В 1930-е годы власти Крыма вскрыли могилы нескольких десятков героев обороны Крыма 1854-56 годов. Военной промышленности понадобился цинк их гробов. Прах героев просто выбросили. В 1942 году вошедшие в Крым немцы торжественно перезахоронили останки русских героев.
С началом индустриализации важное значение власти придавали изъятию у церкви всех металлов, чёрных и цветных. Начали с церковных колоколов. Затем заготовители металла спустились ниже — под землю.
В Крыму пионером в этой кампании выступила Комиссия по делам культов Севастопольского горсовета (председатель комиссии А.Ибраимов). В праздник, день Красной Армии, 23 февраля 1933 года она постановила: «Считать целесообразным вскрытие склепов под Владимирским соборе». В этом храме были похоронены адмиралы М.Лазарев, В.Корнилов, В.Истомин и П.Нахимов. Кроме них в соборе св.Владимира было захоронено ещё девять адмиралов Черноморского флота — участников Крымской войны, русско-турецкой 1877-1878, Японской и Первой мировой (а также десятки героев званием ниже). Целью вскрытия комиссия обозначила: добыча гробового цинка.
В январе 1934 года управляющий Крымским отделением треста «Металлолом» Владимиров обратился в Севастопольский горсовет: «В склепах, гробах лежат остатки быв. ГЕНЕРАЛОВ, Адмиралов и проч. буржуазии». Товарищ Владимиров испрашивал разрешение на изъятие 150 цинковых гробов с русского городского кладбища «для удовлетворения потребностей крымской промышленности в остродефицитном цинке в фонд обороны страны».
Спустя какое-то время инспектор Севастопольского Горфо Р.Бартле продал 150 кг гробового цинка консервному заводу «Серп и Молот». И получил за это дисциплинарное взыскание за нарушение монопольного права «Цветметаллома» на реализацию оборонного сырья. К октябрю 1935 года на городском кладбище скопилось около 200 нереализованных гробов из цинка.
(Вверху на фото — памятник Тотлебену с отбитой головой. На этом фото — немецкий солдат показывает на могилы русских героев, перезахороненные с почестями)
Вскрывали могилы не только на гражданском погосте. Братское кладбище на Северной стороне. В этом многотысячном воинском некрополе покоилось немало героев Севастопольской эпопеи, умерших после окончания Крымской войны. Некоторые из ветеранов были лицами весьма состоятельными и завещали, живя за пределами Крыма, похоронить себя там, где лежали их боевые товарищи.
В 1884 году умер генерал-адъютант Э.Тотлебен, бывший в тот год на отдыхе и лечении в Германии. Его тело было забальзамировано и помещено в фамильном склепе под городом Митавой (ныне Елгава в Латвии). В 1890 году цинковый гроб с прахом усопшего перевезли в Севастополь. К этому времени был сооружен памятник-склеп на Братском кладбище. На кладбище состоялась торжественно-траурная церемония.
Когда в 1930-е сборщики гробового цинка вытряхнули останки национального героя России из гроба, кто-то собрал их и предал земле рядом с монументом. Работники Братского кладбища на свой страх и риск перезахоронили останки ещё около десяти героев, выкинутых из цинковых гробов.
После занятия Крыма немецкими войсками останки русских героев решили перезахоронить.
В газете «Голос Крыма» от 2 июля 1942 года об этом событии рассказывала статья бывшего капитана РККА Л.Станиславского, перешедшего на службу немцам:
«На Севастопольском Братском кладбище в воскресенье, 27 июня, было много публики. Здесь у восстановленной Германским командованием поруганной большевиками гробницы Эдуарда Ивановича Тотлебена состоялась торжественная церемония. Прах героя Севастопольской обороны 1855 года, выдающегося русского военного инженера, выброшенный большевистскими вандалами из гроба, снова был предан земле.
К девяти часам утра на кладбище прибыли представители местного гарнизона, германские генералы и офицеры, многие жители города, кому дорога память прославленного севастопольского героя. Торжественная церемония открылась заупокойной литургией. У гроба с прахом Тотлебена застыли в почётном карауле германские солдаты.
(Почётный немецкий караул у могилы Тотлебена)
Перед собравшимися на церемониал держит речь комендант города Севастополя подполковник Гон. «Год назад, — говорит он, — германо-румынские войска взяли штурмом крепость Севастополь — последний оплот большевиков в Крыму. Гробница Тотлебена была разрушена и ограблена. Германское командование считает долгом своей чести восстановить поруганную гробницу Тотлебена, гениального строителя крепости Севастополь. Германские вооружённые силы чтят в лице Тотлебена не только знаменитого генерала, выдающегося военного инженера XIX столетия, но также мужа германской крови.
Тотлебен — потомок старинного германского рода, поселившегося в древние времена в Прибалтике, и верный подданный Российской империи. Его заслуги в сооружении Севастополя — одной из наиболее грозных крепостей континента особенно проявились во времена осады города в Крымскую кампанию. Его работы доказали, что могут совершить германская воля и преданность целям. Сегодня восстановленная гробница Тотлебена, с именем которого неразрывна связана история Севастополя, передаётся в верные руки Германской Управы. В этот час мы, чествуя храброго воина Тотлебена, возлагаем на его могилу венок».
Статья рассказывала также о том, что «по решению Городской Управы, Историческому бульвару ныне присваивается имя Тотлебена. В одном из высших учебных заведений Крыма на факультете математических наук будет учреждена стипендия его имени, сейчас восстанавливается дом, где жил Тотлебен, в нём будет создан городской дом ветеранов войны.
(Цитаты: «Крым и Россия: неразрывные исторические судьбы». Материалы республиканской научно-общественной конференции. Симферополь, 1994)