В 1917 году протоиереем Сергием Булгаковым была написана статья «Христианство и Социализм» (взята из книги «Христианский социализм», Наука Новосибирск, 1991 г.)
Прежде всего, надо сказать, что отец Сергий исследует социализм, как сформировавшееся к тому времени самодостаточное учение, и указывает на его слабые стороны и опасности, которые бесспорно в нем присутствовали. Это, прежде всего, его бездуховность, исходящая из материалистического мировоззрения, и «ограниченность социалистических мечтаний»: социализм как учение предлагал верить в то, что счастье человечества может быть достигнуто через развитие производственных сил и освобождение человека от бедности, и даже от самого труда.
«...именно такая свобода от хозяйства, или некоторое сверххозяйственное состояние, составляет мечту социализма. «Развитием производительных сил», производством богатства, будет достигнута фактически неограниченная способность человека повелевать природой. О том, как будет справляться человек с этой свободой, здесь даже не спрашивается, ибо заранее предрешено, что все порочные наклонности человека происходят от бедности и побеждаются вместе с нею...» (стр. 213)
Социалистическая теория не учитывала греховности человека, его поврежденности, на которую указывает христианство.
«Мысль о грехе, о силе греха, о греховной порче, о губительной стихии страстей, о трагических противоречиях человеческой природы, далека социалистическим верованиям. Их представление о человеке вообще бедно и поверхностно» (стр. 220)
Конечно, это ошибка. И не единственная, на которую указывает отец Сергий.
«Вся история человечества до сих пор есть, по мнению Маркса, в существе своем экономическая борьба классов. Если бы эта мысль высказывалась в столь же всеобщей и непререкаемой форме, как учение Дарвина, это было бы по крайней мере понятно и последовательно. На самом же деле оказывается, что эта борьба за существование, имеющая силу для всей прошедшей и настоящей истории, прекратит почему-то свое действие на будущую эпоху, и из волчьей стаи получится вдруг социалистическое братство. Такая отмена того, что является, по мысли социалистов, как бы непреложным законом природы, может быть признана только чудом, которого, однако, вообще вовсе не допускается сторонниками этого учения» (стр. 215)
Слабости и ошибки бездуховного и потому ограниченного и ошибочного учения критиковали многие. И мы видели к чему привел воинствующий атеизм. И было бы страшной ошибкой восхвалять его. Или после его падения мечтать о его восстановлении в прежней форме. Но об этом ни один адекватно мыслящий человек, верящий в Бога и любящий Россию, говорить никогда не станет. Но едва ли не большей ошибкой является отрицание всего положительного, что было в советском социалистическом опыте. А в нем было много положительного. И для нас сейчас важно услышать из уст протоиерея Сергия Булгакова, следующее:
«Однако, нападая на социализм за его мещанские черты, ...., мы менее всего можем тем самым брать на себя защиту капитализма, отравившего своим ядом и социализм» (стр. 224).
А именно этого не понимают многие сегодняшние оппоненты идеи христианского социализма. Справедливо критикуя бездуховный социализм, они забывают, что сейчас идет построение не менее бездуховного капитализма. И когда мы говорим о христианском социализме, мы не предлагаем выбирать между бездуховным социализмом и бездуховным капитализмом, а предлагаем нечто принципиально новое – взять все лучшее от социализма, но видоизменить его, обогатить духовным содержанием, облагородить христианским миропредставлением, наполнить христианским смыслом.
Прот. С. Булгаков продолжает: «капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и религии; он есть служение маммону, маммонизм, по выражение Т. Карлейля. Никогда еще в жизни не проповедовалось и проводилось в жизни такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, такая похоть и корысть, как ныне... Если по духовной природе своей капитализм в значительной мере является идолопоклонством, то по своему общественному значению для социальной жизни о покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии. Одним словом, мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма. В этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма. Если он грешит, то, конечно, не тем, что он отрицает капитализм, а тем, что он отрицает его недостаточно радикально, сам духовно пребывая еще в капитализме» (стр. 225)
«Голос науки и совести сходятся в том, что капиталистическое хозяйство ради общего блага должно быть преобразованным в направлении растущего общественного контроля или в направлении социализма» (стр. 225)
«Однако, можно признавать правду социализма, как отрицание неправды капитализма, - и здесь его воодушевляют, несомненно, высокие чувства святого гнева, ревность к справедливости, сострадание к меньшей братии, - но наряду с этим видеть и его ограниченность и неправду, которая есть тонкое или грубое воспроизведение ограниченности и неправды капитализма» (стр. 226)
Далее прот. Сергий говорит, в чем именно социализм повторяет неправды капитализма:
- «социализм верит вместе с капитализмом, что человечество построяется только на экономическом интересе».
- «социализм разделяет с капитализмом его неверие в духовную природу человека».
- «для социализма общественное преобразование исчерпывается внешней, прежде всего, экономической реформой» (мало заботясь о духовном преобразовании человека. Мало в сравнении с христианством, но не капитализмом, который о душе человека заботится и того меньше)
- «Для социализма человек есть денежный мешок, пустой или наполненный, так же, как и для капитализма»
Таким образом, отец Сергий указывает на ошибки бездуховного социализма, но вместе с тем показывает, что бездуховный капитализм еще более непригляден, ужасен и богопротивен. Так как в нем христианской любви нет вообще, а есть лишь идолопоклонство. И в заключительной VII части статьи названной «Христианский социализм» произносит такие важные слова, которые надо бы знать всем православным критикам обновленного «христианского социализма».
«..программа, так называемого «христианского социализма», появляется в новое время, преимущественно в XIX веке. Основная мысль «христианского социализма» состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно существовать положительное соотношение. Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни» (стр. 227)
Далее отец Сергий говорит о том, что хотя социализм его времени проникся антихристианским духом («отдается чарам первого искушения»), но между ним и христианством нет принципиальных неразрешимых противоречий!
«Разумеется, насколько социализм проникается антихристианским духом и отдается чарам первого искушения, он не может быть соединен с христианством, которое требует прежде всего человеческого сердца. Но в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали. Потому самая мысль о «христианском социализме» не имеет в себе ничего противоречивого. Принципиально христианский социализм вполне возможен» (стр.228).
Это надо услышать многим православным. Между христианством и социализмом нет непреодолимых преград. Но, конечно, социализм советский несовершенен, и ошибочен, потому что опирается на материалистические концепции. И поэтому важно именно нам, православным, заниматься новым строительством. Потому что предстоит существенно доработать нежизнеспособную социалистическую теорию. Ведь уже многие признают капитализм злом, и неправды его нарастают. От этого в обществе растет недовольство и протестные настроения, которые враги России, конечно же будут использовать для развала страны («цветные революции»). Поэтому нам должно быть очевидно, что идея капитализма себя изжила, и заменой ей может быть только социалистическая идея, но обновленная, наполненная живительной духовностью.
Ибо если мы будем отмахиваться от этого, то рано или поздно неправды капитализма могут привести к взрыву. И тогда, за неимением лучшей теории, атеисты могут снова воссоздать старую модель социализма. Потому именно нам надо заниматься разработкой идеи «христианского социализма», а не надеяться на то что это сделает кто-то за нас. Кроме того, подобное интеллектуальное, социально-политическое бездействие не красит и даже позорит нас – православных. Потому что в случае обрушения капиталистической системы (что может произойти как вследствие нарастающего народного недовольства, так и вследствие регулируемого внешними силами сноса), возмущенный и несклонный к долгим в таких случаях разговорам, бунтующий народ будет иметь полное право спросить с нас: «Почему вы ничего не делали, чтобы сделать жизнь лучше, если видели, что страна сползает в мерзость?» Или скажете что этого не происходит? Мерзость не заполняет телеэфир? Мерзость не шагает по улицам городов? Она не входит в дома и школы?
Понятно, что Церковь не вмешивается в государственную жизнь, потому что отделена от государства. Церковь является хранительницей Божией Правды на земле, и занимается спасением душ человеческих (чему очень вредит облик священников больше думающих о материальном, нежели о духовном – каковые были в среде Церкви всегда, и от каких надо бы Церкви научиться избавляться, чтобы не омертветь). Но православные участвуют в жизни страны, и наши дети спросят с нас: «Отцы, а что же вы ничего не предпринимали? Почему вы потакали социальной несправедливости, оправдывая неправды капитализма? Что же вы молчали, и ничего не предлагали изменить? Почему вы ничего не делали, чтобы предотвратить сползание России в ад?»
Я был на митинге «Сути времени» 23 февраля 2012 года на ВДНХ, и один молодой человек от Ростовской области сказал со сцены: «Если не строить рай – приходит ад» (тут) Мне странно слышать, когда критики социализма говорят именно о том, что строить рай на земле ужасно и богопротивно. Конечно, безбожный рай построить невозможно, и мы заявляем, что это ошибка, которую мы не желаем повторять. В то же время, можно ли сидеть сложа руки, когда в мир, в нашу страну заползает ад? Есть ли оправдание этому бездействию? Богоугодно ли это или богопротивно? Мне кажется, что ответ очевиден.
Но вернемся к статье отца Сергия
«Итак, христианству не только нет никаких причти бояться социализма, но есть полное основание принимать его в качестве благодетельной общественной реформы, направленной к борьбе с общественным злом, насколько эти меры не сопровождаются грубым насилием и сообразны со здравым смыслом. Но христианство совершенно отвергает все самообольщение социализма, ослепленного своими чаяниями. В глазах христианства самый радикальный социализм не содержит в себе ровно ничего радикального в том смысле, что он бессилен внести действительно существенное преобразование жизни. Пред лицом порчи и зла, коренящихся в человеческой природе... социализм есть только паллиатив.... По своему паллиативному характеру социализм не имеет значения радикальной жизненной реформы, он есть благотворительность, одна из ее форм, указываемых современной жизнью, - и только всего». (стр. 229)
И в этом случае мы видим, что все же при всей его ограниченности, даже тот, старый советский бездуховных социализм, протоиерей Сергий Булгаков сравнивает с благотворительностью, чувствуя в нем близкий христианству социальный смысл. И даже в этом его ущербном состоянии призывает расслышать «пророчество социализма», «не уничижить его непониманием или предубеждением»
«Итак, в отношении к социализму для христианства должны оставаться руководящими призывы апостола, из который первый гласит: «духа не угашайте», ибо социализм грозит великим угашением духа, но к нему присоединяется тотчас и второй призыв: «пророчества не уничижайте». Надо расслышать «пророчество» и в социализме и не уничижить его непониманием или предубеждением. Пророчество в социализме есть глухое и темное, однако неистребимое предчувствие о том, что «преходит образ мира сего», растопится его кора и в водах мироздания «Божий лик отразиться вновь». Слепо и глухо это пророчество в социализме по сравнению с тем, как дано оно в христианских обетованиях о новой земле и новом небе, в них же правда живет... Но за то именно в ту эпоху, когда побледнели и временно притупились в христианстве эти предчувствия, в социализме они получили известную жизненную силу» (стр. 232)
Мы видим, что отец Сергий снова и снова говорит об ошибках того прежнего несовершенного социализма, и указывает главную причину, по которой бездуховный социализм оказался враждебен христианству: он сам захотел стать религией.
«Социализм и христианство, хотя по существу дела между ними и могло бы и не быть столкновения или соперничества, однако сталкиваются в настоящее время враждебно. Социализм относится непримиримо к христианству, да в сущности и ко всякой другой религии, ибо сам хочет стать религией и вытеснить всякую другую. Он требует веры в человека, как в Бога, а в законы хозяйственного развития, как в божественный промысел» (стр. 232)
Впрочем, по мнению других мыслителей (например, Н. Бердяева) это свойство определяется не только самим учением, но и свойствами русской души, принимающей любое учение как догмат, требующего от него всеохватной целостности, принявшего его с «религиозным фанатизмом».
«Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни. Коммунизм целостен, он охватывает всю жизнь, он не относится к какой-либо социальной области. Поэтому его столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость, фанатизм всегда имеют религиозный источник. Никакая научная, чисто интеллектуальная теория не может быть столь нетерпима и фанатична. Как религиозное верование, коммунизм эксклюзивен. Огромную роль тут играет русский религиозный темперамент, русская сектантская и раскольничья психология» Н.Бердяев «Смысл и истоки русского коммунизма». Под сектантской и раскольничьей психологией он понимает именно это свойство принимать учение полностью, признавая всё, ему противоречащее, ересью, требующей искоренения.
Возможно во многом этот образ мышления (тотального принятия или тотального отрицания) не дает теперь многим увидеть необходимость трансформации социалистических идей: коммунисты, продолжают смотреть на учение Маркса-Ленина как на непреложные догматы, а их оппонентам не дает увидеть в социализме рациональное зерно, или по мысли прот. Сергия «разглядеть пророчество социализма». Мы что–либо принимаем или отрицаем полностью и безапелляционно. Это ошибка.
Итак, еще раз повторим, что в нашем понимании, социализм как учение, получившее свое оформление к началу XX века, как учение сугубо материалистическое является неполным, ущербным и нежизнеспособным, как любое бездуховное или псевдорелигиозное учение.
Однако даже в таком ущербном виде непредвзятому православному мыслителю социализм виделся как прогрессивный переход от неправд капитализма к более гуманному обществу. В силу того, что капитализм более противен христианству, в то время как социализм (даже в его ущербном бездуховном виде) не имеет непреодолимых расхождений с христианством: «Но в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали». Социализм (даже ущербный бездуховный), в социальном плане, есть утверждение социальной справедливости, он есть разновидность «благотворительности», или исполнение заповедей Христовой любви к ближнему.
Но мы видели, к чему приводит его атеистические, материалистические заблуждения. Мы понимаем, что без духовного наполнения, социализм сам по себе раздирается внутренними противоречиями, и пытается собой подменить религию, не имея для этого достаточного основания. Он становится искушением для наивных и неокрепших душ, соблазняемых в богоборчество. И как показала история, бездуховный социализм неизбежно умирает: теряет верующих, наполняется фарисеями (формально верующими) и рушится. Это неизбежно для всех псевдо религий.
Вспомним пророческие слова: «... ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деяния 5:38,39). Социализм, вознамерившийся подменить собой религию, требовавший себе религиозного отношения, и воспринятый русским духом, с религиозным рвением, - являясь духовно мертвым, вводит людей в обман и искушение, и неизбежно рушится вырождаясь и наполняясь капиталистическим духом (идолопоклонством) и капиталистическим мещанством. Но если мы услышим «глухое и темное пророчество социализма», и не отринем его («не уничижим непониманием и предубеждением»), воспримем его не как замещение христианства, а как дополнение к нему, как его социальное оформление, то мы сможем преодолеть тупик в который заводит человечество безальтернативное капиталистическое развитие (сопровождающееся духовной деградацией).
Это не призыв к построению клерикального государства. Что можно объяснить примером СССР, где главное учение, базировалось на научном материализме. Тем не менее, страна не управлялась «кланом ученых», как не станет она управляться Церковью. Научность лежала в основе мировоззрения советского проекта. И погубила его только бездуховность. Новый проект должен оживотворяться религиозным духом, религиозной верой в Бога, и правду Его, а социальное оформление может и должно стать социалистическим, как исполнение заповедей Христа, как уход от идолопоклоннического капитализма. При этом, многие задаются вопросом: а как же другие религии? Всем традиционным конфессиям как в Российской империи предоставляется свобода вероисповедания, при том, что Россия возвращается к миссии Третьего Рима – хранительницы Божией правды, «Катэхона» - удерживающего от прихода антихриста. Так Россия спасется сама и укажет всему миру выход из тупика – укажет путь другим странам и народам.
Хотя врагов у этого сейчас больше чем сторонников. Так что путь не будет устлан розами, но другого пути попросту нет.
Александр Смирнов. Ред Golden-Ship.ru
08.05.2012
Прежде всего, надо сказать, что отец Сергий исследует социализм, как сформировавшееся к тому времени самодостаточное учение, и указывает на его слабые стороны и опасности, которые бесспорно в нем присутствовали. Это, прежде всего, его бездуховность, исходящая из материалистического мировоззрения, и «ограниченность социалистических мечтаний»: социализм как учение предлагал верить в то, что счастье человечества может быть достигнуто через развитие производственных сил и освобождение человека от бедности, и даже от самого труда.
«...именно такая свобода от хозяйства, или некоторое сверххозяйственное состояние, составляет мечту социализма. «Развитием производительных сил», производством богатства, будет достигнута фактически неограниченная способность человека повелевать природой. О том, как будет справляться человек с этой свободой, здесь даже не спрашивается, ибо заранее предрешено, что все порочные наклонности человека происходят от бедности и побеждаются вместе с нею...» (стр. 213)
Социалистическая теория не учитывала греховности человека, его поврежденности, на которую указывает христианство.
«Мысль о грехе, о силе греха, о греховной порче, о губительной стихии страстей, о трагических противоречиях человеческой природы, далека социалистическим верованиям. Их представление о человеке вообще бедно и поверхностно» (стр. 220)
Конечно, это ошибка. И не единственная, на которую указывает отец Сергий.
«Вся история человечества до сих пор есть, по мнению Маркса, в существе своем экономическая борьба классов. Если бы эта мысль высказывалась в столь же всеобщей и непререкаемой форме, как учение Дарвина, это было бы по крайней мере понятно и последовательно. На самом же деле оказывается, что эта борьба за существование, имеющая силу для всей прошедшей и настоящей истории, прекратит почему-то свое действие на будущую эпоху, и из волчьей стаи получится вдруг социалистическое братство. Такая отмена того, что является, по мысли социалистов, как бы непреложным законом природы, может быть признана только чудом, которого, однако, вообще вовсе не допускается сторонниками этого учения» (стр. 215)
Слабости и ошибки бездуховного и потому ограниченного и ошибочного учения критиковали многие. И мы видели к чему привел воинствующий атеизм. И было бы страшной ошибкой восхвалять его. Или после его падения мечтать о его восстановлении в прежней форме. Но об этом ни один адекватно мыслящий человек, верящий в Бога и любящий Россию, говорить никогда не станет. Но едва ли не большей ошибкой является отрицание всего положительного, что было в советском социалистическом опыте. А в нем было много положительного. И для нас сейчас важно услышать из уст протоиерея Сергия Булгакова, следующее:
«Однако, нападая на социализм за его мещанские черты, ...., мы менее всего можем тем самым брать на себя защиту капитализма, отравившего своим ядом и социализм» (стр. 224).
А именно этого не понимают многие сегодняшние оппоненты идеи христианского социализма. Справедливо критикуя бездуховный социализм, они забывают, что сейчас идет построение не менее бездуховного капитализма. И когда мы говорим о христианском социализме, мы не предлагаем выбирать между бездуховным социализмом и бездуховным капитализмом, а предлагаем нечто принципиально новое – взять все лучшее от социализма, но видоизменить его, обогатить духовным содержанием, облагородить христианским миропредставлением, наполнить христианским смыслом.
Прот. С. Булгаков продолжает: «капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и религии; он есть служение маммону, маммонизм, по выражение Т. Карлейля. Никогда еще в жизни не проповедовалось и проводилось в жизни такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, такая похоть и корысть, как ныне... Если по духовной природе своей капитализм в значительной мере является идолопоклонством, то по своему общественному значению для социальной жизни о покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии. Одним словом, мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма. В этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма. Если он грешит, то, конечно, не тем, что он отрицает капитализм, а тем, что он отрицает его недостаточно радикально, сам духовно пребывая еще в капитализме» (стр. 225)
«Голос науки и совести сходятся в том, что капиталистическое хозяйство ради общего блага должно быть преобразованным в направлении растущего общественного контроля или в направлении социализма» (стр. 225)
«Однако, можно признавать правду социализма, как отрицание неправды капитализма, - и здесь его воодушевляют, несомненно, высокие чувства святого гнева, ревность к справедливости, сострадание к меньшей братии, - но наряду с этим видеть и его ограниченность и неправду, которая есть тонкое или грубое воспроизведение ограниченности и неправды капитализма» (стр. 226)
Далее прот. Сергий говорит, в чем именно социализм повторяет неправды капитализма:
- «социализм верит вместе с капитализмом, что человечество построяется только на экономическом интересе».
- «социализм разделяет с капитализмом его неверие в духовную природу человека».
- «для социализма общественное преобразование исчерпывается внешней, прежде всего, экономической реформой» (мало заботясь о духовном преобразовании человека. Мало в сравнении с христианством, но не капитализмом, который о душе человека заботится и того меньше)
- «Для социализма человек есть денежный мешок, пустой или наполненный, так же, как и для капитализма»
Таким образом, отец Сергий указывает на ошибки бездуховного социализма, но вместе с тем показывает, что бездуховный капитализм еще более непригляден, ужасен и богопротивен. Так как в нем христианской любви нет вообще, а есть лишь идолопоклонство. И в заключительной VII части статьи названной «Христианский социализм» произносит такие важные слова, которые надо бы знать всем православным критикам обновленного «христианского социализма».
«..программа, так называемого «христианского социализма», появляется в новое время, преимущественно в XIX веке. Основная мысль «христианского социализма» состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно существовать положительное соотношение. Христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни» (стр. 227)
Далее отец Сергий говорит о том, что хотя социализм его времени проникся антихристианским духом («отдается чарам первого искушения»), но между ним и христианством нет принципиальных неразрешимых противоречий!
«Разумеется, насколько социализм проникается антихристианским духом и отдается чарам первого искушения, он не может быть соединен с христианством, которое требует прежде всего человеческого сердца. Но в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали. Потому самая мысль о «христианском социализме» не имеет в себе ничего противоречивого. Принципиально христианский социализм вполне возможен» (стр.228).
Это надо услышать многим православным. Между христианством и социализмом нет непреодолимых преград. Но, конечно, социализм советский несовершенен, и ошибочен, потому что опирается на материалистические концепции. И поэтому важно именно нам, православным, заниматься новым строительством. Потому что предстоит существенно доработать нежизнеспособную социалистическую теорию. Ведь уже многие признают капитализм злом, и неправды его нарастают. От этого в обществе растет недовольство и протестные настроения, которые враги России, конечно же будут использовать для развала страны («цветные революции»). Поэтому нам должно быть очевидно, что идея капитализма себя изжила, и заменой ей может быть только социалистическая идея, но обновленная, наполненная живительной духовностью.
Ибо если мы будем отмахиваться от этого, то рано или поздно неправды капитализма могут привести к взрыву. И тогда, за неимением лучшей теории, атеисты могут снова воссоздать старую модель социализма. Потому именно нам надо заниматься разработкой идеи «христианского социализма», а не надеяться на то что это сделает кто-то за нас. Кроме того, подобное интеллектуальное, социально-политическое бездействие не красит и даже позорит нас – православных. Потому что в случае обрушения капиталистической системы (что может произойти как вследствие нарастающего народного недовольства, так и вследствие регулируемого внешними силами сноса), возмущенный и несклонный к долгим в таких случаях разговорам, бунтующий народ будет иметь полное право спросить с нас: «Почему вы ничего не делали, чтобы сделать жизнь лучше, если видели, что страна сползает в мерзость?» Или скажете что этого не происходит? Мерзость не заполняет телеэфир? Мерзость не шагает по улицам городов? Она не входит в дома и школы?
Понятно, что Церковь не вмешивается в государственную жизнь, потому что отделена от государства. Церковь является хранительницей Божией Правды на земле, и занимается спасением душ человеческих (чему очень вредит облик священников больше думающих о материальном, нежели о духовном – каковые были в среде Церкви всегда, и от каких надо бы Церкви научиться избавляться, чтобы не омертветь). Но православные участвуют в жизни страны, и наши дети спросят с нас: «Отцы, а что же вы ничего не предпринимали? Почему вы потакали социальной несправедливости, оправдывая неправды капитализма? Что же вы молчали, и ничего не предлагали изменить? Почему вы ничего не делали, чтобы предотвратить сползание России в ад?»
Я был на митинге «Сути времени» 23 февраля 2012 года на ВДНХ, и один молодой человек от Ростовской области сказал со сцены: «Если не строить рай – приходит ад» (тут) Мне странно слышать, когда критики социализма говорят именно о том, что строить рай на земле ужасно и богопротивно. Конечно, безбожный рай построить невозможно, и мы заявляем, что это ошибка, которую мы не желаем повторять. В то же время, можно ли сидеть сложа руки, когда в мир, в нашу страну заползает ад? Есть ли оправдание этому бездействию? Богоугодно ли это или богопротивно? Мне кажется, что ответ очевиден.
Но вернемся к статье отца Сергия
«Итак, христианству не только нет никаких причти бояться социализма, но есть полное основание принимать его в качестве благодетельной общественной реформы, направленной к борьбе с общественным злом, насколько эти меры не сопровождаются грубым насилием и сообразны со здравым смыслом. Но христианство совершенно отвергает все самообольщение социализма, ослепленного своими чаяниями. В глазах христианства самый радикальный социализм не содержит в себе ровно ничего радикального в том смысле, что он бессилен внести действительно существенное преобразование жизни. Пред лицом порчи и зла, коренящихся в человеческой природе... социализм есть только паллиатив.... По своему паллиативному характеру социализм не имеет значения радикальной жизненной реформы, он есть благотворительность, одна из ее форм, указываемых современной жизнью, - и только всего». (стр. 229)
И в этом случае мы видим, что все же при всей его ограниченности, даже тот, старый советский бездуховных социализм, протоиерей Сергий Булгаков сравнивает с благотворительностью, чувствуя в нем близкий христианству социальный смысл. И даже в этом его ущербном состоянии призывает расслышать «пророчество социализма», «не уничижить его непониманием или предубеждением»
«Итак, в отношении к социализму для христианства должны оставаться руководящими призывы апостола, из который первый гласит: «духа не угашайте», ибо социализм грозит великим угашением духа, но к нему присоединяется тотчас и второй призыв: «пророчества не уничижайте». Надо расслышать «пророчество» и в социализме и не уничижить его непониманием или предубеждением. Пророчество в социализме есть глухое и темное, однако неистребимое предчувствие о том, что «преходит образ мира сего», растопится его кора и в водах мироздания «Божий лик отразиться вновь». Слепо и глухо это пророчество в социализме по сравнению с тем, как дано оно в христианских обетованиях о новой земле и новом небе, в них же правда живет... Но за то именно в ту эпоху, когда побледнели и временно притупились в христианстве эти предчувствия, в социализме они получили известную жизненную силу» (стр. 232)
Мы видим, что отец Сергий снова и снова говорит об ошибках того прежнего несовершенного социализма, и указывает главную причину, по которой бездуховный социализм оказался враждебен христианству: он сам захотел стать религией.
«Социализм и христианство, хотя по существу дела между ними и могло бы и не быть столкновения или соперничества, однако сталкиваются в настоящее время враждебно. Социализм относится непримиримо к христианству, да в сущности и ко всякой другой религии, ибо сам хочет стать религией и вытеснить всякую другую. Он требует веры в человека, как в Бога, а в законы хозяйственного развития, как в божественный промысел» (стр. 232)
Впрочем, по мнению других мыслителей (например, Н. Бердяева) это свойство определяется не только самим учением, но и свойствами русской души, принимающей любое учение как догмат, требующего от него всеохватной целостности, принявшего его с «религиозным фанатизмом».
«Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни. Коммунизм целостен, он охватывает всю жизнь, он не относится к какой-либо социальной области. Поэтому его столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость, фанатизм всегда имеют религиозный источник. Никакая научная, чисто интеллектуальная теория не может быть столь нетерпима и фанатична. Как религиозное верование, коммунизм эксклюзивен. Огромную роль тут играет русский религиозный темперамент, русская сектантская и раскольничья психология» Н.Бердяев «Смысл и истоки русского коммунизма». Под сектантской и раскольничьей психологией он понимает именно это свойство принимать учение полностью, признавая всё, ему противоречащее, ересью, требующей искоренения.
Возможно во многом этот образ мышления (тотального принятия или тотального отрицания) не дает теперь многим увидеть необходимость трансформации социалистических идей: коммунисты, продолжают смотреть на учение Маркса-Ленина как на непреложные догматы, а их оппонентам не дает увидеть в социализме рациональное зерно, или по мысли прот. Сергия «разглядеть пророчество социализма». Мы что–либо принимаем или отрицаем полностью и безапелляционно. Это ошибка.
Итак, еще раз повторим, что в нашем понимании, социализм как учение, получившее свое оформление к началу XX века, как учение сугубо материалистическое является неполным, ущербным и нежизнеспособным, как любое бездуховное или псевдорелигиозное учение.
Однако даже в таком ущербном виде непредвзятому православному мыслителю социализм виделся как прогрессивный переход от неправд капитализма к более гуманному обществу. В силу того, что капитализм более противен христианству, в то время как социализм (даже в его ущербном бездуховном виде) не имеет непреодолимых расхождений с христианством: «Но в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали». Социализм (даже ущербный бездуховный), в социальном плане, есть утверждение социальной справедливости, он есть разновидность «благотворительности», или исполнение заповедей Христовой любви к ближнему.
Но мы видели, к чему приводит его атеистические, материалистические заблуждения. Мы понимаем, что без духовного наполнения, социализм сам по себе раздирается внутренними противоречиями, и пытается собой подменить религию, не имея для этого достаточного основания. Он становится искушением для наивных и неокрепших душ, соблазняемых в богоборчество. И как показала история, бездуховный социализм неизбежно умирает: теряет верующих, наполняется фарисеями (формально верующими) и рушится. Это неизбежно для всех псевдо религий.
Вспомним пророческие слова: «... ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деяния 5:38,39). Социализм, вознамерившийся подменить собой религию, требовавший себе религиозного отношения, и воспринятый русским духом, с религиозным рвением, - являясь духовно мертвым, вводит людей в обман и искушение, и неизбежно рушится вырождаясь и наполняясь капиталистическим духом (идолопоклонством) и капиталистическим мещанством. Но если мы услышим «глухое и темное пророчество социализма», и не отринем его («не уничижим непониманием и предубеждением»), воспримем его не как замещение христианства, а как дополнение к нему, как его социальное оформление, то мы сможем преодолеть тупик в который заводит человечество безальтернативное капиталистическое развитие (сопровождающееся духовной деградацией).
Это не призыв к построению клерикального государства. Что можно объяснить примером СССР, где главное учение, базировалось на научном материализме. Тем не менее, страна не управлялась «кланом ученых», как не станет она управляться Церковью. Научность лежала в основе мировоззрения советского проекта. И погубила его только бездуховность. Новый проект должен оживотворяться религиозным духом, религиозной верой в Бога, и правду Его, а социальное оформление может и должно стать социалистическим, как исполнение заповедей Христа, как уход от идолопоклоннического капитализма. При этом, многие задаются вопросом: а как же другие религии? Всем традиционным конфессиям как в Российской империи предоставляется свобода вероисповедания, при том, что Россия возвращается к миссии Третьего Рима – хранительницы Божией правды, «Катэхона» - удерживающего от прихода антихриста. Так Россия спасется сама и укажет всему миру выход из тупика – укажет путь другим странам и народам.
Хотя врагов у этого сейчас больше чем сторонников. Так что путь не будет устлан розами, но другого пути попросту нет.
Александр Смирнов. Ред Golden-Ship.ru
08.05.2012