В России монастыри (не знаю, какой их процент) были одновременно тюрьмами. Настоятели монастырей - начальниками, а монахи надзирателями. Не знаю, насколько это по-христиански. Но вопрос такой - монастрь, который одновременно тюрьма это только русское изобретение, или другие страны тоже это практиковали?
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+3
Сергей КСС
Семёнов Алексей
Валерий (Миклош)
Участников: 7
Монастыри-тюрьмы
Валерий (Миклош)- Почетный форумчанин
- Сообщения : 5954
Дата регистрации : 2011-02-09
Вероисповедание : атеист
- Сообщение 1
Монастыри-тюрьмы
В России монастыри (не знаю, какой их процент) были одновременно тюрьмами. Настоятели монастырей - начальниками, а монахи надзирателями. Не знаю, насколько это по-христиански. Но вопрос такой - монастрь, который одновременно тюрьма это только русское изобретение, или другие страны тоже это практиковали?
Семёнов Алексей- Бакалавр форума
- Сообщения : 3495
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Санкт - Петербург
Вероисповедание : книжник
- Сообщение 2
Re: Монастыри-тюрьмы
Монастырь – тюрьма это неплохо для имеющих надежду вырваться из замкнутого уголовного круга, и в этом случае монастырь – тюрьма для таковых окно в лучший мир. В этом случае выбор места заключения должен определять сам осужденный. Ну, а про то, что в такие монастыри – тюрьмы ссылали священников пьяниц, блудников, картёжников, мошенников, и прочий священнический люд не устоявших в вере, так это думаю, что ни для кого не секрет. В этом деле главное не подавлять иное богословское мнение монастырскими казематами, не подменять исправление на подавление свободы мнений, иначе плоды такого труда выльются в совершенное разрушение Церкви до основания, вспомните политическую составляющую начала двадцатого века.
Сергей КСС- Бакалавр форума
- Сообщения : 1803
Дата регистрации : 2011-02-06
Откуда : Украина-Крым-Керчь
Вероисповедание : Христианское
- Сообщение 3
Re: Монастыри-тюрьмы
Честно говоря, не верится. Жуть какая. Есть факты?Валерий (Миклош) пишет:
В России монастыри (не знаю, какой их процент) были одновременно тюрьмами. Настоятели монастырей - начальниками, а монахи надзирателями. Не знаю, насколько это по-христиански. Но вопрос такой - монастрь, который одновременно тюрьма это только русское изобретение, или другие страны тоже это практиковали?
Валерий (Миклош)- Почетный форумчанин
- Сообщения : 5954
Дата регистрации : 2011-02-09
Вероисповедание : атеист
- Сообщение 4
Re: Монастыри-тюрьмы
Сергей КСС пишет:Честно говоря, не верится. Жуть какая. Есть факты?Валерий (Миклош) пишет:
В России монастыри (не знаю, какой их процент) были одновременно тюрьмами. Настоятели монастырей - начальниками, а монахи надзирателями.
Я не думал, что это для кого-то секрет:
Соловецкий монастырь -
"С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. В приговорах писалось: «Посадить его (то есть заключённого) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным».
В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. для узников построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.
Одним из первых соловецких узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 20-х гг. XVI столетия). В середине XVI века в Соловки был сослан бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры нестяжатель Артемий, активно ратовавший за небогатую Церковь и сознательное постижение религиозного учения.
В 1554 г. в Соловецкую тюрьму были брошены участники антицерковного движения, возглавлявшегося Матвеем Башкиным. Церковный собор 1554 г. приговорил Башкина к сожжению, а его соучастников к заточению в «молчательные кельи» с «великой крепостью».
В начале XVII века в обители провёл шесть лет крещёный татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время даже его соправитель, князь Симеон Бекбулатович.
Некоторое время в качестве заключённого здесь находился автор известного «Сказания» о событиях Смутного времени Авраамий (Палицын). Прощённый, он с почётом был захоронен у собора Преображения Господня.
Одна из башен монастыря в 1915 г., сфотографированная С. М. Прокудиным-ГорскимВо второй половине XVII века за несогласие с никоновскими реформами сюда были сосланы управляющий печатным двором князь Львов и бывший царский любимец архимандрит подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, принявшие активное участие в соловецком восстании.
Участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев были брошены в Головленковскую тюрьму Соловецкого монастыря. Во время соловецкого восстания они приняли в нём активное участие.
В XVIII веке в обитель стали поступать заключённые по решению Синода и Тайной канцелярии.
С 1701 г. в Головленковой башне монастыря содержались единомышленники Григория Талицкого — тамбовский епископ Игнатий, поп Иванов и др.
В 1721 г. в Соловецкую земляную тюрьму был заключён Федот Костромин, обвинённый в произнесении «непристойных слов» против царя Петра I. Он умер в тюрьме. Здесь же закончил свою жизнь Пётр Толстой. Девять лет ссылки здесь провёл член Верховного тайного совета Василий Долгорукий.
В 1752 г. за «важную вину» против царской власти в Соловецкую тюрьму был сослан навечно крестьянин Василий Щербаков. В Соловецкой тюрьме закончил свою жизнь самозванец Тимофей Курдинов, называвший себя Принцем Иоанном и пытавшийся вызвать народное возмущение.
В 1744 г. в Соловецкую тюрьму попал Афанасий Белокопытов, обвинённый в «непокорстве» православной церкви. В 1786 г. среди узников Соловецкой тюрьмы были принявшие православие еврей Павел Федоров и перс Александр Михайлов. Опасаясь, как бы новообращённые не вернулись к вере своих отцов, распорядился заключить их до самой смерти в монастырскую тюрьму.
Во второй половине XVIII века число заключаемых в монастыри стало сокращаться. По ведомости 1786 г. в Соловецкой тюрьме содержались всего 16 заключённых. С последней четверти 18-го века основной контингент заточённых уже составляли «преступники по делам Веры» : старообрядцы разных толков (т. н. «лица, приверженные расколу»), скопцы, хлысты, субботники и другие.
В 1776 г., после уничтожения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь отправлен ее последний атаман Пётр Калнышевский, где он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. После помилования императором Александром Пётр Калнишевский в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года (в 1803 году).
В 1815 г. в монастырь был заключён агент наполеоновской разведки Август Турнель. В 1820 г. его перевели в Архангельск.
В 1812 г. в тюрьму Соловецкого монастыря был помещён «приверженный к расколу» Семён Шубин. Он пробыл в заключении 63 года и, несмотря на увещевания монахов, сохранил приверженность своим взглядам. В 1874 г. в возрасте 88 лет его разбил паралич, и на следующий год он скончался. В 1818 г. в тюрьму был помещён скопец Антон Дмитриев, кастрировавший себя и своего помещика. Он пробыл в заточении 60 календарных лет. В 1878 г. он был помилован, но попросил власти не выдворять его из монастыря. Вплоть до самой смерти в 1880 г. он жил при монастыре в гостинице для паломников.
В начале 1830 г. на основании секретного предписания генерала Бенкендорфа в Соловецкую тюрьму был помещён иеромонах Иероним. Официально его ни в чём не обвиняли, и было объявлено, что он выехал с паломнической миссией в Святую землю, в Иерусалим. Более двух лет он пробыл в соловецкой тюрьме, прозванной «Голгофская каланча». Преследование Иеронима властью было вызвано интригами «масонской партии» при императорском дворе, которая стремилась изолировать архимандрита Фотия, настоятеля Юрьевского монастыря. Благодаря заступничеству архимандрита Юрьевского Фотия в 1832 г. Иероним был освобождён из заключения. Но, восхищённый красотой северной природы, он решил поселиться на Соловках, где прожил до своей смерти в 1847 г.
В 1821 г. в Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключён солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат.
В Соловецкую тюрьму из Красноярска был переведён декабрист Ф. П. Шаховской, после того как он заболел там психическим расстройством. Сюда же были посажены участники тайного общества, студенты московского университета Николай Попов и Михаил Критский, сочувствовавшие декабристам.
Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вины. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками.
В 1850 г. в Соловецкую тюрьму был заключён студент Георгий Андрузкий «за вредный образ мыслей и злонамеренные сочинения».
В 1857 г. за «противозаконные по расколу проступки» в тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он вскоре умер. В 1859 г. в Соловецкую тюрьму был заключён под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин — основатель религиозной секты. Он провёл в монастырских тюрьмах 20 лет.
В 1860 г. в эту же тюрьму посадили основателя секты прыгунов Максима Рудометкина. Он пробыл в суровом одиночном заключении 17 лет, до своей смерти. В Соловецкой тюрьме в 1864 г. находился студент Казанской духовной академии Яхонтов. Он принимал участие в организации панихиды по крестьянине Антоне Павлове, казнённом после подавления крестьянского восстания в деревне Бездна Пензенской губернии.
В 1867—1881 гг. в тюрьме Соловецкого монастыря содержался Адриан Пушкин, который выдвинул самобытную концепцию объединения мировых церквей.
В Соловецкой тюрьме содержались рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев, осуждённые на пять лет монастырской тюрьмы «для исправления их нравственности и утверждения в правилах христианского долга» за антиправительственную демонстрацию 6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге.
Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников[1][2].
"В 1905 г. исследователь монастырских тюрем А.С. Пругавин перечислил в своей книге 18 мужских и 9 женских монастырей, служивших для заточения узников, и этот перечень был далеко не полным. По решению императора или Синода для заключения под стражу мог быть использован любой монастырь."
Сергей КСС- Бакалавр форума
- Сообщения : 1803
Дата регистрации : 2011-02-06
Откуда : Украина-Крым-Керчь
Вероисповедание : Христианское
- Сообщение 5
Re: Монастыри-тюрьмы
Может охрана была светская?
Александр Деревенщина- Новичок
- Сообщения : 27
Дата регистрации : 2011-04-18
Вероисповедание : православный
- Сообщение 6
Re: Монастыри-тюрьмы
Спасибо за информацию. Интересно. Хотя сама тема для меня секретом не была, но вникнуть действительно интересно, познавательно с исторической, да и отчасти с духовной точки зрения.
А охрана там была, судя по написанному действительно из солдат:
А охрана там была, судя по написанному действительно из солдат:
Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г.
Прохожий- Почетный форумчанин
- Сообщения : 367
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 47
Откуда : Оттуда
Вероисповедание : нет
- Сообщение 7
Re: Монастыри-тюрьмы
Вот хорошая книжка в тему.
Скачать
Бѣломорье и Соловки. Воспоминанiя и разсказы. Спб, 1892.
Скачать
Бѣломорье и Соловки. Воспоминанiя и разсказы. Спб, 1892.
Wimar- Бакалавр форума
- Сообщения : 2192
Дата регистрации : 2011-03-22
Вероисповедание : православие
- Сообщение 8
Re: Монастыри-тюрьмы
Да, досталось бедолагам. Более 500 человек за 300 лет пострадало осужденных по закону царскому. Считай за год одного, а то и двух приговаривали. Разоблачили душегубов и палачей царских, и без Бога, царя и собственно отечества соорудили конвеер смерти концлагерей на Соловецких островах.
Гора Секирная -
первый пыточный полигон России
http://www.solovki.ca/gulag_solovki/20_02.php
"А от других соловчан он узнаёт и пострашней, чем видят его глаза. Произносят ему гибельное слово - Секирка. Это значит - Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант - как бы удержаться. Если же свалится - надзиратели подскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести - и вдольно сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).
Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом - "на пеньки", это значит - голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают - то комары справятся сами. Еще - целые роты в снег кладут за провинность. Еще - в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся".
Здесь очень краткая информация всей истории Соловецких островов
http://www.solovky.com/solovki.htm
"Свою жизнь или часть жизни оставили в Соловках и связанных с ними лагерях Карелии около миллиона заключенных. Это не самая большая цифра в шестидесятимиллионном перечне жертв коммунистического режима. Однако уже для многих людей именно слово «СОЛОВКИ» стало символом репрессий. Недаром памятник всем жертвам ГУЛАГа, установленный в Москве на Лубянской площади против главного здания КГБ СССР, это — Соловецкий Камень — глыба гранита, привезенная из бывшей лагерной столицы. Соловецкий Камень стал алтарем, где теперь принято зажигать свечи в память о погибших в советских застенках".
Гора Секирная -
первый пыточный полигон России
http://www.solovki.ca/gulag_solovki/20_02.php
"А от других соловчан он узнаёт и пострашней, чем видят его глаза. Произносят ему гибельное слово - Секирка. Это значит - Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант - как бы удержаться. Если же свалится - надзиратели подскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести - и вдольно сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).
Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом - "на пеньки", это значит - голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают - то комары справятся сами. Еще - целые роты в снег кладут за провинность. Еще - в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся".
Здесь очень краткая информация всей истории Соловецких островов
http://www.solovky.com/solovki.htm
"Свою жизнь или часть жизни оставили в Соловках и связанных с ними лагерях Карелии около миллиона заключенных. Это не самая большая цифра в шестидесятимиллионном перечне жертв коммунистического режима. Однако уже для многих людей именно слово «СОЛОВКИ» стало символом репрессий. Недаром памятник всем жертвам ГУЛАГа, установленный в Москве на Лубянской площади против главного здания КГБ СССР, это — Соловецкий Камень — глыба гранита, привезенная из бывшей лагерной столицы. Соловецкий Камень стал алтарем, где теперь принято зажигать свечи в память о погибших в советских застенках".
Артем- Новичок
- Сообщения : 25
Дата регистрации : 2011-04-30
Вероисповедание : скептик
- Сообщение 9
Re: Монастыри-тюрьмы
А в чем вопрос?
Монастыри по жизни были тюрьмами.
И постриг часто приравнивался к заключению.
Вспомнить тока жен и сестер царских...
Монастыри по жизни были тюрьмами.
И постриг часто приравнивался к заключению.
Вспомнить тока жен и сестер царских...
Wimar- Бакалавр форума
- Сообщения : 2192
Дата регистрации : 2011-03-22
Вероисповедание : православие
- Сообщение 10
Re: Монастыри-тюрьмы
Унас на Руси, всё обострёно. Губим друг друга без всякого сожаления за идею себялюбимую. А главная Идея проста, - возлюби. До коле же братья себя изводить будем?Артем пишет:А в чем вопрос?
Монастыри по жизни были тюрьмами.
И постриг часто приравнивался к заключению.
Вспомнить тока жен и сестер царских...