В условиях диктатуры за выкрик «у нас дурное правительство!» двуногий моментально отправляется к заплечных дел мастеру. Но «свободный» капитализм поступает гораздо хитрей и прагматичней. Зачем зря губить людей, зачем уничтожать рабочую силу? Достаточно просто исключить всякую возможность бунта, вот и все. Делается это через искусственное расщепление человеческого опыта, расщепление сферы дискурса и сферы поступка. Ты можешь читать книги, которые в иных условиях рассматривались бы как запретные, можешь произносить речи, которые в иных условиях не преодолели бы пределов кухни – но этим и ограничивайся. Ты можешь даже с головой закинуться крамольной литературой, но ни в коем случае не делай так, чтобы твое слово переходило в действие.
Именно таким образом власть может совершенно обезопасить себя от поползновений со стороны дерзкомыслящих. Достаточно лишь создать тип человека болтающего, мышление которого полностью замкнуто само на себе, и который твердо знает, что
1) Мир неизменяем, его невозможно изменить, а пытаться изменить его, тем более в лучшую сторону – значить быть безумцем. Необходимо адаптироваться, и делать так, чтобы мир тебя принимал.
2) Относительная интеллектуальная свобода, которая предоставлена человеку в пределах реальности капитала, существует исключительно как самоцель и не может определять практическую деятельность; интеллектуальная свобода может существовать лишь в виде возвышенной духовности и академической скуки.
3) Все, кто пытается активно действовать и увязывать свои слова со своими делами – фашисты, которые пытаются навязать остальному человечеству свою волю; они хотят захватить власть и стать новыми хозяевами; все это уже много раз было, так к чему же повторять историю?
Таким образом, происходит даже не расщепление, а чудовищная подмена человеческого опыта. Подмена реального действия размышлением о действии, когда человек, вместо того, чтобы освободится, бесконечно задается вопросом: «так свободен я или несвободен?» Любое радикальное противостояние наличному порядку вычеркивается еще до своего начала: именно поэтому можно разрешить свободу слова. Человек просто не начинает ничего делать, ибо заранее знает, что любое делание бессмысленно. Разум замыкается в себе и становится самодовлеющей технологической рациональностью, уже не способной ни на что, кроме обслуживания компьютерной техники (заводского оборудования) да воспроизведения истерических причитаний о дурном правительстве.
Именно таким образом власть может совершенно обезопасить себя от поползновений со стороны дерзкомыслящих. Достаточно лишь создать тип человека болтающего, мышление которого полностью замкнуто само на себе, и который твердо знает, что
1) Мир неизменяем, его невозможно изменить, а пытаться изменить его, тем более в лучшую сторону – значить быть безумцем. Необходимо адаптироваться, и делать так, чтобы мир тебя принимал.
2) Относительная интеллектуальная свобода, которая предоставлена человеку в пределах реальности капитала, существует исключительно как самоцель и не может определять практическую деятельность; интеллектуальная свобода может существовать лишь в виде возвышенной духовности и академической скуки.
3) Все, кто пытается активно действовать и увязывать свои слова со своими делами – фашисты, которые пытаются навязать остальному человечеству свою волю; они хотят захватить власть и стать новыми хозяевами; все это уже много раз было, так к чему же повторять историю?
Таким образом, происходит даже не расщепление, а чудовищная подмена человеческого опыта. Подмена реального действия размышлением о действии, когда человек, вместо того, чтобы освободится, бесконечно задается вопросом: «так свободен я или несвободен?» Любое радикальное противостояние наличному порядку вычеркивается еще до своего начала: именно поэтому можно разрешить свободу слова. Человек просто не начинает ничего делать, ибо заранее знает, что любое делание бессмысленно. Разум замыкается в себе и становится самодовлеющей технологической рациональностью, уже не способной ни на что, кроме обслуживания компьютерной техники (заводского оборудования) да воспроизведения истерических причитаний о дурном правительстве.