2. Как убедиться в ее существовании?
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
Участников: 5
Что такое душа?
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 1
Что такое душа?
1.Что такое душа?
2. Как убедиться в ее существовании?
2. Как убедиться в ее существовании?
?????- Гость
- Сообщение 2
Re: Что такое душа?
Алекс С пишет:1.Что такое душа?
2. Как убедиться в ее существовании?
Чтобы знать , что такое душа? Надо быть Эдвардом Мунком. А чтобы убедиться в ЕЁ Существовании, надо понимать ЕГО См. Мою Аватарку. "КРИК". Вам чудилось когда нибудь, что либо подобное? Хотя бы во сне видели? Знаете сколько стоит эта Картина сегодня? Пол миллиарда долларов. Тот кто покупает такие картины и ТОТ кто их написал, надо у них узнать ответ на этот вопрос. Здесь на форуме -ни у кого таких денег-нет. Даже уменя. "КРИК Души"
Последний раз редактировалось: semechka (03.03.12 17:18), всего редактировалось 1 раз(а)
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 3
Re: Что такое душа?
Что за абстракционизм?
?????- Гость
- Сообщение 4
Re: Что такое душа?
Евгений Сумский пишет:Что за абстракционизм?
Правильно. Абстракционизм и экпрессионизм. Норвежского Художника Эдварда Мунка. Называется -"Крик". Видимо он так увидел, то, что ждёт нас! Не помню точно когда написана, надо посмотреть кажется в 1890 годах. Сейчас самая дорогая картина в мире.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 5
Re: Что такое душа?
Какой кошмар, еще кто-то за это огромные деньги готов платить.Классицизм и реализм вот должное направление в искусстве, все остальное под бульдозеры, можно правда еще импрессионистов оставить.Apologet пишет: Не помню точно когда написана, надо посмотреть кажется в 1890 годах. Сейчас самая дорогая картина в мире.
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 6
Re: Что такое душа?
Игумен Иларион (Алфеев)
Душа и тело
Душа и тело
- Спойлер:
- О том, что в человеке есть не только материальное, но и духовное начало, знали все древние религии, однако соотношение этих начал понималось по-разному. В дуалистических религиях материя представляется изначально злой и враждебной человеку: манихеи даже считали сатану создателем материального мира. В античной философии тело — тюрьма, в которую заключена душа, или могила, в которую она зарыта. Так, Платон производит термин soma (тело) от sema («могильная плита», «гроб»): «Многие считают, что тело подобно могильной плите, скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу… Душа терпит наказание… а плоть служит ей оплотом, чтобы она могла уцелеть, находясь в теле, как в застенке» [97].
Древнеиндийские философские системы говорят о переселении душ из одного тела в другое, в том числе из человека в животное (и наоборот): «Как, сбросив старые одежды, человек берет новые, другие, так, покинув старое тело, входит душа (санскр. dehih — дух) в новое, другое», — читаем в «Бхагавадгите» [98]. Учение о метемпсихозе (перевоплощении) было отвергнуто всей древне-церковной традицией как не соответствующее не только Божественному Откровению, но и здравому смыслу: человек, обладающий разумом и свободой воли, не может превратиться в неразумное животное, потому что всякое разумное бытие бессмертно и не может исчезнуть. Кроме того, учение о том, что человек на земле терпит наказание за свои грехи в прежних жизнях, противоречит понятию о благости Бога: какой смысл в наказании, если человек не знает, за что он его терпит (ведь люди не помнят свои прежние «существования»)?
Святые Отцы на основании Библии учат, что душа и тело не являются чуждыми элементами, соединенными в индивидууме лишь на какое-то время, но даны одновременно и навсегда в самом акте творения: душа «обручена» телу и неразлучна с ним. Только совокупность души и тела является полноценной личностью-ипостасью: ни душа, ни тело сами по себе таковой не являются: «Ибо что есть человек, если не состоящее из души и тела разумное живое существо? — говорит святой Иустин Философ. — Итак, душа сама по себе является ли человеком? Нет… А тело разве можно назвать человеком? Нет… Только существо, состоящее из соединения обоих, называется человеком» [99]. Неразрывную связь души и тела святитель Григорий Нисский называет «знакомством», «дружбой» и «любовью», которые сохраняются даже после смерти: «В душе и после разлучения с телом остаются некие знаки… соединения, ведь узнали богатый и Лазарь (друг друга) в раю. На душе остается как бы отпечаток (тела), и во время обновления она опять примет на себя это (тело)" [100]. Подобная концепция далека от платоновского и восточного дуализма.
Говоря о теле и материи вообще, Отцы Церкви подчеркивали их Божественное происхождение, выражаясь на этот счет очень возвышенно: «Я исповедую, что материя есть творение Божие и она прекрасна… — говорит преподобный Иоанн Дамаскин. — Я не поклоняюсь материи, но поклоняюсь Создателю материи, ставшему ради меня материальным… и соделавшему через материю мое спасение». [101] Глубоко неверным представляется утверждение, что христианство якобы проповедует гнушение плотью, презрительно относится к телу. Гнушение плотью было характерно для некоторых еретиков (гностиков, монтанистов, манихеев), взгляды которых в святоотеческом богословии подвергались резкой критике: «Многие из еретиков говорят даже, что тело и не сотворено Богом. Оно-де не стоит того, чтобы сотворил его Бог, говорят они, указав на нечистоту, пот, слезы, труд, изнурения и все прочие несовершенства тела… Но не говори мне об этом падшем, осужденном, униженном человеке. Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдем в рай и посмотрим на первозданного человека» (Иоанн Златоуст) [102].
Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.
Духовное начало в человеке чаще всего обозначают термином «душа» (psyche). В Библии этим словом иногда обозначается всякое вообще живое существо (Быт. 2:9), в других случаях — некий жизненный принцип или жизненное начало, заключенное в плоти (Быт. 9:4) и даже крови (Лев. 17:11) живого существа, нередко — сама жизнь человека (Быт. 19:17). В псалмах Давида часто говорится о душе как внутреннем нематериальном начале в человеке: «Тебя жаждет душа Моя, по Тебе томится плоть Моя» (Пс. 62:2).
В этом последнем значении слово «душа» вошло к патристику. Определение души дал святитель Афанасий Великий: «Душа есть сущность умная, бестелесная, бесстрастная, бессмертная» [103]. Святитель Григорий Нисский дополнил определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умная, сообщающая собой органическому и чувственному телу жизненную силу» [104]. В обоих определениях душа названа сущностью (ousia), то есть она не является лишь функцией тела, его способностью, чувством, проявлением, но имеет самостоятельное существование.
Помимо души в человеке есть высшее духовное начало, называемое «духом» или «умом». Термин «дух» (евр. ruah, греч. pneuma) библейского происхождения и означает скорее «дыхание», иногда и «ветер» (см., например, Пс. 148:8, по переводу LXX). Термин «ум» (греч. nous) заимствован из античной философии и в Ветхом Завете вообще не встречается (его заменяют там понятия «разум» и «рассудительность»), однако его часто употребляет апостол Павел, а у греческих Отцов Церкви именно он (а не «дух») станет основным антропологическим понятием. По своей природе ум значительно отличается от всего, что есть в человеке. Он обладает способностью постигать смысл вещей, проникать в их сущность. «И видит ум, и слышит ум», — говорил Менандр [105]. А святой Антоний Великий говорит: «Ум все видит, даже то, что на небе (т. е. в духовном мире), и ничто не помрачает его, кроме греха» [106]. Именно через ум человек может соприкасаться с Богом, молиться Ему; умом слышит он и «ответ» Бога на свою молитву. Святитель Григорий Палама называет ум «частицей Божества», [107] подчеркивая его неземное происхождение.
Вообще для библейско-христианской традиции характерен исключительно возвышенный взгляд на человека. Мнение об «унижении» человека в христианстве является глубоко ошибочным. Что такое человек в восприятии атеиста? Это обезьяна, только с более развитыми способностями. Что такое человек в восприятии буддиста? Одно из перевоплощений души, которая до своего вселения в тело человека могла существовать в теле собаки или свиньи и после смерти человеческого тела может вновь оказаться в теле животного. Понятие «личности» как совокупности души и тела, соединенных неразлучно, вовсе отсутствует: человек сам по себе есть только некая промежуточная стадия в странствовании души из тела в тело.
И только христианство дает по-настоящему возвышенный образ человека. В христианстве человек — это личность, персона, созданная по образу Бога, то есть являющаяся иконой Творца (греч. eikon означает «образ»). По своему достоинству человек стоит не ниже ангелов. Как говорит пророк Давид: «…Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8:5-7).
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 7
Re: Что такое душа?
ОРИГЕН
Глава восьмая. О душе
1. После этого, по требованию плана, мы должны исследовать учение о душе вообще и, начиная с низших, взойти к высшим существам. Ведь никто, я думаю, не сомневается, что душа есть в каждом животном, даже в тех животных, которые пребывают в водах. И это убеждение, действительно, поддерживается общим мнением всех людей, оно подтверждается и авторитетом Священного Писания, так как здесь говорится, что «сотвори Бог киты великия и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их» (Быт.1:21).
- Спойлер:
- На основании же общего сознания разума это убеждение утверждают те, которые дают точное определение души. По их определению, душа есть субстанция ?????????? и ????????, а это по латыни, хотя и не совсем точно, можно выразить словами: sensibilis и mobilis, т. е. чувствующая и подвижная. Но такое (понятие о душе) можно применить, конечно, ко всем животным, даже к живущим в воде; оно оказывается приложимым также и к животным летающим. Писание подкрепляет авторитет еще и другого мнения, когда говорит: «Крове да не снесте, яко душа всякия плоти кровь его есть» и не «ешьте душу с телами» (Лев.17:13–14); здесь совершенно ясно показывается, что кровь всех животных есть душа их. Но кто–нибудь при этом может спросить: каким образом слова, что душа всякой плоти есть кровь ее, можно применить к пчелам, осам, муравьям, а также к живущим в воде устрицам, улиткам и к прочим животным, которые лишены крови, но однако, — по яснейшему указанию Писания, — одушевлены? На это нужно ответить, что у животных этого рода находящаяся в них жидкость, хотя она и иного цвета, имеет такое же значение, какое у прочих животных принадлежит красной крови; ведь цвет (крови) не имеет значения, коль скоро субстанция (ее) жизненна. Что же касается (вьючных) животных и скота, то относительно одушевленности их не возникает никакого сомнения даже в общем мнении. Мысль Священного Писания (о них) также ясна, потому что Бог говорит: «да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду» (Быт.1:24). Далее, об одушевленности человека не может быть, конечно, никакого сомнения, об этом никто не может даже и спрашивать. Но тем не менее, Священное Писание отмечает что «Бог вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7). Остается еще исследовать об ангельском чине и о прочих божественных и небесных силах, а также и о противных властях: есть ли души и у этих существ, или души ли они? До сих пор мы не нашли в Священном Писании никакого авторитетного указания на то, что ангелы или какие–нибудь другие служебные духи Божий имеют души или называются душами, однако очень многие считают их одушевленными. О Боге же мы находим следующие слова: «И утвержу душу Мою на душу, ядущую кровь, и погублю ю от людей Своих» (Лев.17:10), и в другом месте: «Новомесячий ваших и суббот, и дне великаго не потерплю: поста, и праздности, и праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис.1:13–14). И в двадцать первом псалме (известно, что этот псалом, как свидетельствует Евангелие, написан от лица самого Христа) о Христе сказано так: «Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми, избави, Боже, от оружия душу мою и из руки песий единородную мою» (Пс.21:20–21). Есть много и других свидетельств о душе Христа во плоти.
2. Впрочем, о душе Христа всякий вопрос устраняется учением о воплощении: ибо как Христос воистину имел плоть, так воистину имел Он и душу. Трудно уразуметь и выяснить только то, как нужно понимать упоминаемую в Писании душу Божию: ведь мы исповедуем Бога простым существом, без всякой примеси какой–либо сложности, и однако, по–видимому, упоминается душа Бога, в каком бы смысле мы ни стали ее понимать. О Христе же нет никакого сомнения. И поэтому мне не представляется нелепостью говорить и думать нечто подобное также и о святых ангелах и прочих небесных силах, так как то определение души, по–видимому, вполне подходит и к ним. В самом деле, кто будет отрицать, что они — существа разумно–чувствующие и подвижные. Если же это определение души, как субстанции разумно–чувствующей и подвижной, правильно, то оно, по–видимому, относится и к ангелам: ведь, что же иное находится в них, как не разумное чувство и движение? А что одинаково определяется, то, без сомнения, имеет одну и ту же субстанцию. — Павел указывает, что есть какой–то душевный человек, не могущий, по его словам, принимать того, что от Духа Божия (1 Кор.2:14), такому человеку, — говорит он, — кажется глупым учение Святого Духа, он не может постигать того, что составляет предмет духовного распознавания. И в другом месте (апостол) говорит: «Сеется тело душевное, востает тело духовное» (1 Кор.15:44), — показывая, что в воскресении праведников не будет ничего душевного. Поэтому мы спрашиваем, не существует ли некоторая субстанция, которая оказывается несовершенной именно потому, что она есть душа? Когда мы начнем обсуждать по порядку каждый отдельный предмет, то мы спросим еще о том, потому ли эта субстанция не совершенна, что она отпала от совершенства, или такою она создана Богом? В самом деле, если душевный человек не воспринимает того, что от Духа Божия, и постольку, поскольку он есть душевный человек, не может даже воспринимать понимания лучшей природы т. е. природы божественной, — то, может быть, по этой причине Павел и соединяет, сочетает со Святым Духом более ум (mentem), чем душу (animam), желая очевиднейшим образом научить нас тому, каково именно то, чем мы можем постигать «яже Духа», т. е. духовное. Думаю, что этот именно (орган постижения духовного) апостол и показывает, когда говорит: «Помолюся духом, помолюся же и умом, воспою духом, воспою же и умом» (1 Кор.15:44). Не говорит: «Помолюся душею»; но — «духом и умом», и не говорит: «Воспою душею»; но: «воспою духом и умом».
3. Но, может быть, спросят: если именно ум духом молится и поет, то не этот ли самый ум получает совершенство и спасение, как говорит Петр: «Приемлюще кончину вере нашей, спасение душам нашим» (1 Петр.1:9). Если душа не молится и не поет вместе с духом, то как она будет надеяться на спасение? Или, может быть, достигши блаженства, она уже не будет называться душою? Но, посмотрим, нельзя ли будет ответить на этот вопрос таким образом. Как Спаситель пришел спасти погибшее, причем то, что прежде называлось погибшим, уже не есть погибшее, коль скоро оно спасается: так, может быть, спасаемое называется душою, когда же (душа) будет спасена, то будет называться (уже) по имени своей совершеннейшей части. Некоторым представляется возможным присоединить еще следующее (объяснение).
Погибшее существовало, без сомнения, и прежде, чем оно погибло, когда оно было чем–то иным, отличным от погибшего (чем именно, не знаю), равным образом, оно будет существовать и тогда, когда не будет погибшим: точно так же и душа, именуемая погибшей, некогда, может быть, не была еще погибшей и поэтому не называлась душою, и когда–либо снова избавится от погибели и станет тем, чем была до погибели и наименования душою. Далее, из самого значения имени души, какое имеет (это имя) в греческом языке, можно извлечь немаловажную мысль, как это кажется, по крайней мере, некоторым, более внимательным исследователям. Слово Божие называет Бога огнем, когда говорит: «Бог наш огнь потребляли есть» (Втор.4:24). Также и о субстанции ангелов оно говорит: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящ» (Евр.1:7), и в другом месте: «Явися ангел Господень в пламени огненне из купины» (Исх.3:2). Кроме того, мы получили заповедь пламенеть духом (Рим.12:11), что, без сомнения, указывает на пламенное и горячее Слово Божие. Иеремия пророк услышал от Того, Кто давал ему ответы: «Седах словеса Моя во уста твоя, как огонь» (Иер.1:9). Итак, как Бог есть огонь, и ангелы — пламень огненный, и как все святые пламенеют духом, так, наоборот, отпадшие от любви Божией, без сомнения, охладели в любви к Богу и сделались холодными. Господь, действительно, говорит, что «и за умножение беззакония изсякнет любы многих» (Мф.24:12). И все, что в Священном Писании сравнивается с противною властью, всегда называется холодным, — как и сам дьявол, холоднее которого, конечно, ничего нельзя и найти. В море же, — говорит Писание, — царствует дракон; в самом деле, пророк замечает, что в море находится змей и дракон, а это относится, конечно, к какому–нибудь злому духу (Иез.32). И в другом месте пророк говорит: «Наведет (Господь) меч святый на драконта змиа бежаша, на драконта змиа лукаваго и убиет его» (Ис.27:1). И еще говорит: «аще погрузятся от очию Моею и снидут во глубину морскую, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я» (Ам.9:3). В книге же Иова дракон называется царем всего того, что находится в воде (Иов.41:25). От Борея, как возвещает пророк, исходят бедствия на всех, обитающих на земле (Иер.1:14). Бореем же в Священном Писании называется холодный ветер, как написано у Премудрого: «Студен ветр северный» (Сир.43:22). То же самое, без сомнения, нужно думать и о дьяволе. Итак, если святое называется огнем, светом, пламенем, противоположное же называется холодным, и говорится, что во многих охладевает любовь, то, спрашивается, почему же душа названа именем души, которая по–гречески обозначается словом ????. Не потому ли, что она охладела из божественного и лучшего состояния? Не потому ли это название перенесено на нее, что она, по–видимому, охладилась от той естественной и божественной теплоты и, вследствие этого, оказалась в своем настоящем состоянии и с этим названием? Наконец, едва ли ты найдешь, чтобы в Священном Писании название души употреблялось в похвальном смысле; в порицательном же смысле оно часто встречается здесь, напр.: «Душа лукава погубит стяжавшаго ю» (Сир.6:4), «Душа, яже согрешит, та умрет» (Иез.18:4). После слов: «Вся души Моя суть, якоже душа отча, тако и душа моя сыновня» (Иез.18:4), по–видимому, нужно было бы сказать: «Душа, делающая правду, и сама спасется; душа же согрешающая — и сама умрет». Но мы видим, что Он соединил с душою то, что достойно наказания, а что достойно похвалы, — о том умолчал. Итак, нужно рассмотреть, не названа ли душа ????, т. е. душою, потому, что она охладела к ревности праведных и к участию в божественном огне, — как это ясно, сказали мы, из самого имени, — причем однако она не потеряла способности к восстановлению в то состояние горячности, в котором была в начале. Вот почему и пророк указывает, по–видимому, нечто подобное, когда говорит: «обратись, душе моя, в покой твой» (Пс.114:7). Все это, кажется, показывает, что ум, уклонившийся от своего состояния и достоинства, сделался и назван — душою; и что душа, в случае восстановления и исправления, снова сделается умом.
4. Если это так, то, мне кажется, уклонение и падение ума не должно представлять одинаковыми у всех существ: ум обращается в душу то в большей, то в меньшей степени, и некоторые умы сохраняют нечто из первоначальной мощи, а некоторые не сохраняют ничего или сохраняют очень немного. Вот почему одни люди с самого раннего возраста оказываются с блестящими умственными способностями, другие же — с более вялыми, а некоторые рождаются крайне тупыми и совершенно неспособными к учению. Впрочем, сам читатель пусть тщательно обсудит и исследует то, что сказали мы относительно обращения ума в душу, и прочее, что, по–видимому, относится к этому вопросу (in hoc); а мы, с своей стороны, высказали это не в качестве догматов, но в виде рассуждений и изысканий. К этому рассуждению читатель пусть прибавит еще и то, что можно заметить о душе Спасителя, на основании евангельских свидетельств, — что под именем души ей приписывается одно, а под именем духа — другое. Когда Спаситель хочет указать какое–нибудь страдание или смущение Свое, то указывает это под именем души; так, напр., Он говорит: «Ныне душа Моя возмутися» (Ин.12:27), и «Прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф.26:38), и «Никтоже возьмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе» (Ин.10:18). Но в руки Отца Он предаст не душу, а дух, и когда плоть называет немощною, то бодрым называет дух, а не душу. Отсюда видно, что душа есть нечто среднее между немощною плотью и добрым духом.
5. Но, может быть, кто–нибудь возразит нам на основании наших же положений и скажет: в каком же смысле говорится о душе Бога? Мы ответим ему следующим образом. Как все, что говорится о Боге в телесном смысле, напр., пальцы, руки, мышцы, глаза, ноги, уста, — мы понимаем не как человеческие члены, но как некоторые силы, обозначаемые этими наименованиями телесных членов: так, должно думать, и названием души Божией обозначается нечто иное (сравнительно с душой человека). И если можно нам осмелиться сказать об этом предмете и несколько больше, то, может быть, под душою Бога можно разуметь Единородного Сына Божия. В самом деле, как душа, разлитая по всему телу, все движет и приводит в действие, так и Единородный Сын Божий, Который есть Слово и Премудрость Его, касается и достигает всей силы Божией, пребывая в ней. И, может быть, для указания на эту тайну, Бог называется в Священном Писании телом или описывается, как телесный. Нужно также рассмотреть, нельзя ли назвать Единородного Сына душою Бога еще и потому, что Он пришел и нисшел в это место скорби и в эту долину плача, и в место нашего уничижения, как говорится в Псалме: «Смирил еси нас на месте озлобления» (Пс.43:20). Наконец, я знаю, что некоторые, изъясняя Слова Спасителя в Евангелии: «Прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф.26:38), относили эти слова к апостолам, которых Он назвал душою, как лучших из всего остального тела. Ведь множество верующих называется телом Его, апостолов же, говорят они, должно считать душою, потому что они лучше остального тела. — Вот что изложили мы, насколько могли, о разумной душе. Мы скорее предложили читателям мысли для обсуждения, нежели дали положительное и определенное учение. О душах же скотов и прочих бессловесных (животных) достаточно и того, что мы решительным образом сказали выше.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 8
Re: Что такое душа?
Я теперь понял, что эта картина послужила прообразом маски из триллера "Крик".
Перестукин- Корифей форума
- Сообщения : 10796
Дата регистрации : 2011-02-08
Вероисповедание : католик
- Сообщение 9
Re: Что такое душа?
Блаженный Августин. О колличестве душиАлекс С пишет:1.Что такое душа?
2. Как убедиться в ее существовании?
http://www.catholic.uz/tl_files/library/books/avgustin_o_kolichestve%20dushi/
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 10
Re: Что такое душа?
Евгений Сумский пишет:
Какой кошмар, еще кто-то за это огромные деньги готов платить.Классицизм и реализм вот должное направление в искусстве, все остальное под бульдозеры, можно правда еще импрессионистов оставить.
Согласен. Абстракционизм не хуже моя кошка нарисует если к ее лапам привязать кисточки)))
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 11
Re: Что такое душа?
КРЕСТОНОСЕЦ пишет:Игумен Иларион (Алфеев)
Душа и тело
А своими словами и собственными мыслями?
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 12
Re: Что такое душа?
КРЕСТОНОСЕЦ пишет:
ОРИГЕН
Глава восьмая. О душе
А своими словами и собственными мыслями?
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 13
Re: Что такое душа?
Перестукин пишет:Блаженный Августин. О колличестве души
А своими словами и собственными мыслями?
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 14
Re: Что такое душа?
Алекс С пишет:
А своими словами и собственными мыслями?
Мысль ничтожна перед Духовно просветлёнными умами. Блаженные Отцы открыли знания о духе и душе не от своего бренного ума, который ничего не знает, но только размышлять имеет без доли подтверждений. Сказал ум мысль, обработал её красноречием и преподнёс людям, не думая так ли он прав, но для того преподнёс, чтобы славу иметь себе. Святым же Бог сам раскрыл духовные знания. Не путайте Божье откровение с умственным умозаключением, которое далеко от Бога, как улитке вокруг света.
Перестукин- Корифей форума
- Сообщения : 10796
Дата регистрации : 2011-02-08
Вероисповедание : католик
- Сообщение 15
Re: Что такое душа?
Своими словами не дорос. Наверное открыли и показалось туго? То-то и оно. Прост только кусок хозяйственного мыла.Алекс С пишет:А своими словами и собственными мыслями?
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 16
Re: Что такое душа?
КРЕСТОНОСЕЦ пишет:Мысль ничтожна перед Духовно просветлёнными умами.
Понятно. Собственных мыслей нет.
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 17
Re: Что такое душа?
Перестукин пишет:Своими словами не дорос. Наверное открыли и показалось туго?
Нет, я эти статьи перечитал еще когда был православным. Но ка я могу обсуждать эти идеи на форуме если у участников нет собственных мыслей по этому поводу?
Перестукин- Корифей форума
- Сообщения : 10796
Дата регистрации : 2011-02-08
Вероисповедание : католик
- Сообщение 18
Re: Что такое душа?
Вы читали Августина Блаженного будучи православным? И каково Ваше мнение о труде Августина?Алекс С пишет:Нет, я эти статьи перечитал еще когда был православным. Но ка я могу обсуждать эти идеи на форуме если у участников нет собственных мыслей по этому поводу?
?????- Гость
- Сообщение 19
Re: Что такое душа?
Алекс С пишет:
Нет, я эти статьи перечитал еще когда был православным. Но ка я могу обсуждать эти идеи на форуме если у участников нет собственных мыслей по этому поводу?
Дайте-ка хоть одну, но свежую, и вашу собственную по этому поводу.
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 20
Re: Что такое душа?
Алекс С пишет:
Понятно. Собственных мыслей нет.
Недорос пока. А возвышать себя выдумыванием собственных представлений о душе не буду. Иначе буду лжец. Что слышал от святых то и говорю. Своя мысль ничтожна и не авторитет для меня. Я ей просто не верю... И вам советую не верить ей. Она слишком обманчива.
?????- Гость
- Сообщение 21
Re: Что такое душа?
Господь и святые апостолы употребляют слово „душа“ в значении жизнь это слово используется и для обозначения духовной части нашей личности. Господь сказал Своим ученикам:…не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28).Кроме того, слово душа используется для обозначения всего человека. Апостол Павел советует: Всякая душа да будет покорна высшим властям…(Рим. 13:1).Итак, душа, как и тело, есть творение Божие
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 46
Откуда : тролльландия
- Сообщение 22
Re: Что такое душа?
Какие власти тут имеются ввиду?о.Александр пишет:Всякая душа да будет покорна высшим властям…
?????- Гость
- Сообщение 23
Re: Что такое душа?
Женя, шалить изволите?Евгений Сумский пишет:
Какие власти тут имеются ввиду?
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 24
Re: Что такое душа?
Перестукин пишет:Вы читали Августина Блаженного будучи православным? И каково Ваше мнение о труде Августина?
Я читал святых отцов но отдавал предпочтение статьям священников. У них менее слащяво и эмоционально напыщено, поэтому статьи священников были более последовательны и понятны.
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 25
Re: Что такое душа?
Леона пишет:
Дайте-ка хоть одну, но свежую, и вашу собственную по этому поводу.
Моя собственная мысль по этому поводу: душой в религиях называли психическую деятельность, которая связана с Я человека, главным образом это - сознание, восприятие, мысли, чувства, мотивация.
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 26
Re: Что такое душа?
Наконец-то человек, собеседник, а не автоматический генератор цитат
Спасибо, Александр, что присоединились к разговору.
Но ведь духовная часть нашей личности формируется духом а не душой?
Но насколько я знаю по православной доктрине весь человек это синергическое единство тела, души и духа? А тут выходит одной лишь души?
Спасибо, Александр, что присоединились к разговору.
о.Александр пишет:Господь и святые апостолы употребляют слово „душа“ в значении жизнь это слово используется и для обозначения духовной части нашей личности.
Но ведь духовная часть нашей личности формируется духом а не душой?
о.Александр пишет:
Кроме того, слово душа используется для обозначения всего человека.
Но насколько я знаю по православной доктрине весь человек это синергическое единство тела, души и духа? А тут выходит одной лишь души?
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 27
Re: Что такое душа?
Евгений Сумский пишет:
Какие власти тут имеются ввиду?
Имеется ввиду покорность Духу Святому в ней. Когда например я непристанно молюсь на работе, то я чувствую над собой две власти: естественную и противоестественную. Это, как в мультике, где на правом плече у человека сидит добрый ангел, а на левом злой бес. Это хоть и мультик, но имеет самую настоящую правду.
В такие моменты нужно разорвать над собой волю левой стороны и бегом-бегом бежать в правую.
Алекс С- Бакалавр форума
- Сообщения : 4038
Дата регистрации : 2012-01-21
Откуда : Украина, Харьков
Вероисповедание : мировоззрение: трансгуманизм
- Сообщение 28
Re: Что такое душа?
КРЕСТОНОСЕЦ пишет:
Имеется ввиду покорность Духу Святому в ней.
А почему сказано "властям"? Духов Святых много?
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 29
Re: Что такое душа?
Алекс С пишет:Но насколько я знаю по православной доктрине весь человек это синергическое единство тела, души и духа? А тут выходит одной лишь души?
Сосредоточение всего человека происходит в сердце. Человек, когда внимательно молится, то собирает все душевные силы в сердце (духовном) и всеми силами духа старается удержать их там. Иными словами сердце, где скапливаются все силы души и духа и является всем человеком. От сердца исходят все помышления, там проявляются наши эмоции, страхи, любовь, ненависть...
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 30
Re: Что такое душа?
Алекс С пишет:
А почему сказано "властям"? Духов Святых много?
Над человеком стоят разные власти Духа: исполнение воли Божьей, содержание совести чистой, противление злу, стремление к добру, вера в Бога, вперенная в человека с рождения ( которую человек подавляет в себе. Нет человека, чья бы душа не верила в Бога. Есть лишь человек, который подавляет в своей душе эту веру. )