Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

+4
Сергей КСС
Вольдемар
Перестукин
Саккoс
Участников: 8

    Умер ли Адам?

    Саккoс
    Саккoс
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 489
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Вероисповедание : православие

    Умер ли Адам? Empty Умер ли Адам?

    Сообщение  Саккoс 23.03.11 18:55

    (Быт. 2:16) И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
    17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
    Известно, что в Адаме всё человечество. Так умер ли Адам?
    Перестукин
    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 10796
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Перестукин 23.03.11 19:09

    Быт 5:5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
    Вольдемар
    Вольдемар
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 294
    Дата регистрации : 2011-03-19
    Откуда : Athos
    Вероисповедание : ὀρθοδοξία

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Вольдемар 23.03.11 19:14

    плагиат Умер ли Адам? 890598
    Саккoс
    Саккoс
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 489
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Вероисповедание : православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Саккoс 23.03.11 21:47

    Voldemar Ho пишет:плагиат Умер ли Адам? 890598
    Я и не отрицаю)
    Тема же интересная, вот я её и перенес сюды))
    Сергей КСС
    Сергей КСС
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 1803
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Откуда : Украина-Крым-Керчь
    Вероисповедание : Христианское

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Сергей КСС 23.03.11 22:29

    Саккoс пишет:(Быт. 2:16) И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
    17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
    Известно, что в Адаме всё человечество. Так умер ли Адам?
    В повреждённом духе Адама, а не в самом Адаме. Дух имеет способность передаваться потомкам. И дух влияет на форму. Так думаю.
    Перестукин
    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 10796
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Перестукин 23.03.11 22:32

    к сожалению сектант пишет:В повреждённом духе Адама, а не в самом Адаме. Дух имеет способность передаваться потомкам. И дух влияет на форму. Так думаю.
    В вопросах духовно-генетических, аргумент "так думаю" просто не оставляет никаких сомнений и превращает статус вопроса в аксиому. Laughing Laughing Laughing
    Сергей КСС
    Сергей КСС
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 1803
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Откуда : Украина-Крым-Керчь
    Вероисповедание : Христианское

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Сергей КСС 23.03.11 23:20

    Перестукин пишет:
    к сожалению сектант пишет:В повреждённом духе Адама, а не в самом Адаме. Дух имеет способность передаваться потомкам. И дух влияет на форму. Так думаю.
    В вопросах духовно-генетических, аргумент "так думаю" просто не оставляет никаких сомнений и превращает статус вопроса в аксиому. Laughing Laughing Laughing
    А что делать?! Rolling Eyes Это меня так брат Михаил научил, не выражать своё мнение слишком уж утвердительно. Учусь не раздражать братию I love you Smile
    Семёнов Алексей
    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Семёнов Алексей 24.03.11 0:42

    Саккoс пишет:(Быт. 2:16) И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
    17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
    Известно, что в Адаме всё человечество. Так умер ли Адам?
    Духовно да, а так нет, Адам совершенно не исчез, мы изгнаны в землю проклятия – ад, землю изгнания. Всё что мы видим и слышим, обоняем и осязаем есть только картины падшего, того самого ада, в который мы все страшимся попасть, а того не разумеем, что уже в нём пребываем…. И надо страшиться не того, как бы в ада не попасть, ибо мы и так в нём, а надо страшиться того, как бы в этом аду навечно не остаться. Богословие это наука, учение Церкви только приоткрыто, но не окончено и благо тем, кто подвизается на этой очень трудной ниве.
    Сергей КСС
    Сергей КСС
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 1803
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Откуда : Украина-Крым-Керчь
    Вероисповедание : Христианское

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Сергей КСС 24.03.11 2:14

    Семёнов Алексей пишет: Богословие это наука, учение Церкви только приоткрыто, но не окончено и благо тем, кто подвизается на этой очень трудной ниве.
    Учение Божье, умом Божьим и Духом Его открывается. Гибельно взламывать, фомкой ума нашего грешного, этот неплотный Сейф. Ключ - исполнение заповедей. Не иначе.
    Не в обиду брат. I love you
    Семёнов Алексей
    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Семёнов Алексей 24.03.11 2:19

    к сожалению сектант пишет:
    Семёнов Алексей пишет: Богословие это наука, учение Церкви только приоткрыто, но не окончено и благо тем, кто подвизается на этой очень трудной ниве.
    Учение Божье, умом Божьим и Духом Его открывается. Гибельно взламывать, фомкой ума нашего грешного, этот неплотный Сейф. Ключ - исполнение заповедей. Не иначе.
    Не в обиду брат. I love you
    Не тупи.
    Michel
    Michel
    Новичок
    Новичок


    Сообщения : 16
    Дата регистрации : 2011-02-22
    Возраст : 55
    Откуда : Украина. Луганская обл.
    Вероисповедание : христов

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Michel 13.07.11 19:16

    Что возвратится в прах?
    (Спасён ли Адам?)
    Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:17-19).
    Спасён ли Адам? Наперёд скажу, что хотя я не уверен на сто процентов, но всё-таки больше склоняюсь к тому, что Адам спасён. Недавно на одном из форумов был поднят этот вопрос, как оказалось, не из простых. Было приведено несколько доводов в пользу того, что Адам спасён. Были так же приведены доводы против. И самый сильный из них Быт.3:17-19, ибо если Господь сказал Адаму в прах возвратишься, значит, так оно и исполнилось.

    Но, как же принцип спасения по вере? Разве Адам, раскаявшись и поверив в Искупителя, не мог спастись? Мог, конечно. Но тот, кто почитает Адама погибшим, вам скажет, что Господь наперёд знал, что Адам не покается, и поэтому вынес такой приговор: ...прах ты, и в прах возвратишься. Итак, логически всё как бы сходится и Адам погиб. Но есть здесь один момент, который не только говорит о возможном спасении Адама, но полезен и нам. Мы прочитали: …возвратишься в землю, из которой ты взят, …прах ты. Эти слова были сказаны сотворённому Адаму, который был взят из земли и был прахом. Но мы знаем из Писания, что спасение, это, прежде всего рождение свыше и обретение вечной природы, это облачение в Иисуса Христа, Который сказал:

    ...истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан.3:3-6).

    Итак, Господь сказал, что только при рождении свыше человек становится духом и обретает духовную, то есть вечную природу, а до этого человек лишь плоть – творение, не имеющее духовного начала. Написано:

    Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:47-54).

    Первый человек из земли, перстный. И тленному надлежит облечься в нетление. Человек это не только тело, но это, прежде всего душа. И когда Господь назвал Адама «прах ты», то Он, прежде всего, обращался к личности, то есть к душе. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ДУША ЧЕЛОВЕКА, КАК И ЕГО ТЕЛО ТЛЕННАЯ! Это конечно очень неудобное утверждение для тех, кто верит, что человек без рождения свыше уже имеет вечную природу. Я тоже так думал, ибо написано, что люди, отвергнувшие спасение, будут страдать во веки веков. Но разве выражение «во веки веков» автоматически значит, что человеческая душа нетленна? Да, человек будет страдать во веки веков, причём не только душой, но так же и телом, ибо будет воскресение второе, когда все люди будут воскрешены для суда Божьего, после чего будут отправлены в озеро огненное на страдания. Но разве это значит, что тела у людей нетленные, раз они будут страдать во веки веков?
    Разве человек вечный, как и Господь? Если предположить, что человеческая душа вечная, то выходит, что человек тоже Бог. Или, как некоторые говорят, что всякий человек из Бога взят и является частью Бога. Что же тогда получается, Божья природа согрешила? До чего же мы так дойдём в своих размышлениях?

    Нас смущает выражение «во веки веков». Но разве «во веки веков» значит то же самое, что и вечность? Вечность – это когда нет начала и конца. «Во веки веков» - не исключает начало, хотя и может продолжаться бесконечно долго. Вечность можно образно проиллюстрировать линией (из геометрии мы знаем, что линия не имеет начала и конца). Так же вечность можно изобразить алгебраически осью ординат, которая не имеет пределов. Конечно, эти иллюстрации примитивны, ибо разве можно изобразить вечность, ибо это, то же самое, что изображать Бога. Поэтому наши иллюстрации лишь условны.
    Понятие «во веки веков» геометрически можно изобразить лучом, или вектором, у которых есть начало, но нет конца. Слово «век» значит отрезок времени в сто лет, и по сути «век» значит время. А в вечности нет времени. У времени есть начало и может быть конец (Евр.1:2; Откр.10:6), ибо время сотворено Господом, Который силен, продлить его бесконечно долго, или прекратить. И если написано, что нераскаявшиеся грешники будут страдать во веки веков, то значит они останутся во времени, которое для них никогда не кончится. Самоуверенные люди будут оставлены в сотворённом мире, который будет брошен в озеро огненное. Но для детей Божьих времени уже не будет (Откр.10:6), ибо они будут забраны Господом в Его вечное царство. Написано:

    И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. ...Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр.20:8-15).

    Итак, ничего ветхое, то есть тленное не войдёт в Царство Божье, как ещё написано в посланиях:

    Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (1Кор.15:50).

    Здесь ясно показано, что тление не наследует нетление. Следовательно, сотворённый, а значит тленный Адам не мог наследовать нетленное Царство Божье. Это же относится и ко всем нам, точнее к нашей природе сотворённой из тлена. Тленному Адаму Господь сказал: прах ты и в прах возвратишься. Но эти слова не относятся к новому человеку, который рождён свыше. В настоящее время это не относится к новому духу рождённого свыше человека, ибо тленные тела христиан ещё ожидают искупления. У одних христиан тленные тела умрут, и Господь воскресит их нетленными, а у других, Господь превратит тела из душевных в тела духовные. Ещё написано:

    Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. (1Кор.15:42-49).


    Первый Адам был из земли, он был сотворённый, а значит, никак не мог войти в Царство Божье. Но это не значит, что тот же Адам не мог спастись по вере в Искупителя. Да, в своей сотворённой, а значит, ветхой природе он возвратился землю, из которой он и был взят, но при спасении всякий обретает новую, нетленную природу Христа. Да, исполнилось слово Господа и Адам возвратился в землю. Но разве Господь сказал, что Адама невозможно спасти? Все люди возвратятся в землю из которой взяты, чтобы через некоторое время снова воскреснуть, одни для жизни вечной, а другие для страдания в озере огненном во веки веков.
    Из Писания мы узнаём, что сначала Адам не призывал имя Господа, и это было довольно долго. Но в дальнейшем, когда у Адама родился внук Енос, люди начали призывать Господа, а значит, начали обретать спасение. Написано:

    У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. (Быт.4:26).
    Вполне вероятно, что Адам был в числе этих людей.

    С уважением.
    avatar
    shershenvic
    Новичок
    Новичок


    Сообщения : 3
    Дата регистрации : 2017-01-05
    Возраст : 64
    Откуда : Белгород.
    Вероисповедание : Православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  shershenvic 05.01.17 20:49

    Адам есть образ нашего ума. От сюда надо и рассуждать.
    Ум вечен.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 7356
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 37
    Вероисповедание : Православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Монтгомери 05.01.17 21:28

    Эм. Адам это не образный персонаж, а реальный. Он не имеет никакого отношения к нашему уму. Адам умер и до пришествия Христа находился в аду. Затем Господь спустился туда и вызволил всех верных, включая Адама и Еву. Здесь нужно сказать о неком «лоне Авраамовом», где находились ветхозаветные праведники (Лк. 16, 22-26). Это такое место в аду, где праведники не испытывали мучений. И только после Крестной смерти Спасителя, когда Он душою сошел во ад, Он вывел оттуда всех ветхозаветных праведников (1 Петр. 3, 18-20; 4, 6), ожидавших Его пришествия на землю. Таковыми были и Адам с Евой. Пасхальная икона «Сошествие во ад» как раз изображает этот момент. Господь Иисус Христос стоит на поверженных вратах ада и выводит за руки Адама и Еву, за которыми следуют сонмы ветхозаветных праведников. И Писание повествует о грехопадении первых людей, но Предание Церкви сохранило сведения о величайшем покаянии Адама и Евы и их надежде на грядущего Искупителя мира, посему их можно считать первыми Христианами. Ветхозаветные отцы спасались верой в грядущего Мессию, как мы спасаемся верой в пришедшего Христа. Память Адама и Евы и всех ветхозаветных праотцев совершается за две недели перед Рождеством Христовым.

    http://blagovest.cofe.ru/Otvechaet-svyashhennik/Spassya-li-Adam
    avatar
    shershenvic
    Новичок
    Новичок


    Сообщения : 3
    Дата регистрации : 2017-01-05
    Возраст : 64
    Откуда : Белгород.
    Вероисповедание : Православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  shershenvic 06.01.17 8:35

    Монтгомери пишет:Эм. Адам это не образный персонаж, а реальный. Он не имеет никакого отношения к нашему уму. Адам умер и до пришествия Христа находился в аду.
    Если Адам физический человек, то и ад должен быть физическим. Для вас Бог духовен?
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 7356
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 37
    Вероисповедание : Православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Монтгомери 06.01.17 9:42

    Все православные знают, что Бог - есть Дух. Что же касается истории Адама и Евы, то тут православная церковь учит всему просто. Бог создал двух человек: Адама и Еву, наказав им не есть с древа познания добра и зла. Они были духовно наполнены, утончены, светились божественным светом, не знали тления. Но по внушению змия они вкусили плод и утратили это благообразие, став дебелыми. Но в течении жизни, согласно Преданию, покаялись и вернули себе Божью милость. После смерти их души также, как и у всех, отделились от тела, но, как святые, получили место в лоне Авраамова. Затем, после крестного подвига и смерти, туда спустился Спаситель и проповедуя, вывел всех Святых, включая Адама и Еву, в рай, где они будут пребывать до второго пришествия Христа в состоянии душ. Когда же явится второй раз Господь, то души всех Святых снова соединятся с физической плотью, пребывающей на земле и с ней вознесутся на небо, но там будут иметь более тонкий вид, чем тот, что тот дебелый, что мы имеем на земле, утончатся, произойдёт обожение, силу которого Господь показал своим Апостолам во время своего преображения. Что же касается образности, то Святые применяли относительно нашего состояния такие слова, как "Ветхий человек", "Совлечь с себя ветхого Адама". Но это не о человеке Адаме речь, а о той дебелости, что усвоилась всем людям, приходящим в мир, после грехопадения первых людей: Адама и Евы, которой следует совлечься духовной жизнью: крещением, миропомазанием, исповедью, причащением, покаянием, постом, бдением и т.д.
    avatar
    shershenvic
    Новичок
    Новичок


    Сообщения : 3
    Дата регистрации : 2017-01-05
    Возраст : 64
    Откуда : Белгород.
    Вероисповедание : Православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  shershenvic 06.01.17 10:30

    Для вас рай физическое место или образ духовного состояния человека?
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 7356
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 37
    Вероисповедание : Православие

    Умер ли Адам? Empty Re: Умер ли Адам?

    Сообщение  Монтгомери 06.01.17 10:34

    shershenvic пишет:Для вас рай физическое место или образ духовного состояния человека?

    Согласно упоминаниям Святых и других свидетелей, это не просто духовное состояние, которому также имеет место там быть, которое будет мучить человека, но и все те физические, или лучше сказать чувственные мучения, что описано в Евангелии: пламень, червь и др., но не такое, как здесь. Оно сожигает, но не уничтожает - в нём человек спасается от уничтожения. Т.е.: и то, и то. "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор.3:14-15). Иеется в виду не от ада спасётся, как полагают некоторые приверженцы учения о его временности, а от уничтожения в нём. Но это уже совершенно другая тема, по которой достаточно сказано Святыми.

    Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о Аде


    Православная Церковь признает в вечности двоякое мучение, как и двоякое блаженство:

    1) Внутреннее, производимое ощущениями и помышлениями, рождающимися от положения;
    2) Внешнее, производимое обстановкой извне.

    Богословы западной церкви также признают два рода мучений, называя их:

    1) Казнь проклятия, или скорбь о потере вечного блаженства, которое, по их мнению,
    в Писании называется неумирающим червём;
    2) Казнь чувственная, или мучение, производимое огнем, который не угаснет никогда.

    _________________________________________

    Православная Церковь признает червя червем, не пытаясь объяснить то, о чем сказано просто, без объяснения, немогущего быть удовлетворительно понятым в том состоянии, в котором мы находимся. Мы видели как святой Василий Великий понимал адского червя. Он признает его существующим действительно, а не иносказательно, не мечтательно и отвлеченно. Святой Иоанн Златоуст также помещает червя в числе чувственных мук ада: «От гроба и червя, — говорит он, — перенеси мысль твою к червю неусыпающему, к огню неугасающему, к скрежету зубами, к тьме кромешной, к скорби и тесноте» (Слово 1 к Феодору падшему). Здесь, как и у Василия Великого, казнь внутренняя ясно отделена от казней внешних; в числе последних оба святителя указали на неусыпающего червя, как на казнь внешнюю и чувственную. Подробное исчисление адских мук внутренних и внешних можно видеть в поучениях святого Димитрия Ростовского [Часть II, поучение 2 на вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.]

    Слова Писания о райском наслаждении и о адской муке должно принимать просто и прямо, наставляет святой Тихон Воронежский (Келейные письма, том 15, письмо 62). «В мире случающееся неблагополучие, — говорит этот святитель в одном из своих писем, — есть тень некая и образ будущего и вечного неблагополучия. Тяжко здесь вмененным быти между злодеями, и злым людям и бесчестным причислитися; но далеко тяжчае будет причтенным быть диаволу и злым ангелам его и с ними за едино вменятися вечно. Тяжко зде у мучителя некоего под властью быть и от него наругание, посмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть; но далеко тяжчае будет у сатаны, противника Божия, во власти и от него ругание, посмеяние и озлобление терпеть вечно. Тяжко зде биение, страдание, болезнь, огневицу, лихорадку, зубную болезнь и расслабление тела терпеть; но далеко тяжчае будет терпеть вечно жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, червь неусыпающий и душою и телом в том страдать. Тяжко зде в темнице сидеть, лишатися света и никакого не чувствовать утешения; но далеко тяжчае сидеть в адской темнице и никогда света не видеть, и всего лишитися утешения вечно. Тяжко зде жажду терпеть и желать, но не иметь прохлаждения; но тяжчае будет вечно. Словом: тяжко есть всякое страдание временное, или на душе, или на теле бываемое, всяк то знает; но несравненно тяжчайшее вечное, и ради величества, и ради продолжения, яко бесконечное, которое и душою и телом будут терпеть осужденные. Тень есть временное страдание вечного страдания. Тень есть ничто в сравнении с истиною: и временное страдание — ничто в сравнении с вечным. Познавай убо вечное страдание от временного и берегись, да не впадеши в тое. Ныне сходи умом во ад, да не потом душою и телом снидеши. Како стерпишь огнь жгущий, но несожигающий, червь грызущий, но не поядающий, скрежет зубов, тму кромешную, скаредный вид демонов, и плач, и стенание, и рыдание и прочая злая како стерпиши? Помышляй сия, сравнивай временное страдание с вечным, и проженется сим размышлением, как бичом, суета от сердца твоего» (Том 15, письмо 62).

      Текущее время 21.11.24 13:01