* Чревоугодие;
* Блуд;
* Сребролюбие;
* Гнев;
* Уныние;
* Тщеславие;
* Гордыня.
(Подробное рассмотрение данных страстей сделано святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями».
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. По сути, греховная страсть — это пользование благом (даром) от Бога вне Бога.
Например: прекрасно, когда мужчина любит женщину и испытывает к ней эротическое влечение. Но для того и существует брак, чтобы человек правильно и мудро реализовал свое чувство. А вот когда мужчина будет стремиться к удовлетворению одной стороны этого чувства, а именно сексуальной, и будет вновь и вновь с помощью разных женщин удовлетворять свое желание, — это страсть. Нормально выпить рюмку, а то и пять с друзьями, в праздник. Но когда человек становится рабом этого желания — это страсть. Страстью может быть не только блуд, но и ненависть, которую человек в себе культивирует, или, скажем, жадность, ну и, конечно, курение, обжорство и т.д. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.
Всякий дар и чувства вложены Творцом в нашу природу от рождения. Однако бывает так, что человек желает использовать дар или чувство вопреки Божьей воли (то есть изначальному благому замыслу Бога о человеке). В таком случае, изначально благословленное чувство (дар) от Бога, путем «искажения» становится одним из видов греховной страсти. Проще говоря, страсть — это пользование каким-либо благом (даром) от Бога — вне Бога. При этом страсть, по сути, являет собой уродство какого-либо чувства. Можно попытаться условно представить концепцию об искажении естественных человеческих чувств и их преобразовании в греховные страсти:
Естественное благо от Бога — Греховная страсть:
* Удовольствие от умеренного приема пищи/напитков — искажение Богом данного дара, становится страстью чревоугодия (в том числе алкоголизма, обжорства);
* Удовольствие от физического единения с женой/мужем в честном браке — искажение Богом данного дара, то есть «пользование» этим даром вне брака, становится страстью прелюбодеяния (когда человек в браке), блуда (до брака), рукоблудия и половых извращений (в том числе мужеложество, скотоложество);
* Обладание материальными благами во славу Бога для умножения любви: благотворительности, милосердия, благодарения Бога за то, что имеешь — искажение Богом данного дара, становится страстью сребролюбия (порочное желание всё большего и большего обладания благами «изгоняет» из сердца человека любовь к людям и Богу);
* Праведный гнев на зло и неправду, защита ближнего от зла (когда гнев не затмевает любовь) — искажение Богом данного дара, становится страстью гнева (неправедный) на обиду или неудовлетворение потребности;
* Удовольствие от умеренного отдыха после труда — искажение Богом данного дара, становится страстью печали (например: скука, лень);
* Постоянная радость в душе вне зависимости от внешних обстоятельств — искажение Богом данного дара, становится страстью уныния (например: отчаяние, мысли о самоубийстве);
* Радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе благое начало — искажение Богом данного дара, становится страстью тщеславия (то есть когда людская слава становится самоцелью);
* Любовь к Богу и ближнему, смирение — искажение Богом данного дара, становится страстью гордости (точнее: гордыни) (эгоизм, греховные поступки по отношению к людям).
Опасность греховных страстей состоит в том, что они порабощают душу и отдаляют от неё Бога. Где присутствует страсть, там из сердца человека уходит любовь. Сначала страсти служат удовлетворению извращенных, богопротивных, греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).