Православная церковь подчёркивает, что, с её точки зрения, вопрос filioque является принципиальной и самой значимой причиной отделения православных от католиков и признание последних Православной церковью еретиками.
Томос Константинопольского собора 1285 г.:
Признано, что Сам Утешитель сияет и вечно проявляется посредством Сына, как сияет свет солнца посредством луча,… но это не означает, что Своё [ипостасное] бытие Он получает через Сына или от Сына.[49][50][51]
Сингилион Константинопольского собора 1583 года:
Тот кто, являясь чадом, крещенным в Восточной Православной Церкви, не исповедует сердцем и устами, что Святой Дух исходит от Отца одного, существенно и ипостасно, как говорит Христос в Евангелии; во времени же от Отца и Сына; такой будет отлучён из нашей Церкви и будет предан анафеме.[52][53]
Поместный собор Русской Церкви 1620 года:
…Всех же убо еретических вер, по святым правилом святых отец, сквернеиши и лютеиши есть латыняне папежницы (католики).[54][55]
Большой Московский собор 1666-67 годов (патриархи Александрийский, Антиохийский, Московский и все русские иерархи):
Главнейшей ересью латинян (католиков) является исхождения Святого Духа от Отца и Сына.[56]
Определение собора из четырёх греческих патриархов и иных иерархов:
Посему единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам восточным и западным, как древле при Отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборно, что сие нововведённое мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, по упомянутому соборному определению святейшего папы Дамаса; составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви — беззаконно. (Окружное послание ко всем Православным христианам 1848 г.)»[57]
Основные обвинения, которые выдвигали греческие отцы против латинского учения о Филиокве:
сам факт прибавления слова к Никео-Константинопольскому Символу веры является недопустимым нововведением;
учение о Филиокве противоречит Священному Писанию;
учение о Филиокве противоречит писаниям восточных отцов Церкви, авторитет которых подтверждён вселенскими соборами;
учение о Филиокве нарушает принцип «монархии», единоначалия в Троице, вводя в Троицу «второе начало»;
предвечное исхождение Святого Духа от Отца не тождественно Его ниспосланию во времени от Сына.[58]
Смотрите также: Константинопольский собор 1484 года.