Толкование на Быт.30:31-43.
31 И сказал [Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.
32 Я пройду сегодня по всему [стаду] овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. [Такой скот] будет наградою мне.
33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.
34 Лаван сказал: хорошо, пусть будет по твоему слову.
35 И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было [несколько] белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;
36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.
37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,
38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.
39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.
40 И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.
41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.
42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову.
43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.
ТОЛКОВАНИЕ ОТРЫВКА С УЧЕТОМ БИБЛЕЙСКОЙ СИМВОЛИКИ.
30:31,32 — «31 И сказал [Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. 32 Я пройду сегодня по всему [стаду] овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. [Такой скот] будет наградою мне».
В Библейской символике Иаков имеет два значения. Он символизирует народ Божий (Израиль), а также Самого Господа Бога, как Пастыря и Пастыреначальника (1Пет.5:4) (в том числе, Иаков является прообразом Господа Иисуса Христа). Лаван же, в данном случае, символизирует сатану, имеющего вид Ангела света (2Кор.11:14). Имя Лаван, в переводе с древнееврейского языка означает: «белый, светлый».
То, что Лаван (сатана) спрашивает: «что дать тебе?», а Иаков (народ Божий) отвечает: «не давай мне ничего», означает, что успех, благополучие и процветание народа Божьего возможно лишь в том случае, если народ Божий ничего не принимает от сатаны, не поклоняется и не служит ему.
То, что Иаков (Господь Бог) говорит Лавану (сатане): «Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему [стаду] овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. [Такой скот] будет наградою мне», Это означает, что Господь Бог (Иаков) призывает избранных, от начала мира, Своих людей, для дарования им спасения и вечной жизни в Царствии Своем. Весь этот скот символизирует народ (человечество). Фраза: «Я пройду сегодня по всему [стаду] овец твоих», указывает на то, что Господь Бог знает сердца всех людей (Ин.2:25; 1Кор.2:11), и ничто не утаено от Него, ибо на всяком месте очи Господни (Притч.15:3). Слово: «сегодня», указывает на начало периода (лето Господне – Лк.14:18,19), в который Господь Бог призывает избранных Своих из числа всех людей. Иаков избирает для себя всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Весь этот скот символизирует различные категории верующих людей. Всякий скот с крапинами и с пятнами символизируют избранных Богом людей, которые откликнулись на Божий призыв к покаянию, и исповедали Бога Иегову своим Господом и Спасителем. Они могут отличать истину ото лжи, Божье от не Божьего, свет от тьмы. Эти люди осознают, что они грешны и нуждаются в Боге, и Его милости по отношению к ним, и таким образом, они искренно каются пред Господом. Непосредственно на это и указывает их расцветка в крапинку и с пятнами. Всякая скотина черная из числа овец, то есть черные овцы, символизируют избранных Божьих людей, которым Господь предопределил быть учителями Божьего Слова, и пастырями народа Божьего. Черный цвет, в данном случае, символизирует смирение и способность отличить греховное от праведного, а также означает то, что учителя и пастыри народа Божьего (ветхозаветной и новозаветной Церкви) как бы умерли для самих себя (для своей греховной натуры) и воскресли для служения Господу. Козы с пятнами и крапинами символизируют активных служителей народа Божьего, стремящихся к познанию Бога, так как непосредственно коза в Библейской символике означает активное действие. И поскольку козы и козлы любят горы, в Библейской символике, они также означают стремительность в познании горнего (Божьего) (Кол.3:1-3).
Фраза: «[Такой скот] будет наградою мне», означает то, что Господь радуется верности и праведности Своего народа.
30:33 — «И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня».
«И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою», — это означает, что Господь открывается как справедливый и благой Бог. Сатана же, соответственно, не является справедливым и благим.
«Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня», — Это означает, что не избранные Господом нечестивые грешники не войдут в Царствие Божие.
30:34 — «Лаван сказал: хорошо, пусть будет по твоему слову», — Лаван (сатана) знает, что Бог справедлив (Иак.2:19). Однако сатана не принимает Господа.
«по твоему слову», — Господь всё творит Словом Своим.
30:35,36 — «И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было [несколько] белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; 36. и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов».
«Отделил в тот день…», — то есть, иносказательно, Господь Бог (Иаков), призвал к Себе избранных Своих людей и спас их.
«козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было [несколько] белого...», — в данном случае, в Библейской символике, козлы и козы означают весь народ Божий, — мужчин и женщин. Также, в Библейской символике, мужской пол (козлы) указывает на осуществление и исполнение Божьей воли, а женский пол (козы) указывает на верность Господу Богу и смирение пред Ним. В иносказательном смысле это означает, что подлинно исполнить Божью волю может только смиренный пред Богом и верный Ему во всем человек.
«на которых было [несколько] белого, и всех черных овец,…», — в данном случае белый цвет символизирует не праведность, а псевдо праведность, то есть избранные Богом люди, но пока ещё не призванные Господом, всегда имеют в себе несколько грехов, не смотря на то, что они склонны к добрым делам, и, в конце концов, откликаются на призыв Евангелия. Черные овцы означают учителей и пастырей народа Божьего.
«и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;…», — Как и говорилось уже выше, то, что овцы черные означает, что учителя и пастыри народа Божьего (ветхозаветной и новозаветной Церкви) как бы умерли для самих себя (для своей греховной натуры) и воскресли для служения Господу. Они полностью посвящены на служения Богу и Его Церкви. Сыновья Иакова, в данном случае, имеют несколько символических значений. Они символизируют колена Израиля (родоначальники колен), также они символизируют ветхозаветных пророков, которые обучали народ Божий Слову Божьему. В целом же, они означают закон и пророки (Лк.16:16), которым Господь Бог как бы отдал на руки Свой народ. То есть, Господь через закон и пророки руководит Своим народом. В новозаветном смысле, сыновья Иакова символизируют Апостолов Христовых, через которых Господь даровал Своему народу (Церкви Христовой) Новый Завет (закон Христов (Гал.6:2)).
«и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути», — Расстояние назначенное между Лаваном (сатаной) и Иаковом (Господом Богом) на три дня пути, символизирует искупление и спасение избранных Божьих людей от сатанинского рабства греха. Так как число три в Библейской символике указывает на триединство Господа Бога, Который спас грешников, вывив их на истинный путь, ведущий в жизнь вечную. В соответствии с новозаветной символикой, три дня пути указывают на три дня, в течение которых Господь Иисус Христос совершил искупление Своих людей (умер, покоился и воскрес). Непосредственно три дня, и именно пути, указывают на то, что через искупление Господь открыл Себя как путь спасения, ведущий в жизнь вечную (Ин.14:6).Также три дня пути символизируют третье небо (2Кор.12:2), на котором находится как рай (образно названый лоно Авраамово), так и ад (Лк.16:20-24). Между раем же и адом «утверждена великая пропасть» (Лк.16:26). Пропасть обозначается путём, который невозможно преодолеть, — «что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). Невозможность перейти по этому пути определена истинным Триединым Господом Богом, на что и указывает именно три дня, этого пути.
Также, три дня пути, символизируют степени молитвы. Третье небо символизирует глубокую молитву и высоко духовное состояние. Об этом говорит Апостол Павел (2Кор.12:2). При этом, первое небо символизирует плотское состояние человека, а второе небо символизирует душевность человека. Таким образом, избавиться от грехов и сатанинских искушений можно усиленной молитвой (Мф.17:21).
«Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов», — То, что Иаков (Господь Бог) пас остальной мелкий скот Лаванов (сатана) означает, что Господь заботится и о грешниках (Мф.5:45), и соблюдает их ко дню суда, для наказания (2Пет.2:9).
«мелкий скот Лаванов», — мелкий скот, в данном случае, символизирует не избранных и не кающихся грешников, которые нарекутся малейшими (не спасёнными) (Мф.5:19).
30:37— «И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,…»
Иаков взял прутья от трех видов деревьев. В начале он взял тополевые прутья, затем миндальные, и затем яворовые. В Библейской символике тополь означает рай, миндаль означает воскресение, явор означает вечную жизнь. Прутья, означают малую часть деревьев, указывая на смысл значений этих деревьев, согласно Библейской символике. Таким образом, Иаков (Господь), в целом и кратко, указывает народу Божьему каким образом Господь Иисус Христос совершит/совершил (относительно нашего времени) искупление и спасение Своего народа. Во-первых, Господь Иисус Христос во время Своего пребывания на кресте сказал покаявшемуся злодею: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43), даровав спасение (райские обители) ему и, таким образом, даровав спасение всем верующим в Господа Иисуса Христа, и исповедующим Его как Своего Господа и Спасителя. На это событие и указывают тополёвые прутья. Во-вторых, на третий день Господь Иисус Христос после Своей крестной смерти воскрес из мертвых (Лк.24:46). На это событие указывают миндальные прутья. В-третьих, Своим воскресением из мертвых, Господь Иисус Христос, даровал нам жизнь вечную. На это событие указывают яворовые прутья.
«…и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,…», — В Библейской символике, белый цвет означает Божественность, нетварной свет, свет Божий, чистоту, истину и святость. Также, именно три вида деревьев указывают на Триединого Бога. Это означает, что все три события (прутья трёх деревьев) произойдут/произошли (относительно нашего времени) исключительно по воле истинного Триединого Господа Бога, и несут в себе Божью святость.
Также, на все эти три события (пребывание Господа Иисуса Христа на кресте, воскресение Господа Иисуса Христа из мёртвых и дарование Господом вечной жизни Своему народу) указывает Закон Божий, как детоводитель ко Христу (Гал.3:24). Таким образом, прутья сии символизируют, также и святой, чистый и истинный Закон Божий, а также власть (прутья, как жезлы) сего Закона. Это означает, что народ Божий будет познавать Бога, Его власть и все пророчества о Мессии Господе Иисусе Христе, изучая и вникая в Закон Божий. Обо всем этом образно говорит фраза: «и вырезал на них белые полосы».
Кора же, в Библейской символике, означает покрытие, и в данном случае указывает на утаивание. Снятие коры с прутьев, указывает на снятие тайны (скрытого духовного смысла) с Закона Божьего. Таким образом, Израиль (народ Божий) может изучить (мог изучать) и понять тайну прихода и земной деятельности Господа Иисуса Христа, через усердное изучение и познание Божьего Закона.
30:38,39 — «и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями 39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами».
Водопойные корыта, в которых находятся прутья с нарезкою, символизируют питание (питие) Святым Духом. Господь питает (напояет) Им Свой народ (Откр.7:17). Обретение Господа Иисуса Христа и, соответственно, Духа Святого возможно через изучение Закона Божьего (Писания Ветхого Завета – Ин.5:39). Именно на это и указывают прутья в водопойных корытах.
Скот зачинал там же где и пил, это указывает на то, что верующие люди приносят духовные плоды (Гал.5:22-25; Еф.5:9), изучая Закон Божий (Слово Божье), в новозаветном смысле, – закон Христов (Гал.3:24), пребывая во Христе Господе (Ин.15:5-9).
Также это означает, что верующие люди (христиане), призваны проповедовать Слово Божье (Мф.28:19), становясь для принявших Слово Божье (Евангелие), покаявшихся в своих грехах и родившихся свыше от Духа Святого (Ин.3:3-5), духовными отцами (крестными родителями).
«…и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами», — три вида скота: пестрый, и с крапинами, и с пятнами, символизируют три категории верующих (народа Божьего). В данном случае, скот пестрый, с наименьшим количеством черного пигмента, обозначает большинство простых верующих (мирян), по занятости своей, не много уделяющих времени изучению Божьего Слова. Подробно об этой категории верующих сказано в Сир.38:24-39. Скот с крапинами, имеет более крупные пятна, нежели пёстрый скот, и обозначает, в данном случае, категорию Божьих служителей (левитов, времён Ветхого Завета и церковных служителей времён Нового Завета). Скот с пятнами, в данном случае, символизирует (священников, времён Ветхого Завета, а также Евангелистов, священников (пастырей, пресвитеров, епископов, предстоятелей), и учителей Церкви Божьей, времён Нового Завета) (Сир.39:1-14; Еф.4:11).
Также, то, что категорий людей именно три, означает, что они избраны истинным Триединым Господом Богом.
30:40 — «И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана».
То, что Иаков отделял ягнят и ставил лицом к пёстрому и всему чёрному скоту Лаванову, иносказательно, в духовном смысле, означает, что верующие люди должны наставлять друг друга (Евр.3:13).
«и всему черному скоту Лаванову», — черный скот называется ещё Лавановым, так как верные Богу люди, притом и пасторы народа Божьего (ветхозаветной и новозаветной Церкви) еще находятся в этом мире, в котором, еще господствует князь мира сего, и в котором полно сатанинских искушений (1Пет.5:8-11; 1Кор.10:13).
«и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана», — тем не менее Господь уже отделили и освятил Свой народ (1Пет.2:9-11; 2Кор.6:17), призвав его к чистоте, праведности и святости (Лев.20:7; 1Пет.1:15,16).
30:41 — «Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями».
Скот крепкий символизирует, избранных Господом Богом, людей, верных Ему во всём. Крепость их заключается в способности противостоять искушениям, и в искреннем покаянии в своих грехах. Таковые верующие принесут много плода, ибо их взор обращён на Писание (Слово Божье). На это указывает фраза: «прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями».
30:42 — «А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову». Слабый скот символизирует не избранных Богом людей, не имеющих духовного мышления, и не осознающих свою греховность перед Богом. Иаков не клал прутья перед слабым скотом, это означает, что Господь не даёт стремления к пониманию закона Божьего не избранным людям. Не возможно прийти к Богу, если не будет на то воля Самого Господа Бога (Ин.6:44).
«И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову». Не избранные Богом люди (слабый скот) принадлежат Лавану (сатане (диаволу)) (Ин.8:44), а крепкий скот принадлежит Иакову (Господу Богу) (1Пет.2:9; Рим.8:28-30).
Ветви с частично снятой корой внешне были похожи на расцветку скота, рождение которого ожидал Иаков. При этом Иаков не считал, что рождение именно пёстрого, с крапинами, и с пятнами скота непосредственно зависит от этих ветвей. Иаков знал и понимал, что рождение такого скота зависит исключительно от Господа Бога, о чём он и говорит в Быт.5:13. Иаков признает, что именно Господь произвёл чудо и умножил его стада, соответствующей расцветки. И совершенно не считал, что в этом есть какая-либо его (Иакова) личная заслуга.
Ветви с нарезанными полосами были для Иакова символом его собственной веры пред Богом. Веры в то, что Господь обильно благословит его пёстрым, с крапинами, и с пятнами скотом. И Господь воистину обильно благословил Иакова! Это замечательный пример действенной веры. Пример осуществления ожидаемого (вырезание полос, снятие коры с прутьев до белизны, и положение их в водопойные корыта) и уверенности в не видимом (Евр.11:1), то есть в том, что Господь Бог умножит стада ожидаемой расцветки.
30:43 — «И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов». Иаков (Господь) определяется как «этот человек». Тем самым подчеркивается двойная природа Господа Иисуса Христа, – Божья и Человеческая. Он сделался весьма богатым. Здесь понимается духовное богатство Иакова, как символа народа Божьего, и богатство Иакова как Господа Иисуса Христа, которое заключается в весьма большом количестве избранных Божьих людей.
Рабыни и рабы символизируют Израиль. Верблюды и ослы, как нечистые животные (Втор.14:7), символизируют язычников. Это пророчество об объединении Господом Израиля и язычников в один единый народ Божий (Церковь Христову) (Ин.10:16). Также мелкий скот, рабыни и рабы, символизируют Ветхий Завет, а верблюды и ослы символизируют Новый Завет, который Господь заключил не только с иудеями, но и с язычниками. Именно поэтому Новый Завет, в данном случае, обозначается верблюдами и ослами. Верблюды как символ язычников и кающихся грешников (Мф.19:24), а ослы символ смирения и кротости пред Богом (Мф.21:5). Именно на ослице и молодом осле Господь Иисус Христос въехал в Иерусалим, в знак смирения и кротости. То, что сперва упоминаются верблюды, а затем ослы, объясняется также и как пророчество о том, что в Новом Завете соответствующим образом упоминается сперва притча о верблюде и игольном ушке, а потом о въезде Господа Иисуса Христа в Иерусалим на ослице и молодом осле.
Также мелкий скот, в данном случае, символизирует духовно молодых верующих. Рабыни и рабы символизируют верующих обоих полов. Верблюды и ослы символизируют верующих из числа иудеев и язычников. В данном случае иудеи также определяются нечистыми животными, так как они были чисты лишь в своих глазах, но пред Богом же, ко времени прихода Христа Господа, они были нечистыми и грешными, как и язычники.
То, что сперва упоминаются рабыни, а потом рабы объясняется тем, что рабыни (женский пол) символизируют покорность Богу и смирение пред Ним. А рабы (мужской пол) символизирует исполнение и осуществление Божьего замысла. Таким образом, для исполнения и осуществления Божьего замысла (в том числе и соблюдения Божьих заповедей) необходимо покорность и смирение пред Богом.
Из толкований на книги Ветхого Завета, доктора Богословия Бинюкова О.В.