Аверкий (Таушев) архиепископ
Толкование на группу стихов: Ин: 14: 6-6
"В ответе Господь объясняет, что Он и есть Сам тот Путь, которым они должны идти к Отцу, чтобы водвориться в ожидающих их вечных обителях. «Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» — так как Христос есть Искупитель и только верою в совершенное Им дело искупления человечества возможно спасение."
Последний раз редактировалось: Нюся (20.07.20 11:38), всего редактировалось 2 раз(а)
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
В поисках истины...
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
Re: В поисках истины...
Национальная идея Новороссии: инновационная революция плюс закрывающие технологии
21.10.2014 - 21:32
13 октября президент украинского Энергоатома «Юрий Недашковский» предложил отключить подачу электроэнергии в ЛНР и ДНР.
«Сейчас электроэнергия поставляется в зону, которая захвачена сепаратистами, а оттуда же платежи не поступают. Думаю, что нужно отключить этот регион», — заявил Недашковский.
http://rusvesna.su/editorial_column/1413912755
21.10.2014 - 21:32
13 октября президент украинского Энергоатома «Юрий Недашковский» предложил отключить подачу электроэнергии в ЛНР и ДНР.
«Сейчас электроэнергия поставляется в зону, которая захвачена сепаратистами, а оттуда же платежи не поступают. Думаю, что нужно отключить этот регион», — заявил Недашковский.
- Спойлер:
- Эта угроза вполне реальна. У Киева уже есть опыт попыток организовать блокаду регионов, оказавшихся в зависимом положении. На протяжении последних месяцев, правительство Украины несколько раз пыталось перекрыть подачу воды и электроэнергии на Крымский полуостров.
В сравнении с Новороссией, Крым смог избежать «любви» Киева с минимальными потерями. Донецким и Луганским народным республикам наверняка придётся столкнуться со всем возможным спектром проблем — необходимо восстанавливать разрушенную инфраструктуру, прежде всего, водо-, энергоснабжение, газопровод, значительно пострадавший от бомбардировок жилой фонд.
Значительно пострадали дороги, как железные, так и автомагистрали, уничтожены аэропорты. Устранение всех разрушений потребует значительных времени и средств. Так, по оценкам украинской стороны, позицию которой озвучил министр финансов Украины Александр Шлапак, на восстановление территории, которую контролирует Украина, потребуется около 2 млрд долларов.
Итоговая цифра наверняка будет значительно большей.
Уже мало кто сомневается в том, что военные успехи Новороссии обеспечены — слишком деградировала украинская армия, «тылы» которой трещат не только от проблем со снабжением, но и от начавшихся солдатских бунтов.
Задачи мирной жизни важны не менее. Руководству Новороссии предстоит в сжатые сроки решать огромное количество задач, как правило — с новаторским подходом. Война и разрушения становятся мотиватором, который заставляет искать экономичные, надёжные и эффективные решения административных и технологических проблем.
Так, одним из самых известных примеров пост-военного эксперимента по разработке и внедрению необходимых «прямо сейчас» технологий стала разработка и широкое внедрение проекта каркасно-панельных домов, больше известных под названием «хрущёвок».
Несмотря на этот расхожее наименование, проект был разработан сразу после войны, уничтожившей до 70% всего жилья в европейской части России: потребовалось в сжатые сроки ввести в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилых и нежилых площадей.
Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Первые сооружения были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.
Может оказаться так, что у Новороссии не будет другого выхода, кроме как внедрять самые передовые и новаторские технологии в строительстве, инфраструктуре, энергетике и транспорте.
Существует такое понятие, как «закрывающая технология — инновационная категория, которая в результате своего появления сокращает потребность в ресурсах, включая и человеческие.
Обычно, внедрение таких технологий затруднено инерцией существующего технологического и сырьевого укладов. А также интересами элит, чьё могущество основывается на использовании конкретных технологий и методов, и сохранение действующего статус-кво является одним из главных приоритетов.
В Новороссии складывается уникальная во всех смыслах ситуация. Появляются лидеры, которые осознают ответственность перед соотечественниками, и хотят как можно скорее наладить жизнь в регионе. Представители региональных украинских элит в значительной степени утратили своё влияние — как в силу объективных политико-экономических изменений, так и в результате пробуждения общественного самосознания.
Всё чаще звучит мнение, согласно которому будущее государство Новороссия будет безолигархическим, а значит — максимально свободным в своём экономическом и технологическом от факторов монополизма и корпоративной солидарности, выражающейся в сознательном торпедировании угрожающих прорывных разработок и идей.
Родившаяся, но пока не ставшая государством в полном смысле этого слова Новороссия уже стала идеологическим и мировоззренческим явлением, как место, где заново формируется новая русская идентичность. При благоприятном стечении обстоятельств, новая ментальность и новые условия Новороссии могут стать отправной точкой внедрения тех производственных, технологических и экономических новинок, которые пока не пробили себе дорогу в жизнь в более стабильных — а значит, с осторожностью относящихся к рискованным инновациям — регионах Русского мира.
Андрей Полевой
http://rusvesna.su/editorial_column/1413912755
Стрелков - мощная личность! Он исповедует идею, в которую практически невозможно поверить. Он говорит, что Россия уже в войне со всей западной цивилизацией, которая имеет противоположный вектор своего развития, нежели русский мир. То есть русский мир и западный мир, в который входит и Европа, и Штаты, и Китай, и Япония, и кто-то ещё - это антиподы. Это две взаимоисключающие друг друга цивилизации. Но если западная цивилизация - это апостасия. Непрестанная утрата Божественного бытия. Скатывание из закона в беззаконие. Из гармонии в хаос. От духа в плоть. И посему Запад непрестанно нуждается в народах, которые можно уничтожить, отняв их потенциал для своего выживания. То русский мир - это тот самый удерживающий, который тормозит стремительное скатывание человечества в окончательную погибель, давая ему время для покаяния и просвещения.
Иными словами, русский мир всегда стоит на пути антихриста. И потому всегда будет основной мишенью для всякого зла. Целью борьбы новороссов Стрелков видит не вхождение Новороссии в состав России, а воссоединение всего русского мира в единое целое. То есть, воссоединение России, Белоруссии и Украины в одно государство. Хотелось бы мне обрести такую веру!
Иными словами, русский мир всегда стоит на пути антихриста. И потому всегда будет основной мишенью для всякого зла. Целью борьбы новороссов Стрелков видит не вхождение Новороссии в состав России, а воссоединение всего русского мира в единое целое. То есть, воссоединение России, Белоруссии и Украины в одно государство. Хотелось бы мне обрести такую веру!
Стрелков (Гиркин) - ИДИОТ!
Он совок. И хочет вернуться в совок.
Украинцы не хотят. И нормальные русские тоже не хотят.
Именно поэтому коммуняки на выборах в Раду не набрали даже 3 процентов.
Не надо путать русских с совецкими.
Он совок. И хочет вернуться в совок.
Украинцы не хотят. И нормальные русские тоже не хотят.
Именно поэтому коммуняки на выборах в Раду не набрали даже 3 процентов.
Не надо путать русских с совецкими.
Если бы, Ингвар, вашу политическую партию официально запрещали под угрозой уголовной расправы, жгли офисы, угрожали расправой близким, и не только угрожали, но и реально убивали и калечили, она и пол процента не набрала бы. А коммунисты под яростным прессингом всё-таки нашли единомышленников. Лишь немногим уступив Ляшко, который не слезал с экранов ТВ и щедро спонсировался. Это значимый показатель.Ingwar пишет:Стрелков (Гиркин) - ИДИОТ!
Он совок. И хочет вернуться в совок.
Украинцы не хотят. И нормальные русские тоже не хотят.
Именно поэтому коммуняки на выборах в Раду не набрали даже 3 процентов.
Не надо путать русских с совецкими.
Путин неоднократно говорил: обратной дороги в СССР нет и быть не может. Идея СССР - это коминтерн, подаренная нам Европой. Как сифилис. Мы переболели. Идея единого русского мира никакого отношения к этому коминтерновскому сифилису не имеет.
Вы эти слова лугандонам скажите, а не мне. Они болеют.Мафусал пишет:
Если бы, Ингвар, вашу политическую партию официально запрещали под угрозой уголовной расправы, жгли офисы, угрожали расправой близким, и не только угрожали, но и реально убивали и калечили, она и пол процента не набрала бы. А коммунисты под яростным прессингом всё-таки нашли единомышленников. Лишь немногим уступив Ляшко, который не слезал с экранов ТВ и щедро спонсировался. Это значимый показатель.
Путин неоднократно говорил: обратной дороги в СССР нет и быть не может. Идея СССР - это коминтерн, подаренная нам Европой. Как сифилис. Мы переболели. Идея единого русского мира никакого отношения к этому коминтерновскому сифилису не имеет.
Хочешь? Имей! Я имею.Мафусал пишет: То есть, воссоединение России, Белоруссии и Украины в одно государство. Хотелось бы мне обрести такую веру!
Все больные, один ты здоровый? Попахивает гордынею, Ингвар.Ingwar пишет:
Вы эти слова лугандонам скажите, а не мне. Они болеют.
И имечко-то какое-то ...не славянское.
Новороссы-то как раз здоровы. Потому и отстаивают чистоту своей земли. Любая Божественная идея - это тот или иной образ целостного блага. Об этом подробно поведал миру Платон. Когда идея попадает в наш мир, который является пространством добра и зла, она распадается на антиподы. Антиподы - это взаимоисключения, порождающие борьбу и противостояния.Ingwar пишет:
Вы эти слова лугандонам скажите, а не мне. Они болеют.
На уровне идеи антиподами являются нацизм и интернационализм. А на уровне идеологии - фашизм и коммунизм. В гражданской войне на Украине именно нацизм воюет с интернационализмом, коммунизм противостоит фашизму. Отсюда с одной стороны свастика всех видов. С другой - красные знамёна со звёздами, серпами и молотами.
Но идея единого русского мира - по ту сторону добра и зла. Она выше войны между фашизмом и коммунизмом. Она проходит под православной символикой. Война новороссов имеет целью отстоять свою землю от злобы бандеровщины и разрушения. И когда зло будет отброшено на безопасное расстояние и границы упрочатся, тогда идея русского мира начнёт своё созидание. И это созидание никакого отношения к фашизму и коммунизму уже не имеет. Это по сторону, выше и глубже.
Легко сказать: хочешь быть счастливым, будь им! А попробуй стань.Нюся пишет:
Хочешь? Имей! Я имею.
Спасибо, Оля! Посмотрю завтра.
Чего боится дух злобы поднебесной?
«Убили, чтобы не всплыла правда»: Отец Андрей Ткачев о подлой расправе над Романовыми
https://youtu.be/1gTWkhH5J3Y
День Июля 17-го дня... О свв. Андрее Боголюбском, Андрее Рублёве, о Русском царе, о сербах...
День Июля 17-го дня... О свв. Андрее Боголюбском, Андрее Рублёве, о Русском царе, о сербах...
Иконопись
Католические и павославные иконы сильно отличаются друг от друга.
В этой части своей работы я хотела бы показать эти различия. http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/ik/ikon.htm
Одно из главных различий — это каноничность православной иконы. Католическая икона не канонична, это, по сути, картина на религиозную тему.
Никому, а особенно русскому человеку, не придёт в голову молиться, например, на “Сикстинскую Мадонну” Рафаэля Санти. Такое “звучание” католическим иконам придаёт академический стиль письма, исключающий каноны. Для исключения путаницы католические иконы, написанные в этом и других стилях, будем называть картинами.
Попытаемся разобраться, зачем необходимо придерживаться канонических способов изображения,
если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: тут и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? А может быть, у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины?
Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения — картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.
Внутренние отличия
http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/ik/pic/p.gif
Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца — мировоззрение Церкви. Икона — вне времени, она — символ инобытия в нашем мире.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна Нестерова или Александра Иванова.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство — форма познания и отражения окружающего мира через чувства.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Говоря о безэмоциональности православной иконы, нельзя не сказать об экзальтированности католической иконы, а правильнее сказать, картины. Коренные различия заключаются здесь в противоположных молитвенных и аскетических практиках. Восточная православная аскеза чужда какой-либо чувственности, чего нельзя сказать о католической, в которой всё подчинено мистическому экстазу, сопровождаемому как галлюцинациями, своё впечатление о “Сикстинской мадонне” Рафаэля: “Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с её религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? — это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой...
Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев”.
Картина — средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.
Внешние отличия
Теперь о том, каковы основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконописи, то есть, в чём внешние отличия иконы от картины. Поскольку речь пойдёт уже о вещах конкретных, то следует условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной — произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.
Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; всё подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда “деформированные”, как правило, удлиненные пропорции фигур — идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.
Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божьей Матери и “Мадонну Бенуа” Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.
В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором — созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении например — нимбы, правда, в католическом варианте их изображения. Можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани — жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.
По словам Леонида Александровича Успенского, «свойством святости является то, что она освящает всё то, что с ней соприкасается. Это есть начало грядущего преображения мира».
Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины— это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное — изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдалённые предметы не скрыты за лёгкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, — нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон — не жёсткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображения элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе
Отличие третье. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона — светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.
Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбы на православных иконах и на католических картинах. У католиков нимб представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. Предмет этот — нечто отделённое от фигуры, приданное ей извне. Православные нимбы описывают вокруг головы круг и представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб католический — это венец святости, приданный извне, а нимб православный — венец святости, рожденный изнутри.
Существует сделанное Н. А. Мотовиловым и ставшее уже хрестоматийным описание сияния Божественного света, исходившего от головы преподобного Серафима Саровского: “Я взглянул после этих слов в лицо его и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, ни самих себя, ни фигуры, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающуюполяну, и снежную крупу, ссыпающуюся сверху, и великого старца и меня”
Таким образом, католический нимб — корона, данная праведнику за его труды, православный нимб — неугасимый свет Божественной славы, родившийся внутри святого и составляющий единое целое с преображенной плотью его.
Отличие четвёртое. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несёт символическую функцию.
Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах — это цвет царского достоинства. Особо хочется сказать о золоте на иконах. Золото — символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Золото на иконах — антитеза функции золота как символа земного богатства. Золотые нимбы святых, золотые блестки на их ризах — aссисты или инакопь — знак осиянности светом Божественной славы, знак причастности к Божеству по благодати. Но не на всех иконах можно встретить золото. Не всегда этот материал использовался иконописцами, так как в некоторых случаях просто не хватало средств для его приобретения. Поэтому появились своего рода цветовые синонимы золоту — это золотисто-желтая охра, красный (то есть прекрасный) и белый цвета. Чёрный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.
Пятое. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На новгородской иконе XV века, изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору, и Господа Преобразившегося, и учеников, павших на лица свои (Мф. 17, 6), и их же, спускающихся с горы. А на иконе “Успение Божией Матери” одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: Спасение всех душ человеческих от вечной смерти.
Очень интересно и наивно трактовали значение Евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто “Рождество Иоанна Крестителя” представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник./kartinka/ На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождеству Христову, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах. Конечно, во многих случаях такой стиль явился следствием элементарного незнания истории мировой архитектуры и костюма, но думается, что изначально всё же это была вполне продуманная концепция изображения.
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад — украшение лицевой поверхности иконной доски — не признавался древними иконописцами, поскольку его функция — чисто декоративная.
Католические и павославные иконы сильно отличаются друг от друга.
В этой части своей работы я хотела бы показать эти различия. http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/ik/ikon.htm
Одно из главных различий — это каноничность православной иконы. Католическая икона не канонична, это, по сути, картина на религиозную тему.
Никому, а особенно русскому человеку, не придёт в голову молиться, например, на “Сикстинскую Мадонну” Рафаэля Санти. Такое “звучание” католическим иконам придаёт академический стиль письма, исключающий каноны. Для исключения путаницы католические иконы, написанные в этом и других стилях, будем называть картинами.
Попытаемся разобраться, зачем необходимо придерживаться канонических способов изображения,
если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: тут и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? А может быть, у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины?
Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения — картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.
Внутренние отличия
http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/ik/pic/p.gif
Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца — мировоззрение Церкви. Икона — вне времени, она — символ инобытия в нашем мире.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна Нестерова или Александра Иванова.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство — форма познания и отражения окружающего мира через чувства.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Говоря о безэмоциональности православной иконы, нельзя не сказать об экзальтированности католической иконы, а правильнее сказать, картины. Коренные различия заключаются здесь в противоположных молитвенных и аскетических практиках. Восточная православная аскеза чужда какой-либо чувственности, чего нельзя сказать о католической, в которой всё подчинено мистическому экстазу, сопровождаемому как галлюцинациями, своё впечатление о “Сикстинской мадонне” Рафаэля: “Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с её религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? — это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой...
Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев”.
Картина — средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.
Внешние отличия
Теперь о том, каковы основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконописи, то есть, в чём внешние отличия иконы от картины. Поскольку речь пойдёт уже о вещах конкретных, то следует условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной — произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.
Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; всё подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда “деформированные”, как правило, удлиненные пропорции фигур — идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.
Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божьей Матери и “Мадонну Бенуа” Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.
В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором — созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении например — нимбы, правда, в католическом варианте их изображения. Можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани — жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.
По словам Леонида Александровича Успенского, «свойством святости является то, что она освящает всё то, что с ней соприкасается. Это есть начало грядущего преображения мира».
Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины— это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное — изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдалённые предметы не скрыты за лёгкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, — нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон — не жёсткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображения элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе
Отличие третье. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона — светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.
Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбы на православных иконах и на католических картинах. У католиков нимб представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. Предмет этот — нечто отделённое от фигуры, приданное ей извне. Православные нимбы описывают вокруг головы круг и представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб католический — это венец святости, приданный извне, а нимб православный — венец святости, рожденный изнутри.
Существует сделанное Н. А. Мотовиловым и ставшее уже хрестоматийным описание сияния Божественного света, исходившего от головы преподобного Серафима Саровского: “Я взглянул после этих слов в лицо его и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, ни самих себя, ни фигуры, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающуюполяну, и снежную крупу, ссыпающуюся сверху, и великого старца и меня”
Таким образом, католический нимб — корона, данная праведнику за его труды, православный нимб — неугасимый свет Божественной славы, родившийся внутри святого и составляющий единое целое с преображенной плотью его.
Отличие четвёртое. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несёт символическую функцию.
Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах — это цвет царского достоинства. Особо хочется сказать о золоте на иконах. Золото — символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Золото на иконах — антитеза функции золота как символа земного богатства. Золотые нимбы святых, золотые блестки на их ризах — aссисты или инакопь — знак осиянности светом Божественной славы, знак причастности к Божеству по благодати. Но не на всех иконах можно встретить золото. Не всегда этот материал использовался иконописцами, так как в некоторых случаях просто не хватало средств для его приобретения. Поэтому появились своего рода цветовые синонимы золоту — это золотисто-желтая охра, красный (то есть прекрасный) и белый цвета. Чёрный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.
Пятое. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На новгородской иконе XV века, изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору, и Господа Преобразившегося, и учеников, павших на лица свои (Мф. 17, 6), и их же, спускающихся с горы. А на иконе “Успение Божией Матери” одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: Спасение всех душ человеческих от вечной смерти.
Очень интересно и наивно трактовали значение Евангельских событий для всех времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто “Рождество Иоанна Крестителя” представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник./kartinka/ На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождеству Христову, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах. Конечно, во многих случаях такой стиль явился следствием элементарного незнания истории мировой архитектуры и костюма, но думается, что изначально всё же это была вполне продуманная концепция изображения.
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад — украшение лицевой поверхности иконной доски — не признавался древними иконописцами, поскольку его функция — чисто декоративная.