Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

+2
Wimar
Елена-христианка
Участников: 6

    Святитель Григорий Палама и его учение

    Елена-христианка
    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин


    Сообщения : 18502
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 64
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Елена-христианка 27.03.12 20:44

    Начиная эту тему, я хочу донести до христиан понимание учения св.Григория Паламы.
    Само учение, действительно, мудрено для мирян , но оно основано на Евангелии:
    «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.9:3)
    т.е. таким сиянием освятился Господь на горе Фавор, что человеку не возможно это сравнить с природными явлениями.
    Во времена св.Григория Паламы возникла ересь некого Варлаама, который учил, что, якобы Господь наш Иисус Христос во время Преображения на г.Фавор воссиял обычным , земным (тварным) светом, а не каким-то Божественным.
    Вот поэтому св.Григорий обличил этого еретика, утвердив учение о Божественном происхождении фаворского света.
    Немного истории.
    На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел
    спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе
    Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя
    Григория Паламы, изложенные в его апологии о нетварных энергиях Божиих.
    Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих
    энергиях; эти энергии доступны восприятию человека, как Фаворский свет,
    но одновременно они не являются чувственными и сотворенными; эти
    энергии - Сам Бог, обращенный к Своему творению.

    Это учение Православная Церковь приняла во всей полноте.

    Еще немного выдержек из собора об анафемах с разъяснениями:

    "1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.]
    Мудрствующие и говорящие, что Свет, воссиявший от Господа при Его
    божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак,
    появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная
    сущность, ... и не исповедующим, ... что оный божественный Свет не есть
    ни тварь, ни сущность Бога, но-нетварная, естественная благодать,
    воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой
    божественной сущности, - анафема, анафема, анафема.

    2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.]
    Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что Бог не имеет никакой
    естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что
    совершенно одно и то же и неразличны - божественная сущность и
    божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или
    другом отношении, [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех
    отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо
    учителя Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии)… -
    анафема, анафема, анафема.

    3. [Энергия сущности нетварна.] Ещё тем же самым
    мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия
    триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим
    славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым,
    тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна
    начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся
    опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и
    непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не
    исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и
    благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия
    триипостасного Божества нетварна, - анафема, анафема, анафема.

    4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.]
    Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого происходит в
    Боге сложение, <…> пустословящим, и не исповедующим, согласно
    богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию, что с
    этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная
    простота, - анафема, анафема, анафема.

    Противники паламизма не раз обвиняли святого Григория в
    "двубожии" и даже в "многобожии" (поскольку Божество обладает многими
    энергиями). По мысли же святителя Григория Паламы учение о различии в
    Боге между сущностью и Его несозданными энергиями ничем не нарушает
    божественную простоту, ибо весь Бог нераздельно присутствует в каждой
    своей энергии. Эти энергии не есть нечто само по себе, отдельно и вне
    Бога существующее - это Сам Бог в Его обращении к твари.

    5. [Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергиям.]
    Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится
    только о божественной сущности, и не исповедующим, согласно
    богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви,
    что оно налагается не меньше и на божественную энергию... - анафема,
    анафема, анафема.

    6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.]
    Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность
    участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие
    мессалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно
    богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви,
    что она совершенно необъемлема, участвуема же божественная благодать и
    энергия, - анафема, анафема, анафема".
    http://www.na-gore.ru/articles/palama.htm
    Wimar
    Wimar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 2192
    Дата регистрации : 2011-03-22
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Wimar 27.03.12 21:37

    Хорошая тема Елена. Без учения о нетварных энергий невозможно объяснить Святую Троицу. К сожалению православные философы используют её редко в своих работах. И знаете почему? Если вникнуть это учение, отвергается творение мира из небытия, как пустого места. А сущность всех вещей находим в нетварных энергиях Божества.
    К сожалению завтра наверное отлучусь на некоторое время из дома и не могу принять участие в обсуждении темы.
    Да, ещё неплохо бы к осознанию учения о тнетварных энергиях почитать Максима Исповедника о логосах.
    - http://predanie.ru/lib/html/67926.html

    II. На его же из того же Слова: «Что это за премудрость относительно меня, и что за великое таинство?…Или предпочитает, чтобы мы, будучи частицей Божества и проистекши свыше, не презирали, надмеваясь и превозносясь своим достоинством, Создателя, в борьбе и брани с телом всегда к Нему взирали, а сопряженная [с нами] немощь служила бы воспитательной мерой для [нашего] достоинства?»

    Спойлер:
    Владимир3b1
    Владимир3b1
    Гость


    Сообщения : 3617
    Дата регистрации : 2012-01-03
    Вероисповедание : Православный

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Владимир3b1 27.03.12 22:40

    Палама писал хорошие труды по мистическому богословию. Его труды также изложены в Добротолюбии, которое я рекомендую всем прочитать от корки до корки.
    Елена-христианка
    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин


    Сообщения : 18502
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 64
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Елена-христианка 28.03.12 0:04

    Хорошая тема Елена. Без учения о нетварных энергий невозможно объяснить Святую Троиц
    Василий, я знаю, что твой конек- нетварные энергии, но нужно все таки людям объяснять на доступном языке. Не все же философы и богословы, но все имеют право знать. Very Happy
    loretta
    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  loretta 28.03.12 3:22

    Елена-христианка пишет:
    Василий, я знаю, что твой конек- нетварные энергии, но нужно все таки людям объяснять на доступном языке. Не все же философы и богословы, но все имеют право знать. Very Happy
    Лена, спасибо за тему. Начальную ссылку я читала в сети. И действительно, хочется понять простыми словами суть этого учения. Буду ждать.
    Михалыч
    Михалыч
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 300
    Дата регистрации : 2011-10-19
    Возраст : 77
    Откуда : родом из С-Петербурга, живу в Нюрнберге
    Вероисповедание : православный христианин

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Михалыч 28.03.12 13:45

    loretta пишет:Лена, спасибо за тему. Начальную ссылку я читала в сети. И действительно, хочется понять простыми словами суть этого учения. Буду ждать.

    Духовная традиция, сложившаяся в православии утверждает, что в нашем бренном мире присутствуют нетварные божественные энергии, несущие людям божественную благодать. Если же полагать, что таких энергий нет и связь наша с Царством Божьим чисто умозрительная, то формируется совершенно другая духовная традиция, свойственная западным церквям. Дискуссия, о божественных энергиях охватила духовный мир Византии в 14 веке, а последствия выявившихся расхождений мы наблюдаем сейчас очень явственно в духовном укладе Восточной и Западной Европы.
    Существование божественных энергий, лежащее в основе древнего монашеского исихазма, отстаивал великий православный подвижник и богослов св. Григорий Палама. Духовное наследие Григория Паламы явилось одной из важных основ русского православия. Учение исихастов утверждает подлинную, живую связь человека с Богом через нетварные божественные энергии. А, следовательно, оно утверждает истинность богопознания в вере и грядущую реальность обожения человека. В католической вере связь человека с Богом является чисто умозрительной и порождает, с одной стороны абстрактный рационализм схоластики, а с другой – искусительные соблазны фантастического общения с миром Божьим для эмоциональных натур.
    Из философии исихазма происходит понимание боговдохновенности подлинного человеческого творчества. Творчество в понимании православного человека – это служение Господу, это явление Славы Божьей людям, в какой бы области оно не происходило. Вот какую великую основу заложил православный исихазм для всей российской культуры. И совсем иное понимание творчества и роли культуры проявляется в западной традиции. Поскольку в основе западной культуры не предполагается твёрдого основания Божественной благодати, то культура эта быстрее отрывается от христианской нравственности. В этом случае она становится служанкой тщеславного самоутверждения, демонических фантазий, похоти и человеконенавистничества. Прискорбный расцвет такой «культуры» мы и наблюдаем на Западе. Печально, что эти «цветы зла» стали предметом подражания в России.
    Елена-христианка
    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин


    Сообщения : 18502
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 64
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Елена-христианка 28.03.12 13:47

    Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих
    энергиях; эти энергии доступны восприятию человека, как Фаворский свет, но одновременно они не являются чувственными и сотворенными; эти энергии - Сам Бог, обращенный к Своему творению.
    Наталь, я ведь тоже не философ и не богослов, но и не все могу объяснить простым языком. Very Happy
    Могу только говорить, как понимаю. Возможно кто-то скажет более правильно и ясно, для этого и открыта тема.
    По вышеприведенной цитате видно, что Бог имеет божественные энергии, не имеющие ничего в себе тварного(земного), которые человек может видеть в виде божественного света и через них может показывать Себя человеку.
    В Евангелии описан этот Свет на г.Фавор, во время общения Господа с Моисеем и Илией.
    Есть еще описание, как мне думается, в Предании о Нерукотворном Образе Христа. Это, когда царь Авгарь послал художника написать образ Господа, а тот не смог этого сделать из-за ослепительного сияния. И Господь, приложив плат к своему лицу, дал Свой Образ в виде нерукотворного.
    Вот еще в иконах везде мы видим нимб у Самого Господа, у Богоматери и святых.
    В иконографии этот нимб также олицетворяет божественный (нетварный) Фаворский свет.
    Евгений Сумский
    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 46
    Откуда : тролльландия

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Евгений Сумский 28.03.12 13:51

    Я вообще не понимаю, а чего так много возни с этим Фаворским светом? Чем он так важен? по-моему воскресение Лазаря, покруче десяти таких чудес, как фаворский свет.
    loretta
    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  loretta 30.03.12 17:40

    Михалыч пишет: Вот какую великую основу заложил православный исихазм для всей российской культуры. И совсем иное понимание творчества и роли культуры проявляется в западной традиции. Поскольку в основе западной культуры не предполагается твёрдого основания Божественной благодати, то культура эта быстрее отрывается от христианской нравственности. В этом случае она становится служанкой тщеславного самоутверждения, демонических фантазий, похоти и человеконенавистничества. Прискорбный расцвет такой «культуры» мы и наблюдаем на Западе. Печально, что эти «цветы зла» стали предметом подражания в России.

    Я понимаю, что вы кого-то цитировали, и спорить с безымянной цитатой смысла нет. А вы знаете кого-то из русско-православных исихастов? Конкретно, на какие жанры оказал влияние исихазм?
    Михалыч
    Михалыч
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 300
    Дата регистрации : 2011-10-19
    Возраст : 77
    Откуда : родом из С-Петербурга, живу в Нюрнберге
    Вероисповедание : православный христианин

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Михалыч 30.03.12 23:15

    loretta пишет:

    Я понимаю, что вы кого-то цитировали, и спорить с безымянной цитатой смысла нет. А вы знаете кого-то из русско-православных исихастов? Конкретно, на какие жанры оказал влияние исихазм?
    Извините, это я себя цитировал. Что же касается исихазма, то он появился у нас сразу по крещении Киевской Руси. Русь была митрополией Византии, все митрополиты были греки, монахи, причем высокоучёные и самоотверженные подвижники, потому что митрополия наша была перспективной и проблемной. Митрополиты привозили множество помощников, активно строили монастыри (во всех городах), которые становились центрами грамотности и духовного просвещения народа. Но и своего монашеского делания они не забывали и поддерживали высокую внутреннюю культуру в своей среде. Многие новопосвящённые монахи уезжали в Византию и проводили по многу лет в монастырях. Например, основатель Киево-Печёрской лавры преп. Антоний перед тем, как стать первым русским отшельником, много лет подвизался на Афоне. Можно сказать, что первыми исихастами на Руси были святители Киево-Печерские.
    После завоевания Руси монголами книжная премудрость резко упала, потому что большинство монастырей в городах были разрушены и разграблены. Но монашеская традиция, в том числе и исихазма, сохранилась в устном предании. Монахи разбрелись по всей Руси великой и стали образовывать монастыри во многих глухих уголках. Что и стало основой последующего возрождения. Потому что не сохрани они высокой духовности, не восстала бы Русь из руин и из пепла. Только духовность и великая вера могут воздвигнуть порабощённый народ и сделать его великим. Исихастами, несомненно были Сергий Радонежский, и Александр Свирский и вся великая плеяда подвижников того времени. В более поздние времена можно назвать таких великих святых, как Нил Сорбский, Серафим Саровский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, святые Оптинские старцы. Огромна заслуга святителей Феофана и Игнатия в восстановлении книжной монашеской премудрости, в воссоздании «теории» исихазма в России.
    Что же касается того, на какой раздел культуры больше всего повлиял исихазм, то, разумеется, на литературу. И это не удивительно, потому что монастыри на Руси долгое время были единственным источником и распространителем грамотности. Там зародилась великая русская литература. Но, об этом Вы знаете. И всегда литераторы, книжные люди воспринимались у нас почти как пророки. Вспомните: «Поэт в России больше чем поэт…» На Западе не так.
    Во вторую же очередь, влияние богодухновенности творчества проявилось у нас в живописи. Так сложился уникальный русский канон иконописи. Можно сказать, что во времена забвения книжности и грамотности, иконы были единственным проводником духовной культуры в народе. Это была Библия, но не в иллюстрациях, не в лубках, как в поздние времена, а подлинная, божественная, сакральная. Это явление Божественного Духа, а не человеческого искусства. Впрочем, духовное подвижничество стало вообще отличительной особенностью всего русского искусства…
    Елена-христианка
    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин


    Сообщения : 18502
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 64
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Елена-христианка 30.03.12 23:47

    Спасибо, Михалыч! Святитель Григорий Палама и его учение 414742163
    loretta
    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  loretta 31.03.12 1:57

    Благодарю Вас за обстоятельный ответ. Но если говорить о практике безмолвия и умной молитвы, то она есть и в католичестве. Правда, мы отклонились от темы о нетварных энергиях.
    Wimar
    Wimar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 2192
    Дата регистрации : 2011-03-22
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Wimar 31.03.12 10:49

    Учение о нетварных энергиях разрешает вопрос о Боге в двух состояниях, - сущности(неизменная бесконечная субстанция) и акциденции. Акциденция Божественной природы изменяется в действии даров.
    Представление Бога сущностью и нетварными энергиями,(как бы внешность сущности) даёт Василий Великий, хотя учение ещё не было сформулированно.
    - "один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен"....И в многоцветности открывается единый лик. Нет средины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

    Господь открывается Оку души ярчайщим живым Светом Любви. Свет настолько яркий и сильный, что можно сказать и Огонь. Это и есть сущность Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Сей Свет нельзя человеку зреть даже Оком души, не растворивщись в Нём великим счастьем. Наверное за этим следует потеря индивидуальности души, - смерть. И Господь щадя человека открывается во внешнем прикрытии Фаворского света. Фаворский свет в мире нашем единородный, белый, а в Царствии Небесном он предстаёт спектром цветов, - живое многоцветие. Цвета переливаются радугой, сменяя один на другой, полыхают лучи сущности и всё это многоцветие можно сравнить занавеской ажурной в окне, так как сущность Божества зрима сквозь игру цветов, нераздельна нетварных энергий, но и не сливается с цветами.
    Вот эти ЖИВЫМ многоцветием Господь разделяет дары Благодати, как ему угодно и наполнят мир живыми красками цветов. Это же многоцветие образует собой ЛОГОСЫ по Максиму Исповеднику.
    Многоцветие нетварных энергий есть Тело и Плоть Христа.

    Михалыч
    Михалыч
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 300
    Дата регистрации : 2011-10-19
    Возраст : 77
    Откуда : родом из С-Петербурга, живу в Нюрнберге
    Вероисповедание : православный христианин

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Михалыч 31.03.12 15:30

    Wimar пишет: Текст

    Вы очень хорошо всё описали, только надо, по-моему, подчеркнуть, что это Свет Духовный. Это не физический свет, не фотоны. Это то, что воспринимается нашим оком духовным и интрпретируется нами приблизительно как свет, потому что нет слов, которыми можно описать Божественные энергии. Поэтому они и воспринимаются как благодатный, созидающий, Божественный Свет. Варлаам и его сторонники утвержали, что Фаворский свет - это тварный, физический свет. Конечно, тварный свет тоже может быть очень красив, может нести какую-то информацию - говорить о чём-то. Но это не явление Самого Бога, не прикосновение к Божественной жизни, как утверждали паламиты. Тут высокоумный и просвещённый Варлаам поднял их на смех, как фантазёров.
    Ну, а Григорий Палама сумел доказать, что это не фантазия, а духовная реальность. Святые подвижники могут быть восхищены до непосредственного общения с Богом. И жизнь подтвердила его правоту...
    Wimar
    Wimar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 2192
    Дата регистрации : 2011-03-22
    Вероисповедание : православие

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Wimar 31.03.12 15:37

    Михалыч пишет:
    Вы очень хорошо всё описали, только надо, по-моему, подчеркнуть, что это Свет Духовный. Это не физический свет, не фотоны. Это то, что воспринимается нашим оком духовным и интрпретируется нами приблизительно как свет, потому что нет слов, которыми можно описать Божественные энергии. Поэтому они и воспринимаются как благодатный, созидающий, Божественный Свет. Варлаам и его сторонники утвержали, что Фаворский свет - это тварный, физический свет. Конечно, тварный свет тоже может быть очень красив, может нести какую-то информацию - говорить о чём-то. Но это не явление Самого Бога, не прикосновение к Божественной жизни, как утверждали паламиты. Тут высокоумный и просвещённый Варлаам поднял их на смех, как фантазёров.
    Ну, а Григорий Палама сумел доказать, что это не фантазия, а духовная реальность. Святые подвижник могут могут быть восхищены до непосредственного общения с Богом. И жизнь подтвердила его правоту...
    Согласен с вами, сей Свет ДУХОВНЫЙ, - Это Бог, Слово Божье, Любовь, Жизнь, живее нас, господствующая мудрость, истина, счастье, вечность, - ЭТО ВСЁ.

    И вот что интересно, Божественные энергии нетварны, а ДВИЖЕНИЕ Божественных энергий, переливание цветов, Логосов, - тварное.
    loretta
    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  loretta 31.03.12 16:10

    Михалыч пишет:
    Вы очень хорошо всё описали, только надо, по-моему, подчеркнуть, что это Свет Духовный. Это не физический свет, не фотоны. Это то, что воспринимается нашим оком духовным и интрпретируется нами приблизительно как свет, потому что нет слов, которыми можно описать Божественные энергии. Поэтому они и воспринимаются как благодатный, созидающий, Божественный Свет. Варлаам и его сторонники утвержали, что Фаворский свет - это тварный, физический свет. Конечно, тварный свет тоже может быть очень красив, может нести какую-то информацию - говорить о чём-то. Но это не явление Самого Бога, не прикосновение к Божественной жизни, как утверждали паламиты. Тут высокоумный и просвещённый Варлаам поднял их на смех, как фантазёров.
    Ну, а Григорий Палама сумел доказать, что это не фантазия, а духовная реальность. Святые подвижники могут быть восхищены до непосредственного общения с Богом. И жизнь подтвердила его правоту...


    А ведь бывает, что лица у верующих светятся незримым светом, то есть, его нельзя описать, но можно ощутить действие, когда понимаешь, что человек говорит, как от Бога? Мне кажется, это и есть действие благодати.
    Михалыч
    Михалыч
    Пользователь
    Пользователь


    Сообщения : 300
    Дата регистрации : 2011-10-19
    Возраст : 77
    Откуда : родом из С-Петербурга, живу в Нюрнберге
    Вероисповедание : православный христианин

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  Михалыч 31.03.12 16:12

    loretta пишет:
    А ведь бывает, что лица у верующих светятся незримым светом, то есть, его нельзя описать, но можно ощутить действие, когда понимаешь, что человек говорит, как от Бога? Мне кажется, это и есть действие благодати.

    Да, я убеждён, что это так.
    loretta
    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума


    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Святитель Григорий Палама и его учение Empty Re: Святитель Григорий Палама и его учение

    Сообщение  loretta 31.03.12 16:16

    Михалыч пишет:

    Да, я убеждён, что это так.
    Спасибо за ответ. Smile

      Текущее время 26.11.24 11:44