Как много сейчас подобного в нашей церкви! Вот смотрите, дам некоторые интересные, на мой взгляд, цитаты из дневников:
- Спойлер:
- ...иногда кажется, что само Православие заросло идолами. Любовь к прошлому
всегда ведет к идолопоклонству, а только этим прошлым или, вернее,
множеством "прошлых" православные часто живут. В них прочно сидит
старообрядец...
... Споры о старом и новом стиле! Закрывать или не закрывать Царские Врата!
Какой ужас. Какая все это жалкая карикатура. Нам говорят: святые. Но
святые есть всюду и везде - в любой религии, любой идеологии....
....Исторически Православие всегда было не столько Церковью, сколько
"православным миром", своеобразной православной "икумени". Такой
православной "икумени" оно оставалось и тогда, когда распалось на
множество национальных, этнических мирков. Сузился духовный горизонт, но
не основное "самочувствие" Православия. Но самочувствие это всегда
исключало категорию истории, перемены и потому способность "реагировать"
на перемены, всегда составлявшую силу западного христианства. Говоря
языком Eliade ("Fragments d'un Journal"1 которого сейчас читаю), оно, то
есть Православие, предельно "архетипично", но не исторично". ..
...Православии всегда была категория не православия по существу, то есть
Истины, а именно "православного мира", неизменного потому, что он
православный, православного потому, что он неизменный. Поскольку же мир
этот неизбежно и даже радикально менялся, то первым симптомом кризиса
нужно признать глубокую шизофрению, постепенно вошедшую в
православную психику: жизнь в нереальном, несуществующем мире,
утвердившемся как реальный и существующий. Православное сознание "не
заметило" крушения Византии, Петровской реформы, революции, не заметило
революции сознания, науки, быта, форм жизни… Короче говоря, оно не
заметило истории…
...Я не могу уйти от Церкви, ибо это моя жизнь. Но, оставаясь в том
положении, в котором нахожусь, я не могу служить ей так, как я понимаю
это служение. Я верю, что Православие - истина и спасение, и содрогаюсь
от того, что предлагают под видом Православия, от того, что любят, чем
живут, в чем видят "православие" сами православные, даже лучшие,
бескорыстные среди них. "Спаси себя, и спасутся кругом тебя тысячи"1. Но
ведь спастись же каждый должен по-своему, спасение каждого в
исполнении того, к чему он призван. А если сами условия жизни как раз
этого спасения и не позволяют? Если вся деятельность в постоянном
отрицании того уровня, на котором одном это спасение возможно?
...
...Только в Церкви можно найти полный образ Христа. Это и есть дело
богословия - и больше ничего. Но его одинаково заслоняют и "поп", и
"богослов". Один поставил ставку (беспроигрышную) на вечную нужду
человека в "священности", другой самого Христа превратил в "проблему".
..
...Бог и религия. Не Бог, а религия ставит "проблему мира", и потому как раз, что она часть
мира и потому автоматически ощущает проблему соотношения своего с
"целым". Но в те редкие минуты, когда сквозь религию пробиваешься к
Богу, никакой проблемы нет, потому что Бог не есть "часть мира". В эти
минуты сам "мир" становится жизнью в Нем, встречей с ним, общением с
Ним. Не Богом становится мир, а жизнью с Богом, радостной и полной. Это и
есть "спасение мира" Богом. Но совершается оно всякий раз, что мы
верим. Поэтому подлинная вера есть всегда преодоление "религии". И
Церковь - не религиозное учреждение, а наличие в мире "спасенного мира".
Но ей ужасно хочется быть "религией", и вот она запутывается в
"проблемах", для веры не существующих и вредных. Почему никто этого не
видит и не понимает?
...Человек начинает интересоваться "старым" и "новым" стилем, епископскими
склоками или же всяческой елейностью. И духовность он начинает
воспринимать как необходимость читать скверные книги, ужасающие по своей
бедности и риторике, всякие брошюрки о чудесах и чудотворных иконах,
всякую сомнительную "поповщину", все время болтать на религиозные теми. Вместо того, чтобы по-новому принять самого себя и свою жизнь, он
считает своим долгом натягивать на себя какой-то безличный,
закопченный, постным маслом пропахший камзол так называемого
"благочестия". ..
...Утром вчера как раз лекция о грехе ("реконструкция" таинства покаяния).
Его настоящие "измерения" - теоцентрическое, экклезиологическое,
эсхатологическое. Но как все это далеко от привычной установки,
приводящей к серому копанию в себе. Сколько в Церкви попросту ненужного, но занимающего всю сцену. И как мало воздуха, тишины, света…
... другие влюблялись в "Отцов", в "икону", в "быт". И всякая "часть" -
таков закон этой русской влюбчивости - моментально превращается в
"целое", тогда как единственный смысл всех этих "объектов" влюбления,
что только как части они и осмысленны, не "идолы". Пушкин России нужен
гораздо больше, чем "Типикон". Во имя Пушкина нельзя ненавидеть, резать и
сажать в тюрьму. А во имя "Типикона" очень даже можно.
..
...Я не верю в христианство вне Церкви, верю в Церковь, но для меня все
мучительнее контакт с "профессионалами" церковности, как, впрочем, и с
профессионалами благочестия. Страшно душно в этом "церковном" мире. Но
что делать - не знаю. И потому раздражение и уныние.
..
... Поражает эта твердокаменная приверженность, верность, своего рода
смирение: не понимаем, не думаем, но вот храним и радуемся, как хорошо
храним. Ветхий Завет, а вместе с тем важность этого хранения: потом это
"хранимое" ударяет кому-то в сердце своей глубиной, огнем. Не было бы
этого "сохраненного", нечем и нечего было бы "зажигать".
..
...кому дан дар жизни - и это значит: "религиозное" ее ощущение,
гораздо меньше нужна "религия", которая почти всегда от недостатка, а не
от преизбытка, от страха перед жизнью, а не от благодарности за нее. И
эта безрадостная, безжизненная религия отталкивает. Отталкивает прежде
всего потому, что обращена к жизни осуждением и злобой. "Всегда
радуйтесь, за все благодарите"5: это разве звучит в нашем измученном
собственной историей христианстве?
...
.... Гораздо серьезнее то, что в Православии - историческом - начисто
отсутствует сам критерий самокритики. Сложившись как "православие" - против
ересей, Запада, Востока, турков и т.д., Православие пронизано
комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего
"триумфализма". Признать ошибки - это начать разрушать основы "истинной
веры". ..
...Само понятие Царства Божия может "взорвать" культуру, но в том-то все и
дело, что "вне" культуры - ни понять, ни услышать, ни принять его
невозможно. Поэтому так ужасны "примитивизм" априорный, триумфальная
"антикультурность" современного православия. На "верхах" это воплощается
в выходе из современной в какую-то другую - древнюю, старую, но
признаваемую единственной "христианской" - культуру:...
...На "низах" же эта антикультурность обращается уже подлинным
примитивизмом, то есть фактически "язычеством", религией природы, а не
человека, духа и истории… Христианство призвано все время изнутри взрывать
культуру, ставя ее лицом к лицу с последним, с тем, кто выше нее, но
кто, вместе с тем, и "исполняет" ее, ибо на последней своей глубине
культура и есть вопрос, обращенный человеком к "последнему". Но
варвар ничего не взрывает, он отрицает, уничтожает и разрушает. Если
Православие стоит перед "современностью" как голое отрицание, то оно
делает дело варвара....
...Вселенские Соборы, например, не суть какие-то "священные события" per
se, "онтологически", в духовной реальности никакой "эпохи Вселенских
Соборов" нет. Качественно они ничего не меняют в Церкви и в этом смысле -
"относительны", как и все формы и выражения Церкви, вся ее "видимость" и
"историчность". Их важность в том, что они всегда ответ миру, утверждение возможности спасения и преображения. ..
http://krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_43.htm