Всех православных, пожалуй, волнует оценка Петра Первого. Здесь тоже, на форуме, кажется меня требовали его оценить. И мне всегда обычно для оценки хватало слов одного из наших святых и вообще заповеди о почитании помазаника Божия http://megapredmet.ru/1-43930.html.
Но вот нашел оценку его св. родственника и не могу с ней не согласиться.
Но вот нашел оценку его св. родственника и не могу с ней не согласиться.
Из статьи В.Каменского «О государе императоре»:
Сознаюсь, что за все 16 лет службы при дворе мне всего лишь дважды довелось говорить с Государем о политике.
Впервые это было по случаю двухсотлетия основания Петербурга. Столбцы газет были переполнены воспоминаниями о победах и преобразованиях великого Петра. Я заговорил о нем восторженно, но заметил, что царь не поддерживает моей темы. Зная сдержанность Государя, я все же дерзнул спросить его, сочувствует ли он тому, что я выражал.
Николай II, помолчав немного, ответил:
- Конечно, я признаю много заслуг за моим знаменитым предком, но сознаюсь, что был бы неискренен, ежели бы вторил вашим восторгам. Это предок, которого менее других люблю за его увлечения западной культурой и попирание всех чисто русских обычаев. Нельзя насаждать чужое сразу, без переработки. Быть может, это время, как переходный период, и было необходимо, но мне оно несимпатично.
Из дальнейшего разговора мне показалось, что и, кроме сказанного, Государь ставил в укор Петру и некоторую показную сторону его действий, и долю в них авантюризма.
Царь долго помнил мои чувства симпатии к великому Романову.
Однажды, возвращаясь верхом по тропинке, высоко над шоссе из Учан-Су, с дивным видом на Ялту и ее окрестности, Государь высказал, как он привязан к южному берегу Крыма.
- Я бы хотел никогда не выезжать отсюда.
- Что бы Вашему Величеству перенести сюда столицу?
- Эта мысль не раз мелькала у Меня в голове.
Вмешалась в разговор свита. Кто-то возразил, что было бы тесно для столицы, - горы слишком близки к морю. Другой не согласился:
- Где же будет Дума?
- На Ак-Петри.
- Да зимой туда и проезда нет из-за снежных заносов.
- Тем лучше, - заметил дежурный флигель-адъютант.
Мы двинулись дальше, Государь и я с ним рядом, по узкой дорожке. Император полушутя сказал мне:
- Конечно, это невозможно. Да и будь здесь столица, я, вероятно, разлюбил бы это место. Одни мечты...
Потом, помолчав, добавил, смеясь:
- А ваш Петр Великий, возымев такую фантазию, неминуемо провел бы её в жизнь, невзирая на все политические и финансовые трудности. Было бы для России хорошо или нет, - это другой вопрос.
Более мы к этому никогда не возвращались.
Описание: Николай Второй не любил Петра Первого за то, что последний пытался силой навязывать России европейские обычаи