Сейчас всякие недоисторики выдумывают, что ВКЛ - это государство балтов литовцев (жематицев). однако исторические свидетельства говорят против этих выдумок. Великое Княжество Литовское - это государство нынешних беларусов и они были там хозяевами:
“Литва или Литвания — это славянская страна” (Voigt Y. Geschichte Preussens, Bd. I, Kenigsberg, 1827, s. 621).
Папа Римский Пий II (занимал престол в 1458—1464 гг.) отметил:
“Литва со своими широкими просторами граничит с Польшей с Востока... (Жемойтия и Аукштайтия не имели границы с Польшей. — Авт.) Редки у Литвинов города, также мало и сел... Язык народа — славянский. Этот язык очень широко распространен и поделен на разные диалекты” (Pii II Pontificis Maximi Historia Rerum ubique Gestarum cum Locorum descriptione. Parrhisiis, 1509, pp. 109—110).
О том, что “язык литвинов — славянский” и что “литвины — славянский народ” писали также Гартман Шедель во “Всемирной хронике” (1493 г.); директор Нюрнбергской Лаврентьевской гимназии Ян Коклес Норик в географическом обзоре “Декастихон” (1511 г.); Ян Богемский в труде “Обычаи всех народов” (1538 г.); австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в “Истории Московии” (1549 г.); Матвей Стрыйковский в “Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси” (1582 г.); Александр Гваньини в “Хронике Европейской Сарматии” (1578 г.).
Вот титул российского императора:
“Божиею поспешествующею милостию, Мы... Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Государь Псковский, и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея Северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкесских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая”.
Как видим, не было у российского императора титула “Князь Белорусский”! Грузия в составе царской России была, Украина была, Эстония и Армения, Польша и Финляндия были. А Беларусь — нет. Вместо нее — Литва!
Если бы не восстание 1830—1831 годов, то россияне продолжали бы называть наш этнос “литовцами”, как это сказано у поэта Пушкина, у фольклориста И.П.Сахарова, у всех других российских авторов начала XIX века. Но восстание поставило перед властями метрополии задачу максимального подавления национального сознания литвинов. Последовали соответствующие меры: ликвидация униатской церкви с запретом богослужения в храмах на беларуском языке (1839 г.); запрет книгоиздания на беларуском языке (1839 г.); запрет Статутов ВКЛ; запрет термина “литовский” в названиях наших городов, которые в Речи Посполитой — для отличия от аналогичных польских — именовались Брест-Литовский, Минск-Литовский и других. На литвинов было распространено название “белорусы” с бывших восточных земель ВКЛ (1840 г.).
Но в 1870-е годы националистически настроенные жемойтские студенты придумали в своих кружках мифическую концепцию о том, что Самогития (Жемойтия) — это якобы и есть историческая Литва. В этом им подыграли сначала царские власти, а затем советские, которые в своих политических целях тоже изображали Литву “неславянской”, “восточно-балтской” страной. Так мизерное туземное владение Литвы вдруг стало “правителем Литвы”, а то и “правителем всей Речи Посполитой”, “повелителем и угнетателем славян”.
Эдвардас Гудавичюс, инженер по образованию, считающийся в Республике Летува “видным специалистом по истории Литвы XIII—XVI веков”, в своей “Истории Литвы с древнейших времен до 1569 г.” (изданной в 1999 г.) бесстыдно утверждает, что князья ВКЛ были жемойтской крови, хотя в действительности ни капли ее не имели. Изначально они были пруссами, но уже великий князь Альгерд (1296—1377) — как сын тверской княжны — был наполовину кривичем.
Имя Витовт, традиционное для западных балтов-литвинов, Гудавичюс запросто переделал в восточно-балтское “Витаутас”, хотя князя с таким именем история не знает, а само имя Витовт совершенно чуждо жемойтам и аукштайтам.
Согласно Переписи Войска ВКЛ 1528 года, шляхта Жемойтии на 80% состояла из беларусов и только на 20% из “новопожалованных” (в ВКЛ) жемойтских дворян. Как же такое могло быть — великие князья ВКЛ якобы “жемойтской крови”, когда в Жемойтии почти что не было даже своих этнических дворян? У шляхты ВКЛ жемойтские этнические имена и фамилии на “-с” зафиксированы только начиная с 1528 года.
Но в течение последних ста лет жемойты сочли более выгодным отказаться от своей истинной истории, забыть о том, что они жемойты и аукштайты — ради того, чтобы назвать себя “литовцами” и присвоить историю соседнего народа. Не удивительно, что их историки нынешние труды историков беларуских называют “мифами”. Тем более что в этом их поддерживают российские великодержавные историки, их идейные союзники.
“Литва или Литвания — это славянская страна” (Voigt Y. Geschichte Preussens, Bd. I, Kenigsberg, 1827, s. 621).
Папа Римский Пий II (занимал престол в 1458—1464 гг.) отметил:
“Литва со своими широкими просторами граничит с Польшей с Востока... (Жемойтия и Аукштайтия не имели границы с Польшей. — Авт.) Редки у Литвинов города, также мало и сел... Язык народа — славянский. Этот язык очень широко распространен и поделен на разные диалекты” (Pii II Pontificis Maximi Historia Rerum ubique Gestarum cum Locorum descriptione. Parrhisiis, 1509, pp. 109—110).
О том, что “язык литвинов — славянский” и что “литвины — славянский народ” писали также Гартман Шедель во “Всемирной хронике” (1493 г.); директор Нюрнбергской Лаврентьевской гимназии Ян Коклес Норик в географическом обзоре “Декастихон” (1511 г.); Ян Богемский в труде “Обычаи всех народов” (1538 г.); австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в “Истории Московии” (1549 г.); Матвей Стрыйковский в “Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси” (1582 г.); Александр Гваньини в “Хронике Европейской Сарматии” (1578 г.).
Вот титул российского императора:
“Божиею поспешествующею милостию, Мы... Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Государь Псковский, и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея Северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкесских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая”.
Как видим, не было у российского императора титула “Князь Белорусский”! Грузия в составе царской России была, Украина была, Эстония и Армения, Польша и Финляндия были. А Беларусь — нет. Вместо нее — Литва!
Если бы не восстание 1830—1831 годов, то россияне продолжали бы называть наш этнос “литовцами”, как это сказано у поэта Пушкина, у фольклориста И.П.Сахарова, у всех других российских авторов начала XIX века. Но восстание поставило перед властями метрополии задачу максимального подавления национального сознания литвинов. Последовали соответствующие меры: ликвидация униатской церкви с запретом богослужения в храмах на беларуском языке (1839 г.); запрет книгоиздания на беларуском языке (1839 г.); запрет Статутов ВКЛ; запрет термина “литовский” в названиях наших городов, которые в Речи Посполитой — для отличия от аналогичных польских — именовались Брест-Литовский, Минск-Литовский и других. На литвинов было распространено название “белорусы” с бывших восточных земель ВКЛ (1840 г.).
Но в 1870-е годы националистически настроенные жемойтские студенты придумали в своих кружках мифическую концепцию о том, что Самогития (Жемойтия) — это якобы и есть историческая Литва. В этом им подыграли сначала царские власти, а затем советские, которые в своих политических целях тоже изображали Литву “неславянской”, “восточно-балтской” страной. Так мизерное туземное владение Литвы вдруг стало “правителем Литвы”, а то и “правителем всей Речи Посполитой”, “повелителем и угнетателем славян”.
Эдвардас Гудавичюс, инженер по образованию, считающийся в Республике Летува “видным специалистом по истории Литвы XIII—XVI веков”, в своей “Истории Литвы с древнейших времен до 1569 г.” (изданной в 1999 г.) бесстыдно утверждает, что князья ВКЛ были жемойтской крови, хотя в действительности ни капли ее не имели. Изначально они были пруссами, но уже великий князь Альгерд (1296—1377) — как сын тверской княжны — был наполовину кривичем.
Имя Витовт, традиционное для западных балтов-литвинов, Гудавичюс запросто переделал в восточно-балтское “Витаутас”, хотя князя с таким именем история не знает, а само имя Витовт совершенно чуждо жемойтам и аукштайтам.
Согласно Переписи Войска ВКЛ 1528 года, шляхта Жемойтии на 80% состояла из беларусов и только на 20% из “новопожалованных” (в ВКЛ) жемойтских дворян. Как же такое могло быть — великие князья ВКЛ якобы “жемойтской крови”, когда в Жемойтии почти что не было даже своих этнических дворян? У шляхты ВКЛ жемойтские этнические имена и фамилии на “-с” зафиксированы только начиная с 1528 года.
Но в течение последних ста лет жемойты сочли более выгодным отказаться от своей истинной истории, забыть о том, что они жемойты и аукштайты — ради того, чтобы назвать себя “литовцами” и присвоить историю соседнего народа. Не удивительно, что их историки нынешние труды историков беларуских называют “мифами”. Тем более что в этом их поддерживают российские великодержавные историки, их идейные союзники.