Что, на ваш взгляд, первично?
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+7
miha61
Kseniya
Ksertoo
Ingwar
noname
Defence
Русский
Участников: 11
Религия и философия
Русский- Бакалавр форума
- Сообщения : 2296
Дата регистрации : 2011-06-10
Откуда : Россия -великая страна
Вероисповедание : Единственно правильная ВЕРА
- Сообщение 1
Религия и философия
Defence- Активный пользователь
- Сообщения : 600
Дата регистрации : 2011-04-18
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 2
Re: Религия и философия
Яйцо или курица? хм... дайте-ка подумать...
Если Вы считаете религией вытье на луну за многие тыщи лет до нашей эры, то , конечно же, религия! Потому что для философского осмысления нужен дух, не звериный, но ОСОЗНАННО стремящийся к Богу.
Если Вы считаете религией вытье на луну за многие тыщи лет до нашей эры, то , конечно же, религия! Потому что для философского осмысления нужен дух, не звериный, но ОСОЗНАННО стремящийся к Богу.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 3
Re: Религия и философия
Дефенс такая умная, я ей просто восхищаюсь, вот ведь молодец какая!
Ingwar- Бакалавр форума
- Сообщения : 4183
Дата регистрации : 2011-12-07
Возраст : 60
Откуда : Москва
Вероисповедание : католик
- Сообщение 4
Re: Религия и философия
Конечно, религия!
Религия - это общение с Богом. А Адам общался с Богом в Раю.
А вот когда его выгнали из Рая, он задумался о смысле жизни и стал философом.
Религия - это общение с Богом. А Адам общался с Богом в Раю.
А вот когда его выгнали из Рая, он задумался о смысле жизни и стал философом.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 5
Re: Религия и философия
Русский пишет:Что, на ваш взгляд, первично?
Философия.
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 6
Re: Религия и философия
Философия родилась в Древней Греции, до этого была голая мифология. Но религия старше философии, было время, когда религия уже была, а философии еще не было.
Kseniya- Бакалавр форума
- Сообщения : 2596
Дата регистрации : 2011-11-22
Откуда : Санкт- Петербург
Вероисповедание : православие
- Сообщение 7
Re: Религия и философия
Ingwar пишет:Конечно, религия!
Религия - это общение с Богом. А Адам общался с Богом в Раю.
А вот когда его выгнали из Рая, он задумался о смысле жизни и стал философом.
+ 10
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 8
Re: Религия и философия
Хотя нет, пардон, своя философия была на Востоке - в Индии и Китае.
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 63
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 9
Re: Религия и философия
Что мешает атеисту быть философом?Русский пишет:Что, на ваш взгляд, первично?
Девана- Бакалавр форума
- Сообщения : 2894
Дата регистрации : 2011-09-18
Вероисповедание : язычница
- Сообщение 10
Re: Религия и философия
Можно предположить, что философствовать человек начал одновременно со способностью рассуждать, а верить - после того, как его рассуждения заходили в тупик и вера становилась основным звеном в цепочке рассуждений)).
noname- Почетный форумчанин
- Сообщения : 16847
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 46
Откуда : Оренбург
Вероисповедание : православный
- Сообщение 11
Re: Религия и философия
Профессор Осипов о философии:
- Спойлер:
- Почему глубокое сомнение вызывает философский метод искания истины? В первую очередь потому, что этот метод, по своей сути, является чисто рациональным, включающим в себя известную логику (суждения) и определенный понятийный аппарат, что делает философию формальной системой. Но если логика — вещь чисто инструментальная и бесстрастная, то с понятиями дело обстоит несравненно сложнее.
Не касаясь проблемы “универсалий”, можно констатировать следующий факт. Философия пользуется языком, который является отражением нашей деятельности. И если даже принять, что существуют априорные понятия, то и они без наполнения их определенным, заимствованным из “эмпирии”, содержанием оказались бы беспредметными для человеческого сознания и потому “неработающими”. То есть все философские построения и системы полностью ограничены языком нашего четырехмерного пространства-времени. Поэтому, если бы кто слышал язык или созерцал реальность, выходящие за понятийные пределы этого четырехмерного мира, то он не смог бы их передать ввиду отсутствия соответствующих слов-понятий. Апостол Павел так и писал: “И знаю о таком человеке…………… что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12; 3-4).
Эта принципиальная ограниченность философии усугубляется еще и тем, что все слова-понятия (кроме математических абстракций) очень неопределенны. В силу этого их использование не дает возможности делать логически однозначные выводы. В. Гейзенберг, в связи с этим, приходит к пренеприятному для философии заключению. Он пишет: “Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены... Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине”[45].
Интересно сопоставить эту мысль современного ученого и мыслителя с высказыванием христианского подвижника, жившего тысячелетием раньше Гейзенберга, не знавшего ни современного естествознания, ни квантовой механики, — преподобного Симеона Нового Богослова. Вот его слова: “Я... оплакивал род человеческий, так как, ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия, и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать”[46].
Оба эти высказывания, как видим, говорят, по существу, об одном и том же: истина, как бы мы ее ни называли, невыразима с помощью слов. Тем более невозможно с помощью понятий трехмерного мира адекватно описать реалии мира n-мерного, или без-мерного. А бытие может быть именно таково? К тому же философия, ставя вопрос об истинности познания, осуществляемого в ее недрах, оказывается в заколдованном круге. Она не может доказать свою истинность (как и любая формальная система, что показал Гёдель своей второй теоремой о неполноте формальных систем), так как в принципе не способна выйти за пределы той рационально-эмпирической данности, которая очерчена кругом ее логико-понятийного аппарата. К этому выводу, фактически, философия пришла и в своем историческом развитии, исследуя проблему бытия.
Схематично путь разума на этом, историко-философском, направлении можно представить в следующем виде.
“Что есть безусловно сущее?” — С этого вопроса началась европейская философия в древней Элладе. И поскольку сущим не мог быть признан изменчивый мир, эта “неверная” наличная реальность, уже первые мыслители: милетцы, Гераклит, Пифагор и другие — в качестве первого начала (“единого во многом”) утверждали то, что может быть усмотрено лишь метафизически (вода, апейрон, воздух, огонь, число).
Однако такой догматический подход, тем более перед лицом разноречивых ответов, не мог долго удовлетворять человеческий разум. В поисках сущего, познание которого давало бы возможность осмыслить и бытие мира, и личное существование, человек начал искать безусловных доказательств истины. Так, в философии произошел принципиальный поворот от постулирования онтологической цели к ее логическому оправданию, и эти ее два измерения — экзистенциальность и рациональность — определили всю ее дальнейшую судьбу.
На Западе с наступлением нового времени умозрение стало на путь тотального сомнения. Ведь чтобы стать “строгой наукой”, философия оказалась вынужденной в решении вопроса о подлинно сущем сначала поставить вопрос о существовании самого этого сущего, вопрос о бытии бытия. Но и здесь, прежде чем ответить на этот вопрос, она должна была убедиться в достоверности самих познавательных возможностей человека, убедиться в том, что мышление в состоянии адекватно постигать реальность и, в первую очередь, познавать самое себя, т.е. доказать истинность своего мышления... через свое же мышление. Круг замкнулся. Сомнение, призванное возвести философию на высший уровень достоверного знания о бытии, завело ее в глухой тупик, к осознанию своей полной неспособности сказать что-то достоверное о самом главном.
Эти отрицательные результаты западной рациональной философии (и в этом ее своеобразная заслуга) вызвали поиски иных путей познания, не рациональных, через обращение к наличному бытию. Они также ничего не дали. Речь идет о т.н. философии культуры и философии существования. Первое направление взяло за основу свидетельство коллективно-исторического сознания, которое оно находит в отложившихся формах культуры. Но, расширив философский субъект, культурфилософия совершенно ушла от сущностного вопроса: что лежит в основе мира?
Второе направление, философия существования, тоже исходит из наличного бытия, но уже не из внешней, а из внутренней его данности. Возвращаясь к бытию человека, экзистенциализм в то же время порывает с “враждебной Вселенной” и всяким вне- и сверхличным бытием, чем, фактически, закрывает основной вопрос философии.
В обоих случаях, таким образом, происходит возврат от голого рассудка к “бытию”, но бытию, лишенному онтологичности, взятому на феноменальном уровне “существования”: социальном — в культурфилософии, индивидуальном — в экзистенциализме. При этом и в том, и в другом случае вопрос об истине как сущем совершенно исчезает из поля зрения философии.
По совершенно новому пути пошли старшие славянофилы (А. Хомяков, И. Киреевский). Проницательно усматривая корни недуга западной философии в господстве в ней рассудочного начала, они призывали строить философию (онтологию), исходя из теистической посылки “волящего Разума”[47]. Ибо если на пути рассудка нельзя достоверно “доказать истину”, то это совсем еще не означает, что ее вообще нет и не существует никакой другой возможности ее познания. Есть другой путь познания, который изначально присущ человеку как существу богоподобному. Этот путь проходит в области не менее реальной, чем внешний мир - в области духовной, и дает непосредственное видение Бога через обращение к Откровению и соответствующей духовной жизни, как они даны в Православии.
Так, историческое движение философствующего разума на пути искания истины приводит человека к исходному пункту религиозного миропонимания — постулированию Абсолюта, Бога, и необходимости принятия религиозного “метода” Его постижения.
Русский- Бакалавр форума
- Сообщения : 2296
Дата регистрации : 2011-06-10
Откуда : Россия -великая страна
Вероисповедание : Единственно правильная ВЕРА
- Сообщение 12
Re: Религия и философия
Она насквозь религиозна. И даже философия атеистов тоже религиозно. Толькол они на место бога ставят что-либо, кто-то (Ницше)-личность, а кто-то (Маркс) класс.noname пишет:Хотя нет, пардон, своя философия была на Востоке - в Индии и Китае.
Сумрак- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3848
Дата регистрации : 2011-04-07
Вероисповедание : ???... атеист
- Сообщение 13
Re: Религия и философия
Мой Русский друг, а укажи ка мне на признаки религиозности в философии Ницше и Маркса?Русский пишет:Она насквозь религиозна. И даже философия атеистов тоже религиозно. Толькол они на место бога ставят что-либо, кто-то (Ницше)-личность, а кто-то (Маркс) класс.
Defence- Активный пользователь
- Сообщения : 600
Дата регистрации : 2011-04-18
Вероисповедание : Христианство
- Сообщение 14
Re: Религия и философия
Религия предполагает не только богообщение, которое обусловлено верой в высшие силы, но и наличие обязательных обрядов (свечи, молитвы, воскурение, приношение жертвы, каждение, хождение, пение, приятие веществ внутрь, намазывание тела, целование образов, т.п.). Вера и религия - разное!Ingwar пишет:Конечно, религия!
Религия - это общение с Богом. А Адам общался с Богом в Раю.
А вот когда его выгнали из Рая, он задумался о смысле жизни и стал философом.
Религия, в ее широком понимании, - это опосредованное выражение своей веры через строго определенные внешние действа, некая попытка устойчивой связи с Высшим в условиях земного существования.
Была ли религия у Адама и Евы в Раю? А зачем?! Они общались с Богом непосредственно.
Ingwar- Бакалавр форума
- Сообщения : 4183
Дата регистрации : 2011-12-07
Возраст : 60
Откуда : Москва
Вероисповедание : католик
- Сообщение 15
Re: Религия и философия
А я про веру и не говорил.
Но веры, действительно, у Адама в Раю не было. Не было и надежды.
В Раю умирают и Вера и Надежда. Остаётся только Любовь.
Но веры, действительно, у Адама в Раю не было. Не было и надежды.
В Раю умирают и Вера и Надежда. Остаётся только Любовь.
Алексей0909- Пользователь
- Сообщения : 106
Дата регистрации : 2012-02-02
Вероисповедание : православный
- Сообщение 16
Re: Религия и философия
Когда я зашел в Эрмитаж и подходил к картине Черный квадрат,то удивился,что это вовсе не черный квадрат а черный ромб. Я спросил,а где знаменитый Черный квадрат. Мне сказали - а вы подойдите поближе. Я подошел и точно - это и был Черный квадрат,а то что я его с ромбом спутал,так это оттого что я вдоль стены шел и чуть ниже картины,в таком ракурсе квадрат смотрелся ромбом. С тех пор я люблю геометрию. Но дело не в этом. Я долго думал,как вам ответить и до того додумался,что почувствовал,как шея моя нагревается и краснеет. Она стала такой горячей,что никто рядом не мог сидеть - так было жарко!Русский пишет:Что, на ваш взгляд, первично?
Вот вам мой ответ. Простите,если оскорбил или надругался над всем святым и возвышенным. Самому страшно...
Инезилья- Бакалавр форума
- Сообщения : 4912
Дата регистрации : 2011-12-11
Вероисповедание : не имею
- Сообщение 17
Re: Религия и философия
Мышление древнего человека было синкретичным, то есть его невозможно расчленить на науку, искусство, религию, философию...