Хочу привести здесь статью о.Даниила Сысоева , которую полностью разделяю:
Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине
Священник Даниил СЫСОЕВ
17.4.07 14
апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный
проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым
самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только
апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило
до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными
христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума
"неистовый" ("буйно-помешанный" - в переводе со славянского) многие
считают, чуть ли не похвальным титулом. Почему-то, даже совершенно
хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным
пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху
фелонь - и раздаётся восхищённый вздох: "какой подвиг!" Пастырь
покрывает матерной бранью царя и епископов - "и какой он смелый!".
Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не
сошёлся в богословском споре - "ну устал человек, с кем не бывает!".
Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради
"линии партии" мы готовы оправдать даже явное преступление. - "Ведь
Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа
пострадал". Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника
Божия.
Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия.
Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное Православие
Это представление обычно звучит так: "Преподобный Сергий
Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами,
двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх
Никон и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих
святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и
сохранили только старообрядцы".
На это должно ответить просто. - Ни преподобный Сергий
Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд -
старый ли то, или новый. Изменения обряда в Богослужении Церкви
происходили уже много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные
реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России
произошла куда более радикальная реформа Богослужения - переход от
Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону,
действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у
преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.
Все святые Православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого
Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны
Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от
них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть
"уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии,
двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно
Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и
старых книг как суеверие.
Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более
древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например,
Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность
хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? С другой стороны, не
стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался, в
том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе
в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной
обидой за отстранение от дела исправления книг.
Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на
древность. Реально двойное пение "аллилуия" было принято в XIV веке, а
уже в начале XV - с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие
фиксируется в практике несториан XII века, а в России - только в XIV
(думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на
Русь от ислама). Добавление в Символ Веры (категорически запрещённое
Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Ничего
даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже
если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали
бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская
Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и
Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не
делает её Православной.
Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг.
осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А
Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование
старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от
Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт единоверия,
где православные христиане могут служить по дореформенным книгам,
пребывая в единстве с канонической церковной иерархией.
Что до реальной веры староверов, то православной назвать её
нельзя никак. Самое главное в Православии - это вера в Единосущную и
Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в
раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: "трисущную Тройцу,
несекомую секи по равенству, - небось! - едино на три существа, тожде
единства и образы три равны". В другом месте он же писал: "на Небе Три
Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос". С точки
зрения православного учения это - тягчайшая ересь, фактически вводящая
многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека
Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением
расколоучителя, но ради его "заслуг" в деле раскола Церкви ему прощают
всё - даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи
Вселенских Соборов.
Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую
Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного
Серафима и Новомучеников – «вавилонской блудницей, изменницей,
предавшейся антихристу». Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на
святое Причастие, называя Его «пищей демонов». Как могут считаться после
этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью
богохульников?
Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда
ереси. Они утратили священство и после этого занялись "самоделками".
Одни из них - "беспоповцы" стали обычными сектантами, со всеми
особенностями протестантских сект - бесконечным дроблением, институтом
наставников, включая "женское священство", введённое в старообрядчество
на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы;
отвержением необходимости всех Таинств, кроме Крещения, хулой на
Таинство Брака. Другие - "поповцы" попытались создать самочинное
священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана
священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть "поповцев" за
деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично
(вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им "епископов". Так
возникло Белокриницкое согласие, а другие "поповцы" получили иерархию от
обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие?
Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св.
Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России
сохранилась вера? Нет.
В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили
противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле
старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической
деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего
историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых
расколоучителей на бунт против Церкви.
Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о
"духовном антихристе", о "духовной печати антихриста" (староверы
находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте,
паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).
Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России
Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом
старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью,
которая будто бы должна стать примером для современных граждан России.
Но перед тем как восхищаться, надо всё же задуматься: почему староверием
восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической
России силы.
Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с
точностью до наоборот. С начала раскола страну сотрясает ряд страшных
восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были
классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе.
Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина, который убивал
священников и грабил храмы под руководством раскольников. Но часто
забывают, что он убил святителя Иосифа Астраханского. Неслучайно Разин,
вместе с Пугачёвым, были преданы Церковью анафеме.
Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они
финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях.
Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в
храмах.
Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками, -
это Булавинское восстание (1707-1709 гг.), Московский холерный бунт
(1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.
Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке
русской революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не
только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы,
Рябушинские). Да и к отречению от престола Государя принудил старовер
А.И. Гучков.
Во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVII века,
старообрядцы старались выступить против нашей страны. «Некрасовцы»
воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны множество
старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили
особое подразделение его армии.
В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их
представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы
помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право
грабить московские храмы - многие старинные иконы были похищены из
церквей и переместились к раскольникам.
Староверы сотрудничали с враждебной России католической
Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров староверия -
Белая Криница.
Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества
Но и с личным благочестием у староверов было не всё так
замечательно, как многие думают. Да, внешний быт у староверов поражает
своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой, строго
сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять
совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить языческие
пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там,
где было сильно влияние т. н. "никонианской" Церкви (например, в Москве и
Подмосковье), почти не осталось ничего связанного с древним
демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был
нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния. И
это неслучайно! В корнях раскола таилась древняя ересь манихейства,
поддерживавшего любой разврат.
Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения.
Страшный, непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом
"самовольным мученичеством". В кострах конца XVII - начала XVIII века
погибло более 20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали, что над
гарями видели бесов, кричавших: "наши, наши есте!" До сих пор апологеты
староверия утверждают, что таким образом староверы "спасались" от
насилия православных. При этом игнорируются свидетельства очевидцев (как
православных, так и раскольников), что идеологи самосожжения убегали из
горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных.
Что касается крепких староверческих семей, - то, ведь именно
староверы впервые выступили против церковного брака. Ещё Аввакум называл
венчавшихся в церкви «прелюбодеями». Его последователи утверждали, что
лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно.
Неслучайно у "беспоповцев" возникла проблема - что делать с
"новоженами". Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на
них епитимии. Наконец, среди «федосеевцев» фиксировались страшные случаи
детоубийства, когда ребёнка топили в купели ("чтобы праведником был").
Как православным относиться к расколу?
Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола.
Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто
пребывает вне Церкви. Спасение наше - не в обряде, а в Боге, и приводит
нас к Нему не строгое следование обрядам, а Православная вера,
действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в
молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были
мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).
Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и
мученической кровью - это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон
Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к примирению
с Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережёмся
страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.
Священник Даниил СЫСОЕВ, кандидат богословия
http://www.otechestvo.org.ua/main/20074/1720.htm