alexkorzhakov 04.11.11 22:08
В древней церкви исповедь была для христиан, которые совершили тяжкий (смертный) грех. Через грехопадение человек отлучал себя от Церкви, поэтому и вернуть его могла только Церковь. Когда падший раскаивался, он приходил в собрание и перед всеми говорил -- простите меня, я согрешил, помолитесь за меня Господу, примите меня в общение, дабы и Господь принял меня -- что-то в таком роде. Опять же, речь о смертных грехах. В более позднее время, когда в Церковь вошли важные имперские чиновники, им было неудобно при всех называть свои грехи -- политика. По снисхождению к слабости человеческой, устроили тайную исповедь. Теперь падший называл свой грех не перед всей общиной, а перед одним ее представителем -- епископом или пресвитером. Когда падший завершал период исправления, исповедующий, в свою очередь, свидетельствовал перед общиной о том, что человек принес покаяние и больше нет у него препятствий к участию в собрании верующих. На Западе это перешло в учение о том, что священник или епископ сам прощает грехи. Это учение закралось и в наши требники: "и аз недостойный ... прощаю и разрешаю" -- эта молитва из западной (католической) традиции. По православному учению Господь дал власть вязать и решить Своей Церкви, а нее конкретным ее представителям.