Как такое может быть ? Неужели все религии истинны ?
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+7
din
Олег Яр
Владимир Алексеев
Перестукин
Смердяков
noname
Котэ
Участников: 11
Религия по наследству
Котэ- Активный пользователь
- Сообщения : 529
Дата регистрации : 2011-02-18
Возраст : 42
Вероисповедание : друид
- Сообщение 1
Религия по наследству
Почему мы принадлежим к той или иной религии ? В 99 % случаев потому что так сложились обстоятельства. Кто то родился в мусульманской стране, кто то потому что его родители православные и т.д. И ставши в силу обстоятельств последователи доказывают истинность этой религии.
Как такое может быть ? Неужели все религии истинны ?
Как такое может быть ? Неужели все религии истинны ?
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 2
Re: Религия по наследству
Котэ, ты опять напился? Истина только в Православии, ты не знал разве?
Котэ- Активный пользователь
- Сообщения : 529
Дата регистрации : 2011-02-18
Возраст : 42
Вероисповедание : друид
- Сообщение 3
Re: Религия по наследству
Потому что я живу в России и Православие - самая распространенная религия в ней ?noname пишет:Котэ, ты опять напился? Истина только в Православии, ты не знал разве?
Давайте будем честны. В основном так и становятся православными, католиками, протестантами и т.д. И почти все атеисты, если бы родились пару веков назад, то были бы верующими.
По сути не мы выбираем религию, а религия нас.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 4
Re: Религия по наследству
Это Промысл Божий, нам не понять сиё.
Котэ- Активный пользователь
- Сообщения : 529
Дата регистрации : 2011-02-18
Возраст : 42
Вероисповедание : друид
- Сообщение 5
Re: Религия по наследству
Если не понимаешь, то какое имеешь права утверждать, что именно твоя религия истинна, а не иная ?
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 6
Re: Религия по наследству
Я не понимаю, но я верую, моя вера позволяет мне это утверждать. И кстати почитай статью профессора Осипова "Почему православие истинная вера".Котэ пишет:Если не понимаешь, то какое имеешь права утверждать, что именно твоя религия истинна, а не иная ?
Котэ- Активный пользователь
- Сообщения : 529
Дата регистрации : 2011-02-18
Возраст : 42
Вероисповедание : друид
- Сообщение 7
Re: Религия по наследству
Думаю, что у католиков и протестантов найдутся такие же осиповы, со своими лекциями почему католицизм истинная вера и почему протестантизм истинная вера.
Может дело не в "истинности", а в духовном патриотизме ? Может Богу нужны не столько наши доказательства истинности, сколько преданность своей команде ?
Или все религии обладают частичной истиной ? Попахивает экуменизмом.
Может дело не в "истинности", а в духовном патриотизме ? Может Богу нужны не столько наши доказательства истинности, сколько преданность своей команде ?
Или все религии обладают частичной истиной ? Попахивает экуменизмом.
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 8
Re: Религия по наследству
Наверное, преданность действительно нужна. Насчет того, что нужна Богу, можно сомневаться. А вот партии и правительству наша преданность нужна, кто будет спорить.Котэ пишет:Может Богу нужны не столько наши доказательства истинности, сколько преданность своей команде ?
Может быть и так. Нечто вроде принципа неопределенности. Чем строже определена какая-то истина, тем менее она приложима к реальной жизни.Котэ пишет:Или все религии обладают частичной истиной ?
Как говорил мой мудрый однофамилец: может и остались на свете несколько истинных верующих, так они, конечно, вдали от мира в пустыне египетской спасаются, так что их никто не найдет.
Попахивает! Надо экуменизм объявить оскорблением религиозных чувств и карать за экуменизм по 282 статье. А то слишком много развелось экуменистов. Куда ни плюнь, обязательно попадешь в экумениста.Котэ пишет:Попахивает экуменизмом.
Перестукин- Корифей форума
- Сообщения : 10796
Дата регистрации : 2011-02-08
Вероисповедание : католик
- Сообщение 9
Re: Религия по наследству
Всё закрыто на ключик, который выкинули.Котэ пишет:Как такое может быть ? Неужели все религии истинны ?
Перестукин- Корифей форума
- Сообщения : 10796
Дата регистрации : 2011-02-08
Вероисповедание : католик
- Сообщение 10
Re: Религия по наследству
Не, нас Бог миловал от сектоВЕДОВ.Котэ пишет:Думаю, что у католиков и протестантов найдутся такие же осиповы.
Владимир Алексеев- Бакалавр форума
- Сообщения : 1961
Дата регистрации : 2011-05-11
Возраст : 54
Откуда : Псков
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 11
Re: Религия по наследству
Курс ОРКСЭ - толерантно-экуменическое учение именно об этом. А также закрепление четвероклассников в религиии "по наследству". Справедливости ради, там есть и курс "светской этики", который я и выбрал бы для своего ребенка, буди к тому принуждение.Котэ пишет:Почему мы принадлежим к той или иной религии ? В 99 % случаев потому что так сложились обстоятельства. Кто то родился в мусульманской стране, кто то потому что его родители православные и т.д. И ставши в силу обстоятельств последователи доказывают истинность этой религии.
Как такое может быть ? Неужели все религии истинны ?
Пока же одна и та же Марьиванна с упоением должна рассказать разделенным по группам малышам: а) как хорошо быть иудеем; б) как хорошо быть мусульманином; в) как хорошо быть буддистом; г) как неплохо быть православным; е) как хорошо, что в мире много высоконравственных религий, учащих "одному и тому же"...
Жалко Марьиванну... А ведь зарплату надо зарабатывать... И Медвед своим Поручением жёстко обязал...
Владимир Алексеев- Бакалавр форума
- Сообщения : 1961
Дата регистрации : 2011-05-11
Возраст : 54
Откуда : Псков
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 12
Re: Религия по наследству
Сектовед - Дворкин, а не Осипов. Учите Матчасть! (С) Вася РоговПерестукин пишет:Не, нас Бог миловал от сектоВЕДОВ.
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 13
Re: Религия по наследству
Обычно опасаются прямо противоположного. Четвероклассник слишком много узнает о разных религиях и усомнится в своей этнической религии.Владимир Алексеев пишет:Курс ОРКСЭ - толерантно-экуменическое учение именно об этом. А также закрепление четвероклассников в религиии "по наследству".
Вроде бы есть и курс "религии мира" или "религии России" или что-то вроде.Владимир Алексеев пишет: Справедливости ради, там есть и курс "светской этики", который я и выбрал бы для своего ребенка, буди к тому принуждение.
А вот делить на группы в общеобразовательных школах желательно запретить. Помню, у нас в школе ученики умудрялись устраивать конфликты даже между группой, изучавшей английский язык, и группой, изучавшей немецкий.Владимир Алексеев пишет:Пока же одна и та же Марьиванна с упоением должна рассказать разделенным по группам малышам:
Чего уж говорить о религии! Хотите получить Куликовскую битву в отдельно взятой школе?
А почему бы и нет?Владимир Алексеев пишет:а) как хорошо быть иудеем; б) как хорошо быть мусульманином; в) как хорошо быть буддистом; г) как неплохо быть православным; е) как хорошо, что в мире много высоконравственных религий, учащих "одному и тому же"...
Полезно даже с практической точки зрения рассказать, в каком культовом здании полагается снимать шапку, а в каком обувь, если туда случайно забредешь на экскурсию. И с кем можно употребить немного спиртного, и кому на закуску можно предложить свиную котлету, а кому лучше говяжью.
А если чьи-то родители желают, то могут в свободное от школы время обучать ребенка определенной религии. Разумеется, если переусердствовать с религиозным воспитанием, то ребенок вырастет богоборцем или пожелает выкреститься в другую веру, но это отдельный вопрос.
Владимир Алексеев- Бакалавр форума
- Сообщения : 1961
Дата регистрации : 2011-05-11
Возраст : 54
Откуда : Псков
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 14
Re: Религия по наследству
"Основы мировых религиозных культур" (тех же четырёх "традиционных" для территории РФ). Самый терминологически перегруженный и головоломный курс: более 8 новых слов каждое занятие, причем из разных "духовных сфер". Каша в голове обеспечена.Смердяков пишет:Вроде бы есть и курс "религии мира" или "религии России" или что-то вроде.
Ага, разговор как раз для четвероклассников! Про "курнуть кальян" тоже можно сморозить. Ай, молодца, Марьиванна! Твори, выдумывай, пробуй! )Смердяков пишет:И с кем можно употребить немного спиртного, и кому на закуску можно предложить свиную котлету, а кому лучше говяжью.
Олег Яр- Пользователь
- Сообщения : 243
Дата регистрации : 2011-06-21
Возраст : 57
Откуда : РБ
Вероисповедание : православный
- Сообщение 15
Re: Религия по наследству
Кто не читал, думаю, будет интересно почитать: что, да как, да почему?Котэ пишет:Если не понимаешь, то какое имеешь права утверждать, что именно твоя религия истинна, а не иная ?
http://www.pravmir.ru/dzhejms-bernstajn-iz-iudaizma-v-pravoslavnoe-xristianstvo/
din- Бакалавр форума
- Сообщения : 1262
Дата регистрации : 2011-12-01
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 16
Re: Религия по наследству
Котэ пишет:Почему мы принадлежим к той или иной религии ? В 99 % случаев потому что так сложились обстоятельства. Кто то родился в мусульманской стране, кто то потому что его родители православные и т.д. И ставши в силу обстоятельств последователи доказывают истинность этой религии.
Как такое может быть ? Неужели все религии истинны ?
Уважаемый Котэ, Вы на 100 % правы насчет 99%. И уверен, что Вы так же правы относительно остающегося 1 % - да, он неподвластен соображениям традиции и наследования. Ибо бывают очень даже яркие исключения из правила. Но Вы соединили вместе два совершенно разных предмета - принадлежность к той или иной религии и истинность этой самой религии. Насчет принадлежности я уже сказал свое мнение - Вы правы, правы и еще раз правы. Но вот как быть с истинностью? Как выяснить, кто же исповедует истинного Бога - не голосованием же решать? Или голосованием все-таки? Нет, мне демократия претит, не хочу... Не попробовать ли основывать суждение на самом главном, что есть согласно нашему православию, выражение самой сути божественного, а именно - "Бог есть любовь"? И к Его завету нам - "да любите друг друга". И, обратившись к представителям каждой религии, понаблюдать - где царит любовь, а где - нет. Вот и станет сразу видно, какая религия истинная. Мы ведь здесь не о вере говорим, а о религии, не так ли? Потому что верить в Бога по-настоящему может человек, принадлежащий к любой религии. А вот те земные институты, что воздвигнуты вокруг фундамента веры и на нем - они ... как бы это помягче сказать - разные бывают. Вот из-за этой разности и споры - кто правее...
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 17
Re: Религия по наследству
А для чего решать, какая вера истинная? Для того, чтобы распределять между религиозными организациями бюджетное финансирование и административный ресурс? Такие вещи начальство решит и без голосования, своим руководящим умом.din пишет:Но вот как быть с истинностью? Как выяснить, кто же исповедует истинного Бога - не голосованием же решать? Или голосованием все-таки? Нет, мне демократия претит, не хочу...
Неужели можно это решить собственными наблюдениями? А если перепутаешь? Лучше дать такое право партии и правительству. Партия и правительство сами решат и нам объяснят, что нет больше любви, чем беспощадная борьба с врагами Отечества и строгое исполнение канонов и уставов.din пишет:Не попробовать ли основывать суждение на самом главном, что есть согласно нашему православию, выражение самой сути божественного, а именно - "Бог есть любовь"? И к Его завету нам - "да любите друг друга". И, обратившись к представителям каждой религии, понаблюдать - где царит любовь, а где - нет. Вот и станет сразу видно, какая религия истинная.
din- Бакалавр форума
- Сообщения : 1262
Дата регистрации : 2011-12-01
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 18
Re: Религия по наследству
Смердяков пишет:А для чего решать, какая вера истинная? .
См. самый первый постинг настоящей темы.
А так - я тоже не стал бы задаваться этим вопросом.
Смердяков пишет:Неужели можно это решить собственными наблюдениями? А если перепутаешь? Лучше дать такое право партии и правительству. Партия и правительство сами решат и нам объяснят, что нет больше любви, чем беспощадная борьба с врагами Отечества и строгое исполнение канонов и уставов.
Ну, если мы любовь от прочего отличить не можем - плохи наши дела... Тут уж даже партия и правительство не помогут.
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 19
Re: Религия по наследству
Смердяков пишет:Но вот как быть с истинностью? Как выяснить, кто же исповедует истинного Бога - не голосованием же решать? Или голосованием все-таки? Нет, мне демократия претит, не хочу...
Котэ пишет:Если не понимаешь, то какое имеешь права утверждать, что именно твоя религия истинна, а не иная ?
Сам Господь Иисус говорит, что только он истинный Господь и Учитель и чтобы у нас не было более никаких учителей. Он же говорит, что в будущем появится и много иных учителей со своими иными учениями. Но Он также предупреждает, чтобы мы верили только в то, чему учил Он, и что Он передал через Апостолов, а иным учителям не верил, что они приходят в овечьей шкуре ( проповедуя нравственность ), а внутри суть волки дикие ( Например ислам проповедует одновременно нравственность и многожёнство. По закону Шариата отрёкшийся от Ислама должен быть на смерть забит камнями и что еретики, которыми они называют всех, не являющимися мусульманами нужно резать кинжалом в шею - так написано в Коране. Иными словами являются проповедниками нравственности, но внутри имеют много греховного), что в последние времена они соблазнят многих, даже избранных.
Также Он говорит, что только Он истинный путь и никто не приходит к Отцу, как только через Сына. Вот все эти слова, изложенные в Евангелии и являются камнем преткновения всякому иному учению, противоречащему Христианскому.
Не христиане обличают иные вероучения, отнюдь не так, но евангелие Божие и Апостолы Его. Не христианин обличает, но Господь через Него.
А вот некоторые цитаты в подтверждение вышесказанного:
1) "сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан. 8:31-32).
2)"всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Иоан. 18:37).
3) "Я есмь путь и истина и жизнь, – сказал Он однажды. – Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14:6).
4) "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Иоан.17:17).
5) "А как Я истину говорю, то не верите Мне" (Иоан. 8:45)"Но Я истину говорю вам" (Иоан. 16:7).
6) "Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего, – сказал Иисус им в лицо. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего" (Иоан. 8:19).
7) "Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш; и вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец; но знаю Его и соблюдаю слово Его" (Иоан. 8:54-55; см. также 9:39-41).
8) "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих" (Ос. 4:6).
9) "Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Матф. 15:8-9).
10) 3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу своей матери и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вы должны родиться свыше.
11) "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они,
потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения)
узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во
плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа,
пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы
слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1Ин. 4:1-3).
12) "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая
духам обольстителям и учениям бесовским..." (1Тим.4:1).
13) "Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И
не удивительно: потмоу что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не
великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их
будет по делам их" (2 Кор. 11:13-15).
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 20
Re: Религия по наследству
Разумеется, если правительство сочтет необходимым, и серьезно настаивает, то приходится исполнять ритуалы официального культа. Во всяком случае, так поступают 99% граждан, за исключением самых отчаянных любителей качать права. А все остальные крестятся, прикладыватся, посещают партсобрания и ходят на демонстрации. И еще благодарят начальство за то, что оно не заставляет делать обрезание и прочие бодимодификации. А верит каждый во что сам считает нужным или не верит ни во что. Привычку залезать человеку в частную жизнь или тем более в душу имеют только самые свирепые тоталитарные режимы.din пишет:
См. самый первый постинг настоящей темы.
А так - я тоже не стал бы задаваться этим вопросом.
Вот так и живем. На собрании раскрываем литературные достоинства Малой Земли, а дома за бутылкой рассказываем анекдоты про Леонида Ильича. Стукачи того не доносят, оперы рукой махнули, как говорил Иван Денисович.
Конечно, если кто нибудь перепутает и начнет на собрании расказывать вредные анекдоты, а дома начнет восторгаться Малой Землей, то его могут не понять. Но обычно никто не путает.
Мы-то, может, и можем отличить любовь. Но партия и правительство считают самой лучшей любовью любовь к себе, любимым. И строит на этом тезисе свою воспитательную работу.din пишет:
Ну, если мы любовь от прочего отличить не можем - плохи наши дела... Тут уж даже партия и правительство не помогут.
Владимир3b1- Гость
- Сообщения : 3617
Дата регистрации : 2012-01-03
Вероисповедание : Православный
- Сообщение 21
Re: Религия по наследству
Священник Джеймс Бернстайн
Родился в 1946 году.
В подростковом возрасте Джеймс был шахматным чемпионом.
В возрасте 16 лет обратился из иудаизма в христианство. Стал одним из основателей общества «Евреи за Иисуса». Духовный путь привел Джеймса к Православию, и он описал это в своей книге «Удивленный Христом», где повествуется о человеке, ищущем истину и не дающем себе отдыха, пока не найдет ее.
В настоящее время отец Джеймс служит в храме Св. Павла в Брайере, штат Вашингтон.
Что было первым: Новый Завет или Церковь?
Родился в 1946 году.
В подростковом возрасте Джеймс был шахматным чемпионом.
В возрасте 16 лет обратился из иудаизма в христианство. Стал одним из основателей общества «Евреи за Иисуса». Духовный путь привел Джеймса к Православию, и он описал это в своей книге «Удивленный Христом», где повествуется о человеке, ищущем истину и не дающем себе отдыха, пока не найдет ее.
В настоящее время отец Джеймс служит в храме Св. Павла в Брайере, штат Вашингтон.
Что было первым: Новый Завет или Церковь?
- Спойлер:
- Священник Джеймс Бернстайн
Я был иудеем. Я обратился к Христу благодаря евангелическому протестантству. Я хотел больше узнать о Боге через чтение Писания.
Когда мне было 16 лет, благодаря чтению Евангелия, входящего в «Запрещенную книгу» под названием Новый завет, я пришел к вере в Иисуса Христа как Сына Божия и нашего обетованного Мессию. В первые годы почти единственным моим религиозным образованием было чтение Библии в уединении.
Ко времени поступления в колледж у меня была карманная Библия, она постоянно была со мной. Я учил любимые места из Писания наизусть, и часто цитировал их самому себе в периоды искушений. Цитировал и другим, когда хотел убедить их в истинности Христа.
Библия стала для меня — и по сей день остается — самой важной печатной книгой.
Искренне могу сказать вслед за святым апостолом Павлом: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).
Это хорошие новости!
Плохая новость в том, что нередко вопрос о значении Писания я решал для себя сам.
Например, я столь восторженно стремился познавать Христа как моего близкого личного друга, что мне казалось, будто мое собственное знание Его — это все, что нужно. Я отмечал желтым маркером стихи про Христа, но пропускал места, относящиеся к Богу Отцу, Церкви, крещению. Я представлял Библию как небесное прикладное руководство.
Мне думалось, что Церковь мне не нужна, ну, разве что в качестве места, где можно встретить друзей или узнать больше о Библии. Это помогло бы мне стать более продвинутым сам-себе-христианином.
Я решил, что могу строить свою жизнь, как и свою Церковь, посредством Книги. Я принял принцип sola scriptura, спасения только Библией, всерьез! История спасения была мне ясна: Бог послал Своего Сына, вместе они извели Дух Святой, затем был явлен Новый Завет, чтобы разъяснить путь спасения, и, наконец, возникла Церковь.
Приблизительно, но не совсем точно.
Нет проблем с Библией. Библия содержит в себе все, что Бог в ней заключил. Проблема была в моем личном подходе к ней, я интерпретировал ее по-своему. Иногда это получалось не безнадежно, иногда вовсе не замечательно.
Сам себе священник
Вскоре после моего обращения в христианство меня увлекло течением сектантства, в котором существует столько же мнений о втором пришествии, сколько участников дискуссии. И все мы обращались к авторитету Писания.
Моим боевым кличем стало выражение «я верю в Библию; если этого нет в Библии, то я в это не верю».
Я не понимал, что все остальные говорили то же самое! Это была не Библия, но частная интерпретация каждого, становившаяся высшим авторитетом. В возрасте, когда человек выше всего ставит самостоятельность мысли и стремится опираться на собственные силы, я стал сам себе священником!
Принципы истолкования Писания у меня были весьма простыми: когда ясный смысл текста Писания соответствует здравому смыслу, не ищи другого. Я думал, что те, которые подлинно веруют и честны в следовании этому правилу, достигнут христианского единения.
Этот подход «здравого смысла» привел не к единению, но к всеобщей духовной перепалке! Кто больше всех был привержен к верованию в принцип «только Библией», тот был наибольшим среди христиан раскольником и ратоборцем. Возможно, не специально. Но мне стало казаться, что чем больше кто-то придерживается Библии как единственно авторитетного духовного источника, тем большим раскольником и сектантом он становился. И даже о библейских стихах, гласящих о любви, мы спорили с гневом!
Гневный спор о Библии
В своем кругу строго-библейской веры я наблюдал комнатные бури, порождавшие секты и раскольнические толки. Каждый из них провозглашал себя «верным Библии», — и вступал в жестокую ссору с другими.
Серьезные столкновения возникали по всякому, какому только можно представить, поводу: благодатные дары, толкование пророчеств, истинный способ почитания Бога, причастие, царство Христово, порядок в Церкви, нравственность, ответственность, евангелизация, общественная деятельность, отношение веры и дела, роль женщин, экуменизм. Список бесконечен. В действительности, любой вопрос мог развести христиан по разные стороны, и часто так и было.
Плодом такого сектантского духа стало возникновение буквально тысяч независимых церквей и деноминаций. И по мере того, как я сам становился все большим сектантом, мой радикализм усиливался.
Я пришел к выводу, что все церкви отступили от Библии: примкнуть к какой-либо из них означает скомпрометировать Веру. «Церковь» для меня означало — «Библия, Бог и я».
Эта враждебность к церквям вполне соответствовала моей еврейской почве.
Я решительно разуверился во всех церквях, поскольку чувствовал, что они предали учение Христа тем, что либо участвовали в исторических преследованиях евреев, либо безвольно оставались в стороне.
Но чем больше я становился сектантом — вплоть до того, что стал вести себя предосудительно, — тем яснее мне становилось, что в моем подходе к христианству было что-то не так. Моя духовная жизнь перестала быть деятельной. Очевидно, мое личное упорное верование в Библию и ее учение уводило меня от любви и общения с моими христианскими братьями, и, стало быть, от Христа. Как писал евангелист Иоанн,«не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20).
Эта отчужденность и враждебность вовсе не приближала меня к Христу. И я знал, что ответ был не в том, чтобы отвергать веру или оказываться от Писания. Что-то надо было менять. Может, себя самого.
Я сосредоточился на изучении истории Церкви и Нового Завета, надеясь понять, каким должно быть мое отношение к Церкви и Библии. Результаты были не совсем те, какие я ожидал.
Библия апостолов
Мое изначальное отношение можно выразить так: что хорошо весьма для апостолов, добро зело для меня. И здесь впервые я удивился. Как я говорил прежде, мне было известно, что апостол Павел считал Писание богодухновенным (2 Тим 3, 16). Но всегда я предполагал, что «Писание», о котором здесь речь, есть вся Библия — и Ветхий, и Новый Завет.
В действительности, когда апостол это утверждал, Нового Завета еще не было. Даже Ветхий Завет еще продолжал формироваться. Сами иудеи не приняли окончательного решения о списке или каноне ветхозаветных книг до периода, последовавшего за возникновением христианства. По мере изучения я узнал, что ранние христиане пользовались греческим переводом Ветхого Завета, именуемым Септуагинтой.
Этот перевод, начатый в египетской Александрии в III в. до н. э., содержал расширенный канон, в котором числилось несколько так называемых «девтероканонических» (или «апокрифических») книг. Хотя поначалу велись некоторые споры об этих книгах, все же впоследствии христиане их включили в ветхозаветный канон. В ответ на возникновение христианства иудеи свой канон сократили и, в конце концов, исключили девтероканонические книги — несмотря на то, что продолжали считать их священными. Нынешний иудейский канон не был утвержден до III века новой эры.
Интересно, что большинство современных протестантов следуют этой последней иудейской версии Ветхого Завета, а не канону раннего христианства. Когда апостолы жили и писали, не было еще Нового Завета и завершенного Ветхого Завета. Понятие «Писания» было куда менее определенным, чем я себе представлял.
От Воскресения до Нового Завета
Затем меня сильно поразило то, что первого законченного списка книг Нового Завета, которым мы располагаем в наши дни, не существовало до периода, отстоявшего от смерти и воскресения Христа более чем на 300 лет. (Первый полный список фигурирует у св. Афанасия Великого в его пасхальном послании 367 года).
Представьте себе!
Если бы конституцию США писали бы столько же, сколько Новый Завет, то мы не имели бы конечного текста до 2076 года!
Четыре Евангелия были написаны в промежуток от тридцати до шестидесяти лет после смерти и воскресения Христа. В это время Церковь руководствовалась устным преданием, основанном на сообщениях очевидцев. Были также разрозненные протоевангельские документы (подобные тем, которые упоминаются в 1 Тим 3, 16 и 2 Тим 2, 11–13) и первые памятники письменной традиции. Большинство церковных общин располагало лишь частью того, что впоследствии станет Новым Заветом.
Со временем очевидцы Христовой жизни и учения начали отходить в мир иной. Тогда для того, чтобы сохранить и упрочить разрозненное письменное и устное предание, апостолы стали писать, причем так, словно их ведет Святой Дух. Поскольку апостолы ожидали скорого возвращения Христа, то, видимо, они не предполагали, что их евангельское изложение и апостольские послания будут затем собраны в новую Библию.
В первые четыре века новой эры имели место существенные разногласия о том, какие книги следует включать в канон Писания. Достоверно известно, что первым попытался установить канон Нового Завета ересиарх II века Маркион. Он настаивал на том, чтобы Церковь отвергла иудейское наследие, по каковой причине он исключил Ветхий Завет целиком. Канон Маркиона включал в себя лишь одно Евангелие, которое он собственноручно правил, и десять посланий апостола Павла.
Печально, но верно: первая попытка создать Новый Завет была предпринята еретиком. Многие ученые полагают, что Церковь была вынуждена произвести собственный точно определенный канон отчасти в ответ на этот искаженный канон Маркиона. Разрушение Иерусалима в 70 г. н. э., распад иудео-христианской общины в Палестине и угроза утери преемственности устного предания также, возможно, внесли лепту в понимание настоятельной необходимости для Церкви установить стандартный перечень книг, на которые христиане могли бы опираться.
В этот период эволюции канона, как сказано выше, большинство церквей обладали лишь несколькими приемлемыми апостольскими текстами, если вообще обладали. Библейские книги необходимо было тщательно переписывать от руки, с огромными затратами времени и усилий. Также, вследствие неграмотности многих людей, читать их могли только некоторые избранные. Знакомство большинства христиан с Писанием ограничивалось тем, что они слышали в храмах — Закон, Пророки, Псалмы и несколько воспоминаний апостолов.
В дальнейшем дело усложнилось из-за преследования христиан властями Римской империи и наличием многих текстов неапостольского происхождения. Это было третьим моим сюрпризом. Как-то наивно я себе представлял, будто с самого основания Церкви в каждом доме и приходе имелся полный Ветхий и Новый Завет! Трудно было мне вообразить церковь, которая выживает и преуспевает без полного Нового Завета. Но несомненно это было так. Вероятно, это было моей первой путеводной нитью к пониманию того, что во всей целокупности церковной жизни есть нечто большее, чем одно только написанное Слово.
Евангелие согласно кому?
Еще одним поразительным открытием для меня стало то, что, помимо Евангелий Нового Завета, в первом и втором веке новой эры распространялось множество других «евангелий». Среди них были Евангелие евреев, Евангелие египтян, Евангелие Петра, если назвать лишь некоторые. Новый Завет сам сообщает о существовании подобных повествований. Евангелие от Луки начинается со слов «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях… то рассудилось и мне… по порядку описать тебе» (Лк 1, 1, 3).
Во время, когда писал Лука, были созданы только два канонических Евангелия, от Матфея и Марка. Впоследствии все Евангелия, кроме четырех, были исключены из новозаветного канона. Однако в ранний период христианства были даже раздоры по поводу того, какое из этих четырех Евангелий употреблять.
Большинство христиан в Малой Азии предпочитали Евангелие от Иоанна, нежели от Матфея, Марка и Луки. Сообразуясь с описанием страстей у Иоанна, большинство малоазийских христиан праздновало Пасху не в тот день, в который праздновали христиане Рима.
Римские же христиане отвергали Евангелие от Иоанна и вместо него пользовались другими Евангелиями. Некоторое время Западная Церковь колебалась по отношению к использованию Евангелия от Иоанна, так как оно было в обиходе почитателей гностической ереси вместе с их собственными «тайными евангелиями».
Случались и иные дебаты о том, следует ли держаться отдельных евангельских изводов, или должно быть одно составное евангельское повествование. Во втором веке Татиан, ученик Иустина Мученика, предложил единое составное «упорядоченное» Евангелие, названное «Диатессарон» (греч. «из четырех», — прим. перев.). Сирийская Церковь использовала это составное евангелие со II по IV века; они не принимали все четыре Евангелия до V века. В определенный период они отвергали также Послания Иоанна, 2-е Послание Петра и Апокалипсис Иоанна.
Для полной сложности картины можно упомянуть, что Церковь Египта, как отражено в новозаветном каноне Климента Александрийского II века, признавала «евангелия» от Евреев, Египтян и Маттафии. В придачу к тому апостольскими считались первое послание Климента, епископа Римского, послание Варнавы, Проповедь Петра, Апокалипсис Петра, Дидахе, Протоевангелие Иакова, Деяния Иоанна, Деяния Павла и Пастырь Ермы (это сочинение считалось особенно богодухновенным). Ириней, прославленный епископ Лионский (II в.), включил Апокалипсис Петра в свой канон.
Другие неоднозначные книги
Точно известно, что моя любимая новозаветная книга, Послание к Евреям, отсутствовала в некоторых списках книг Западной Церкви на протяжении II—IV вв. Только к концу IV века, прежде всего, под влиянием Августина, на некоторых поместных соборах в Северной Африке Послание к Евреям было окончательно признано на Западе.
С другой стороны, книгу Откровения, написанную апостолом Иоанном, Восточная Церковь не принимала в течении нескольких столетий. Среди восточных отцов, отвергавших эту книгу, были Дионисий Александрийский (III в.), Евсевий (IV в.), Кирилл Иерусалимский (IV в.), Иоанн Златоуст (IV в.), собор в Лаодикее (IV в.), Феодор Мопсуэстский (IV в.) и Феодорит Кирский (V в.). К тому же эту книгу не включили в первоначальные сирийские и армянские версии Нового Завета.
Многие рукописи греческого Нового Завета, написанные до IX века, не содержат Апокалипсис, и до сих пор эту книгу не читают на богослужении в Восточной Церкви. Афанасий Великий способствовал включению Апокалипсиса, и, прежде всего, под его влиянием впоследствии книгу приняли в новозаветный канон на Востоке. Можно сказать, древняя Церковь шла на внутренние компромиссы по поводу Апокалипсиса и Послания к Евреям. Восток склонялся к тому, чтобы не принимать Апокалипсис, тогда как Запад мог обходиться без Послания к Евреям. Проще говоря, каждая из сторон давала согласие на включение книги, оспариваемой другой стороной.
Замечательно, что основоположник протестантской Реформации XVI века Мартин Лютер придерживался того взгляда, по которому книги Нового Завета необходимо «ранжировать». Одни из них, согласно ему, были более богодухновенны, чем другие. Второстепенными Лютер объявил Послание к Евреям, Послания Иакова и Иуды и Апокалипсис, поместив их в конце своего перевода Нового Завета. Вот оно как — человек, провозгласивший для нас принцип «спасение только через Писание», взял на себя полномочия править письменное Слово Бога!
Где древнейший список?
Особенно мне хотелось отыскать древнейший признанный список новозаветных книг. Некоторые полагают, что таков канон Муратори (названый по имени издателя Л. Муратори, 1740 г. — прим. перев.), датируемый концом II века. Этот канон не включает в себя Послание к Евреям, Послание Иакова и два Послания Петра, но содержит Апокалипсис Петра и Премудрость Соломона.
Употребление самого термина «Новый Завет» мы впервые обнаруживаем в сочинениях Тертуллиана не раньше 200 г. н. э., через 170 лет после смерти и воскресения Христа.
Оригена, жившего в III веке, часто считают первым системным богословом (хотя зачастую он совершал системные ошибки). Он подвергал сомнению подлинность 2-го Послания Петра и 2-го Послания Иоанна. По опыту своих путешествий он также сообщает нам, что были церкви, не признававшие 2-е Послание к Тимофею, поскольку оно упоминает «тайное» писание — книги Ианния и Иамврия, происходившие от устной иудейской традиции (ср. 2 Тим 3, 8). Некоторые держали в подозрении и Послание Иуды, по причине того, что оно содержит цитату из апокрифа «Успение Моисея», также восходящего к той традиции (ср. Иуда 9).
Перейдя к IV веку, я обнаружил, что Евсевий, епископ Кесарийский, «отец церковной истории», причисляет к спорным книгам Послания Иакова, Иуды, 2-е Петра, а также 2-е и 3-е Иоанна. Откровение Иоанна он отвергал безусловно. Синайский Кодекс, древнейшая рукопись полного Нового Завета, была найдена в православном христианском монастыре св. Екатерины на Синае. Датируют ее IV веком, и она содержит в себе все книги, но также и «Послание Варнавы» вместе с «Пастырем Ермы».
В IV веке император Константин Великий был удручен противостоянием христиан и ариан по вопросу божественности Христа. Поскольку Новый завет не был к тому времени точно определен, то он призывал поторопиться с уточнением и завершением формирования новозаветного канона, чтобы это способствовало разрешению конфликта и установлению мира в его разделенной империи. Тем не менее, еще в V веке Александрийский Кодекс включал в себя 1-е и 2-е Послания Климента, и это указывает на то, что споры о каноне не везде тогда были твердо улажены.
Кто принял решение?
По прошествии времени Церковь стала различать, какие писания были подлинно апостольскими, а какие не были. Это была длительная борьба, захватившая несколько столетий.
Частью этого процесса удостоверения было обсуждение темы на соборах, которые несколько раз созывала Церковь. Разные эти соборы имели дело с множеством вопросов, и среди них был вопрос о каноне Писания. Важно отметить, что целью этих соборов было отличение и удостоверение того, что уже было в целом принято церковной полнотой. Соборы не утверждали в каноне большего, чем то, что прежде стало самоочевидной истиной и практикой в Божьих Церквях.
Соборы стремились изъяснить общее разумение Церкви и отразить в своих решениях единодушие веры, практики и традиции — в той мере, в какой они наличествовали в представленных на них поместных Церквях. Мы располагаем отдельными записями, в которых Церковь точно и единогласно высказывается по поводу того, что составляет Писание. Из тех соборов, которые происходили в первые четыре века, два представляются особенно важными в этом контексте:
* Лаодикейский собор состоялся в Малой Азии около 363 г. н. э. Это был первый собор, на котором были точно перечислены канонические книги нынешнего Ветхого и Нового Завета, за исключением Апокалипсиса св. Иоанна. Лаодикейский собор постановил, что только канонические книги, перечисленные им, можно читать в храме. Его решения были признаны на большей части территории Восточной Церкви;
* Третий Карфагенский собор состоялся в Северной Африке около 397 г. н. э. Этот собор, на котором присутствовал Августин, подготовил полный список канонических книг как Ветхого, так и Нового Завета. Двадцать семь книг нынешнего Нового Завета были признаны каноническими. Собор подтвердил также, что только эти книги, исключая все иные, должно читать в храмах как Божественное Писание. Этот собор был признан авторитетным повсюду на Западе.
Пузырь лопается
Чем больше я погружался в изучение истории Нового Завета, тем очевиднее для меня был крах моих прежних заблуждений, одного за другим. Я стал понимать то, что должно было быть ясным все время: Новый Завет составлен из двадцати семи отдельных документов. Они безусловно, были богодухновенными, ничто не могло поколебать это мое убеждение.
Но их писали и собирали живые люди. И я понял, что эту работу совершили не отдельные личности, творящие в уединении, но коллективное повсеместное усилие всех христиан — Тела Христова, Церкви. Усвоив это, я должен был признать еще два положения, которые прежние мои предрассудки заставляли меня игнорировать. Это, во-первых, правомерность и необходимость человеческого участия в написании Библии; во-вторых — авторитет Церкви.
Божественное и человеческое
Подобно многим евангелическим христианам, я был глубоко связан верой в богодухновенность Писания, и считал, что Новый Завет есть Божие Слово, а не человеческое. Я полагал, что Бог прямо наставлял апостолов, чтó им писать, примерно как секретарь переносит на бумагу то, что ему диктуют, ничего от себя не привнося.
Наконец, мое понимание богодухновенности Писания прояснилось через знакомство с учением Церкви о лице Христа. Воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, по этому учению, не только Бог, но и Человек. Христос — единственная Личность, у которой две природы, божественная и человеческая.
Преуменьшение человечества Христа приводит к ереси. Согласно учению древней Церкви, воплощенное Слово было полностью вочеловечившимся — поистине, Он был настолько человеком, насколько это возможно — и, тем не менее, безгрешным. В Своем человечестве воплощенное Слово было рождено, росло и возмужало.
Я стал понимать, что такое видение воплощенного Слова, Логоса, Иисуса Христа было параллельным раннехристианскому представлению о письменном Слове Божием, Библии. Письменное Слово Божие не только воспроизводит Божий Промысл, но содержит также и человеческий вклад.
Слово Божие доносит нам истину, а будучи изложено людьми, доносит их мысли, черты характера и даже ограниченность и слабость — при том, что их безусловно вдохновлял Бог. Это значит, что человеческая составная Библии не принижена до того, чтобы исчезнуть в океане божественности. Все ясней мне становилось, что как Сам Христос родился, рос и возмужал, так и письменное Слово Бога, Библия. Не сошло оно целиком за один присест с небес, но исходило от людей так же, как от божества. Апостолы не заносили Писание в таблички механически, словно роботы или зомби, но свободно соработничали с волей Бога через вдохновение Духа Святого.
Почему решала Церковь?!
Еще труднее для меня было совладать со вторым вопросом — об авторитете Церкви. После моих исследований мне стало ясным, что именно Церковь определяла, какие книги составляют Писание. Но все еще я сильно противился мысли о том, что Церкви были даны такие полномочия.
В конце концов, дело свелось к одному пункту. Я уже всем сердцем верил, что Бог говорил от Своего Имени посредством Своего письменного Слова. Оно ведь конкретно и осязаемо. Я могу взять Библию и прочитать ее. Но странным образом, я неохотно верил, что то же относится к Телу Христову, Церкви — что она видима и осязаема, имеет свое физическое и историческое место на Земле. Для меня Церковь была в сущности своей «мистической» и неосязаемой, и я не мог отождествить ее с каким-то собранием людей на земле.
Такая точка зрения позволяла мне считать всякого христианина церковью-в-себе. Как же это удобно, особенно если возникают доктринальные или личностные проблемы!
Но это воззрение не согласовывалось с реальностью того, как понимали Церковь в апостольские времена. Новый Завет повествует о действительно существовавших церковных общинах, не об эфирных. В силах ли я был признать теперь, что Бог говорил от Своего Имени не только посредством Библии, но также и через Свою Церковь — ту самую Церковь, которая произвела, защитила и сохранила в подлинности Писание, столь для меня дорогое?
Церковь Нового Завета
С точки зрения первых христиан, Бог произносил Свое Слово не только обращаясь к Своему Телу, к Церкви, но и ее посредством. Именно внутри Его Тела, Церкви, было удостоверено и утверждено Слово. Без сомнения, первые христиане рассматривали Писание как действенное откровение Бога о Себе, адресованное миру. В то же время, Церковь они понимали как обитель Бога: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф 2, 20).
У Бога есть Его Слово, но также и Его Тело. Новый Завет гласит:
1) «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор 12, 27, ср. Рим 12, 5);
2) «И Он есть глава тела Церкви» (Кол 1, 18);
3) «и Он [Отец] все покорил под ноги Его [Сына], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1, 22–23).
В ранние времена не было того фундаментального разделения между Библией и Церковью, какое мы столь часто наблюдаем сегодня. Тело не может изъяснить Себя без Слова, но и Слово без Тела не имеет основания.
Как пишет Павел, Тело есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим 3, 15). Церковь — Тело Живое воплощенного Господа. Апостол не говорит, что Новый Завет столп и утверждение истины. Церковь — столп и основание истины, поскольку Новый Завет был создан ее жизнью в Боге. Кратко говоря, она его написала! Она — неотъемлемая часть евангельской вести, и именно в церковной ограде Новый Завет был написан и сохранен.
Слово Божие в устной традиции
Апостол Павел призывает нас — «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фесс 2, 15). Этот стих я не выделял маркером, так как в нем употреблены два выражения, которые мне не нравились: «держите предания» и «[устным] словом». Такие фразы противоречили моему пониманию авторитета Библии.
Но затем я стал соображать: Тот же Бог, обратившийся к нам со Своим письменным Словом, говорил также и через апостолов Христовых, когда они лично учили и проповедовали. Само Писание учит в этом стихе (и в других), что нам надлежит хранить эту устную традицию!
Письменная и устная традиции не враждуют друг с другом, но суть части одного целого. Это объясняет нам, почему отцы учат о том, что тот, кто не знает Церковь как мать, не имеет Бога как Отца. Осознав это, я сделал вывод, что слишком перестарался в отрицании устного Священного Предания.
В своем недружелюбии к иудейской устной традиции, отвергающей Христа, я отринул христианское устное Священное Предание, которое отображает жизнь Святого Духа в Церкви. И я отказывался от идеи о том, что это Предание позволяет нам полным и должным образом понимать Библию.
В качестве иллюстрации к этому моменту позволю себе привести недавний свой опыт. Я решил соорудить сарай за своим домом. Для подготовки я изучил книгу о плотницком деле, в которой было «все» о нем. Множество рисунков и диаграмм, достаточных, чтобы «ее инструкции мог следовать и ребенок». Меня уверяли, что она все сама объяснит.
Но, сколь бы простой она себя ни подавала, все же чем больше я ее прочитывал, тем больше вопросов у меня возникало, и тем больше был я обескуражен. Чувствуя раздражение от неспособности понять то, что выглядит таким немудреным, я пришел к выводу: книга нуждается в разъяснении. Без помощи извне я не мог применить ее на практике. Мне нужен был кто-нибудь сведущий, кто мог бы растолковать мне это руководство.
По счастью, у меня был друг, способный мне показать, как исполнить замысел. Он приобрел навык при изустной передаче. Опытный плотник его научил, а он, в свою очередь, обучил меня. Письменная и устная традиции совершили совместную работу.
Что было первым?
И на сей счет мне не давал покоя коренной вопрос: что было первым, Церковь или Новый Завет?
Я знал, что Иисус Христос, воплощенное Слово Божие, призвал апостолов, которые, в свою очередь, образовали ядро христианской Церкви. Я знал, что вечносущее Слово Божие, соответственно, предшествовало Церкви и породило Церковь. Когда Церковь вняла воплощенному Слову Божию и обратила Его Слово в писание, она тем самым соучаствовала Богу в рождении письменного Слова, Нового Завета.
На вопрос о том, что было первым, Церковь или Новый Завет, ответ, как в библейском, так и в историческом смысле, был кристально ясным.
Кто-то запротестует — «Какая разница, что было первичным? В конце концов, Библия содержит все, что нам нужно для спасения». Библия достаточна для спасения в том смысле, что она содержит основополагающие сведения, нужные, чтобы утвердить нас на правильном пути. С другой стороны, неверно рассматривать Библию как нечто самодостаточное и само себя разъясняющее. Библия предназначена для того, чтобы ее читали и понимали в озарении Божия Святого Духа в церковной жизни.
Разве не Сам Господь сказал Своим ученикам перед самым Своим распятием: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин 16, 13)? Он также говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18).
Господь наш не оставил нас с одной только книгой для руководства. Он оставил нам Свою Церковь. Дух Святой в Церкви учит нас, и Его наставление дополняет Писание. Как несуразно верить, что полнота Божьего сияния прекратилась после того, как были написаны книги Нового Завета, и не возобновилась до протестантской Реформации XVI века, или — если довести этот аргумент до логического конца — до того самого момента, когда я сам приступил к чтению Библии!
Тут одно из двух. Или Святой Дух был в Церкви на протяжении столетий новозаветного периода, ведя, наставляя и просвещая ее пониманием евангельской вести. Или же Церковь осталась духовной сиротой, состоя из христианских индивидуумов, независимых истолкователей, а подчас и «авторитетных» учителей одного и того же Писания. При этом они трактуют Библию совершенно несовместимыми друг с другом способами. Подобный хаос не есть воля Бога, «потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира» (1 Кор 14, 33).
Время решать
На этом этапе моих исследований мне стало понятным, что нужно принять решение. Если Церковь не просто смежная пристройка или боковой фонарь Писания, но действенная участница в его возникновении и сохранении, то мне было самое время уладить свои разногласия с ней и оставить свои предрассудки. Куда больше, чем пытаться судить Церковь по своим современным предубеждениям о том, что говорит Библия, мне нужно было смирить себя и соединиться с Церковью, которая произвела Новый Завет, и дать ей вести меня к правильному пониманию Священного Писания.
После тщательного знакомства с разными церковными организациями, я наконец понял, что вопреки представлениям многих современных христиан, Церковь, создавшая Библию, не мертва. Православная Церковь сегодня имеет прямое и ясное историческое преемство с Церковью апостолов. Она сохраняет нетронутыми и Писание, и Священное Предание, которое позволяет нам верно его истолковывать. Как только я это усвоил, я обратился в Православие и приобщился к полноте христианства так, как никогда прежде.
Пусть Лютер и придумал лозунг «спасения только Писанием», на деле он сам его не практиковал. Будь так, ему пришлось бы отбросить Символ веры и меньше времени затратить на комментарии. Выражение возникло вследствие борьбы реформаторов с обычаями в римском католицизме, привнесенными людьми. Понятно, что они желали удостоверить свою веру в точном соответствии со стандартами Нового Завета. Но изолировать Писание от Церкви, отрицать полуторатысячелетнюю историю — не соответствует принципу «только через Писание», и это никогда не входило в планы протестантских реформаторов, Лютера, Кальвина, а затем Уэсли.
Тем, кто догматически упорствует в принципе «только Писанием», кто по ходу дела отвергает Церковь, которая не только произвела Новый Завет, но также, под водительством Святого Духа, определила книги, которые Новый Завет составляют, я скажу так: учите историю ранней Церкви и возникновения новозаветного канона. Читайте источники, где это возможно. (Удивительно, как некоторые из наиболее «консервативных» библейских ученых евангелической среды становятся циничными и рассудочными либералами, когда обсуждают историю ранней Церкви!)
Просмотрите для самих себя, что произошло с народом Божиим, в описании, следующем после двадцать восьмой главы книги Деяний апостолов. Если вы проверите данные и объективно взглянете на то, что происходило в тот ранний период, то, полагаю, вы найдете то, что я отыскал. Жизнь и труды Божьей Церкви не улетучились после первого века, чтобы начаться сызнова в шестнадцатом. Когда бы так, то у нас не было бы книг Нового Завета, столь дорогих всякому верующему христианину.
Разделение Церкви и Библии, которое доминирует в большей части современного христианского мира — феномен нового времени. Первые христиане не проводили такого искусственного разграничения. Как только вы ознакомитесь со сведениями, я готов поддержать ваши усилия в том, чтобы вы получили еще больше знаний об исторической Церкви, которая создала Новый Завет, сохранила его и произвела отбор тех книг, которые составили его канон. Всякий христианин может отнести себе в заслугу, если откроет для себя Православную Христианскую Церковь и поймет ее существенную роль в том, что Слово Божие стало достоянием нашего поколения.
Перестукин- Корифей форума
- Сообщения : 10796
Дата регистрации : 2011-02-08
Вероисповедание : католик
- Сообщение 22
Re: Религия по наследству
И что? Зайдите на любой католический ресурс, там 90% участников бывшие православные. Соль месаги в том, что они не играли в шахматы?КРЕСТОНОСЕЦ пишет: Священник Джеймс Бернстайн
В подростковом возрасте Джеймс был шахматным чемпионом.
Духовный путь привел Джеймса к Православию. В настоящее время отец Джеймс служит в храме Св. Павла в Брайере, штат Вашингтон.
?????- Гость
- Сообщение 23
Re: Религия по наследству
Не вижу ничего ортодоксального в этом. Почему я , к примеру, должна выбрать иную веру, отличную от той, в которой воспитывались мои предки?По сути не мы выбираем религию, а религия нас
В "религии по наследству" - колоссальный запас прочности и традиций. В этом залог моего спасения. Для чего православному искать других убежищ?
din- Бакалавр форума
- Сообщения : 1262
Дата регистрации : 2011-12-01
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 24
Re: Религия по наследству
Смердяков пишет: Привычку залезать человеку в частную жизнь или тем более в душу имеют только самые свирепые тоталитарные режимы.
То, что Вы сказали здесь выглядит стопроцентно истинным суждением. Но, если позволите, предложу Вам несколько иной взгляд, так сказать, другой ракурс. Может быть, он кому-то покажется заслуживающим внимания.
"Самые свирепые тоталитарные режимы" имеют скорее привычку запрещать и карать за невыполнение запретов. А что в душе человека - их в общем-то мало интересует: славословь на собраниях и демонстрациях "партию и правительство", а в свободное время можешь читать Солженицына или молиться Богу - лишь бы никто не видел. И главное - все все понимают.
И совсем другое дело так называемые "свободные и демократические" общества - где процветает "либерализм". Здесь ты можешь хоть весь день на площади митинговать, пропагандируя свои идеи, можешь читать и писать свободно, только... Вот здесь нужно остановиться и сделать два важных замечания, которые начисто перечеркивают всю показную и лицемерную свободу "свободного мира".
1. Показными "демократическими свободами" можно пользоваться, только не забывать, что ты обязан служить тем, кому В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ принадлежит власть и свобода в этом мире. Работать на это общество, какие бы преступления твое правительство не совершало под видом "распространения демократии и либерализма во всем мире". А трепать языком - сколько угодно, лишь бы налоги исправно платил и не "встревал" где не спрашивают. А от твоего имени все в мире будет сделано ради установления власти будущего мирового правительства.
2. Есть и в "демократических" обществах темы табуированные. Есть вещи, сомнение в реальности которых приравнивается к уголовному преступлению. Уверен, большинство прекрасно знает о существовании таковых.
Поэтому я бы не стал противопоставлять "тирании" и "демократии". Если уж сравнивать, то можно сказать, что тирании честнее в прямоте своих запретов, в отличие от лицемерных "демократий".
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 25
Re: Религия по наследству
Абсолютно еврейский взгляд на религию! Раввины считают, что у кого родители евреи или хотя бы только мать еврейка - тот сам тоже еврей. Он даже может не ходить в синагогу и есть свинину хоть в Йом-Кипур - все равно считается евреем, просто несоблюдающим религию.Леона пишет:
В "религии по наследству" - колоссальный запас прочности и традиций. В этом залог моего спасения. Для чего православному искать других убежищ?
В принципе, нееврей тоже может стать евреем, но он должен уговаривать раввинов и сдавать экзамен.
Что ни говори, а богоизбранный народ и народ богоносец в чем-то здорово похожи друг на друга.
Смердяков- Магистр форума
- Сообщения : 5564
Дата регистрации : 2011-08-02
Откуда : Европа, черта русской оседлости
Вероисповедание : унитарий-универсалист
- Сообщение 26
Re: Религия по наследству
Это не самые свирепые режимы, а умирающие или загнивающие. Типа позднего Франко или нашего дорогого Леонида Ильича.din пишет:
"Самые свирепые тоталитарные режимы" имеют скорее привычку запрещать и карать за невыполнение запретов. А что в душе человека - их в общем-то мало интересует: славословь на собраниях и демонстрациях "партию и правительство", а в свободное время можешь читать Солженицына или молиться Богу - лишь бы никто не видел. И главное - все все понимают.
А при настоящем тоталитарном режиме, типа гитлеровского или, тем более сталинского, человека запросто могут привлечь не только за чтение вредных книжек, но и за недостаточный энтузиазм в изучении официальной идеологии.
Да кто не знает, что либеральное общество хуже гитлеровского или сталинского вместе взятых. Закуришь в неположенном месте, выпьешь за рулем, назовешь негра негром - и тебе уже срок дают. При Сталине хоть выпить и покурить можно было вволю и никто не сажал!din пишет:И совсем другое дело так называемые "свободные и демократические" общества - где процветает "либерализм".
Что-то не слышал, чтобы американца могли схватить, приволочь в военкомат и отправить в Афганистан воевать за однополярный мир и глобализацию. Во Вьетнам могли насильно отправить, было дело полвека назад. А потом уже нет.din пишет:Показными "демократическими свободами" можно пользоваться, только не забывать, что ты обязан служить тем, кому В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ принадлежит власть и свобода в этом мире.
А как же! Все знают, что в Европе и Америке нельзя говорить, что никакого холокоста не было. В чем угодно можно сомневаться. Хоть в эволюции или в шарообразной Земле. А в холокосте сомневаться нельзя, а то сразу посадят. Теперь хотят заодно запретить сомневаться в геноциде армян, но пока не узаконили.din пишет:Уверен, большинство прекрасно знает о существовании таковых.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 27
Re: Религия по наследству
Леона пишет:Почему я , к примеру, должна выбрать иную веру, отличную от той, в которой воспитывались мои предки?
Ну хотя бы потому что причастность предков к какой-л. вере - это не гарант её истинности. А ведь кто-то родился в семье иудеев, кто-то - в семье мусульман. Вот так и получается, что все веры в устах их исповедников истинны.
masigor2- Пользователь
- Сообщения : 236
Дата регистрации : 2012-03-08
Вероисповедание : православный
- Сообщение 28
Re: Религия по наследству
А может истинность православия заключается в том, что Бог есть любовь. А не в многочисленных чудесах и сомнительном сошествии благодатного огня
Что может быть выше и красивее.
Что может быть выше и красивее.
din- Бакалавр форума
- Сообщения : 1262
Дата регистрации : 2011-12-01
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 29
Re: Религия по наследству
Смердяков пишет:А как же! Все знают, что в Европе и Америке нельзя говорить, что никакого холокоста не было. В чем угодно можно сомневаться. Хоть в эволюции или в шарообразной Земле. А в холокосте сомневаться нельзя, а то сразу посадят. Теперь хотят заодно запретить сомневаться в геноциде армян, но пока не узаконили.
Только я не сравнивал бы геноцид армян 1915 года и так называемый "холокост".
din- Бакалавр форума
- Сообщения : 1262
Дата регистрации : 2011-12-01
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 30
Re: Религия по наследству
masigor2 пишет:А может истинность православия заключается в том, что Бог есть любовь. А не в многочисленных чудесах и сомнительном сошествии благодатного огня.
Что может быть выше и красивее.
Позволите под Вашими словами подписаться? Даже без слова "может" в Вашем сообщении.