ванечка пошёл в школу, выучился читать. Прочёл в книжке, что надо раз в 10 дней ходить в баню и мыться, может быть даже с волшебным мылом. Тогда не будет вшей, гнид. И книжку, вишь-ты всей деревне читает.
Неэффективно? Никто такую литературу читать не будет? Будет - другой нет. Вся другая литература такого же сорта: о вреде пьянства, наши бьют басурман, родился Царевич. Плюс религиозная литература. Всё внимательно разглядывается, читается, воспринимается на веру.
Вот данные обследования украинских крестьян летом 1924 года:
употребляют верхнюю одежду в качестве постели - 69%
моют тело реже одного раза в месяц - 63%
моются в корыте - 94%
не пользуются мылом - 46%
используют около полукилограмма мыла в месяц на семью - 43%
используют более килограмма мыла в месяц на семью - 11%
поражено вшами - 28%
С поправкой на одичание гражданской войны это соответствует картине 1900 года. Следует также учитывать, что на Украине культурная ситуация была в полтора-два раза хуже, чем в великорусских областях.
Можно над этими цифрами смеяться, но с другой стороны - 6% крестьян ходит в баню, 11% - регулярно пользуется мылом, 47% - моется чаще раза в месяц, некоторые моются каждую неделю. И, наконец, - 72% свободны от насекомых. Это БОЛЬШОЕ ДЕЛО. Уверяю вас, что в 1800 году картина была совсем другая: стопроцентная вшивость, колтуны, трахома унд зо вайтер. И огромную роль в цивилизации первобытного населения сыграла гигиеническая литература, то есть постепенное распространение грамотности.
Человек существо страшно переимчивое. И хорошее перенимает не хуже, чем плохое. Быть чистым, опрятным - человеку понравиться. Надо только показать, в хорошем смысле распропагандировать. Скажете, "ему это неинтересно"? ИНТЕРЕСНО. Именно это и интересно. Вши кусаются страшно больно, тело расчёсывается. Представить, что измученный вшами и глистами человек былины слагать будет, до этого только аверинцевы додуматься могут, за всю жизнь гвоздя в стену не вбившие. А вот когда человек спит на простыни, укрывается одеялом, ходит в чистой одежде и умеет читать, тогда он и книжку про богатырей прочтёт. Достигнет уровня городского мещанства - будет себя отождествлять с "русским народом", трудолюбивым и талантливым. Чистоплотным. Сочиняющим прекрасные песни-сказки-пляски лучше авторов гигиенических брошюр.
С другой стороны, существует "проблема хороших коммуникаций". Дороги хорошие - можно оперативно мобилизовать войска, перебрасывать их с участка на участок. Но одновременно дороги облегчают вражеское вторжение. Просвещение народа создаёт дополнительные возможности для его затемнения. Поэтому в самых развитых странах Европы умнейшие люди предостерегали от излишне быстрого роста грамотности и во многих случаях ставили на пути народного просвещения барьеры.
Вышла с зоны лагерная ковырялка, научила деревню похабным частушкам. Частушки издали в серии "Соляной городок" - запела вся Россия.
Парадокс государственного строительства заключается в том, что построенную систему коммуникаций можно использовать в антигосударственных целях. Гапониоз это следствие непонимания простой истины: безнаказанно орать матерные частушки в государственный мусоропровод можно только будучи чиновником другого государства.
Как только возникают народные школы, начинает печататься народная литература. Сначала на уровне плакатов и комиксов, затем небольших брошюр. Большая её часть выпускается государством или в видах государства, и преследует вполне утилитарные цели: гигиена, азы политического воспитания, полеводство.
Акцент очень чётко поставлен. Ванечка пошёл в школу, выучился читать. Прочёл в книжке, что надо раз в 10 дней ходить в баню и мыться, может быть даже с волшебным мылом. Тогда не будет вшей, гнид. И книжку, вишь-ты всей деревне читает.
Неэффективно? Никто такую литературу читать не будет? Будет - другой нет. Вся другая литература такого же сорта: о вреде пьянства, наши бьют басурман, родился Царевич. Плюс религиозная литература. Всё внимательно разглядывается, читается, воспринимается на веру.
Вот данные обследования украинских крестьян летом 1924 года:
употребляют верхнюю одежду в качестве постели - 69%
моют тело реже одного раза в месяц - 63%
моются в корыте - 94%
не пользуются мылом - 46%
используют около полукилограмма мыла в месяц на семью - 43%
используют более килограмма мыла в месяц на семью - 11%
поражено вшами - 28%
С поправкой на одичание гражданской войны это соответствует картине 1900 года. Следует также учитывать, что на Украине культурная ситуация была в полтора-два раза хуже, чем в великорусских областях.
Можно над этими цифрами смеяться, но с другой стороны - 6% крестьян ходит в баню, 11% - регулярно пользуется мылом, 47% - моется чаще раза в месяц, некоторые моются каждую неделю. И, наконец, - 72% свободны от насекомых. Это БОЛЬШОЕ ДЕЛО. Уверяю вас, что в 1800 году картина была совсем другая: стопроцентная вшивость, колтуны, трахома унд зо вайтер. И огромную роль в цивилизации первобытного населения сыграла гигиеническая литература, то есть постепенное распространение грамотности.
Человек существо страшно переимчивое. И хорошее перенимает не хуже, чем плохое. Быть чистым, опрятным - человеку понравиться. Надо только показать, в хорошем смысле распропагандировать. Скажете, "ему это неинтересно"? ИНТЕРЕСНО. Именно это и интересно. Вши кусаются страшно больно, тело расчёсывается. Представить, что измученный вшами и глистами человек былины слагать будет, до этого только аверинцевы додуматься могут, за всю жизнь гвоздя в стену не вбившие. А вот когда человек спит на простыни, укрывается одеялом, ходит в чистой одежде и умеет читать, тогда он и книжку про богатырей прочтёт. Достигнет уровня городского мещанства - будет себя отождествлять с "русским народом", трудолюбивым и талантливым. Чистоплотным. Сочиняющим прекрасные песни-сказки-пляски лучше авторов гигиенических брошюр.
С другой стороны, существует "проблема хороших коммуникаций". Дороги хорошие - можно оперативно мобилизовать войска, перебрасывать их с участка на участок. Но одновременно дороги облегчают вражеское вторжение. Просвещение народа создаёт дополнительные возможности для его затемнения. Поэтому в самых развитых странах Европы умнейшие люди предостерегали от излишне быстрого роста грамотности и во многих случаях ставили на пути народного просвещения барьеры.
Вышла с зоны лагерная ковырялка, научила деревню похабным частушкам. Частушки издали в серии "Соляной городок" - запела вся Россия.
Парадокс государственного строительства заключается в том, что построенную систему коммуникаций можно использовать в антигосударственных целях. Гапониоз это следствие непонимания простой истины: безнаказанно орать матерные частушки в государственный мусоропровод можно только будучи чиновником другого государства.