Южная Сибирь — особый регион. Казахи вслед за коммунистами называют её «Северный Казахстан», хотя к самому Казахстану эта русская область не имеет никакого отношения. Власти страны пытаются как можно быстрее выдавить оттуда русских, и у них отлично это получается. Перед распадом Советского Cоюза в Казахстане жили 6,5 млн казахов (40% от всего населения) и 6,1 млн русских (37%). Теперь, по переписи 2009 года, казахов набралось 10 млн (63%), а русских только 3,7 млн. (23%). По сути идет мягкая, но крупномасштабная этническая чистка, о которой в России стесняются говорить — неприлично же, не дай бог обидим евразийского союзника.
Национальный состав огромного региона изменился стремительно. Но русское население все еще сохраняет относительное большинство, и многие эксперты (в основном западные) говорят, что в Северном Казахстане мог бы повториться «крымский сценарий». Разумеется, для этого власти Российской Федерации сначала должны обратить внимание на завуалированный этноцид русских — а это вряд ли когда-нибудь произойдет.
Посмотрим на тлеющий этнополитический конфликт в комплексе: кто виноват, чего ждать и что будет?
Несмотря на сопротивление киргизов, колонизация Южной Сибири продолжалась: власти селили здесь крестьян из Центральной России и Малороссии — частью принудительно, а частью добровольно и ко взаимной выгоде. По-настоящему масштабная переселенческая программа развернулась в годы столыпинских реформ: крестьяне двигались все дальше и дальше на юг, заселяя бывшие киргизские пастбища. Правительство справедливо рассудило, что оставлять столько земли скотоводам-кочевникам попросту нерационально. Братской любви между колонистами и киргизами это не добавило, но зато регион постепенно и неотвратимо превращался в русский.
В порядке борьбы с великорусским шовинизмом советская власть подарила местным азиатам все земли, на которых те когда-то кочевали. Южная Сибирь сначала досталась новообразованной Киргизской АССР в составе РСФСР, а потом попала в самостоятельную Казахскую советскую социалистическую республику. Отдать хотели даже Оренбургскую область — чудом пронесло, а то бы и она сейчас считалась исконной землей наших евразийских друзей и партнеров.
После этого большевики решили соорудить кочевникам промышленность. Для этого на север образованной Казахской ССР стали переселять ссыльных кулаков, а потом и целые репрессированные народы: корейцев, немцев Поволжья, крымских татар и прочих чеченцев. На прирезанных к Казахстану русских землях возвели более 100 промышленных предприятий и проложили более тысячи километров железнодорожного полотна. Казахов пытались отучить от кочевой жизни и централизованно переселяли их в города, до того почти полностью русские.
Русских целенаправленно и последовательно старались заменить казахами. Во-первых, столицу с юга страны перенесли на север, из Алма-Аты в Астану (характерно, что оба города — это казачьи форпосты, Верный и Акмолинск). В 1989 году в Астане было 17% казахов, а в 2012-м уже 73%. Во-вторых, специально под эту задачу изменили административные границы — так, чтобы русских в каждой из областей стало меньше половины. И, наконец, миллион с чем-то этнических казахов, репатриировавшихся из соседних стран, расселили на северных территориях, разбавив ими русских. К этому добавилась более высокая рождаемость у титульного этноса и даже искусственное завышение процента казахов при переписях.
Сейчас на территории так называемого Северного Казахстана активно формируются две враждебных друг другу общности. Это русскоязычное население страны, объединенное вокруг русских (малороссы, белорусы, немцы, поляки) — люди, которые не хотят учить казахский язык, и собственно казахи, среди которых особенно выделяются мамбеты-самостийники и прочие репатрианты-оралманы. «Шала-казахи» — русскоязычные и сильно обрусевшие казахи — стоят между двумя этими группами и относятся к происходящему по-разному. Противостояние может легко перейти в горячую фазу, если начнется еще одна волна казахизации (об этом много говорят представители казахской элиты) или исламизации (эта опасность сохраняется во всех среднеазиатских республиках) — смотря какая сила попадет во власть.
Если вопрос с территориальной автономией для русских Казахстана никак не решится, на постсоветском пространстве может разгореться еще один конфликт. Русские Южной Сибири в последнее время стали всерьез задумываться о национальных вопросах. Например, они почти не заключают межэтнических браков — по статистике, 75% русских женятся внутри общины, а остальные 25% — в основном на представителях родственных групп (малороссы, русскоязычные немцы, поляки). Рождаемость тоже начала расти (но миграция в Россию все равно продолжается).
Многие наши соотечественники, оказавшиеся в Казахстане после развала СССР, являются гражданами этой страны только номинально. Ментально они по-прежнему ощущают себя жителями единой и неделимой России. Пожалуй, сохранить Казахстан в нынешних границах могло бы только строительство двуязычного федеративного государства (например, по канадскому принципу). Вероятно, выборы 2015 года, на которых Назарбаев получил 98% голосов — последние выборы в относительно спокойной обстановке.
Русские, разумеется, вернут себе землю предков — и Южную Сибирь, и другие несправедливо отнятые территории. Вопрос только в цене этого возвращения — в том, во что оно обойдётся.
Национальный состав огромного региона изменился стремительно. Но русское население все еще сохраняет относительное большинство, и многие эксперты (в основном западные) говорят, что в Северном Казахстане мог бы повториться «крымский сценарий». Разумеется, для этого власти Российской Федерации сначала должны обратить внимание на завуалированный этноцид русских — а это вряд ли когда-нибудь произойдет.
Посмотрим на тлеющий этнополитический конфликт в комплексе: кто виноват, чего ждать и что будет?
Историческое право
Главное — это русская земля, цивилизацию сюда принесли русские. Русские основали в Южной Сибири первые города — Петропавловск (1752 г.), Павлодар (1720 г.), Костанай (1879 г.) и даже современную столицу страны, так называемую Астану (1830 г.). История этой земли неразрывно связана с остальной Сибирью и всей Россией. Она начинается во времена образования Сибирского казачьего войска (1582 г.). Тогда в этих местах пролегала линия обороны от азиатских кочевников, и кроме старожилов-казаков здесь стали селить малороссов, солдат, крестьян и даже пленных поляков — позже всех их включили в казачье сословие.Многие города на севере современного Казахстана находились на землях Сибирского казачьего войска
Российская Империя вела дальновидную и правильную политику колонизации, постепенно углублялась все южнее в степь. Отношения между сибиряками и киргизами (так раньше называли казахов) были непростыми, хотя взаимная торговля шла бойко. Сибирские казаки не позволяли азиатам кочевать на своих землях, а те не хотели с этим смириться. Случались частые стычки. Вопрос об исконном праве не так однозначен, как может показаться: киргизы массово откочевывали в эти места в XVIII веке, уже после появления казачьих поселений. Конфликт ожесточали старые обиды: сибирские казаки подавляли все прежние восстания казахов, да и вообще приложили руку к покорению азиатских просторов.Несмотря на сопротивление киргизов, колонизация Южной Сибири продолжалась: власти селили здесь крестьян из Центральной России и Малороссии — частью принудительно, а частью добровольно и ко взаимной выгоде. По-настоящему масштабная переселенческая программа развернулась в годы столыпинских реформ: крестьяне двигались все дальше и дальше на юг, заселяя бывшие киргизские пастбища. Правительство справедливо рассудило, что оставлять столько земли скотоводам-кочевникам попросту нерационально. Братской любви между колонистами и киргизами это не добавило, но зато регион постепенно и неотвратимо превращался в русский.
Русские крестьяне в Южной Сибири. Фотография С. М. Прокудина-Горского
Советское выселение и советское заселение
Как и в других исторически русских областях нынешнего Казахстана (Земля яицких казаков, Семиречье, Рудный Алтай), большевики считали главными врагами пролетарской революции казаков и русских крестьян-переселенцев. Новая власть отнимала у них имущество и отдавала его своим союзникам-киргизам. Не обошлось и без репрессий.В порядке борьбы с великорусским шовинизмом советская власть подарила местным азиатам все земли, на которых те когда-то кочевали. Южная Сибирь сначала досталась новообразованной Киргизской АССР в составе РСФСР, а потом попала в самостоятельную Казахскую советскую социалистическую республику. Отдать хотели даже Оренбургскую область — чудом пронесло, а то бы и она сейчас считалась исконной землей наших евразийских друзей и партнеров.
После этого большевики решили соорудить кочевникам промышленность. Для этого на север образованной Казахской ССР стали переселять ссыльных кулаков, а потом и целые репрессированные народы: корейцев, немцев Поволжья, крымских татар и прочих чеченцев. На прирезанных к Казахстану русских землях возвели более 100 промышленных предприятий и проложили более тысячи километров железнодорожного полотна. Казахов пытались отучить от кочевой жизни и централизованно переселяли их в города, до того почти полностью русские.
Казахи до прихода «русских варваров» выглядели примерно так. Фотография известного фотографа Российской Империи С. М. Прокудина-Горского
Позже на этой территории началось движение по ударному освоению целины, и в Южную Сибирь устремились миллионы человек со всей страны — по сути это была новая колонизация русскими своих же территорий, возвращение. Советское руководство в редком приступе вменяемости планировало со временем выделить Целинный край, почти полностью совпадающий с современным «Северным Казахстаном», в отдельный регион, а потом дать ему автономию или даже присоединить обратно к РСФСР. Автономию в 1979 году хотели создать ли для выселенных сюда немцев Повожья, но казахские республиканские элиты не дали этого сделать. Пролетарский интернационализм победил — московским коммунистам не с руки было ссориться с евразийскими братушками из-за русской земли.Политика замещения и противодействие ей
Развал Советского Союза разделил историческую Россию по административным границам, когда-то нарисованным большевиками как бог на душу положит. Миллионы русских людей в Южной Сибири в одночасье оказались гражданами дикой азиатской этнократии. Казахи стали «титульной» нацией, а русские, живущие на своей земле — людьми второго сорта. Пользуясь беззащитностью и смятением русских в 90-е, власти молодого государства спешно устроили казахизацию. Русский язык серьезно подвинули, русскоязычных перестали брать на госслужбу (сейчас девять из десяти официальных должностей занимают казахи). Как обычно, местные самостийники активно боролись с исторической топонимикой — улицы и города переименовывали на казахский лад.Русских целенаправленно и последовательно старались заменить казахами. Во-первых, столицу с юга страны перенесли на север, из Алма-Аты в Астану (характерно, что оба города — это казачьи форпосты, Верный и Акмолинск). В 1989 году в Астане было 17% казахов, а в 2012-м уже 73%. Во-вторых, специально под эту задачу изменили административные границы — так, чтобы русских в каждой из областей стало меньше половины. И, наконец, миллион с чем-то этнических казахов, репатриировавшихся из соседних стран, расселили на северных территориях, разбавив ими русских. К этому добавилась более высокая рождаемость у титульного этноса и даже искусственное завышение процента казахов при переписях.
Многие казахи-самостийники поддерживают Украину
«Русская весна» на Украине и возвращение Крыма разделили казахское общество на сторонников России и ее противников (часто по этническому признаку). Казахи испугались не на шутку: зазвучали даже предложения на всякий случай переселить в бывшую Южную Сибирь еще 300 тысяч казахов-репатриантов. Вернувшихся с Донбасса ополченцев местные власти пытаются преследовать и сажать. Русские сайты и группы блокируют. Парадоксальная ситуация: казахское правительство до смерти боится русского сепаратизма, вызванного как раз агрессивной принудительной казахизацией.Что дальше?
Чтобы не исчезнуть совсем, русским Южной Сибири нужна сильная и сплоченная община. Пародийное официальное казачество и подконтрольные правительству карманные славянские партии здесь не помогут. Нужно объединяться, осмыслять и озвучивать угрозу своей идентичности и думать о будущем.Сейчас на территории так называемого Северного Казахстана активно формируются две враждебных друг другу общности. Это русскоязычное население страны, объединенное вокруг русских (малороссы, белорусы, немцы, поляки) — люди, которые не хотят учить казахский язык, и собственно казахи, среди которых особенно выделяются мамбеты-самостийники и прочие репатрианты-оралманы. «Шала-казахи» — русскоязычные и сильно обрусевшие казахи — стоят между двумя этими группами и относятся к происходящему по-разному. Противостояние может легко перейти в горячую фазу, если начнется еще одна волна казахизации (об этом много говорят представители казахской элиты) или исламизации (эта опасность сохраняется во всех среднеазиатских республиках) — смотря какая сила попадет во власть.
«Свидомые» казахи несут карикатуру на русскоязычных казахов
Важный момент: из-за архаичных родоплеменных противоречий сами казахи до сих пор не составляют единого целого — у них есть свой, внутриказахский сепаратизм. Например, сепаратистские идеи популярны у самой крупной родовой общины западного Казахстана — адайцев. Их стремление обособиться от остальных казахов вызвано в основном экономическими причинами. Развивается идеология особой идентичности западных казахов (Младший жуз). Любое компетентное русское правительство наверняка воспользуется этими племенными конфликтами в собственных интересах.Если вопрос с территориальной автономией для русских Казахстана никак не решится, на постсоветском пространстве может разгореться еще один конфликт. Русские Южной Сибири в последнее время стали всерьез задумываться о национальных вопросах. Например, они почти не заключают межэтнических браков — по статистике, 75% русских женятся внутри общины, а остальные 25% — в основном на представителях родственных групп (малороссы, русскоязычные немцы, поляки). Рождаемость тоже начала расти (но миграция в Россию все равно продолжается).
Многие наши соотечественники, оказавшиеся в Казахстане после развала СССР, являются гражданами этой страны только номинально. Ментально они по-прежнему ощущают себя жителями единой и неделимой России. Пожалуй, сохранить Казахстан в нынешних границах могло бы только строительство двуязычного федеративного государства (например, по канадскому принципу). Вероятно, выборы 2015 года, на которых Назарбаев получил 98% голосов — последние выборы в относительно спокойной обстановке.
Русское Южносибирье и Казах Ели. На основе данных по районам и городам. Строительство двуэтнического русского-казахского государства и федерализация могут спасти Казахстан от развала в будущем
Трагедия Южной Сибири, как и других русских исторических областей Казахстана, — это трагедия всего русского народа, который внезапно разделили искусственные границы, произвольно начерченные большевиками. Это трагедия миллионов людей, отрезанных от общей родины. Очевидно, что после Назарбаева (или уже при нем) интернациональное евразийство закончится, и Казахстан из «партнера», ведущего под разговоры о дружбе тихий этноцид русских, превратится в открытого и непримиримого врага.Русские, разумеется, вернут себе землю предков — и Южную Сибирь, и другие несправедливо отнятые территории. Вопрос только в цене этого возвращения — в том, во что оно обойдётся.