Что возвратится в прах?
(Спасён ли Адам?)
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:17-19).
Спасён ли Адам? Наперёд скажу, что хотя я не уверен на сто процентов, но всё-таки больше склоняюсь к тому, что Адам спасён. Недавно на одном из форумов был поднят этот вопрос, как оказалось, не из простых. Было приведено несколько доводов в пользу того, что Адам спасён. Были так же приведены доводы против. И самый сильный из них Быт.3:17-19, ибо если Господь сказал Адаму в прах возвратишься, значит, так оно и исполнилось.
Но, как же принцип спасения по вере? Разве Адам, раскаявшись и поверив в Искупителя, не мог спастись? Мог, конечно. Но тот, кто почитает Адама погибшим, вам скажет, что Господь наперёд знал, что Адам не покается, и поэтому вынес такой приговор: ...прах ты, и в прах возвратишься. Итак, логически всё как бы сходится и Адам погиб. Но есть здесь один момент, который не только говорит о возможном спасении Адама, но полезен и нам. Мы прочитали: …возвратишься в землю, из которой ты взят, …прах ты. Эти слова были сказаны сотворённому Адаму, который был взят из земли и был прахом. Но мы знаем из Писания, что спасение, это, прежде всего рождение свыше и обретение вечной природы, это облачение в Иисуса Христа, Который сказал:
...истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. (Иоан.3:3-6).
Итак, Господь сказал, что только при рождении свыше человек становится духом и обретает духовную, то есть вечную природу, а до этого человек лишь плоть – творение, не имеющее духовного начала. Написано:
Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:47-54).
Первый человек из земли, перстный. И тленному надлежит облечься в нетление. Человек это не только тело, но это, прежде всего душа. И когда Господь назвал Адама «прах ты», то Он, прежде всего, обращался к личности, то есть к душе. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ДУША ЧЕЛОВЕКА, КАК И ЕГО ТЕЛО ТЛЕННАЯ! Это конечно очень неудобное утверждение для тех, кто верит, что человек без рождения свыше уже имеет вечную природу. Я тоже так думал, ибо написано, что люди, отвергнувшие спасение, будут страдать во веки веков. Но разве выражение «во веки веков» автоматически значит, что человеческая душа нетленна? Да, человек будет страдать во веки веков, причём не только душой, но так же и телом, ибо будет воскресение второе, когда все люди будут воскрешены для суда Божьего, после чего будут отправлены в озеро огненное на страдания. Но разве это значит, что тела у людей нетленные, раз они будут страдать во веки веков?
Разве человек вечный, как и Господь? Если предположить, что человеческая душа вечная, то выходит, что человек тоже Бог. Или, как некоторые говорят, что всякий человек из Бога взят и является частью Бога. Что же тогда получается, Божья природа согрешила? До чего же мы так дойдём в своих размышлениях?
Нас смущает выражение «во веки веков». Но разве «во веки веков» значит то же самое, что и вечность? Вечность – это когда нет начала и конца. «Во веки веков» - не исключает начало, хотя и может продолжаться бесконечно долго. Вечность можно образно проиллюстрировать линией (из геометрии мы знаем, что линия не имеет начала и конца). Так же вечность можно изобразить алгебраически осью ординат, которая не имеет пределов. Конечно, эти иллюстрации примитивны, ибо разве можно изобразить вечность, ибо это, то же самое, что изображать Бога. Поэтому наши иллюстрации лишь условны.
Понятие «во веки веков» геометрически можно изобразить лучом, или вектором, у которых есть начало, но нет конца. Слово «век» значит отрезок времени в сто лет, и по сути «век» значит время. А в вечности нет времени. У времени есть начало и может быть конец (Евр.1:2; Откр.10:6), ибо время сотворено Господом, Который силен, продлить его бесконечно долго, или прекратить. И если написано, что нераскаявшиеся грешники будут страдать во веки веков, то значит они останутся во времени, которое для них никогда не кончится. Самоуверенные люди будут оставлены в сотворённом мире, который будет брошен в озеро огненное. Но для детей Божьих времени уже не будет (Откр.10:6), ибо они будут забраны Господом в Его вечное царство. Написано:
И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. ...Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр.20:8-15).
Итак, ничего ветхое, то есть тленное не войдёт в Царство Божье, как ещё написано в посланиях:
Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (1Кор.15:50).
Здесь ясно показано, что тление не наследует нетление. Следовательно, сотворённый, а значит тленный Адам не мог наследовать нетленное Царство Божье. Это же относится и ко всем нам, точнее к нашей природе сотворённой из тлена. Тленному Адаму Господь сказал: прах ты и в прах возвратишься. Но эти слова не относятся к новому человеку, который рождён свыше. В настоящее время это не относится к новому духу рождённого свыше человека, ибо тленные тела христиан ещё ожидают искупления. У одних христиан тленные тела умрут, и Господь воскресит их нетленными, а у других, Господь превратит тела из душевных в тела духовные. Ещё написано:
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. (1Кор.15:42-49).
Первый Адам был из земли, он был сотворённый, а значит, никак не мог войти в Царство Божье. Но это не значит, что тот же Адам не мог спастись по вере в Искупителя. Да, в своей сотворённой, а значит, ветхой природе он возвратился землю, из которой он и был взят, но при спасении всякий обретает новую, нетленную природу Христа. Да, исполнилось слово Господа и Адам возвратился в землю. Но разве Господь сказал, что Адама невозможно спасти? Все люди возвратятся в землю из которой взяты, чтобы через некоторое время снова воскреснуть, одни для жизни вечной, а другие для страдания в озере огненном во веки веков.
Из Писания мы узнаём, что сначала Адам не призывал имя Господа, и это было довольно долго. Но в дальнейшем, когда у Адама родился внук Енос, люди начали призывать Господа, а значит, начали обретать спасение. Написано:
У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. (Быт.4:26).
Вполне вероятно, что Адам был в числе этих людей.
С уважением.