Детей в тех семьях, где никто из родителей не является постоянным прихожанином какого-либо храма, и, соответственно, никто не будет воспитывать ребенка в вере, крестить нельзя. Странно, когда спорят - обязательно или необязательно крестить. Не "необязательно", а именно нельзя. То же и со взрослыми, которые еще не поняли, что это такое и зачем оно им нужно, которые не собираются что-либо менять в своей жизни.
Не вижу смысла обсуждать, правильно или неправильно это было в советское время, правильно или неправильно крестили меня самого. Что было, того нет. И тому как уже четверть века.
Да, и из этого "нельзя" могут быть исключения. Когда человек в реанимации, например - неважно, ребенок или взрослый. Или когда парень перед армией решил креститься. Как успею, так и объясню смысл христианской веры, принимает - и вперёд. Могут быть еще какие-то случаи особые, когда можно сделать скидку на обстоятельства, и понадеяться, что Господь потом приведет человека к христианской жизни. Если этот человек выживет. Но не стоит в повседневности регулярно поручать Богу нарушение человеческой воли - мол, мы тут покрестим, а Ты Сам, Господи, просвети этих пофигистов, которые сейчас про Тебя слышать не хотят, потому что у них уже закуска стынет и водка греется, приготовленные дабы крестины отметить.
Возражение, которое слышал чаще всего - чем, мол, ребенок виноват, что у него родители и "крестные" неверующие? Не виноват совсем. Так его никто и не обвиняет и не наказывает. У меня есть некрещеные друзья и знакомые - вовсе они себя не чувствуют наказанными.
Вдруг умрет некрещеным? А вдруг умрет крещеным, но отказавшимся от Христа - кто сказал, что это будет лучше? Относительно умерших некрещеными во младенчестве есть разные мнения у отцов. Относительно тех, кто сознательно отвергает Бога, кажется, мнения не расходятся. Так что даже с позиции меньшего риска лучше не крестить тех, у кого мало шансов сразу после крещения расти среди прихожан.
Став настоятелем, у себя на приходе я установил такую практику. Дата крещения ребенка назначается только после беседы с крестными и кем-то (хотя бы одним) из родителей. "Таксы" за крещение нет. Делают пожертвование - не отказываемся, но не намекаем, если не предлагают, и не определяем даже "рекомендуемого" размера, если спрашивают, "сколько". Если оно добровольное, то уж чтобы по-настоящему добровольное. Дальше. Если хотя бы кто-то из родителей ходит в храм, и собирается воспитывать в вере ребенка, и хотя бы один из крестных причащается (желательно, чтобы это был восприемник того же пола, что и ребенок) - проводим беседу, в которой восполняются возможные пробелы в необходимых "азах", и крестим. Как вариант - с одним крестным, если у второго "бог в душе". Если все "по нулям", мы не против беседовать, объяснять сколько угодно, подарим Евангелие, поможем подготовиться к первой исповеди, если захотят - но с крещением ребенка порекомендуем погодить, пока желающие его крестить не окрепнут в качестве прихожан. Если надо "только покрестить", а все остальное "как-нибудь потом" - извините, это не к нам. Конечно, они пойдут в какой-нибудь храм, где всё быстро, без лишних вопросов и по твердой таксе, но они будут знать, что делают. По крайней мере, совершаемое попрание таинства будет не на моей совести, а его заказчики имеют свою волю, которую я у них не отнимаю. "Я прокукарекал, а там хоть не рассветай."
А по поводу слов о.Димитрия Смирнова - пусть, мол, хоть денег заплатят... Жаль, что нельзя открыть этакий филиал церкви для обслуживания ритуальных потребностей религиозно индифферентного населения. Чтобы туда заходили свечки поставить, карму улучшить. Чтобы крестили там по установленной таксе "во имя бога-в-душе, и чтобы какая-то сила этого ребенка хранила, аминь". От сглазов всяких, например. И что-нибудь сладенькое с ложки давать перед 1 сентября, чтобы учился на пятерки. Только не Тело Христово, разумеется. А уж когда соберется жить со Христом - тогда и крестить в настоящем храме во имя Отца, Сына и Святого Духа.
http://presviter-ds.livejournal.com/139434.html