А на каком основании стоит ваше утверждение?noname пишет:Второй брак - большой грех.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+11
Zar
Nuklon
nichar
Veronika
София09
noname
Нюся
Монтгомери
Кир
miha61
Marina Sea
Участников: 15
"Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
София09- Пользователь
- Сообщения : 263
Дата регистрации : 2012-04-03
Возраст : 58
Откуда : карелия
Вероисповедание : православие
- Сообщение 31
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 32
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
На основании слов Христа, которые привёл Монтгомери, женщина.София09 пишет:
А на каком основании стоит ваше утверждение?
София09- Пользователь
- Сообщения : 263
Дата регистрации : 2012-04-03
Возраст : 58
Откуда : карелия
Вероисповедание : православие
- Сообщение 33
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Так Христос говорил верующим, а если были неверующие и развелись, то потом после уверования разве не могут жениться на христианке?noname пишет:
На основании слов Христа, которые привёл Монтгомери, женщина.
Кир- Новичок
- Сообщения : 12
Дата регистрации : 2015-06-10
Вероисповедание : православие
- Сообщение 34
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Нюся, простите: я не предвидел, что мой вопрос и Ваш ответ вызовут подобную реакцию.
Форумчане, просьба воздержаться от переходов на личность Нюси, которая по моей просьбе ответила на личный вопрос (хотя могла этого не делать). Тем более страшилки про многоглавых женщин ни к чему совершенно.
Форумчане, просьба воздержаться от переходов на личность Нюси, которая по моей просьбе ответила на личный вопрос (хотя могла этого не делать). Тем более страшилки про многоглавых женщин ни к чему совершенно.
Последний раз редактировалось: Кир (15.11.15 19:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 36
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 35
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
noname пишет:
На основании слов Христа, которые привёл Монтгомери, женщина.
Мне кстати самому стало интересно толкование Святых этого отрывка, чтобы определить, не ошибаюсь ли я в своём мнении на этот счёт и получилось, что ошибаюсь
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Матф. 5:31-32
Вот толкование Феофилакта Болгарского:
Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей — ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене.
____________________________________________________________________
А вот ещё одно смежное спорное место из Писание, которое легко можно понять неправильно:
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк (Иоанн. 4)
И толкование того же Феофилакта Болгарского:
«Пойди, позови мужа своего». Видя, что она настаивает на получении, а Его побуждает на даяние, говорит: «позови мужа своего», как бы показывая, что и он должен с тобою участвовать в сем даре Моем. Она, чтобы скорее скрыть и вместе получить, говорит: я не имею мужа. Теперь-то Господь чрез пророческое ведение открывает Свою силу, перечисляет прежних ее мужей и обнаруживает того, которого она теперь скрывает. Не пришла ли она в досаду, выслушавши это? Не оставила ли Его и не убежала ли? Нет, она еще более удивилась, еще более укрепилась и говорит: Господи! вижу, что Ты пророк; и спрашивает Его о предметах божественных, а не о житейских, например, о здоровье тела или об имуществе. Так целомудра и благорасположена к добродетели душа ее!
Последний раз редактировалось: Монтгомери (05.07.15 16:34), всего редактировалось 1 раз(а)
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 36
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную
- Толкование:
- Свт. Иоанн Златоуст
К новому предмету Спаситель переходит лишь после того как раскроет во всей полноте предыдущий. Так и в данном случае Он показывает нам еще другой вид прелюбодеяния. Какой же это? Был в Ветхом завете закон, который всякому, кто не любит жену свою по какой бы то ни было причине, не воспрещал отвергать ее, и жениться вместо нее на другой. Впрочем, закон повелевал делать это не просто, а предписывал дать жене разводную, чтобы ей нельзя уже было опять возвращаться к мужу, чтобы сохранить таким образом, по крайней мере, вид брака. Если бы в законе такого повеления не было, и было бы позволено одну жену отпустить, и взять другую, а потом опять возвратить первую, то произошло бы великое смешение; тогда все беспрестанно брали бы жен друг у друга, и это было бы уже явным прелюбодеянием. Законодатель оказал немалое снисхождение, позволив давать разводную; но это было сделано для избежания другого, гораздо большего зла. В самом деле, если бы закон принуждал держать жену и ненавистную, то ненавидевший легко мог бы убить ее. А народ иудейский на это был способен. Если иудеи не щадили своих детей, умерщвляли пророков и кровь проливали как воду, тем более они не пощадили бы жен. Поэтому Законодатель и допустил меньшее зло, чтобы пресечь большее. А что закон этот был не из числа первоначальных, послушай, как об этом говорит Христос: “Моисей по жестокосердию вашему” написал это (Мф. 19:8), — то есть, чтобы вы, удерживая у себя жен, не убивали их, но изгоняли бы от себя.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Хроматий Аквилейский
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную
Господь и Спаситель наш во всем изменяет к лучшему заповеди древнего закона. Впрочем, уже давно иудейскому народу, живущему беззаконно и предающемуся наслаждениям, Моисей разрешил по любой причине давать развод. Не потому, что этого требует дух закона, но потому, что разнузданная плотская страсть народа не могла придерживаться твердой правды учения закона. Поэтому была предоставлена такая возможность, как в другом месте Господь отвечает на вопрос саддукеев. Когда они спрашивают, почему Моисей позволил давать разводную, Господь отвечает, говоря: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так (Мф 19:8). Поэтому теперь неслучайно Господь и Спаситель наш, отменив это право, восстанавливает заповеди древнего закона. Итак, Он приказывает союз чистого брака сохранять нерушимым законом, указывая, что закон брака впервые был установлен Им. Он говорит: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:6; Мк 10:9).
Трактат на Евангелие от Матфея.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 31-33 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои»
В одной из следующих речей Спаситель изъясняет это место полнее, говоря, что Моисей повелел давать разводную запись по причине жестокосердия супругов, т. е. не раздорам делая уступку, а предупреждая человекоубийство (Втор 24:1-4). Действительно, ведь лучше стать хотя бы и в прискорбное разногласие [и разойтись], чем вследствие ненависти пролить кровь.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную
Моисей повелел, чтобы, если кто возненавидит свою жену, развелся с нею, дабы не случилось худшего, ибо та, которую возненавидели, могла быть и убита, - и дал разведенной разводное письмо, которое называлось отпускным, так чтобы отпущенная никогда не возвращалась к нему и не произошло раздора, когда муж станет жить с другой.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ст. 31-32 Речено же бысть, яко иже аще пустит жену свою, да даст ей книгу распустную. Аз же глаголю вам, яко всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и иже пущеницу поймет, прелюбодействует
Вот указывает и другой вид прелюбодеяния. Древний закон приказывал, чтобы ненавидящий почему бы то ни было свою жену не удерживал ее, но отпускал, дав ей разводное письмо, чтобы не случилось убийство. Иудеи были почти непримиримы не только по отношению к женам, но и к детям. Посему Христос и сказал им: Моисей по жестокосердию вашему повеле вам пустити жены вашя (19, 8), но дать разводное письмо, чтобы впоследствии, когда отпущенная выйдет замуж за другого, отпустивший не мог взять опять ее, как свою жену, и чтобы отсюда не происходили беспорядки и раздоры. Научая вышеупомянутыми словами быть более кроткими, Христос теперь повелевает не только не отпускать жены, разве словесе любодейнаго, т.е. кроме вины любодеяния, называя здесь любодеянием – прелюбодеяние, – но и отпущенной не позволяет выходить за другого мужа. Кто отпускает свою жену не за вину любодеяния, тот делает ее прелюбодейною, если она соединится с другим мужем; а кто женится на отпущенной другим, тот прелюбодействует с чужою. Узаконив это, Он сделал и жену благоразумнее. Слыша, что никто не возьмет в жены отпущенную, она будет любить своего мужа и угождать ему. Таким образом, напоминая о вине прелюбодеяния и тому, кто без причины отпускает свою жену, и тому, кто женится на отпущенной другим, Он укрепил мир супругов и позаботился, чтобы не допускалось прелюбодеяние. Кто не отпускает и любит свою, тот не пожелает чужой. И тот, которому запрещается жениться на отпущенной другим, не отпустит своей.
Толкование Евангелия от Матфея.
Анонимный комментарий
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную
Когда Господь говорил о гневающемся напрасно и вожделеющем, то надлежащим образом Он заповедал не разводиться со своей женой. Действительно, если гневающийся на брата своего напрасно будет подлежать суду, то как же не будет виновен тот, кто без вины прелюбодеяния так ненавидит свою жену, что разводится с нею? Но ты скажешь: моя жена виновата во многом. Что же? А ты разве без греха? Ведь если мы обязаны нести чужие грехи, по слову апостола: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2), то тем более мы обязаны [нести грехи] жен. Если кто, глядя на женщину с вожделением, прелюбодействует с нею в сердце своем, то разве не будет осужден за прелюбодеяние тот, кто, разведясь с женою, даст повод к совершению прелюбодеяния, так что и она прелюбодействует с другим, и другой с нею? Ибо христианин должен не только сам не оскверняться, но и другим не давать повода к осквернению. А иначе их преступление окажется грехом того, кто стал для других причиной совершения проступка. И смотри, кто дает разводное [письмо], руководствуясь законом, творит четыре беззакония. Первое - что для Бога он становится человекоубийцей; второе - что разводится не с прелюбодейкой; третье - что понуждает ее прелюбодействовать; четвертое - что и принявший ее также прелюбодействует. Но ничего подобного не происходит, если была соблюдена заповедь Христова.
Лопухин А.П.
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную
Опять формула 21 и 27 стихов, повторяющаяся в 33, 38, 43, что указывает, что вся эта речь Спасителя была произнесена одновременно и за один раз. Связь хорошо объясняет Иоанн Златоуст: “к новому предмету Спаситель переходит лишь после того, как раскроет во всей полноте предыдущий. Так и в данном случае Он показывает нам еще другой вид прелюбодеяния.” Подробная речь об этом предмете во Втор. 24:1-4 излагается Спасителем весьма кратко и совершенно свободно. Передается одна только сущность дела и совершенно не обозначаются обстоятельства, дававшие повод к разводу, указанные во Второзаконии.
Троицкие листки
Ст. 31-32 Речено же бысть, яко иже аще пустит жену свою, да даст ей книгу распустную. Аз же глаголю вам, яко всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и иже пущеницу поймет, прелюбодействует
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, кто захочет развестись с нею и жениться на другой, тот пусть даст ей разводную - разводное письмо. Этот развод нужно было допустить в древние времена, потому что жестокий муж, которому жена подчинена была, как рабыня, мог убить ее, беззащитную. Во времена Иисуса Христа Иудеи так развратились, что стали менять жен по прихоти, под самым пустым предлогом, лишь бы только выдать прежней жене разводную на бумаге. Таким образом, они ни во что ставили Богом установленный закон брака, и в то же время укрывались буквой Закона Моисеева. Случалось, что иной сластолюбивый Иудей прогонял несколько жен одну за другой, за женами уходили и дети, и сколько таких несчастных жен скиталось без приюта, сколько детей — без родительского крова! И вот Христос Спаситель, как полновластный Законодатель Нового Завета, совсем отменяет букву Ветхого Завета Моисеева, и показывает, какую святость и силу имеет первоначальный Закон Божий о браке: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, — когда жена не сохранит верности мужу, когда она изменит ему, - тот подает ей повод - дает ей разрешение прелюбодействовать, — от живого мужа грешить с другим, - и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Потому что, если бы он не взял ее, то она, может быть, возвратилась бы к первому мужу и примирилась бы с ним. Так свят и ненарушим союз супружеский. Бог, сотворив мужа и жену, благословил и освятил их союз на всю жизнь: и будут два одной плотью, что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Единственный случай, когда Господь допускает развод — это неверность жены или мужа; тогда сам собою расторгается священный союз брачный и может быть развод. Но и тогда, по закону Церкви, этой хранительницы и истолковательницы Закона Христова, преступница — жена (или преступник — муж) лишается права вступать снова в брак. «Христос, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — закрыл для жены преступной двери ко вступлению в брак с другим мужем для того, чтобы сделать ее верной мужу и целомудренной даже и против ее желания. Таким образом, и здесь Христос Спаситель не уничтожает ветхий закон, а раскрывает его первобытную строгость, чистоту и святость… Наконец, позволив развод по вине прелюбодеяния, Он и здесь имеет целью целомудрие. Если бы повелено было мужу держать в своем доме и такую жену, которая жила со многими, то этим самым он как бы поощрял прелюбодеяние».
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует
- Толкование:
- Свт. Иоанн Златоуст
Но так как Спаситель воспретил всякий гнев, запрещая не только убийство, но и всякое негодование без причины, то Ему легко было теперь упомянуть и о законе касательно развода. А приводя всегда слова Ветхого завета, Он показывает тем, что учит не противному, а согласному с ними, и только усиливает, а не ниспровергает, исправляет, а не уничтожает древнее учение. Заметь, опять, как Он везде обращает речь к мужу. “Кто разводится с женою своею, — говорит Он, — … тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”. Первый, хотя бы не взял другой жены, делается виновным через то, что заставляет жену свою прелюбодействовать, а другой становится прелюбодеем потому, что взял чужую. Не говори мне, что тот изгнал жену, потому что она и изгнанная, все-таки, остается женою изгнавшего. Далее, чтобы, возложив всю вину на изгоняющего, не сделать чрез то жену более наглою, Христос заключил для нее двери ко вступлению в брак с другим, говоря: “Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”. Устраняя, таким образом, для отпущенной жены всякую возможность вступления в брак с другим мужем, Христос заставляет ее, хотя бы против желания, быть целомудренною, а тем самым лишает ее и возможности подавать мужу повод к малодушию. Зная, что ей безусловно необходимо или оставаться с мужем, который ей достался сначала, или, по выходе из его дома, лишиться всякого прибежища, она, хотя бы и против воли, но должна будет любить своего мужа. Если Спаситель прямо не говорит ей об этом, ты не должен дивиться. Жена существо слабое. Поэтому-то, не говоря к ней прямо, Христос в угрозе, относящейся к мужу, внушает и ей не быть легкомысленной. В этом случае Он поступил точно так же, как если бы кто-нибудь, вместо того, чтобы укорять своего распутного сына, стал бы обличать тех, которые делают его таковым, и запрещал бы им быть с ним и приближаться к нему. Если слова Христовы кажутся для тебя тягостными, то вспомни выше сказанное, где Спаситель назвал блаженными слушающих, и ты увидишь, что исполнение этих слов очень возможно и удобно. Кроткий, миротворец, нищий духом и милостивый изгонит ли жену? Тот, кто примиряет других, будет ли сам питать вражду к своей жене? Кроме того, Христос еще и другим образом закон Свой касательно развода соделал легким — именно, позволив его только по одной причине: “кроме вины прелюбодеяния”. Но и в этом случае Он имел целью то же целомудрие. В самом деле, если бы Он позволил мужу держать в своем доме и такую жену, которая жила со многими, то опять вышло бы прелюбодеяние. Видишь ли, как эти слова согласны с высказанными раньше. В самом деле, не взирающий на чужую жену любострастными глазами не учинит и блуда; а не учинивший блуда не подаст мужу случая удалить от себя свою жену. Вот почему Христос весьма строго ограничивает свободу мужа, и внушает ему страх, представляя для него великую опасность, если он удалит жену свою, поскольку в этом случае он становится виною ее прелюбодеяния. И чтобы ты, услышав слова: “вырви глаз” (Мф. 5:29), не подумал, что это говорится о жене, Христос благовременно разрешил такое твое недоумение, позволяя разводиться с нею исключительно только по причине прелюбодеяния.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Блаж. Иероним Стридонский
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует
См. Толкование на Мф. 5:31
Блаж. Феофилакт Болгарский
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует
Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей - ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует
См. Толкование на Мф. 5:31
Феодор Мопсуестийский
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует
Тем самым Христос ясно учит, что не неразумный развод расторгает брак в очах Божиих, а порочное деяние, даже если [брак] не расторгается по закону. Ибо учение Христа всегда судит только о том, что совершено по внутреннему расположению.
Слово о тех, кто разводится, Он соединил со [словами] о развратниках. Ведь разводящиеся необдуманно со своими женами делают это из-за того, что желают сойтись с другими. То же самое относится и к женщинам. Поэтому Он не позволяет разведенной [женщине опять] выходить замуж, а тот, кто сходится с такой, получает наказание как прелюбодей. Ибо, хоть и кажется, что [такая женщина] не связана с мужем, она мысленно есть его тело, так как единожды в первом [браке] она связана Богом супружеством и сочетается с мужем «одной плотью». Итак, мужчина не может на такой жениться.
Фрагменты.
Лопухин А.П.
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует
При объяснении этого, одного из труднейших стихов, — не то, чтобы он труден был сам по себе, а потому, что им затрагиваются весьма сложные практические житейские отношения, — мы должны прежде всего рассмотреть значение отдельных терминов и затем общий смысл речи Спасителя. Мы изложим этот предмет с наивозможной краткостью, а интересующихся подробностями отсылаем к весьма ценной в научном отношении брошюре проф. Н. П. Глубоковского под заглавием: “Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя,” Спб. 1895. Первое трудное слово, которое встречается при рассмотрении настоящего стиха есть παρεκτος. В русском переведено “кроме,” в славянском “разве,” Вульгата: excepta (fornicationis) causa. Παρεκτος везде переводится одинаково словом “кроме,” за исключением перевода Лютера, недовольно ясного; новейшие немецкие переводчики вместо es sei denn um Ehebruch, как у Лютера (в скобках), переводят лучше и точнее аusser dem Grunde der Hurerei.
Παρεκτος, говорит проф. Н. Η. Глубоковский, “не было исконным в греческом языке” и возникновение его относится к периоду времени между 322 и 150 гг. до Р. X. Во всяком случае, оно не встречается ни у классиков, ни у LXX, где в равном значении употребляется πάρεχ и πάρεξ. Достоверно, однако, что παρεκτός, по словам того же профессора, указывало (вместе с другими выражениями) “на исключение для того, что находится вне данного порядка и не подпадает его законам.” Дальнейшее λόγος необходимо. Если бы его не было, то выражение “разводится, исключая прелюбодеяния” было бы непонятно. Λόγος здесь значит “причина” (causa, Grund). Смысл: если кто разводится, за исключением того случая, когда его вынуждает к этому основательная причина — прелюбодеяние жены, или вообще одной из сторон и проч. Следующее слово — πορνεία. Евфимий Зигабен: Христос “повелевает не разводиться с женою по другой причине, кроме прелюбодеяния (таков должен быть и русск. перевод 32 ст. на основании вышесказанного), т.е. без (δίχα) распутства (πορνεία), а распутство (πορνείαν) здесь Он называет прелюбодеянием (μοιχείαν).” По словам проф. Глубоковского, термин πορνεία “не специализировался настолько, чтобы о содержании его не могло быть споров.”
В этом пункте далеко не безынтересно, что Христос употребляет πορνεία, хотя — фактически — речь идет о μοιχεία. Если нет πορνεία, то отпускающий жену “попирает самую брачную основу, разлучает то, что Бог сочетал законом природы и освятил в христианстве нарочитым таинством.” После этих разъяснений смысл и дальнейших слов Спасителя представится нам более ясным. Тот, кто разводится с женою (или жена с мужем) по какой-нибудь другой причине, кроме вины прелюбодеяния, тот заставляет (дает повод), вследствие недостатка удовлетворения плотской страсти, разведенной (оставленной) сторон прелюбодействовать. Таким образом, одно зло, произвольное разлучение с женою (или с мужем) без всякой основательной причины (вины прелюбодеяния), влечет за собою другое, заставляет невинно покинутую (или покинутого) впадать в грех, прелюбодействовать, и этот грех, как можно судить по тону речи Христа, ложится всею тяжестью не на отпущенную (или отпущенного), а на того, кто отпускает без вины, и вина его делается, таким образом, сугубою. Это видно из употребленного здесь глагола ποιεί.
Кроме того, тот, кто вступает с разведенной без вины женщиной в новую связь, также допускает грех, но этот грех опять должен быть вменен и тому человеку, который разводится с своей женой без вины с ее стороны. Таким образом беспричинный развод бывает соединением многих зол, многих грехов, которые ложатся всею своею тяжестью на лицо, допустившее произвольный и неосновательный развод.
Такова сущность учения Христа, изложенного в 32 стихе. О женщинах Он может быть не говорил потому, что их не было в числе лиц, Его слушавших. Но “если бы кто стал утверждать, что Господь допустил, как причину оставления супруга, только любодеяние, которое совершается при недозволенном конкубинате, то можешь сказать, что Господь сказал об обоих верных, не позволяя им оставлять друг друга, за исключением вины прелюбодеяния” (Августин). Такое воззрение Спасителя на брак вполне возможно оправдать и разумными соображениями.
“Отношение между полами,” говорит Толюк, “вводит нас в глубочайшую тайну жизни; без двойственности не бывает живого единства; без противоположности между положительным и отрицательным нет рождения. Закон полярности проходит в царстве звезд и планет, как и через другие силы, элементы, материи и царства Мира; только, естественно, в каждом царстве он выражается различно.” Значит, союз между мужчиной и женщиной есть выражение естественной, свойственной мировому, установленному Богом порядку, “полярности,” а нарушение его противоречит всем естественным законам. Спаситель нигде не выступал против брачной жизни и, как известно, освятил брак Своим присутствием.
Но нарушение брачных связей Он осуждал не один раз. Далее, “рождение дитяти, говорит тот же ученый, нет надобности считать за обособленный акт; в нем необходимо предполагается воспитание, как продолжение первоначального акта получения жизни через телесное рождение.” И это также не может служить оправданием произвольных и беспричинных разводов, за исключением тех случаев, когда разрушается самое таинство брака вследствие вины прелюбодеяния. Но за всем этим, конечно, возникает множество дальнейших юридических вопросов. Мы вполне согласны, что “каноническая традиция допускала развод по прелюбодеянию и даже дозволяла новый брак для невинного, хотя бы он отошел и по причинам менее уважительным;” что “отпущение жены мыслимо и в христианской церкви по причине, пунктуально отмеченной Искупителем” (Глубоковский).
Но как поступать, если прелюбодеяние, будучи единственным проступком, когда развод дозволителен, будет выставляться, как средство для получения развода с нелюбимой женой или нелюбимым мужем? Другими словами, если, ради получения развода, будет совершаться намеренное прелюбодеяние, как это и бывает на практике, когда даже “берут на себя вину,” не будучи в ней повинны? Одно ли прелюбодеяние может считаться уважительною причиною для развода, или тут могут быть и другие причины, например impotentia, болезни, несходство характеров, преступления и прочее? Эти юридические вопросы разрешаются тем, что Спаситель смотрит вообще на нарушение брачной связи, как на грех. Каждый может, затем, в своей совести решить, допускает ли он грех, разводясь с своею женой или жена с мужем, и поступать по велениям своей совести, имея постоянно в виду заповедь. Тут уже мы, очевидно, опять выходим из сферы чистого нравственного учения, и вступаем в практически юридическую область, разработку которой и частное применение заповеди Новый Завет всегда предоставляет самим людям. Он доставляет только свет, при котором должны разрешаться практические нравственные отношения. На практике едва ли не всегда выступает отдельный случай, который разрешается через такое или иное применение к нему учения и принципа. На этом мы и закончим настоящее рассуждение, заметив только, что выступление из области чистого нравственного учения и нарушение его всегда и неизменно свидетельствуют только об “ином законе,” который противоборствует в человеке закону ума его и делает его пленником закона греховного, находящегося в членах его (Рим. 7:23). Все многочисленные злоупотребления, бывающие в брачной жизни, свидетельствуют только о продолжающейся жизни “ветхого человека” и ни о чем ином.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 37
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Нюсе надо покаяться публично.
София09- Пользователь
- Сообщения : 263
Дата регистрации : 2012-04-03
Возраст : 58
Откуда : карелия
Вероисповедание : православие
- Сообщение 38
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Я слушала лекцию/18/ протоиерея Козлова называется: Церковный брак и его расторжение, так там сказано по каким поводам возможен развод:Монтгомери пишет:Очень даже к чему, и судя по всему эта женщина из рассказа разводилась по вине любодеяния своего или какого иного заблуждения. Я отвечал тогда Нонейму, а не о Нюсе говорил. Дай Бог ей здоровья и её мужу, бывшему и нынешнему, впрочем нынешний не муж ей.
1. Если муж препятствует полноценной христианской жизни
2. Супружеская измена а) если отсутствует ночью дома не находясь в это время у своих родителей б) аборт без согласия мужа в) покушение на жизнь супруга
3. смерть супруга а) совершение государствен.преступления или нахождение в бегах б) безвестная отлучка супруга сколько-то лет
4. Умственное растройство, алкоголизм, бесплодие
5. Систематическое издевательство над супругом как физические так и моральные
6. Заразная болезнь (сифилис, проказа, спид), наркомания
7. Уход из Православия в секту
Возможен это конечно же не обязателен. А то видение действительно скорей всего про прелюбодейку и к нормальным женщинам, которые вынуждены были развестись в своей жизни, не относится.
Последний раз редактировалось: София09 (05.07.15 16:48), всего редактировалось 1 раз(а)
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 39
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Слушаю вас и диву даюсь: один - жесток и твердолоб, другой - не могущий жениться по болезни рассуждают о судьбах Божьих... Вы хотели бы моего мужа оставить холостым на всю жизнь? А меня по причине вынужденного развода закидать камнями? Да вы оба хуже фарисеев ветхозаветных! Хорошо, что мой муж не слышит вас, балбесов, а то вызвал бы обоих на дуэль за попытку осквернения нашего законного во всех отношениях брака.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 36
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 40
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Кир пишет:Нюся, простите: я не предвидел, что мой вопрос и Ваш ответ вызовут подобную реакцию.
Форумчане, просьба воздержаться от переходов на личность Нюси, которая по моей просьбе ответила на личный вопрос (хотя могла этого не делать). Тем более страшилки про многоглавых женщин ни к чему совершенно.
Ну вообще-то я писал Нонейму, а не выражал свою реакцию на Слова Нюси. Нюсе же желаю здоровья, равно как и теперешнему её мужу и бывшему. Сама же повесть, приведённая мною по данному вопросу очень даже причём.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 36
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 41
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Я о вас вообще нигде не говорил, но обсуждаю сам вопрос, а не вас. И я многое подчерпнул, в чём раньше заблуждался, понимая данное место Библии по своему уму, а не толкованию Святых Отцов. Вы же и сами могли об этом что-нибудь сказать, не обсуждая себя. А в результате начали всех осуждать. Да не важно, что вам кто-то сказал что-то не то - будьте терпеливы и с любовью общайтесь со всеми, не мысля в себе зла не о ком.Нюся пишет:Слушаю вас и диву даюсь: один - жесток и твердолоб, другой - не могущий жениться по болезни рассуждают о судьбах Божьих... Вы хотели бы моего мужа оставить холостым на всю жизнь? А меня по причине вынужденного развода закидать камнями? Да вы оба хуже фарисеев ветхозаветных! Хорошо, что мой муж не слышит вас, балбесов, а то вызвал бы обоих на дуэль за попытку осквернения нашего законного во всех отношениях брака.
София09 пишет:Я слушала лекцию/18/ протоиерея Козлова называется: Церковный брак и его расторжение, так там сказано по каким поводам возможен развод:...
Спасибо.Очень к теме и полезно.
Veronika- Корифей форума
- Сообщения : 7758
Дата регистрации : 2012-01-16
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 42
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
noname пишет:Нюся грешница.
[mod]Переход на личности. Бан 1 день.noname пишет:Нюсе надо покаяться публично.
Не Вам, Нонейм, решать, кому и в чем каяться.[/mod]
Кир- Новичок
- Сообщения : 12
Дата регистрации : 2015-06-10
Вероисповедание : православие
- Сообщение 43
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Монтгомери пишет:
Ну вообще-то я писал Нонейму, а не выражал свою реакцию на Слова Нюси. Нюсе же желаю здоровья, равно как и теперешнему её мужу и бывшему. Сама же повесть, приведённая мною по данному вопросу очень даже причём.
Вообще-то, тема была не про повторные браки. Поскольку Вы настаиваете, что «повесть очень даже причем», в другой ситуации я бы Вас попросил привести источник подобных откровений, но сейчас я не хочу развивать этот разговор.
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 44
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Чтобы жениться и размножаться в современной России, нужен нормальный капитал, устойчивое место работы, чтобы содержать потом жену и детей. если средств к существованию не будет или очень мало, брак полетит под откос. Увы - современная жестокая реальность.Кир пишет:
Нестарый. 31 год мне.
Как раз собрался. Но тема все же не обо мне.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 36
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 45
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
nichar пишет:
Чтобы жениться и размножаться в современной России, нужен нормальный капитал, устойчивое место работы, чтобы содержать потом жену и детей. если средств к существованию не будет или очень мало, брак полетит под откос. Увы - современная жестокая реальность.
Прямо как по словам Господа "горе же беременным и питающим сосцами в те дни" (Мф. 24:19), которые например зачали в тяжёлое для страны или даже всего мира время. {Можно сказать также и то, что во время преследования от антихриста или во время римского пленения должные родить и кормящие не могли предпринять поспешного бегства как находящиеся в тяжелом положении от должного родиться или уже родившегося. Блаж. Иероним Стридонский}
Горе же беременным и питающим сосцами в те дни. Беременные, отягощаемые бременем чрева, не в силах будут бежать, а питающие сосцами не будут в силах ни покинуть детей по жалости к ним, ни взять их с собой и спастись с ними вместе; они также не избегнут гибели. А может быть, Христос намекает здесь на ужасное поедание собственных детей. Иосиф Флавий рассказывает, что во время осады Иерусалима, вследствие ужасного голода, одна женщина изжарила и съела свое собственное дитя. (И у нас есть подобные этому случаи, когда матеря убивали детей и закапывали или бросали их где, либо избивали их будучи в алкогольном или наркотическим опьянении) Блаж. Феофилакт Болгарский
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 36
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 46
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Дык в теме этой и говорить-то особо нечего. Каждый может по своему это Слово Божье понимать. Одни воспринимать это как заповедь, другие, как пожелание или ещё что. Думаю, что в том, что кто-то воспринимает эти слова, как заповедь, ничего такого плохого или странного нет. Другая смежная с ней заповедь: "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Матф.9:38), то есть, чтобы не только такие сеятели приходили из ныне живущих, но и чтобы таковых как можно больше рожалось. Из Жития Святых известны случаи рождения Святых от праведных родителей. Эти супруги молились о даровании ребёнка, когда жена например, не могла родить, будучи бесплодна.Кир пишет:
Вообще-то, тема была не про повторные браки. Поскольку Вы настаиваете, что «повесть очень даже причем», в другой ситуации я бы Вас попросил привести источник подобных откровений, но сейчас я не хочу развивать этот разговор.
Nuklon- Гость
- Сообщения : 11785
Дата регистрации : 2013-01-09
Откуда : Москва.
Вероисповедание : -
- Сообщение 47
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
nichar пишет:
Чтобы жениться и размножаться в современной России...
Для этого капитал не нужен, просто надо быть людьми. Для брака и деторождения много не надо. Много надо для быдлячего "что-бы не хуже чем другие".
Кир- Новичок
- Сообщения : 12
Дата регистрации : 2015-06-10
Вероисповедание : православие
- Сообщение 48
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Монтгомери пишет:
Дык в теме этой и говорить-то особо нечего. Каждый может по своему это Слово Божье понимать.
Ну и хорошо. Вас же никто не заставляет говорить, если нечего.
Монтгомери- Корифей форума
- Сообщения : 7356
Дата регистрации : 2014-02-01
Возраст : 36
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 49
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Кир пишет:
Ну и хорошо. Вас же никто не заставляет говорить, если нечего.
Ошибаетесь. Я просто переводил тему в смежную область. Это всё связано и расширяет обсуждение, может навести на что-то полезное. Меня вот наводит, значит для темы полезно и приемлемо. Я бы мог рассказать на что навёл меня отрывок из Священного Писания об обязанности мужа перед женой, но судя по тому, какую реакцию породила эта смежная тема у некоторых участников, я посчитал, что теперь уж не стоит, а то снова начнёте друг друга осуждать и гневаться напрасно. К тому же я много хорошего для себя подчеркнул из этого отступления, в чём раньше заблуждался.
Zar- Корифей форума
- Сообщения : 7787
Дата регистрации : 2011-11-18
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 50
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Из той же главы (Бытие 1):Кир пишет:А велел ли Бог людям размножаться или благословил размножение?
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
...
9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
...
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
Отличие человека от всего этого неодушевленного, а также от неосознающих себя рыб, трав и т.п. - в наличие свободной воли: что для воды и травы - непреложный закон (который просто нет возможности не выполнить), то для человека со свободной волей заповедь. По моему, все просто.
Эти слова - "плодитесь и размножайтесь" - были сказаны Богом в 1-й главе книги Бытие. Всего лишь через одну главу, вот здесь: Бытие 3:6, - все круто поменяется и приведет, в частности, к Всемирному Потопу, где "наполнившие землю" будут попросту утоплены.Кир пишет:Если бы слова "Плодитесь и размножайтесь" были бы заповедью, то пришлось бы признать, что многие святые ее не соблюдали, не говоря уже о том, что "вочеловечившееся Слово стало перводевственником", как выражается св. Мефодий Патарский (память которого как раз сегодня).
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 51
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Каким бы ты хорошим не был, даже если умеешь многое мастерить собственными руками, на сырье тебе опять же понадобятся деньги и на всё остальное. А если доход копеечный, при постоянной инфляции семья финансово скатится. Какой жене это понравится? Если куча долгов и детей толком нечем накормить и обеспечить. Жену тоже нужно кормить и чтобы была хорошо одета.Nuklon пишет:
Для этого капитал не нужен, просто надо быть людьми. Для брака и деторождения много не надо. Много надо для быдлячего "что-бы не хуже чем другие".
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 52
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
nichar пишет:
Каким бы ты хорошим не был, даже если умеешь многое мастерить собственными руками, на сырье тебе опять же понадобятся деньги и на всё остальное. А если доход копеечный, при постоянной инфляции семья финансово скатится. Какой жене это понравится? Если куча долгов и детей толком нечем накормить и обеспечить. Жену тоже нужно кормить и чтобы была хорошо одета.
Ты не учла любовь, Нина. Декабристки с детства были примером для меня и удивлением. Или Лёля из "Добровольцев". Эти отношения - от Бога, при любых изменениях внешних условий жизни и быта.
Есть песенка одна:
...Хорошо, как хорошо когда
твоя душа теплом любви согрета.
А если нету, нету. нету, нету -
то ЧТО прикажете тогда?....
Можно жить и по долгу, но тогда это понятие долга необходимо прививать детям с детства, как Заповедь Бога, и говорить о плодах этого терпения в долге Там, как награду за смирение и терпение нелюбимого. Тогда и терпение приносит свои благие плоды. А просто так жить - ежедневная мука для обоих.
Прелюбодеяние - оно разное бывает. Одна женщина пошутила сквозь слёзы: " Мой мужик от меня гуляет. С кем? С бутылкою, с нею и спит частенько..."
Петра- Бакалавр форума
- Сообщения : 2199
Дата регистрации : 2012-10-15
Возраст : 63
Откуда : м.Свобода
Вероисповедание : Православная христианка
- Сообщение 53
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Предлагаю вам, дорогой Кир (Кирилл?), поразмышлять над словом Божиим, в котором, как всегда, есть ответы на все вопросы, и на ваш в том числе.Кир пишет:Если бы слова "Плодитесь и размножайтесь" были бы заповедью, то пришлось бы признать, что многие святые ее не соблюдали, не говоря уже о том, что "вочеловечившееся Слово стало перводевственником", как выражается св. Мефодий Патарский (память которого как раз сегодня).
Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин.13:33).
Обращение "дети" мы слышим от Перводевственника.
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали (1Ин.2:1).
Св.ап. Иоанн Богослов был девственником и тоже обращается к нам - "дети".
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15).
Св.ап. Павел был также девственником, а кроме того, не ходил со Христом, как другие апостолы, и не мог слышать, как Господь обращался к ученикам - "дети".
Особенно интересно в последней цитате противопоставление наставников и отца, чтобы не подумали, что именование "отцом" - это метафора. Не "как бы" отец, а отец, в прямом смысле этого слова, т.е. тот, кто родил духовное чадо!
Например, мой духовный отец, от благовествования которого я родилась свыше во Христе Иисусе, - св.ап. Иаков, брат Господень по плоти (и подпись моя на это указывает). И это при том, что лицом к лицу я не видела его ещё, как духовные чада - ап.Павла!
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23)
Отсюда видно, что плоды бывают не только по плоти, но и дух "плодится и размножается", принося плоды в душе человека, о которых сказано выше.
Ну, это уже несколько иная плоскость.
Если же говорить о монахах (как я поняла, в основном, их вы считаете не соблюдавшими заповедь), то о них сказано здесь:
...ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф.19:12).
Но, как ни странно, именно такие "скопцы"-монахи составляют большинство среди тех, кого патристика именует Святыми Отцами.
Поэтому ваше, дорогой Кир, утверждение, что "святые не исполнили заповедь", неверно.
Но не только свв. преподобные, не имевшие детей по плоти, являются отцами. А например, также и св.прав.Иоанн Кронштадтский, имевший жену, но не имевший детей по плоти. Количество же уверовавших по слову его и оттого родившихся свыше знает Бог!
Если же взять за пример сонм святых мучеников, которые и слов немного сказали, и не написали Посланий или объёмных трудов, то и о них можно сказать, что они стали отцами и матерями (даже если не имели детей по плоти), поскольку количество уверовавших во Христа свидетелей их казни во многих Житиях указывается приблизительно - три тысячи, двести человек...
Заповедь "плодитесь и размножайтесь" - именно заповедь. Бог заповедал это нам, чадам Своим, и ждёт от нас исполнения этой заповеди, когда придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13).
Храни вас Господь!
Петра- Бакалавр форума
- Сообщения : 2199
Дата регистрации : 2012-10-15
Возраст : 63
Откуда : м.Свобода
Вероисповедание : Православная христианка
- Сообщение 54
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Просто класс!Андрей Зар пишет:
Отличие человека от всего этого неодушевленного, а также от неосознающих себя рыб, трав и т.п. - в наличие свободной воли: что для воды и травы - непреложный закон (который просто нет возможности не выполнить), то для человека со свободной волей заповедь. По моему, все просто.
Благодарю, дорогой Андрей, за простое и понятное объяснение!
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 55
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
У Бога нет предела способов рождения свыше
В Тобольске....
В Тобольске....
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
- Сообщение 56
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Святым молитвенникам нашим
«Старец Паисий, авва Амвросий,
Мати Матрона и братец Иосиф,
Как вы там, милые, бренное сбросив
Тело своё, почиваете?» – Спросим.
«Как мы здесь, милые, все почиваем? –
Это, Бог даст, вам расскажем при встрече,
Если мы встретимся. Мы отдыхаем.
Нет здесь гонений и огненной печи.
Мы отстрадали, мы отслужили,
Мы отговели в прежние годы,
Кровью своею землю полили.
Сеяли нами; примите же всходы.
Знаем мы ваше трудное время,
Немощи ваши и вражии козни.
Плод принесите и новое семя
Снова посейте, покуда не поздно.
Нету другого пути, дорогие, -
Все за Христом, во Христе соберёмся.
Чтоб не пожали вас боги чужие,
В тесной молитве единой сольёмся!»
О, Соловецких сердец миллионы –
Новой Голгофы святая порука!
Снова маячат ГУЛаги и СЛОНы.
В час испытания дайте нам руку!
Все, кто Христово знамение носят –
В Царстве Небесном молитвы возносят.
«Как вы там, милые, бренное сбросив
Тело своё, почиваете?» – Спросим.
«Старец Паисий, авва Амвросий,
Мати Матрона и братец Иосиф,
Как вы там, милые, бренное сбросив
Тело своё, почиваете?» – Спросим.
«Как мы здесь, милые, все почиваем? –
Это, Бог даст, вам расскажем при встрече,
Если мы встретимся. Мы отдыхаем.
Нет здесь гонений и огненной печи.
Мы отстрадали, мы отслужили,
Мы отговели в прежние годы,
Кровью своею землю полили.
Сеяли нами; примите же всходы.
Знаем мы ваше трудное время,
Немощи ваши и вражии козни.
Плод принесите и новое семя
Снова посейте, покуда не поздно.
Нету другого пути, дорогие, -
Все за Христом, во Христе соберёмся.
Чтоб не пожали вас боги чужие,
В тесной молитве единой сольёмся!»
О, Соловецких сердец миллионы –
Новой Голгофы святая порука!
Снова маячат ГУЛаги и СЛОНы.
В час испытания дайте нам руку!
Все, кто Христово знамение носят –
В Царстве Небесном молитвы возносят.
«Как вы там, милые, бренное сбросив
Тело своё, почиваете?» – Спросим.
Кир- Новичок
- Сообщения : 12
Дата регистрации : 2015-06-10
Вероисповедание : православие
- Сообщение 57
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Петра пишет:
- Спойлер:
Предлагаю вам, дорогой Кир (Кирилл?), поразмышлять над словом Божиим, в котором, как всегда, есть ответы на все вопросы, и на ваш в том числе.
Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин.13:33).
Обращение "дети" мы слышим от Перводевственника.
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали (1Ин.2:1).
Св.ап. Иоанн Богослов был девственником и тоже обращается к нам - "дети".
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15).
Св.ап. Павел был также девственником, а кроме того, не ходил со Христом, как другие апостолы, и не мог слышать, как Господь обращался к ученикам - "дети".
Особенно интересно в последней цитате противопоставление наставников и отца, чтобы не подумали, что именование "отцом" - это метафора. Не "как бы" отец, а отец, в прямом смысле этого слова, т.е. тот, кто родил духовное чадо!
Например, мой духовный отец, от благовествования которого я родилась свыше во Христе Иисусе, - св.ап. Иаков, брат Господень по плоти (и подпись моя на это указывает). И это при том, что лицом к лицу я не видела его ещё, как духовные чада - ап.Павла!
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23)
Отсюда видно, что плоды бывают не только по плоти, но и дух "плодится и размножается", принося плоды в душе человека, о которых сказано выше.
Ну, это уже несколько иная плоскость.
Если же говорить о монахах (как я поняла, в основном, их вы считаете не соблюдавшими заповедь), то о них сказано здесь:
...ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф.19:12).
Но, как ни странно, именно такие "скопцы"-монахи составляют большинство среди тех, кого патристика именует Святыми Отцами.
Поэтому ваше, дорогой Кир, утверждение, что "святые не исполнили заповедь", неверно.
Но не только свв. преподобные, не имевшие детей по плоти, являются отцами. А например, также и св.прав.Иоанн Кронштадтский, имевший жену, но не имевший детей по плоти. Количество же уверовавших по слову его и оттого родившихся свыше знает Бог!
Если же взять за пример сонм святых мучеников, которые и слов немного сказали, и не написали Посланий или объёмных трудов, то и о них можно сказать, что они стали отцами и матерями (даже если не имели детей по плоти), поскольку количество уверовавших во Христа свидетелей их казни во многих Житиях указывается приблизительно - три тысячи, двести человек...
Заповедь "плодитесь и размножайтесь" - именно заповедь. Бог заповедал это нам, чадам Своим, и ждёт от нас исполнения этой заповеди, когда придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13).
Храни вас Господь!
Петра пишет:Если же говорить о монахах (как я поняла, в основном, их вы считаете не соблюдавшими заповедь), то о них сказано здесь:
...ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф.19:12).
Прежде всего, хочу подчеркнуть: я вовсе не считаю святых или монахов не исполнившими заповедь. Напротив, с моей точки зрения, пример Самого Христа и святых показывает, что слова «плодитесь и размножайтесь», взятые в буквальном смысле, нельзя трактовать как заповедь, как обязательное повеление. Что же касается остального, безусловно, эти слова можно понимать в иносказательном смысле, как делают некоторые святые отцы, чему благоприятствует и греческий перевод: «растите и умножайтесь». Пример такого понимания дает св. Василий Великий, который пишет:
«И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю». Есть два вида возрастания: одно — тела, другое — души. Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству, а возрастание тела — это развитие от малого роста до нормального.
В самом деле, «возрастайте» сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. Когда же нам сказано «возрастайте», то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению (достигнутое) в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия…
Итак, «возрастайте» возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку.
«Размножайтесь»: это (обращено) и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле.
«Размножайтесь!» К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию.
«Наполняйте землю». Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука исполнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует. Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит «наполняйте землю».
Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же — духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение».
Петра пишет:Храни вас Господь!
Спасибо. И Вас храни Бог.
P.S. Спасибо всем, кто высказался или еще пожелает высказаться.
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 58
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Люди, смотрите и трезво оценивайте современную ситуацию в России. Приводить чьи-то чужие примеры, которые были сто лет назад бесполезно, этим никого не успокоишь и не поможешь.
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 62
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 59
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
Царь -батюшка, очень на Премьер министра Медведева здесь похожНюся пишет:У Бога нет предела способов рождения свыше
В Тобольске....
Последний раз редактировалось: miha61 (10.07.15 17:37), всего редактировалось 1 раз(а)
Кир- Новичок
- Сообщения : 12
Дата регистрации : 2015-06-10
Вероисповедание : православие
- Сообщение 60
Re: "Плодитесь и размножайтесь" - заповедь?
nichar пишет:Люди, смотрите и трезво оценивайте современную ситуацию в России. Приводить чьи-то чужие примеры, которые были сто лет назад бесполезно, этим никого не успокоишь и не поможешь.
"...посмотри еще, сколько в супружестве трудностей для служащих плоти. Жена покупает себе мужа, а что всего хуже, часто и не доброго. И у мужа жена купленная и нередко ненавистная; это такое зло, которое сам он на себя наложил и которого сложить не может. Ибо если супруги добры, то и единодушны, потому что все у них общее; а если худы, то у них домашняя беда, непрекращаемая ссора. Положим, что они не худы и единодушны, но тяжкая доля постигала нередко и новобрачных. Ныне жених, а завтра мертвец; ныне брачное ложе, а завтра гроб; скорби перемешаны с радостями; веселая песнь незадолго бывает до сетования. Одним возжжен брачный светильник, а другим уже погашен. Одного малютка стал кликать отцом, а другой обесчадел внезапно, как ветвь, обитая ветром. Сперва дева, потом супруга, а потом и вдова; и все это иногда в одну ночь и в один день. Срывает с себя кудри, отбрасывает далеко невестин наряд, слабыми руками терзает ланиты, в горьких страданиях забывает девический стыд, зовет несчастного супруга, оплакивает опустевший дом и жребий вдовства, и безвременное горе. Умолчу о болезнях деторождения, о ношении во чреве мертвого бремени, о жалком и не имеющем матери плоде, когда рождающая делается для него сперва гробом, а потом рождает; о смерти младенцев до их рождения, о чревоношении бесплодном; умолчу о произведении на свет недоношенных, скудоумных и уродов, об этом искажении человеческого рода, об этой игре плоти". (Свт. Григорий Богослов).
|
|