«Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: «сие творите в Мое воспоминание», открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, — и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, — так и Павел говорит здесь: «ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете». Такова эта вечеря!
Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: «доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11: 26-27)». (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 27).
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Вы, говорит, должны быть в таком настроении, как бы принимали жертву от Самого Христа, в тот самый вечер и возлежа на том самом месте. Ибо вечеря сия — та самая, и мы «возвещаем», то есть вспоминаем, ту самую «смерть», до второго пришествия». (Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла).
По св. Иоанну Златоусту и блаж. Феофилакту вечеря Господня пребудет до скончания века и второго пришествия, но из слов преп. Ефрема Сирина можно сделать вывод, что при антихристе богослужения не будет.
«Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения». (Преп. Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово).
Что говорят по этому вопросу другие святые отцы? Всегда ли будет совершаться богослужение или прекратится в последние времена?
Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: «доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11: 26-27)». (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 27).
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Вы, говорит, должны быть в таком настроении, как бы принимали жертву от Самого Христа, в тот самый вечер и возлежа на том самом месте. Ибо вечеря сия — та самая, и мы «возвещаем», то есть вспоминаем, ту самую «смерть», до второго пришествия». (Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла).
По св. Иоанну Златоусту и блаж. Феофилакту вечеря Господня пребудет до скончания века и второго пришествия, но из слов преп. Ефрема Сирина можно сделать вывод, что при антихристе богослужения не будет.
«Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения». (Преп. Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово).
Что говорят по этому вопросу другие святые отцы? Всегда ли будет совершаться богослужение или прекратится в последние времена?