(стр. 75-76) К ряду крупных административных мероприятий архимандрита Феодосия за время управления им петербургскими церковными делами в эти годы следует отнести очищение столицы от бродячего духовенства… Бродячее духовенство, и в наши дни (1913 год) причиняющее немалую докуку духовным сферам столиц, являлось в свое время весьма заметною язвою на церковном теле Петербурга. …. Кадры этого духовенства составлялись из лиц, не нашедших по тем или иным причинам пристанища в своих епархиях. Такие лица обыкновенно пристраивались к свите состоятельного или знатного лица, и своею невзыскательностью, а часто и невысоким нравственным уровнем, вносили дезорганизацию в среду петербургского клира.
Крестовое духовенство появилось в столице едва ли не со времен переселения сюда вельмож, привезших с собой своих «домовых попов». Высочайшим указом 25-го ноября 1707 года из гарнизонной канцелярии было объявлено воспрещение содержать «по господским домам» крестовых священников. Тем же указом воспрещалось и строение часовен. Но крестовые попы продолжали существовать. Всем этим священникам в указах объявлялось запрещение ходить с требами «по градским домам и у приходских людей», но, видимо, запрещение нарушалось…
Еще в 1713 году митрополит Иов писал «иерею соборной церкви Петра и Павла Георгию Петрову» о надзоре за проживающими в Петербурге крестовыми священниками. «Ведомо нам учинилось, что некоторые епархии нашей священники приезжают в Санкт Петербург самовольно, и того ради повелели мы обретающемуся в Санкт-Петербурге домовых наших дел стряпчему Михаилу Владыкину таковых невоздержанных священников, имая, приводить к вам, и пред вами их допрося, отсылать правильного ради истязания к нам в Великий Новгород»
Зато сейчас, когда я вижу на улице человека в рясе с кружкой, который собирает деньги, я понимаю – это представитель «бродячего духовенства». Проучился где-то пару семестров, купил черную рясу, медную кружку и стал сам себе священником-фрилансером.