Немного материала, который у меня накопился.
"• ...Божьих сынов. — Конъектура. В масоретском тексте: «...сынов Израиля». В большинстве рукописей Септуагинты — «Божьих ангелов», однако в одной рукописи — «Божьих сынов». В кумранских рукописях (4QDeutj, 4QDeutq) — также «Божьих сынов».
Кумранский вариант следует считать исходным, а масоретский, равно как и вариант Септуагинты, — результатом теологической правки. Масоретский редактор счел, что «Божьи сыны» здесь — это евреи (ср. 32:19), и решил сделать этот смысл более явным. Авторы Септуагинты не только здесь, но и в других местах отождествляют «Божьих сынов» с ангелами — ср. передачу ими этого выражения словами «Божьи ангелы» в Иов 1:6; 2:1.
• Божьи сыны (евр. бен_е ха_элох_им — Быт 6:2, 4; Иов 1:6; 2:1; бен_е элох_им — Иов 38:7; бен_е эл_им — Пс 28:1; 88:7), «сыны Вышнего» (бен_е Эль_он — Пс 81:6) — сверхъестественные существа, которые входят в «совет Бога» (ад_ат Эл — Пс 81:1). В Пс 81:1, 6; 96:7 они именуются просто элох_им — «боги».
• Мысль о том, что у каждого народа и у каждой страны (которая является «уделом» соответствующего народа) есть свой бог, звучит в обращении израильского «судьи» Иеффая к царю аммонитян: «Ты владеешь землями, которые тебе дал твой бог, КемHош. А всей той землею, которую нам отдал наш Бог, ГОСПОДЬ, будем владеть мы!» (Суд 11:24). Ср. также Дан 10:4 — 11:1; 12:1, где сверхъестественные существа — среди них Михаил, «владыка» еврейского народа, а также «владыки» персидский и греческий — борются друг с другом, и исход их борьбы определяет судьбы земных народов."
(Книга Второзакония. РБО. 2005, стр. 83)
"• ...Божьих сынов. — Конъектура. В масоретском тексте: «...сынов Израиля». В большинстве рукописей Септуагинты — «Божьих ангелов», однако в одной рукописи — «Божьих сынов». В кумранских рукописях (4QDeutj, 4QDeutq) — также «Божьих сынов».
Кумранский вариант следует считать исходным, а масоретский, равно как и вариант Септуагинты, — результатом теологической правки. Масоретский редактор счел, что «Божьи сыны» здесь — это евреи (ср. 32:19), и решил сделать этот смысл более явным. Авторы Септуагинты не только здесь, но и в других местах отождествляют «Божьих сынов» с ангелами — ср. передачу ими этого выражения словами «Божьи ангелы» в Иов 1:6; 2:1.
• Божьи сыны (евр. бен_е ха_элох_им — Быт 6:2, 4; Иов 1:6; 2:1; бен_е элох_им — Иов 38:7; бен_е эл_им — Пс 28:1; 88:7), «сыны Вышнего» (бен_е Эль_он — Пс 81:6) — сверхъестественные существа, которые входят в «совет Бога» (ад_ат Эл — Пс 81:1). В Пс 81:1, 6; 96:7 они именуются просто элох_им — «боги».
• Мысль о том, что у каждого народа и у каждой страны (которая является «уделом» соответствующего народа) есть свой бог, звучит в обращении израильского «судьи» Иеффая к царю аммонитян: «Ты владеешь землями, которые тебе дал твой бог, КемHош. А всей той землею, которую нам отдал наш Бог, ГОСПОДЬ, будем владеть мы!» (Суд 11:24). Ср. также Дан 10:4 — 11:1; 12:1, где сверхъестественные существа — среди них Михаил, «владыка» еврейского народа, а также «владыки» персидский и греческий — борются друг с другом, и исход их борьбы определяет судьбы земных народов."
(Книга Второзакония. РБО. 2005, стр. 83)
- Спойлер:
"Для ученых, изучающих вопрос возникновения христианства, всегда представляла большой интерес проблема возникновения веры в Иисуса как сына Бога. Считалось что ранние христианские общины, состоящие из иудео-христиан, не могли допустить даже мысли о наличии у Бога сына. Выдвигались гипотезы, что это воззрение на Иисуса есть позднейшая эволюционная составляющая религиозных представлений. Дань эллинистическим языческим представлениям. Но эта точка зрения имеет существенные недостатки. Автор предлагает другую гипотезу. Он считает, что иудеи Палестины не были такими монотеистами, какими их нам рисуют. Они верили в существование Главного Божества и ряда его сыновей. Одним из таких сыновей был Яхве. Именно этого Яхве и увидели иудеи в Иисусе.
В подтверждение этого – еще до того, как были написаны евангелия, Павел в письмах уже писал о Иисусе как сыне Бога (Римлянам, 1, 3-4)
Для того, чтобы представить себе мир Палестины 1 века, ранние гностические тексты не могут быть источником, поскольку они были написаны на столетия позднее. Кумранские тексты перевернули наше знание об этом периоде.
Иисус = Яхве, Иегова. Авторы евангелий заменили термин Иегова на Господин (кириос).
Сыновья Бога появляются в ВЗ в нескольких местах. Иногда они названы по имени, иногда косвенно. Бытие 6.2.4 – сыновья элохима. Считается, что это фрагмент древнего мифа. (2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди)
Второй фрагмент – Второзаконие. 32 (8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых. Более точный перевод, который есть в кумранских рукописях – сынов Бога!!! (sons of ‘el). Новый перевод – «8 Когда Вышний народам владенья давал, когда Он разделял человеческий род, народам наделы Он определил, по числу Божьих сынов.»
Эта вставка считается одной из древнейших. Итак, Главный Бог определил разные народы разным сыновьям. Одному из них, Иегове, был выделен Израиль.
Третье упоминание сынов Бога – Иов 1 (6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.) (стр.6), Иов, 38 (7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?)
Все библейские тексты четко различают божественных сыновей Элохима \ Элиона и человеческих существ, которые именуются сыновьями Иеговы.
Существуют многочисленные свидетельства того, что первые христиане видели в лице Иисуса Бога евреев. Именно так они воспринимали свидетельства Ветхого Завета. Иегову они называли Сыном Бога. Павел называет Иисуса Господь (Lord). Это особенно отчетливо видно в письме к Коринфянам: «Есть только один Бог – Отец и один Господь – Иисус» (1 Кор, 8.6) (новы. Перевод – «5 И даже если есть так называемые .боги. на небе ли, на земле ли (а таких, кого называют .богом., много, и таких, кого называют .господином., много), 6 но для нас лишь один Бог — Отец, из которого все возникло и для которого мы живем, и один Господь — Иисус Христос, благодаря которому все возникло и благодаря которому мы живем.»
(Barker. Margaret_The Great Angel - A Study of Israel's Second God_1992)
Последний раз редактировалось: Валерий (Миклош) (01.03.12 15:45), всего редактировалось 1 раз(а)