Прошу без блаблабла, а обосновывать свои ответы.
Последний раз редактировалось: дядя Bова (30.10.12 15:34), всего редактировалось 1 раз(а)
Документированное, т.е. имеющие исторические сведения или хотя бы выводы историков.Евгений Сумский пишет:Вопрос не понятен. Что такое фициальное рабство?
Спасибо дядь Жень.Евгений Сумский пишет:
Верно, Дмитрий! Еще хочу добавить.Елена-христианка пыталась сказать, что крепостной крестьянин не есть
раб, и что форма рабства на Руси отличалась от рабства в других странах.
Например, взятый в плен враг через год безупречной отработки
(контрибуции) имел право либо уйти восвояси, либо остаться в качестве
свободного человека.
Замечательно!Елена-христианка пишет:Оч.хорошо, что тема не умерла.
Верно, Дмитрий! Еще хочу добавить.
Тут многие дают ссылки на историков. Хм... вопрос только упирается в то, что слово "раб" в Древней Руси имело иное значение, чем на западе.
О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников. В частности: из сборника законов "Русской Правды" киевского князя Ярослава Мудрого. И более конкретно из описания работорговли варягов в волжском Булгаре арабским путешественником и писателем 1-й половины Х века Ибн Фадланом Однако большинство историков и ученых однозначно говорят о том, что понятие "раб" в средневековой Руси имело иной смысл нежели в Европе, Ближнем Востоке или в Юго-восточной Азии. В большей степени положение раба на Руси было очень сходно с положением крепостного, а если быть более точным, то того крепостного, кто сам себя отдал в крепость на определенный срок. Единственным отличием положения раба от положения крепостного заключалось в том, что на Юрьев день крепостной имел право поменять хозяина. Раб был лишен такой возможности. И все же период существования рабства на Руси был крайне непродолжительным.
Славянские государства не случайно получили в истории статус раннефеодальных, поскольку рабство как таковое у них либо не существовало, либо период существования рабства был крайне непродолжительным - не более 1 - 1,5 веков.
Теперь давайте посмотрим, что же такое обозначало слово " раб" в Древней Руси?
Рабами были все те, кто работал, то есть служил. Служить же у богатого и
знатного человека было престижно, поэтому «рабства» (то есть работы-службы) домогались всеми силами. Достаточно сказать, что весь смысл первых договоров Руси с греками состоял в том, чтобы византийцы, во-первых, открыли свой рынок для русских товаров и, во-вторых, позволили бы русам беспрепятственно наниматься на службу к византийским
императорам. Этих русских наемников, служивших в византийском войске, договор Игоря называет «Русь работающе у Грек». То есть, по древнерусской терминологии, эти наемники были «рабами» императора.
Кстати, и известное церковное выражение «раб Божий» теперь тоже повсеместно понимается неправильно, с уничижительным оттенком. Тогда как на самом деле означает оно всего лишь человека, «работающего у Бога»,
то есть выполняющего Заповеди Господни, а вовсе не пресмыкающегося перед всевышними силами.
Работа же в смысле физического труда выражалась в древности термином страда: трудиться значило – страдать. И когда мы читаем в летописи, что тот или иной князь выражал желание «пострадать за землю Русскую», то это значит, что он хотел потрудиться во славу Русской земли, а не
приобрести лавры мученика патриотизма.
Ну и, наконец, следует сказать, как же назывались на Руси рабы в собственном смысле слова. Для них существовал специальный термин «челядь». Но даже эти люди не
попадали под классическое определение рабов, потому что они считались членами семьи, в которой находились в услужении, и пребывали в личной зависимости не всю жизнь, а только строго определенный срок, после чего
получали свободу.
В былине о Чуриле Плёнковиче князь Владимир Красное
Солнышко дарует рабу свободу со следующими словами:
Да больше в дом ты мне не надобно.
Да хоша в Киеве живи, да хоть домой поди.
И вероятно, многие вольноотпущенные челядины добровольно оставались в доме своего бывшего хозяина.
Эта информация, Миша, взята из разных источников, т.с. цитатно вместе с моими размышлениями. Платонов тут точно не стоял . Это обобщенная информация и она подтверждается древними документами, как договор Игоря с греками, Летописью Временных Лет, даже былиной.Михаил55 пишет:
Замечательно!
"Русская Правда" Ярослава, Ибн Фадлан..."большинство историков и ученых"... былина о Чуриле Плёнковиче, неплохо.
И кто автор ВСЕГО этого текста?
Где вы видите разжигание нац.розни?Елена-христианка пишет:
И прекратите тут разжигать нац.рознь!Батюшка вы наш!
Андрей Зар пишет:Уважаемые участники дискуссии!
Очень интересные цитаты, но есть просьба: указывать источник цитаты.
Две крайние цитаты о.Михаила взяты из книг
П.Алеппский "Путешествие Антиохийского Патриарха в Россию", и
Г.Вернадский "Киевская Русь", (гл.6 "Социальная организация"),
соответственно.
Отец Михаил, никогда не сомневался ,что вы наш человексвященник Михаил пишет:
Благодарю, учту.