"Нерукотворная икона Пречистой"
Спустя 39 лет после открытия Америки Христофором Колумбом и 10 лет после окончательного покорения ацтеков армией Эрнана Кортеса произошло необычайное, переломное для всей Латинской Америки событие. Это был трудный период первой евангелизации той земли.
Ацтеки почитали Солнце и различных богов, веря, что они питаются кровью и сердцем человеческих жертв. Принося в жертву людей, индейцы также не гнушались и каннибализмом. Таким способом ацтеки совершали массовые ритуальные убийства. Например, в 1487 году в столице ацтеков было убито и съедено на ритуальных трапезах несколько десятков тысяч пленников. Из индейских хроник можно узнать, что в конце 1400 г. при открытии нового храма было принесено в жертву свыше 20 тыс.человек. До сегодняшнего дня сохранились рисунки, представляющие чудовищные сцены ритуальных убийств.
Первые обращения ацтеков начались около 1524 г. До времени явлений Божьей Матери в 1531 г. крещёные индейцы представляли собой малую и незначительную общность.
Ранним утром 9 декабря 1531 г. пятидесятилетний крестьянин, индеец Хуан Диего, идя в церковь, увидел на вершине холма Тепейяк, около руин языческого храма, фигуру прекрасной женщины. Это была девушка приблизительно четырнадцати лет, мексиканская красавица, одетая в чудесное, сверкающее одеяние - розовую тунику и голубую накидку, перепоясанная чёрной лентой, означавшей у ацтеков беременность. Она сказала Хуану Диего: «Дорогой сынок, я тебя люблю. Я - Приснодева Мария, Матерь Истинного Бога, дающего и сохраняющего жизнь. Он - Создатель всего и вездесущ. Он - Господь неба и земли. Он желает, чтобы на этом месте был храм, где твой народ и все люди, которые искренне просят меня о помощи в своих трудах и горестях, получат многие благодати. Здесь увижу я их слёзы. Но я успокою и утешу их. Теперь иди и скажи епископу обо всём, что здесь увидел и услышал».
Епископ Мехико Хуан де Зумаррага вначале весьма скептически отнёсся к речам Хуана Диего о явлении Божьей Матери. Он подверг крестьянина неоднократным слушаниям, пытаясь найти противоречия в том, что он рассказывал. В конце епископ предложил Хуану Диего попросить Марию явить какой-нибудь знак, подтверждающий, что это действительно Она. Во время следующей встречи с Хуаном Диего Мария велела ему взойти на вершину холма. Когда он поднялся туда, то увидел нечто невероятное. Несмотря на зимнюю пору и мороз, там росли прекраснейшие кастильские розы. Мария велела ему собрать целую охапку этих цветов и завернуть их в тильму (индейский плащ, ниспадающий спереди как пелерина, а сзади подвязанный наподобие мешка). Хуан поспешно наполнил свою тильму экзотическими розами. Мария сама старательно сложила собранные розы и сказала: «Видишь, сынок, это знак, который я посылаю епископу. Скажи ему, что сразу же, как только он его получит, он должен построить на этом месте храм, как я того желаю... Помни, сынок, что ты мой верный посланник. На этот раз епископ поверит всему, что ты скажешь».
Хуан немедленно поспешил к епископу и в его присутствии развязал полы своего плаща. Цветы посыпались на пол. Тогда епископ и все присутствующие пали на колени у ног Хуана Диего в молитвенном порыве, увидев на развёрнутом плаще прекраснейший образ Девы Марии. Через некоторое время епископ встал с колен, аккуратно развязал узлы плаща, чтобы с величайшим почтением снять его с опешившего индейца и отнести в свою часовню. Несколькими днями позже эта дерюга, на которой чудесным образом запечатлелся образ Божьей Матери, была торжественно внесена в кафедральный собор. Все жители города собрались, чтобы увидеть чудесную икону и помолиться Богородице. С тех пор пред него со смиренной верой и любовью склоняются миллионы людей.
Богородица просила назвать Её икону «Святая Мария из Гваделупы». При произнесении это слово звучало как «Попранный Каменный Змей». Индейцы поняли, что Божья Матерь победила страшного бога, которого они почитали в виде пернатого змея, принося ему в жертву множество людей. Образ Марии был красноречив. Смиренная молодая Жена приносит в своём лоне Бога, который стал человеком, Спасителем всего мира. Больше не нужно проливать кровь для божеств, приносить им в жертву людей. Нет ни победителей, ни побеждённых. Она - Матерь людей всех рас и народов, и все мы -Ее возлюбленные дети. Когда среди индейцев разошлась весть о явлении, о чудесной иконе и обетованиях материнской любви, сострадания и помощи, о том, что Матерь Божья попрала голову змея, ацтеки массово стали принимать христианство, добровольно отказываясь от языческих культов. Так явления на холме Тепейяк послужили делу обращения индейцев в христианство. Монах Торибио де Бенавенте пишет, что в течение четырёх дней четырнадцать с половиной тысяч человек прибыли в его миссию и были крещены. В 1532-1538гг. восемь миллионов индейцев приняли крещение. Всего через несколько лет после явлений Матери Божьей произошла христианизация всей Мексики. Это послужило началом евангелизации всей Латинской Америки, что тем более необычно, так как весь народ обратился абсолютно спонтанно, а не под принуждением или благодаря деятельности миссионеров. Историки и социологи согласны с мнением, что с точки зрения социологии этот факт необъясним. Миллионы индейцев спонтанно и вполне добровольно желали принять крещение, поэтому Мексика сильно нуждалась в иностранных миссионерах.
Храм Матери Божьей Гваделупской - самая большая и наиболее посещаемая святыня в Латинской Америке. С самого начала его существования здесь происходят неустанные чудесные обращения и исцеления. Современные научные исследования подтвердили всеобщую убеждённость верующих в нерукотворности Гваделупской иконы Божьей Матери.
Многочисленные и тщательные исследования иконы поражают научный мир. В числе многих всемирно известных светил науки её исследовал и лауреат Нобелевской премии в области химии профессор Рихард Кюнн.
Наиболее удивительное в результатах научных иссследований - подтверждение факта, что на изображении Богородицы нет никаких следов известных искусственных красителей и никаких пигментов органического или минерального происхождения. На полотне также нет никаких следов грунтовки или иных специфических средств, используемых художниками. Учёные с уверенностью установили, что на полотне нет следов кисти. Глаза Божьей Матери выражают удивительную глубину, словно принадлежат живому человеку. Многочисленные специальные исследования обнаружили в глазах Марии так называемое явление рефлекса, присущее только живому человеку и неизобразимое даже при самой совершенной художественной технике. При помощи дигитального увеличения глаз Божьей Матери в 2500 раз (25 тыс. световых точек в мм2) в них было обнаружено чёткое микроскопическое изображение фигур 12 человек с такими подробностями, как слёзы умиления на лице, серьги, завязки сандалий сидящего на земле индейца, профиль старого лысого человека с белой бородой и густыми бровями, профиль индейца с орлиным носом, с бородой и усами, свисающими по щекам и т.д. Именно эти сверхъестественная чёткость и совершенство иконы даже в мельчайших подробностях исключают возможность написания её человеком. Все научные исследования подтверждают, что ни на одной фотографии, ни на одном изображениив мире не удалось обнаружить подобного явления. Учёные утверждают, что в глазах Марии запечатлелся момент, когда индеец Хуан Диего показывал епископу Зумарраге накидку с Её иконой.
Многолетние исследования Эрнесто Соди Паллареса и Роберто Палациоса привели в 1976 г. к идентификации полотна, применённого для изготовления плаща Хуана Диего, на котором запечатлен образ Богородицы. Оно было соткано из волокон кактуса, которые весьма непрочны. Этот материал подвергается быстрому уничтожению. Современные учёные утверждают, что ткань такого рода разлагается через несколько десятков лет. Тот факт, что она выдержала 460 лет, удивителен и с научной точки зрения необъясним. Учёные утверждают также, что по необъяснимым причинам материал, на котором виден образ Богородицы, не пылится и отпугивает насекомых. Кроме того, на ткани с таким большим расстоянием между волокнами изобразить что-либо невозможно. Таким образом, способ письма и техника изготовления образа Божьей Матери остаются для современной науки необъяснимой загадкой.
Те таинственные факты, которые сообщают научные исследования, являются знаком, призывающим к покаянию, к вере в любовь Спасителя и к началу жизни в Боге всех людей.
Современные паломники видят чудотворную икону точно такой же, какой её впервые увидел епископ Зумаррага и его домашние на плаще индейца Хуана Диего. С тех пор, на протяжении вот уже 467 лет, перед ней молятся и получают многие милости десятки миллионов людей. Для всех жителей обеих Америк икона Гваделупской Божьей Матери означает то, что они между собою братья и сёстры, ибо имеют одного любящего Отца. Глядя на чудотворную икону Гваделупской Божьей Матери, мы видим Мать Искупителя всего рода людского Иисуса Христа и Матерь всех людей, которая печётся о вечном спасении своих детей. Именно Она ведёт каждого из нас путями веры к источникам жизни и любви, к своему Сыну Иисусу Христу и поэтому даёт знамения для того, чтобы мы поверили, что подлинное счастье обретается только в Боге.
Станислава ДОМБЭК
Журнал "Любите друг друга"
media.catholic.by