Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Нонейм изучает Ильина

    noname
    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 16847
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 46
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный
    20130729

    Нонейм изучает Ильина - Страница 2 Empty Нонейм изучает Ильина

    Сообщение  noname

    Я начал изучать творчество Ильина, читаю сейчас книгу "Аксиомы религиозного опыта"
    Ссылка: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/ilyn_aksiomy_religioznogo_opyta_01-all.shtml
    Буду тут публиковать понравившиеся отрывки и свои мысли о прочитанном.
    Вот:
    Всякое религиозное верование и делание имеет в своей основе особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов, личная подслеповатость и власть все выветривающего времени – ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение приведут его к немощи и разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненно-творческой силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием. Современное человечество изобилует «православными», «католиками» и «протестантами», которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде «христиан», которые суть христиане только по имени, которые лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного и религиозного кризиса.
    Правда, классно сказано? Без религиозного опыта христиане являются христианами только по названию. У каждого христианина должен быть свой собственный религиозный опыт! Неважно, к какой конфессии он принадлежит. Хотя я лично считаю, что только православный религиозный опыт является истинным и благодатным, как у остальных конфессий - не ведаю. О своём религиозном опыте я уже писал в теме "Размышления нонейма о вечности, мистике, Боге, жизни..." Расскажите и вы о своих религиозных опытах и читайте Ильина! Давайте изучать Ильина вместе!
    Опубликовать эту запись на: reddit

    Admin

    Сообщение 30.07.13 8:16  Admin

    Автономия священна именно как ограда личной духовности, а не как мнимое право на религиозный произвол, на «мистическое» беспутство, на экстатическое буйство или патологическое извращение. Свобода духа не есть свобода от духа; свобода «совести» не есть свобода от совести;
    Admin

    Сообщение 30.07.13 8:18  Admin

    Отвергающий религиозное насилие должен сам идти к Богу, а не продавать свою душу маммоне или сатане. Человек призван ко всежизненному и пожизненному исканию Бога; и если он протестует против терроризующего авторитета, то лишь потому, что авторитет мешает ему идти к Богу и позволяет ему не искать Бога. Человек истинно автономен тогда, когда предается предметному исканию и созерцанию, а не тогда, когда он «непринужденно» отворачивается от религиозного Предмета. Стоит ли освободиться от внешнего принуждения в религии для того, чтобы впасть в самостоятельный религиозный индифферентизм, или в нестесняемую никем религиозную слепоту, или в самозаконную беспочвенность, или даже в служение беспредметным химерам? в скудоумное «своеумие»?
    Это означает, что религиозная автономия освобождает человека к чрезвычайной ответственности, и что каждый из нас, воспринимая свою свободу и утверждая ее, должен прежде всего измерить эту ответственность и допросить себя о своей духовной зрелости или незрелости...
    Admin

    Сообщение 30.07.13 8:27  Admin

    Зрелая духовная свобода дается для внутреннего обретения духовных необходимостей и законов; в этом ее обоснование и оправдание. Ее формула такова: «Не заставляйте и не запрещайте. Я сам ищу и созерцаю, я сам призван – воспринять религиозный Предмет, т.е. узреть сердцем истинного Бога и предаться Ему чувством, помыслом, волей, деланием. Если можете, помогите и научите, но не думайте заменить меня или погасить мой личный опыт!»...
    Отсюда уже ясно, что религиозная автономия, как таковая, нисколько не обеспечивает человека от ошибок, заблуждений, фантазий и ересей. Может быть, даже наоборот: всякому духовно не утвержденному и не зрелому человеку она может дать повод к саморазнузданию и, следовательно, открыть ему дорогу к всевозможным фантазиям и извращениям. Автономия подобна сосуду, ожидающему благородного вина; но в него может быть налита любая вода, любая муть, любой яд. И если душа человека столетиями приучалась к пассивному и покорному заполнению извне, – к положению пустого сосуда, из себя ничего не производящего, и к божественному напитку не обращающегося, если она ни к чему иному не способна, и ничего иного не желает, – то ее беспомощная пустота будет всего вероятнее опять заполнена извне мутной водой или отравой. Это мы и видим во все эпохи религиозных кризисов, когда традиционные религиозные содержания как бы «выветриваются» и «испаряются», когда автономия являет незаполненную пустоту и пустота заполняется химерами и соблазнами.
    avatar

    Сообщение 30.07.13 8:31  Ksertoo

    noname пишет:
    Я буду грамотным продвинутым мистиком.

    А зачем тебе это нужно?
    Admin

    Сообщение 30.07.13 9:11  Admin

    Религиозный же опыт нуждается в разуме, для проверки и обеспечения своей предметности, для своего очищения для своего трезвения, для ограждения себя от аутизма (от греческого слова «αυτόσ», сам; аутизм состоит в преобладании субъективно-личного над подлинно предметным – И.И.) и соблазнов. Вера дает разуму меру глубины, любви и окончательности, а разум дает вере энергию чистоты, очевидности и предметности. Разум, разрушающий веру, – не разум, а плоский рассудок, вера, восстающая против разума, – не вера, а пугливое и блудливое суеверие.
    Admin

    Сообщение 30.07.13 10:23  Admin

    С одной стороны, догматическое «правоверие» совсем не обеспечивает верность и силу верующего акта. Человек может иметь в сознании и на устах безукоризненно верные слова и содержания («догматы»), но не иметь их ни в сердце, ни в воле, ни в деяниях. Ученейший богослов может быть лишен любви, искренней веры, христиански-правой воли и соответствующих ей дел: он будет апологетом правого учения и образцом неверного акта; и в этом соединении он будет сущим камнем преткновения и источником соблазна Ничто не подрывает религию и церковь так, как неверный акт, несущий верную проповедь, как проповедник Христа, лишенный любви, веры, совести и жизненно-совестных дел.
    Инезилья

    Сообщение 30.07.13 11:39  Инезилья

    Маленькое уточнение: Ильин писал это не для того, чтобы агитировать атеистов и пофигистов. На них эти доводы не действуют. Он писал для тех, у кого вера уже есть!

    А вот все книжки, написанные для пропаганды среди атеистов и сомневающихся, мне читать было просто смешно! Не посоветуете умную книжку, написанную христианином для неверующих?
    Admin

    Сообщение 31.07.13 10:35  Admin

    "Аксиомы", глава 9, подраздел 7.

    Прежде всего, не следует смешивать в религии суждение об истинности верования с угрожающим и преследующим судом: можно признать верование ложным, но не грозить за него гибелью и не предавать заблудшего казни Религиозное отвержение веры совсем не всегда выражается в гонении: можно не быть синтоистом, конфуцианцем, ламаитом или гернгутером (считая сии верования не-истинными) и в то же время не поднимать религиозного преследования, что мы и видим ныне во всем мире Для того, чтобы покончить с инквизицией, нет необходимости провозглашать все верования истинными;

    Поэтому борьба с религиозным фанатизмом совсем не требует изгнания идеи истины из сферы религии: эта борьба должна быть осмыслена как борьба с аутизмом, самомнением, властолюбием, бессердечностью, гневом и особенно-с волевым принуждением в религии. Иными словами: свобода совести нисколько не выиграет от того, что мы «снимем» сам вопрос о религиозной истинности, уверив себя и других людей, будто все заблуждения – не заблуждения, а воплощения истины. Нелепо провозглашать религиозную незаблуждаемость человека и все-истинность его религиозных химер... вместо того, чтобы религиозно воспитывать его к истинной терпимости. В борьбе за автономию религиозного опыта не следует отстаивать в религии вседозволенность или право человека на религиозное разнуздание перед лицом Божиим.
    noname

    Сообщение 31.07.13 16:10  noname

    Прочитал сегодня после дачи шестую главу книги Ильина, она сложновата для понимания, называется "Предметность религиозного опыта". Вот цитата из неё:

    Предмет в религии – есть само подлинное средоточие религиозных чувств и созерцаний. Поэтому настоящая религиозность есть живая воля к предметности «я призван созерцать и любить Бога, как Он есть воистину, и хочу именно этой правды о самом Боге». Только через отношение к Нему – опыт человека становится религиозным, а не «религие-образным» Религия есть связь человека с самим Предметом, восприятие Его есть основа откровения, любовь к Нему – есть основа религиозности, созерцание Его есть основа веры, воля к Нему ведет и строит религиозный опыт, верное узрение Его и жизненное исповедание Его – задано каждому человеку.
    Предмет религиозного опыта - Бог, и человек должен стремиться к Богу. Я так понял.
    noname

    Сообщение 31.07.13 19:26  noname

    Прочитал главу 7 "Акт веры и его содержание". Цитата:

    Культура религии не исчерпывается культурой догмата, обряда, священства и прихода; культура религии есть, прежде всего, культура религиозного акта, – его верного строения, его искренности и цельности, его духовной чистоты и его жизненной силы. Религия жива, пока жив ее акт. Религия начинает разлагаться и гибнуть, когда акт ее слабеет и отмирает. Тогда исчезает орган веры, душа религиозно слепнет и в окружающем мраке теряет дверь к религиозному Предмету. Лучи божественного откровения, всегда и отовсюду излучающиеся к человеку, не восприемлются им более, он смотрит и не видит; живет и не любит, не берет, не радуется, не благодарит; или, по слову Гераклита, «присутствуя, отсутствует» И не умеет открыть глаза, и не знает, как протянуть руку, и не чувствует «духовной жажды». А когда пробует высказаться или пытается жить и строить, то выговаривает кощунственное и совершает погибельное.
    Именно таково религиозное состояние современного нам человека.
    Религия жива, пока жив её акт, то есть пока жив религиозный опыт, соединение человека с Богом, причём, правильное, свободное (автономное). Нужно правильно верить (Православие) и свободно соединяться с Богом в религиозном акте - тогда религия жива. Я так понял.
    avatar

    Сообщение 31.07.13 19:28  пинна

    Инезилья пишет:Маленькое уточнение: Ильин писал это не для того, чтобы агитировать атеистов и пофигистов. На них эти доводы не действуют. Он писал для тех, у кого вера уже есть!

    А вот все книжки, написанные для пропаганды среди атеистов и сомневающихся, мне читать было просто смешно! Не посоветуете умную книжку, написанную христианином для неверующих?
    Интересная мысль.А что там можно будет написать,в смысле,о чём?
    noname

    Сообщение 01.08.13 14:46  noname

    Прочитал 8 главу книги Ильина "Непосредственность религиозного опыта"
    Цитата:

    Возможность изъять себя из общения с людьми и сосредоточиться в обращении к Богу, «молиться Отцу», «Который втайне» (Мф. 6:6), издавна влекла людей в монастыри и к отшельнической жизни, ибо такая жизнь, сохраняя за верующим все преимущества незаграждающего посредничества, давала ему возможность неограниченного погружения в непосредственное общение с Богом. То, чего добивались благочестивые монахи и отшельники-пустынножители, – уединенного и, по возможности, непрерывного единения с Богом, – позволяло им утвердиться в непосредственном созерцании Его и возжечь в себе огонь Его присутствия. Они утверждали себя в Боге; – не «себя» мнимого, поверхностного, расчлененного, но себя действительного, цельного, не двоящегося и не множащегося в «копировании копий» и в «отражениях отражений». Они утверждали Бога в себе – не чужую или свою «фантасму», заграждающую и распадающуюся в отражении чужих отражений, но Единого, Сущего, Самого, Созерцаемого в непосредственном обращении. Они предпочитали всякому земному счастью – блаженство быть «с Богом наедине» и созерцать Его непосредственно Они осуществляли в религиозном опыте «закон минимального сочетания» и, как известно, это вознаграждало их сторицей. Они дерзали строить свой религиозный опыт не на беспомощной просьбе – «научи меня, человек!», но на беззаветной молитве – «откройся мне, Боже!» Они верили, что «стучащему отворят» (Мф. 7:7), и вера их оправдывалась.
    Таково значение непосредственного обращения к Богу в религии.

    Я так понял, что с Богом надо общаться непосредственно, а не через посредников, которые заслоняли бы Бога. Священнослужители и учителя должны помогать человеку свободно и непосредственно общаться с Богом.
    noname

    Сообщение 01.08.13 17:59  noname

    Прочитал главу 9 книги Ильина "О религиозном методе"
    Строго говоря, весь смысл религиозного «научения» состоит именно в указании этого верного пути к Богу. И более того: основной смысл всякого церковного богослужения состоит именно в конкретном осуществлении этого пути, – как верного, церковью обретенного и верующим предлагаемого «метода» к Богу. Богослужение осуществляет этот путь и тем научает ему.
         Это означает, что проблема «религиозного метода» имеет для всякой религии основное центральное значение: религиозное учение наставляет людей в методе и человеческая религиозность состоит в осуществлении этого пути. Смысл веры, молитвы, созерцательных медитаций, очистительных обрядов и аскеза, богослужения и таинств, сердечного умиления и покаяния, добрых дел и подвигов – в том, что это есть путь, ведущий к Богу и к единению с Ним: это есть религиозный метод. Нет зрелой религии, которая не учила бы методу
    Все религии имеют религиозный метод. Но только Православие истинно - я так верую.

    Верная вера – (а кто же примирится с неверной?) – открывается сразу только редчайшим избранникам, от всех других она требует внутреннего делания, постоянного, неошибочного, верно направленного (религиозная интенция!), т.е. долгой и напряженной работы над собой. Религиозность невозможна без строительства религиозного опыта. Она есть, прежде всего, активное организовывание и очищение личного духа в его направлении к Богу.
    Но для того, чтобы этот процесс начался, необходимо, чтобы в душе человека открылось его таинственное призванное к созерцанию духовное око. Тогда он поймет и примет слова Христа «Я есмь путь, и истина, и жизнь».
    noname

    Сообщение 01.08.13 20:00  noname

    Прочитал главу 10 "О чудесном и таинственном". Цитаты:

    Если же действительно состоялось естественно-необъяснимое событие, то именно религиозный человек, признающий возможность сверхъестественных сил и воздействий, проявит величайшую осторожность в установлении их источника. Сверхъестественное может быть и небожественным по своему источнику; оно может быть и противобожественным. И христианские церкви разных исповеданий весьма с этим считались. Преклонение перед чудом, проявившим нечистую или противобожественную силу, было бы сущим соблазном и кощунством.
    Вот откуда у религиозного человека это осторожное, критическое отношение ко всяким «чудесам». Христианин всегда помнит Евангельское предсказание, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24; Мк.13:22); он помнит также указание Христа на то, что именно «роду лукавому и прелюбодейному» свойственно «искать знамения» (Мф. 12:39). Самое достоверное чудо может происходить не от Бога. И уже в силу этого – настойчивое чудоискательство не свидетельствует о зрелости религиозного опыта у суетливого искателя.
    Толпа ищет «чуда» потому, что она без «чуда» не верует или верует плохо. Ей нужен эффект силы и власти, потому что она не имеет органа для совершенства и достоинства. Она добивается «физического» знамения именно потому, что духовное знамение мало говорит ей. Она торопится прорваться к «чуду», не понимая, что чудо может оказаться на самом деле – фантасмой, подделкой, просто редкостным феноменом природы или прямым соблазном и искушением. Человеку толпы «возвышающий обман» – дороже «тьмы низких истин» (Пушкин); а опасности этого обмана ему не видны. Он не понимает, что «возвышающий» обман – «возвысит» его только обманно, подготовляя ему в дальнейшем крушение и падение, разочарование и отчаяние; что всякий такой обман подобен в действии своем – опиуму и опиальным галлюцинациям, с виду возносящим, а на самом деле губительным. И, главное, он не постигает того, что есть не «низкие», а высокие истины, подлинные «истины-естины», божественные предметные обстояния, путь к которым открыт каждому из нас. Смешно и унизительно довольствоваться иллюзиями и обманами там, где нас ждет сущее откровение.

    В религии не так важно «знать» и «понимать», как трепетно быть и искренно творить (см. об этом в дальнейших главах). Ибо тайну Божию человеку не исчерпать никогда, – никакими догматами, никаким богословствованием, никакой самой утонченной метафизикой. Этим не следует и задаваться; к этому не надо и стремиться. Человеку надо подлинно воспринимать от нее и подлинно и цельно претворять в себе и в жизненных делах своих это воспринятое. Религия по самому существу своему не есть учение, хотя она учения не чуждается и его не обесценивает; она есть, прежде всего и больше всего, жизнь, цельная жизнь человека в лучах Божиих – и лишь затем учение об этой жизни и о всем сопринадлежащем. Где нет этой жизни в лучах Божиих, там мертвеет и всякое религиозное «учение» и «поучение»; и сколько бы ни «знал» ученый богослов, не живущий в Божиих лучах, он «знает» нерелигиозным «знанием», он «знает незнанием»; и Тайна Божия не отразится ни в его «знании», ни в его трактатах. Современная богословская литература разных исповеданий изобилует такими выдуманными, мертворожденными произведениями.
    noname

    Сообщение 02.08.13 13:14  noname

    Прочитал главу 11 "Отверзающееся око", вот цитата:

    Где-то в тайниках человеческой души, в первозданной глубине ее чувствилища, дремлет некое «око», предназначенное и призванное к созерцанию божественных содержаний жизни. Это таинственное «око» со всей его восприимчивостью и силой видения должно быть пробуждаемо воспитателями в раннем возрасте, в нежнейшем детстве, чтобы оно раскрылось и воззрилось в мире. И так как оно пробуждается от духовного голода и дело его состоит в Бого-созерцании, то вся религиозная судьба человека определяется тем, когда, от чего и насколько возникает в человеке этот голод, и когда и как начнет это «око» свое созерцание. Раз пробужденное и раскрывшееся, оно является как бы обнаженным духовным чувствилищем человека, воспринимающим на протяжении остальной его жизни все, что таит в себе божественную искру совершенства. Оно ищет «все такое» в жизни, видит его, воспринимает, отличает, узнает, любит, вступает с ним в связь, зажигает человека радостью и пробуждает в нем постоянную готовность беречь «все такое», собирать его и служить ему. Этим характеризуется сущая религиозность человека.
    В душе каждого человека есть такое религиозное око, позволяющее видеть Бога. Задача человека - открыть это око и увидеть Бога.


    Последний раз редактировалось: noname (02.08.13 15:05), всего редактировалось 1 раз(а)
    noname

    Сообщение 02.08.13 14:59  noname

    Прочитал главу 12 "О религиозном сомнении". Цитата:

    Религиозное сомнение не разрешается умствованием и отвлеченными доказательствами; оно разрешается только реальным опытом. Но не опытом чувственного наблюдения и чувственного воображения, а опытом созерцающего сердца. Чтобы уверовать в Бога, надо внять Ему сердцем. А для этого надо научиться внимать Ему: воспринимать Его лучи и Его веяния в земных делах, с тем, чтобы, воспитав себя в духе Его Духа, узреть Его сердцем в Его великом и неизреченном средоточии. Тот, кто духовно слеп и глух, не постигнет Бога, ибо Бог есть Дух. И тот, кто сердцем молчалив и мертв, не постигнет Бога, ибо Бог есть Любовь. И вот, сомневающемуся надо, прежде всего, приобрести видение духа и пение сердца.
    Я так понял, не надо бояться религиозного сомнения. Религиозное сомнение преодолевается религиозным опытом, живым и свободным. Правильно? Вера только усиливается и закаляется.
    Admin

    Сообщение 02.08.13 15:13  Admin

    noname пишет:Прочитал главу 12 "О религиозном сомнении". Цитата:

    Религиозное сомнение не разрешается умствованием и отвлеченными доказательствами; оно разрешается только реальным опытом. Но не опытом чувственного наблюдения и чувственного воображения, а опытом созерцающего сердца. Чтобы уверовать в Бога, надо внять Ему сердцем. А для этого надо научиться внимать Ему: воспринимать Его лучи и Его веяния в земных делах, с тем, чтобы, воспитав себя в духе Его Духа, узреть Его сердцем в Его великом и неизреченном средоточии. Тот, кто духовно слеп и глух, не постигнет Бога, ибо Бог есть Дух. И тот, кто сердцем молчалив и мертв, не постигнет Бога, ибо Бог есть Любовь. И вот, сомневающемуся надо, прежде всего, приобрести видение духа и пение сердца.
    Я так понял, не надо бояться религиозного сомнения. Религиозное сомнение преодолевается религиозным опытом, живым и свободным. Правильно? Вера только усиливается и закаляется.

     Сомнение это своего рода иммунная система религиозного опыта от ересей и лже-учений. Именно здоровое религиозное сомнение помогало великим подвижникам распознавать демонов, приходивших в образе ангелов света.
    noname

    Сообщение 02.08.13 19:11  noname

    Я прочитал главу 13 "Религиозный смысл пошлости". Цитата:

    Настоящая религиозность состоит в том. что человек подходит ко всем вещам, делам и отношениям в жизни, оставаясь сам в Божием луче, освещая все эти отношения, дела и вещи Божиим лучом и отыскивая во всем ответный Божий луч. Этот Божий луч есть главное во всем, важнейшее, драгоценнейшее и руководящее; от него все делается значительным, глубоким и священным; без него все оказывается пустым, скудным, мелким, незначительным, ничтожным. Для этой пустоты и скудости, для этой незначительности и немощи русский язык еще сто лет тому назад нашел и установил особое имя и понятие – пошлости.
    Пошлость есть мера и идея религиозная, – конечно, не в том смысле, чтобы эта идея выражала нечто верное, благое или ценное, но в том смысле, что эта идея выделяет религиозно-отрицательное явление, – явление религиозной опустошенности и омертвения: пошлым становится то, что выходит из Божьего луча, утрачивает свой священный смысл и становится духовно-ничтожным.
    Пошлость вне Бога, пошлости нужно гнушаться.
    noname

    Сообщение 04.08.13 12:45  noname

    Прочитал главу 14 "О вырождении религиозного опыта". Цитата:

    Душа, не умеющая воспринимать из главного, воспринимает из неглавного: в ней нет духовной сокровищницы с выстраданными и накопленными священными содержаниями, в ней нет внутреннего храма, нерушимого алтаря. Для нее ничто не выше всего. Она не имеет ценностной «лествицы» – ни в созерцаниях, ни в делах. Она живет вне идеи «главно-измерения»; и не имеет чувства духовного ранга. Поэтому она не умеет узнавать ни духовной силы людей, ни священности предметов, ни значительности содержаний; она вообще не ценит в жизни ни духовности, ни Духа (Πνευμα); и не понимает, когда слышит от других о религиозном преимуществе известных целей, побуждений и деяний. Она не верит ни в совесть, ни в честь. Все критерии ее – случайны, мелки и ничтожны. Все выборы ее – своекорыстны, слепы и беспредметны. Такой человек всегда «не на высоте». Он не выходит из пошлости – ни в отношении к самому себе, ни в отношении к другим людям, ни в отношении к службе, к родине, к искусству, к культуре; – ни в отношении к Богу

    Вырождение религиозного опыта не следует представлять себе как вдруг обнаруживающееся духовное крушение, неожиданно настигающее человека или человечество. Оно слагается медленно и постепенно, так, что люди иногда мало замечают этот процесс, а иногда замечают только отдельные этапы его. Мало того: надо признать, что опасность этого разложения имеется всегда и у всех народов, и, может быть, никто не понимал так эту опасность, как великие аскеты восточного Православия.
    Для того, чтобы бороться с этим вырождением, человек должен иметь живую потребность в Священном, волю к его обретению, восприятию и удержанию, и, сверх того – искусство создавать в своей личной жизни (внешней и внутренней) условия, благоприятствующие культуре религиозного опыта. Стоит человеку забыть об этом: стоит этой потребности быть отодвинутой другими; стоит этой воле ослабеть; стоит этому искусству растерять свои традиции и умения. – и религиозный опыт начинает незаметно вырождаться. Груз недуховности, данный человеку от природы, настолько велик и тяжел, что нужна реальная, живая и неутомимая «противосила» для того, чтобы этот, постоянно тянущий книзу груз не овладевал интересами, вкусами, жизненными содержаниями, делами и всей вообще культурой человека. Этот груз, оставленный на волю естества и случая, совлекает незаметно в пошлость, и религиозный опыт начинает вырождаться. Чем незаметнее это совершается, тем труднее с этим бороться и тем вреднее и непоправимее бывают последствия.

    Итоговая цитата:

    бороться с вырождением религиозного опыта значит отверзать в людях духовное око, питать его божественными содержаниями и укреплять душу в ее духовных актах. Эту борьбу надо начинать в раннем детстве, радуя душу ребенка Божиим светом, давая ей живой опыт священного и совершенного, умиляя ее духовной красотой, укрепляя в ней вкус к духовному и влюбляя ее в благость Божию. Чем раньше отверзнется духовное око в детской душе, чем глубже проникнет Божий луч в сердце ребенка, чем трепетнее будет отклик в этом сердце, – тем превосходнее будет заложена основа воспитания, тем лучше человек будет предохранен от всеотравляющей и всеопустошающей пошлости и от вырождения религиозного опыта. Но именно поэтому так важен, так необходим автономный и непосредственный религиозный опыт.
    avatar

    Сообщение 05.08.13 1:15  Tverskoy

    "Давайте изучать Ильина вместе!" - Я читал его книги. Не для экзамена. Обсудить вопросы можно, но нельзя объять необъятное даже вместе. С кавказской пленницей можно. Smile 
    noname

    Сообщение 06.08.13 14:06  noname

    Прочитал главу 15 "О религиозном очищении" . Цитата:

    В основе религиозного катарсиса лежит основная истина, согласно которой Господь велик, а человек мал, так, что для верного восприятия Бога человек должен духовно расти и совершенствоваться. Путь к Богу есть как бы путь «в гору», и человек, желающий узреть Бога или духовно осязать Его веяние, должен «иметь» свое «сердце горе». Выражаясь философски, можно было бы сказать: Богом данные предметы имеют свою, присущую им внутренне, духовную значительность; и восприятие ее (всегда личное) зависит от верности, чистоты и силы субъективного акта, опыта и видения. И вот, процесс религиозного катарсиса призван сообщить человеку эту верность, эту чистоту и силу.
    Мы должны очищаться!
    noname

    Сообщение 07.08.13 14:57  noname

    Я бросил читать Ильина, потому что я умаялся, книга написана философским языком, я её не понимаю, я очень глупенький! Люди, читайте Ильина и обсуждайте его без меня.
    Admin

    Сообщение 07.08.13 14:59  Admin

    noname пишет:Я бросил читать Ильина, потому что я умаялся, книга написана философским языком, я её не понимаю, я очень глупенький! Люди, читайте Ильина и обсуждайте его без меня.
    Ты прочитал 15 глав.
    Скажи, ты сделал для себя какие-либо выводы? Что тебе удалось усвоить? напишешь кратко и своими словами?
    noname

    Сообщение 07.08.13 15:06  noname

    Admin пишет:Скажи, ты сделал для себя какие-либо выводы? Что тебе удалось усвоить? напишешь кратко и своими словами?
    Я прочитал больше половины книги, но усвоил процентов 20, остальное не понял. Я усвоил, что религиозная жизнь может быть автономной (она и должна быть такой - свободной, независимой) и гетерономной (когда кто-то заслоняет Бога собой, диктует, что делать). Ещё я понял, что философия не для меня. Я её не понимаю! Лучше Кураева читать или Осипова или митрополита Илариона (Алфеева), у них всё понятно! Ильин для умных, образованных, интеллектуальных людей, таких как Админ. Изучайте Ильина в этой теме теперь под его руководством.
    avatar

    Сообщение 07.08.13 15:13  ?????

    noname пишет:Я бросил читать Ильина, потому что я умаялся.
    ни в коем случае не бросай! ты станешь ватником
    noname

    Сообщение 07.08.13 15:18  noname

    andrrsky пишет:ни в коем случае не бросай! ты станешь ватником
    А кто такие ватники?
    Sevlagor

    Сообщение 08.08.13 0:07  Sevlagor

    noname пишет:
    А кто такие ватники?
    Это не грамотные, не продвинутые мистики. Наверное.
    noname

    Сообщение 24.07.14 11:08  noname

    Я снова начал изучать книгу Ильина "Аксиомы религиозного опыта". Буду читать медленно, вдумчиво. Стану мистиком. Читаю книгу в букридере, очень удобно. Все православные христиане ОБЯЗАНЫ прочитать эту книгу. Моё мнение. Без религиозного опыта вера мертва. Всё, я начал читать!  study 
    olga los

    Сообщение 24.07.14 11:12  olga los

    noname пишет:Я снова начал изучать книгу Ильина "Аксиомы религиозного опыта". Буду читать медленно, вдумчиво. Стану мистиком. Читаю книгу в букридере, очень удобно. Все православные христиане ОБЯЗАНЫ прочитать эту книгу. Моё мнение. Без религиозного опыта вера мертва. Всё, я начал читать!  study 


    А пошто такой преждевременный вывод (см. выдел.)?
    noname

    Сообщение 24.07.14 11:14  noname

    olga los пишет:А пошто такой преждевременный вывод (см. выдел.)?
    Это мистическая книга, религиозный опыт мистичен, есть только у мистиков. И у меня есть, я сто раз рассказывал. Я преуспел в практике, теперь буду изучать теорию. И вы все изучайте.

      Текущее время 20.05.24 23:50