Священник Вячеслав Перевезенцев
Сегодня, в век плюрализма, то есть всеобщего равнодушия и безразличия к Истине, это Торжество Церкви многим может показаться архаичным и даже опасным. Ведь даже те, кто не часто открывает Библию, знают, что в ней говорится о любви. Не самое ли главное в христианстве - любовь? Не из-за недостатка ли любви вражда и разделения среди христиан? .Да, источник разделений - в недостатке любви, но не достает прежде всего не любви к ближнему своему, но именно любви к Богу, - и потому помрачается духовный взор человека и уже не узнает он Небесного Отца своего. А не зная Отца, не знает и не узнает братьев. (прот. Г. Флоровский).
Характерен для нашего времени и утилитаризм - нам все равно, кому молиться, кому служить, была бы только польза. Однако человеческая жизнь - не просто сытое и здоровое существование, но жизнь, исполненная смысла и правды. .А разве может быть праведной жизнь, если представление о ней ложно?. (Честертон). Таким образом, отстаивая Истину от заблуждений, Церковь радеет не об отвлеченном богословии, а о нашей причастности жизни вечной, которая и есть .знание единого истинного Бога. (Ин. 17.3). Ересь же - это искажение знания или опыта Церкви, его одностороннее и ограниченное понимание, зачастую, в угоду падшему человеческому рассудку. Церковь отвечает на еретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, т.е. определяет границы живого религиозного опыта. Современный греческий богослов Х. Яннарас поясняет это достаточно просто: "Допустим, некто станет утверждать, что материнская любовь выражается в непреклонной суровости к ребенку и ежедневной порке. Если нам довелось в жизни испытать на себе подлинную материнскую любовь, мы немедленно возмутимся против подобной лжи и противопоставим ей другое определение исходя из своего опыта... Однако формула не в состоянии подменить собою опыта; она лишь обозначает его границы.. Если человек сам не испытал в жизни родительской любви, он в состоянии усвоить ее определение, но так и не узнает, что такое сама любовь".
Поэтому главное в Православии не знание содержания Евангелия и догматического богословия, а причастность тому опыту, который стоит за словами. А сколько среди нас таких, кто только по имени православный, а живет суевериями, блуждает между невежеством и ересью, бегает от одного целителя к другому и в церкви появляется только на собственные крестины, венчание и похороны.
Итак, Торжество Православия - это Торжество Церкви, которая есть "столп и утверждение Истины. (1 Тим. 3.15). Над ересью, но не над людьми. О людях, вольно или невольно запутавшихся в своих мудрствованиях, Церковь скорбит, желая "дабы никто не погиб, но все пришли в познание Истины". (1 Тим. 2.4). Для нас же, православных, это Торжество, которое мы празднуем в начале Великого поста, должно быть прежде всего торжеством Бога над нами, победой Его благодати над нашими грехами, а не над теми, кто иначе понимает Христа. Ибо только от этой победы зависит наша жизнь и наше спасение.
Сегодня, в век плюрализма, то есть всеобщего равнодушия и безразличия к Истине, это Торжество Церкви многим может показаться архаичным и даже опасным. Ведь даже те, кто не часто открывает Библию, знают, что в ней говорится о любви. Не самое ли главное в христианстве - любовь? Не из-за недостатка ли любви вражда и разделения среди христиан? .Да, источник разделений - в недостатке любви, но не достает прежде всего не любви к ближнему своему, но именно любви к Богу, - и потому помрачается духовный взор человека и уже не узнает он Небесного Отца своего. А не зная Отца, не знает и не узнает братьев. (прот. Г. Флоровский).
Характерен для нашего времени и утилитаризм - нам все равно, кому молиться, кому служить, была бы только польза. Однако человеческая жизнь - не просто сытое и здоровое существование, но жизнь, исполненная смысла и правды. .А разве может быть праведной жизнь, если представление о ней ложно?. (Честертон). Таким образом, отстаивая Истину от заблуждений, Церковь радеет не об отвлеченном богословии, а о нашей причастности жизни вечной, которая и есть .знание единого истинного Бога. (Ин. 17.3). Ересь же - это искажение знания или опыта Церкви, его одностороннее и ограниченное понимание, зачастую, в угоду падшему человеческому рассудку. Церковь отвечает на еретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, т.е. определяет границы живого религиозного опыта. Современный греческий богослов Х. Яннарас поясняет это достаточно просто: "Допустим, некто станет утверждать, что материнская любовь выражается в непреклонной суровости к ребенку и ежедневной порке. Если нам довелось в жизни испытать на себе подлинную материнскую любовь, мы немедленно возмутимся против подобной лжи и противопоставим ей другое определение исходя из своего опыта... Однако формула не в состоянии подменить собою опыта; она лишь обозначает его границы.. Если человек сам не испытал в жизни родительской любви, он в состоянии усвоить ее определение, но так и не узнает, что такое сама любовь".
Поэтому главное в Православии не знание содержания Евангелия и догматического богословия, а причастность тому опыту, который стоит за словами. А сколько среди нас таких, кто только по имени православный, а живет суевериями, блуждает между невежеством и ересью, бегает от одного целителя к другому и в церкви появляется только на собственные крестины, венчание и похороны.
Итак, Торжество Православия - это Торжество Церкви, которая есть "столп и утверждение Истины. (1 Тим. 3.15). Над ересью, но не над людьми. О людях, вольно или невольно запутавшихся в своих мудрствованиях, Церковь скорбит, желая "дабы никто не погиб, но все пришли в познание Истины". (1 Тим. 2.4). Для нас же, православных, это Торжество, которое мы празднуем в начале Великого поста, должно быть прежде всего торжеством Бога над нами, победой Его благодати над нашими грехами, а не над теми, кто иначе понимает Христа. Ибо только от этой победы зависит наша жизнь и наше спасение.