Злая сущность
"Род лукавый" лучше бы перевести "злой, полный зла". (Лк. 11:29). Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение от истинной религии и истинного богопочтения считалось прелюбодеянием (Иер. 3:8, 9; 5: 7; 13:27; Иез. 16:1-63). Но, с другой стороны, это выражение можно поставить в связь и с другими выражениями Спасителя о Содоме и Гоморре (11:22-24) и понимать изреченное так, что современное Христу поколение было развратно. Оба явления, идолопоклонство и половой разврат, часто поставляются в связь одно с другим и понятны из наших сведений о языческой жизни.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin2/362.html
Итак, злая сущность человека открывается через ложное благочестие и половое растление, то есть через блуд и прелюбодейство, как половое, так и духовное. Однако внешне это лукавое и прелюбодейное в человеке может и вовсе не открываться. Что же такое это злая сущность в человеке? По закону плоти мы ищем в мире справедливости и за рассеченную бровь готовы выбить не только глаз, но и оба, что бы впредь нашим притеснителям не повадно было. Этот закон отмщения пребывает в плоти нашей, он выписан в сердце нашем и действует независимо от того знаем ли мы о нём из Ветхого Завета или не знаем. Но приходит Господь и говорит нам, что этот закон несовершенный, что есть другой, более лучший, когда надо простить притеснителя, более того о нём заботиться и молиться! И в этом есть усилие человека над собой и своей злой сущностью, то самое усилие, без которого войти в Царство Христово будет невозможно и немыслимо.
*М* Удалено
Но если я действую по закону отмщения находящемуся в плоти моей, то в чём же моё христианство, разве я не живу Ветхим? Получается, что живу именно Ветхим, а Новым не живу, потому, что Нового не понимаю, оно противоестественно моей сущности и жажды мщения. Господь говорит об усилии над собой, о том, что человек применяющий усилие для того, что бы не следовать Ветхому восхищает Царство Небесное. Как видим и слышим, усилие это не наше природное, ибо если бы было наше природное, то не нуждалось бы ни в каком усилии, это было бы естественно для нас, но так, как мы усилием знаний и воли принуждаем себя следовать Новому, то уже тем самым показываем, что мы христиане и пребываем в послушании и смирении перед Господом Богом, а не перед человеком. Мне отмщение, Я воздам – говорит Господь, и это пострашнее всяких наших справедливых возмущений, которые проходят не сразу, но по рассуждению наше возмущённое утишается, переходит в молитвенное, а через это не покидает нас и спасительная Божья благодать, которая из нашей злой и прелюбодейной сущности делает нас сынами Царства Божьего. Вот что мне рассудилось о явлении зла в нас и мире.
"Род лукавый" лучше бы перевести "злой, полный зла". (Лк. 11:29). Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение от истинной религии и истинного богопочтения считалось прелюбодеянием (Иер. 3:8, 9; 5: 7; 13:27; Иез. 16:1-63). Но, с другой стороны, это выражение можно поставить в связь и с другими выражениями Спасителя о Содоме и Гоморре (11:22-24) и понимать изреченное так, что современное Христу поколение было развратно. Оба явления, идолопоклонство и половой разврат, часто поставляются в связь одно с другим и понятны из наших сведений о языческой жизни.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin2/362.html
Итак, злая сущность человека открывается через ложное благочестие и половое растление, то есть через блуд и прелюбодейство, как половое, так и духовное. Однако внешне это лукавое и прелюбодейное в человеке может и вовсе не открываться. Что же такое это злая сущность в человеке? По закону плоти мы ищем в мире справедливости и за рассеченную бровь готовы выбить не только глаз, но и оба, что бы впредь нашим притеснителям не повадно было. Этот закон отмщения пребывает в плоти нашей, он выписан в сердце нашем и действует независимо от того знаем ли мы о нём из Ветхого Завета или не знаем. Но приходит Господь и говорит нам, что этот закон несовершенный, что есть другой, более лучший, когда надо простить притеснителя, более того о нём заботиться и молиться! И в этом есть усилие человека над собой и своей злой сущностью, то самое усилие, без которого войти в Царство Христово будет невозможно и немыслимо.
*М* Удалено
Но если я действую по закону отмщения находящемуся в плоти моей, то в чём же моё христианство, разве я не живу Ветхим? Получается, что живу именно Ветхим, а Новым не живу, потому, что Нового не понимаю, оно противоестественно моей сущности и жажды мщения. Господь говорит об усилии над собой, о том, что человек применяющий усилие для того, что бы не следовать Ветхому восхищает Царство Небесное. Как видим и слышим, усилие это не наше природное, ибо если бы было наше природное, то не нуждалось бы ни в каком усилии, это было бы естественно для нас, но так, как мы усилием знаний и воли принуждаем себя следовать Новому, то уже тем самым показываем, что мы христиане и пребываем в послушании и смирении перед Господом Богом, а не перед человеком. Мне отмщение, Я воздам – говорит Господь, и это пострашнее всяких наших справедливых возмущений, которые проходят не сразу, но по рассуждению наше возмущённое утишается, переходит в молитвенное, а через это не покидает нас и спасительная Божья благодать, которая из нашей злой и прелюбодейной сущности делает нас сынами Царства Божьего. Вот что мне рассудилось о явлении зла в нас и мире.