протоиерей Сергий пишет:
В истории Церкви миряне не имели права голоса на Поместном Соборе( исключение - Собор 1917( и то . -принятие решений контролировалось епископским совещанием) и те что были позже) . Исключительные права голоса с древних времен имели ,именно, епископы, как носители апостольского преемства.
Никак не могу согласится с Вами, о Сергий. Епископы являются апостольскими преемниками и имеют апостольскую власть, но
полноту церковной власти имеет только Поместный или Вселенский собор. Да, на сегодня клир и миряне на соборе имеют совещательный голос , но ИМЕЮТ! На Архиерейском - это невозможно по определению.
Если говорить об истории Церкви, то во времена апостолов все вопросы решала вся церковная община, а не одни апостолы.
Из книги Деяний видно, что как только в тех
или иных случаях у христиан возникали вопросы, имевшие важное значение
для Церкви, апостолы отдавали дело на суд всей церковной общины.
Всмотревшись в описанную в книге Деяний нравственную атмосферу мы
увидим, что здесь нет ни начальников, ни подчиненных в юридическом
смысле слова, нет внешних авторитетов и рабского подчинения этим
авторитетам, то есть здесь не может идти речи о каких-то «решающих» или
«совещательных» голосах».Далее, о Вселенских соборах.
Вселенский Собор созывался императором и
состоял из тех лиц, которых приглашал император. Император мог вызвать
на собор одних епископов, а мог и дополнить их своими сановниками,
причем в любом количестве. Император мог разрешить епископам привезти с
собой одного или двух пресвитеров. Нет сомнения в том, что в I
Вселенском Соборе участвовали и клирики и миряне, а на VI Вселенском
Соборе присутствовал император, и справа от царского трона восседали
сановники - также миряне.На
Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 г. под
председательством апостола Иакова присутствовали не одни
лишь апостолы, но «и пресвитеры и братия»
(Деян. 15, 23).
Римский собор 251 г., рассматривавший
вопрос о принятии в Церковь отпадших во время гонений, по
свидетельству церковного историка Евсевия, состоял
«из шестидесяти епископов, а пресвитеров и диаконов
находилось на нем еще более».
На Карфагенском соборе (256 г.), созванном в связи с
вопросом о перекрещивании еретиков, помимо епископов
присутствовали также пресвитеры, диаконы, исповедники и
устоявшие в вере миряне. На Антиохийском соборе
(268-269 гг.), созванном для рассмотрения ереси Павла
Самосатского, также присутствовали диаконы и
пресвитеры. http://www.pravoslavie.ru/smi/483.htm
А что можно сказать о преп. Максиме Исповеднике, который выступал против ереси монофелитства на 6-м Вс.соборе? А как же обыкновенный монах св.Иоанн Дамаскин, боровшийся с иконоборцами на 7-м Вс. соборе?
Они не были епископами, но они отстаивали чистоту веры на соборах. Кто знает, как бы все повернулось без таких вот ревнителей веры...
А опираясь на 34-е Апостольское правило и 9-е правило Антиохийского собора, мы можем заключить, что высшая власть в Поместной Церкви принадлежит Собору епископов и Предстоятелю Церкви.
Эти каноны ничего не говорят об участии клира и мирян. Они говорят только о статусе епископов на соборах . Но высшая власть в Церкви принадлежит Поместному (Вселенскому) собору, потому что Церковь- это тело Христово. А тело Христово- это не только архиереи, но и клир с мирянами.
И если уж касаться древних времен, то следует нам помнить, КАК избирались епископы? Они избирались НАРОДОМ.
В окружном послании Первого Вселенского Собора разрешается, в виде исключения,возводить во епископское достоиснтво и новообращенного, "
если он того будет достоин
и избран народом".
Св.Василий Великий пишет неокесарийцам, по смерти их епископа, что их дело"
искать пастыря" и что это дело "для каждого из них есть свое собственное...,каждый сам первый вкусит плоды его" (ч.6., с.79). В письме "К хорепископам"св. отец дает указание относительно избрания священнослужащих:
"
Хорепископы должны собирать свидетельство клира и народа и доносить об этом епископу" (ч.6, с. 148)
Св.Киприан утверждает что так именно, то есть
с участием народа в избрании, был поставлен епископ Сабин: "Ему дано было епископство и возложены руки..
.с согласия всего братства и по определению епископов".
О Корнелии, епископе Римском, св.Киприан свидетельствует, что он был "сделан епископом по определению Бога и Христа, по
свидетельству всего почти клира, по избранию бывшего при этом народа, по согласию маститых священников и добрых
мужей". Правило 61 Карфагенского Поместного собора гласит:61. Подобает определити и сие: аще когда приступим к избранию епископа, и возникнет некое прекословие, понеже были у нас в разсмотрении таковые случаи: дерзновенно будет трем токмо собратися для оправдания имеющаго рукоположитися, но к вышереченному числу да присоединится един или два епископа; и, при народе, к которому избираемый имеет быти поставлен, во-первых да будет изследование о лицах прекословящих; потом да присовокупится к изследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицем народа, тогда уже рукоположится. Все епископы рекли: совершенно согласны.
Вот , если бы и доныне епископы избирались с участием народа, то может и вопросов не возникло бы об участии этого народа в соборах.
Хотя и в недалеком прошлом в
Окружном послании Восточных патриархов 1848 г. сказано: "у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что
хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ."