Председатель конференции — доктор медицинских наук профессор Александр Викторович Недоступ (также председатель Исполнительного комитета Общества православных врачей России) посвятил свой глубоко прочувствованный доклад сопоставлению русской национальной идеи традициям русской медицины.
- Спойлер:
Русская национальная идея, утверждает профессор Недоступ, ссылаясь на русских мыслителей (Соловьев, Бердяев и др.) — православная, а следовательно, вселенская. Узконаправленная идея выживания народа, которую, например, высказывал Солженицын (кстати, Александр Викторович, ссылаясь на вдову писателя Наталью Солженицыну, с которой общался лично, заявил, что писатель имел в виду сиюминутную цель и идею, а никак не глобальную) не есть национальная.
Помимо Православия, основу русской национальной идеи, заметил профессор, составляет традиционное для России жизнеустроение: «Русский человек не только молитвенник, но и строитель, воин, хранитель народных традиций, добрый семьянин. И таким образом должны звучать в наших формулировках и народосбережение, и укрепление народоспособностей, и охрана рубежей, и забота о благосостоянии народа, и противостояние духовной агрессии». Кроме того, в формулировании национальной идеи важно обратить внимание на традиционное для России государственное и общественное устройства. «Неприемлема для России демократия! — утверждает врач. — Должна быть сочетанная система управления: авторитарная власть и общественное самоуправление».
Профессор смотрит на мир пессимистично: в мире, даже славянском, процветает русофобия, мир переживает кризис христианских ценностей.
Из-за долгих поисков национальной идеи Александру Викторовичу пришлось сильно сократить часть доклада, посвященную русской медицине. Образ русской медицины воплощается в описанных в классической русской литературе (Дымов, Ионыч, Базаров): «В идеале это земский врач».
В качестве основы для русской медицинской этики профессор избрал цитату из И. И. Ильина: «Дело врача есть дело служения, а не дело дохода». И на этом основании Недоступ видит смысл существования общества православных врачей не просто в безмездном служении, а и в противостоянии коммерциализации российской медицины: «Мы должны всячески противостоять вовлечению отечественной медицины в рыночные отношения. Мы должны противиться коммерциализации, бездуховности, растлению врачебного сословия».
Этический кодекс православного врача: нравственность выше закона
И.В. Силуянова
Ирина Васильевна Силуянова, член Исполнительного комитета Общества православных врачей России, заведующая кафедрой биомедицинской этики, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, представила вниманию участников и гостей конференции только что выработанный после долгой работы этический кодекс православного врача и поделилась воспоминаниями о его создании.
«Мы начали собирать и переводить все национальные кодексы врачебной этики, какие есть, — говорит Ирина Васильевна. — Далее мы детально проработали кодекс, называемый «Хартия работников здравоохранения Римско-католической церкви». Самая сложная работа была с кодексом профессиональной этики Американской медицинской ассоциации: это огромный документ, 150 страниц, где детально регламентируется профессиональная деятельность врача».
Эта скрупулезная работа была проведена в первую очередь для того, чтобы Общество православных врачей не превратилось в резервацию, чтобы была зафиксирована связь между православными сообществами всех стран.
Зачем нужен православному врачу этический кодекс, если есть общие для всех заповеди? И. В. Силуянова, предусмотрев этот вопрос, пояснила: «Мы все знаем общие заповеди, но в реальных и конкретных жизненных ситуациях очень трудно преломить эти общие принципы к решению конкретного вопроса. В медицинской практике таких вопросов очень много. Например, с помощью биомедицинских технологий — можно или нельзя выбирать пол ребенка? Можно или нельзя соглашаться на терапию по бесплодию? Как поступить, когда в смертельной опасности находятся две жизни и нужно выбрать одну?»
Принципиально важной позицией докладчица назвала пункт о врачебных ошибках, которые православный врач, согласно кодексу, должен максимально беспристрастно разбирать как в отношении своих коллег, так и в отношении себя. «Последний закон о здравоохранении полностью убрал позицию о врачебных ошибках, — сообщила она. — Для православного врача это очень важно. В XIX веке, если мы посмотрим на европейскую медицину, там господствовал принцип: ошибки, приведшие к смертельным случаям, скрывать. Это норма не только для каждого врача, имеющего финансовые интересы, но даже и для клиник. Это был закон протестантской и католической Европы. И вот появляется Н. И. Пирогов, который создает феноменальное учение о врачебных ошибках, а его основанием было ни что иное, как православное понимание покаяния, его фундаментальное значение в профессиональной деятельности врача, не говоря уже о значении вскрытия ошибок для прогрессивного развития медицинского знания».
Докладчица также подчеркнула пункт о преобладании интересов пациента над интересами науки, крайне актуальный, по ее мнению, на постсоветском пространстве: идеология марксизма предполагала интересы науки и общества превалирующими над интересами индивида. В крайних формах эта идеологема воплотилась в нацизме, при экспериментах врачей над людьми, оцененных в дальнейшем как преступления против человечности.
В конце своего выступления И. В. Силуянова предложила проголосовать за принятие этического кодекса православного врача, и тут возникла оживленная дискуссия. Председатель Общества православных врачей Карелии Инга Леписева указала несколько, на ее взгляд, недостаточно доработанных пунктов, в частности, отсутствие указания на необходимость соответствия православного врача нормам не только этики, но и закона, а также отсутствие осуждения пассивной эвтаназии: в документе сказано о недопустимости совершать действия, ведущие к смерти больного, но не говорится о бездействии с тем же результатом. На первое возражение докладчица решительно возразила, что нормы закона не могут быть заявлены как необходимый авторитет, так как могут противоречить нормам морали, второе же, на ее взгляд, является углублением в частности.
Этический кодекс православного врача был принят большинством голосов.
Пространство для насилия
Секретарь епархиального управления Сыктывкарской епархии архимандрит Филипп (Филиппов) выступал с докладом «Феномен насилия в медицине». Он выделяет несколько видов насилия в отношениях врача и пациента: искусственное прерывание беременности, ЭКО, трансплантация, эксперименты над человеком (испытание лекарственных препаратов и вакцин), несогласованное распоряжение органами умершего человека («презумпция согласия» на изъятие органов умершего).
Отдельным аспектом проблемы насилия было обозначено насилие психическое. В медицине оно проявляется в форме запугивания пациента. «Психическое насилие часто имеет место в ситуациях, связанных с прерыванием беременности», — отметил отец Филипп. — Имеются в виду случаи запугивания женщины неполноценностью зачатого ею младенца».
Психическое насилие также может проявляться «в отказе от оказания медицинской помощи и психическом давлении на пациента и принуждении к оперативным вмешательствам, использовании персональных данных. Сейчас в поликлиниках каждый пациент должен подписать заявление об использовании его персональных данных. Но таким образом каждый пациент подписывает документ, согласно которому его персональные данные могут использоваться в различных целях».
В качестве примера колоссального психического насилия над личностью архимандрит Филипп рассказал историю, произошедшую в Сыктывкарской епархии: женщину, перенесшую операцию по удалению злокачественной опухоли, заставляли сделать повторную биопсию, угрожая отнять ребенка и признать психически невменяемой. Конфликт удалось сгладить только после вмешательства членов местного общества православных врачей.
Говоря о возможных злоупотреблением принципом «информированного согласия», отец архимандрит заметил: «Нельзя забывать, что пациент находится в неравном положении с врачом. Информированное согласие снимает ответственность с врача. После подписания информированного согласия пациент должен знать, что уже никто не отвечает за его жизнь, кроме него самого».
Архимандрит Филипп подчеркнул, что в новом законе об охране здоровья принцип информированного согласия занимает центральное положение, что позволяет развиваться тенденциям к насилию над пациентом.
«Естественный оккультизм»
Доклад кандидата биологических наук Н. Е. Соколовой «Некоторые этические проблемы современного акушерства» затронул такую болезненную тему, как оккультные практики в современном акушерстве.
Докладчица рассказала об исследовании методов и практик альтернативной медицины, основанных на идеологии New Age. «New Age превратилась в целую индустрию, а активная реклама сформировала положительное отношение к ее оккультной методике».
Особое внимание Соколова уделила проблематике «естественных родов»: «Родители, приходящие на курсы подготовки к естественным родам, испытывают манипулирование сознанием». Фактически, у них формируется неоязыческое сознание.
«Распространение семейных клубов, центров, школ, сайтов напоминает рост грибов после дождя. Их выпускники создают свои клубы, а выпускники дочерних клубов — свои. Другими словами, у беременной женщины риск попасть в эти клубы и проникнуться антихристианскими идеями все время увеличивается».
Докладчица обратила особое внимание на то, что сети «естественников» перестают быть маргинальными, находят поддержку среди православных родителей. «Большинством частных школ занималось движение за естественное рождение: «Естественное и сознательное родительство». Характерно, что даже среди православных оно встречает нейтрально-положительную точку зрения. Некоторые видят только внешние атрибуты «естественников»: самостоятельные домашние роды, максимально раннее прикладывание новорожденного к груди. Для создания имиджа ими используются актуальные в обществе тезисы: повышение рождаемости, семейные ценности, многодетность».
На своих сайтах «естественники» могут публиковать интервью и мнения священников, что также способствует росту их популярности среди православных.
Другим опасным направлением Соколова считает методы перинатальной психологии. Основаны эти антинаучные методы они на психоанализе и оккультном учении, распространяемом Национальной ассоциацией перинатального воспитания (Франция), сейчас преобразованной в Международную ассоциацию перинатального образования.
Эта методика также имеет своих сторонников среди православных. Книги ее идеолога О.М. Айванхова иногда даже рекомендуются на православных сайтах, хотя Айванхов — один из основателей тоталитарной секты «Всемирное белое братство». Кратко базу «учения» Айванхова можно описать так: взаимодействие между космическими телами, матери и ребенка, при том, что Бог выполняет функции батареи.
Учение другого авторитета «перинатальной психологии», Андрэ Бертина, основано на учении Агни-Йоги.
Доверие эти книги и авторы, указала докладчица, вызывают, в частности, потому, что они часто употребляют слово «любовь». Однако под любовью они понимают не естественное материнское чувство и тем более не евангельское, а физиологическое состояние, связанное с выбросом окситоцина. Еще один авторитетный в этом течении автор, Мишель Оден (кстати, предложивший достаточно полезные приемы для ведения родов), любовью считает поведение, обусловленное секрецией гормонов. Что это, как не биологический детерминизм?
Православных людей среди сторонников этих оккультных методик немало. Их часто вводит в заблуждение тот факт, что о домашних родах положительно отзывался священник Анатолий Гармаев. Но немногие знают, что, как отметила докладчица, отец Анатолий от этих идей впоследствии отказался.
Доклад Н. Е Соколовой представляет особую ценность, так как полученная информация может позволить избежать риска как для молодых мам, так и для еще нерожденных детей — т.е. для наиболее беззащитных членов нашего общества.