Тема закрыта на чистку! О наказаниях потом.
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+10
Димас1
Luchik
Евгений Сумский
Ворон
andrey_17
Инезилья
Михаил55
Девана
xmission
Admin
Участников: 14
8 греховных страстей
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 31
Re: 8 греховных страстей
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 32
Re: 8 греховных страстей
Тема почищена и открыта. Пол часа потеряно... Большое спасибо Инезилье, Нонейму, Сумскому, Валерию и Мухамеду за полученное "удовольствие".
Димас1- Гость
- Сообщения : 2855
Дата регистрации : 2012-07-12
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 33
Re: 8 греховных страстей
Извиняюсь,если что-либо перемудрил в этой теме.
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 34
Re: 8 греховных страстей
Принято
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 35
Re: 8 греховных страстей
Я теперь во всех темах буду только по теме говорить! По теме:
Восьмеричная схема на Востоке
Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространен в ранней аскетической литературе[7]. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 г., в сочинении «О смертности» (в «Патрологии Миня» — De mortalitate[8]) упоминал восемь главных грехов[2]. Иоанн Кассиан в начале V века[9] в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду[10]. Однако, первым христианским автором, в трудах которого точно и определенно излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах Анатолию»[11], в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus[12])[7].
В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».
Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:
1. Γαστριμαργία (gastrimargia) чревоугодие
2. Πορνεία (porneia) блуд
3. Φιλαργυρία (philargyria) сребролюбие
4. Λύπη (lypē) печаль
5. Ὀργή (orgē) гнев
6. Ἀκηδία (akēdia) уныние
7. Κενοδοξία (kenodoxia) тщеславие
8. Ὑπερηφανία (hyperēphania) гордость
После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, Нил Синайский[13], Ефрем Сирин[14], Иоанн Лествичник[15] и другие, из поздних православных святых — Игнатий Брянчанинов[16]. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость)[17].
Восьмеричная схема на Западе
В западном христианстве учение о восьми главных грехах получило распространение благодаря трудам Иоанна Кассиана, который перенёс в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространенных в Египте во второй половине IV в[18]. В египетском монашестве Иоанн Кассиан испытал сильное влияние учения Евагрия Понтийского[18] и, возможно, был знаком с Евагрием лично[19]. Кассиан заимствует учение о восьми главных пороках (principalia vitia) или страстях (principales passiones), как принято в восточной христианской традиции, от Евагрия Понтийского. Отличием схемы Кассиана от схемы Евагрия является взаимное распоположение страстей гнева и печали. О восьми главных грехах Иоанн писал в двух известных своих сочинениях: «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum[20][21][22]) и «Собеседованиях» (Collationes[23])[2] между 420 и 427 годами[9].
Иоанн Кассиан писал на латыни, и его перечень восьми страстей в переводе с греческого языка таков:
1. Gula (чревоугодие)
2. Fornicatio (блуд)
3. Avaritia (сребролюбие)
4. Ira (гнев)
5. Tristitia (печаль)
6. Acedia (уныние)
7. Vanagloria (тщеславие)
8. Superbia (гордость)
После Кассиана восемь главных грехов в западном христианской традиции различали некоторые другие авторы, такие как Колумбан и Алкуин[2].
Западная схема семи главных грехов
Число семь, укрепившееся в католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл Папа Римский Григорий Великий. Он перечислил семь грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia[24][25])[2]. Из восьмеричной схемы он объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордостью и добавил зависть. Также он изменил последовательность грехов, поставив на первое место гордыню, затем — другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец[26]. В результате список семи грехов Папы Григория получил следующий вид:
1. Superbia (гордость)
2. Invidia (зависть)
3. Ira (гнев)
4. Acedia (уныние)
5. Avaritia (сребролюбие)
6. Gula (чревоугодие)
7. Luxuries (похоть, блуд)
Поэт Данте Алигьери в поэме Божественная комедия (ок. 1307-1321), во второй её части, описывает семь кругов чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов Папы Григория[27].
В период средневековья большое влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал святой Фома Аквинский, который занимался развитием этого учения в своём фундаментальном труде «Сумма теологии». Фома писал сочинения на латыни и в рассуждениях по этому поводу предпочитал употреблять термин vitium (англ. vice)[28][2], подразумевающий в контексте порок, склад характера, склоняющий к совершению греха. Фома отличал это понятие от греха как неверного с моральной точки зрения действия. Он утверждал, что грех превосходит порок в зле[29].
Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»[2]. Фома рассматривал те же семь главных грехов, которые перечислил папа Григорий, но в несколько ином порядке. Тот же самый список главных грехов предоставлял святой Бонавентура в сочинении «Краткое изложение богословия» (Breviloquium)[30].
Восьмеричная схема на Востоке
Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространен в ранней аскетической литературе[7]. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 г., в сочинении «О смертности» (в «Патрологии Миня» — De mortalitate[8]) упоминал восемь главных грехов[2]. Иоанн Кассиан в начале V века[9] в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду[10]. Однако, первым христианским автором, в трудах которого точно и определенно излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах Анатолию»[11], в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus[12])[7].
В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».
Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:
1. Γαστριμαργία (gastrimargia) чревоугодие
2. Πορνεία (porneia) блуд
3. Φιλαργυρία (philargyria) сребролюбие
4. Λύπη (lypē) печаль
5. Ὀργή (orgē) гнев
6. Ἀκηδία (akēdia) уныние
7. Κενοδοξία (kenodoxia) тщеславие
8. Ὑπερηφανία (hyperēphania) гордость
После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, Нил Синайский[13], Ефрем Сирин[14], Иоанн Лествичник[15] и другие, из поздних православных святых — Игнатий Брянчанинов[16]. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость)[17].
Восьмеричная схема на Западе
В западном христианстве учение о восьми главных грехах получило распространение благодаря трудам Иоанна Кассиана, который перенёс в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространенных в Египте во второй половине IV в[18]. В египетском монашестве Иоанн Кассиан испытал сильное влияние учения Евагрия Понтийского[18] и, возможно, был знаком с Евагрием лично[19]. Кассиан заимствует учение о восьми главных пороках (principalia vitia) или страстях (principales passiones), как принято в восточной христианской традиции, от Евагрия Понтийского. Отличием схемы Кассиана от схемы Евагрия является взаимное распоположение страстей гнева и печали. О восьми главных грехах Иоанн писал в двух известных своих сочинениях: «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum[20][21][22]) и «Собеседованиях» (Collationes[23])[2] между 420 и 427 годами[9].
Иоанн Кассиан писал на латыни, и его перечень восьми страстей в переводе с греческого языка таков:
1. Gula (чревоугодие)
2. Fornicatio (блуд)
3. Avaritia (сребролюбие)
4. Ira (гнев)
5. Tristitia (печаль)
6. Acedia (уныние)
7. Vanagloria (тщеславие)
8. Superbia (гордость)
После Кассиана восемь главных грехов в западном христианской традиции различали некоторые другие авторы, такие как Колумбан и Алкуин[2].
Западная схема семи главных грехов
Число семь, укрепившееся в католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл Папа Римский Григорий Великий. Он перечислил семь грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia[24][25])[2]. Из восьмеричной схемы он объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордостью и добавил зависть. Также он изменил последовательность грехов, поставив на первое место гордыню, затем — другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец[26]. В результате список семи грехов Папы Григория получил следующий вид:
1. Superbia (гордость)
2. Invidia (зависть)
3. Ira (гнев)
4. Acedia (уныние)
5. Avaritia (сребролюбие)
6. Gula (чревоугодие)
7. Luxuries (похоть, блуд)
Поэт Данте Алигьери в поэме Божественная комедия (ок. 1307-1321), во второй её части, описывает семь кругов чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов Папы Григория[27].
В период средневековья большое влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал святой Фома Аквинский, который занимался развитием этого учения в своём фундаментальном труде «Сумма теологии». Фома писал сочинения на латыни и в рассуждениях по этому поводу предпочитал употреблять термин vitium (англ. vice)[28][2], подразумевающий в контексте порок, склад характера, склоняющий к совершению греха. Фома отличал это понятие от греха как неверного с моральной точки зрения действия. Он утверждал, что грех превосходит порок в зле[29].
Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»[2]. Фома рассматривал те же семь главных грехов, которые перечислил папа Григорий, но в несколько ином порядке. Тот же самый список главных грехов предоставлял святой Бонавентура в сочинении «Краткое изложение богословия» (Breviloquium)[30].
Михаил55- Корифей форума
- Сообщения : 10800
Дата регистрации : 2011-02-03
Возраст : 69
Откуда : Ярославль
Вероисповедание : .православный
- Сообщение 36
Re: 8 греховных страстей
Принято, Сергей
xmission- Почетный форумчанин
- Сообщения : 5818
Дата регистрации : 2011-12-24
Возраст : 53
Откуда : Украина
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 37
Re: 8 греховных страстей
Святые говоря о предмете разговора всегда стремлились не только описать его суть,
но и дать совет или наставление - как поступать. Грубо говоря - выход из положения.
И это благоразумно - люди приходят найти ответ.
Пока тема была закрыта - не мог привести Феофана Затворника. Это касается всех грехов.
"Началась брань - храни преимущественно сердце: не давай доходить возникающим движениям до чувства, встречай их у самого входа в душу и старайся поразить здесь. А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем. на коих держится смущающий помысел. Такие противоубеждения суть в мысленной брани не только щит, но и стрелы, - защищают сердце твое и поражают врага в самое сердце. С тех пор в том и будет состоять брань, что возникший грех будет постоянно ограждаться мыслями и представлениями защишающими его, а борющийся будет со своей стороны уничтожать сии оплоты мыслями и представления им противоположными.
В основании гнева всегда лежит мысль, что другой намеренно досаждает нам;
в основании тщеславия - что все заняты нами;
гордости — что мы лучше всех и прочее.
Такие убеждения лежат глубоко в сердце и составляют его сокровеннейшие чувства. Пока они есть в сердце, до тех пор нельзя быть свободным от страстей и наклонностей, нельзя побеждать их: надобно связать их, преградить им исход из сердца, совсем искоренить их. А этого иначе нельзя доститнуть, как противоубеждениями и противочувствиями.
Так, для укрощения гнева и оскорблений надобно возродить убеждение: сам во всем виновен, ты стоишь всякого презрения и поношения;
Против тщеславия: никто на тебя не смотрит;
Против гордости: нет твари презреннее тебя, и проч.
Такие убеждения и чувства действительно суть самый крепкий шит, который стоит только противопоставить возникающей страсти, и она утихнет, ибо потеряет опору в сердце."
Феофан Затворник
но и дать совет или наставление - как поступать. Грубо говоря - выход из положения.
И это благоразумно - люди приходят найти ответ.
Пока тема была закрыта - не мог привести Феофана Затворника. Это касается всех грехов.
"Началась брань - храни преимущественно сердце: не давай доходить возникающим движениям до чувства, встречай их у самого входа в душу и старайся поразить здесь. А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем. на коих держится смущающий помысел. Такие противоубеждения суть в мысленной брани не только щит, но и стрелы, - защищают сердце твое и поражают врага в самое сердце. С тех пор в том и будет состоять брань, что возникший грех будет постоянно ограждаться мыслями и представлениями защишающими его, а борющийся будет со своей стороны уничтожать сии оплоты мыслями и представления им противоположными.
В основании гнева всегда лежит мысль, что другой намеренно досаждает нам;
в основании тщеславия - что все заняты нами;
гордости — что мы лучше всех и прочее.
Такие убеждения лежат глубоко в сердце и составляют его сокровеннейшие чувства. Пока они есть в сердце, до тех пор нельзя быть свободным от страстей и наклонностей, нельзя побеждать их: надобно связать их, преградить им исход из сердца, совсем искоренить их. А этого иначе нельзя доститнуть, как противоубеждениями и противочувствиями.
Так, для укрощения гнева и оскорблений надобно возродить убеждение: сам во всем виновен, ты стоишь всякого презрения и поношения;
Против тщеславия: никто на тебя не смотрит;
Против гордости: нет твари презреннее тебя, и проч.
Такие убеждения и чувства действительно суть самый крепкий шит, который стоит только противопоставить возникающей страсти, и она утихнет, ибо потеряет опору в сердце."
Феофан Затворник
пресвитер Димитрий- Модератор
- Сообщения : 857
Дата регистрации : 2011-04-03
Возраст : 57
Откуда : Херсонщина
Вероисповедание : православный
- Сообщение 38
Re: 8 греховных страстей
Спасибо, Сережа нонейм, за сообщение. Хорошая подборка. Сам много лет готовлюсь к испведи почти исключительно по 8 страстям в одной из редакций.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 39
Re: 8 греховных страстей
Это википедия!пресвитер Димитрий пишет:Спасибо, Сережа нонейм, за сообщение. Хорошая подборка. Сам много лет готовлюсь к испведи почти исключительно по 8 страстям в одной из редакций.