О блудном сыне.
Зло избирается не только к деланию, но и к оплакиванию. А зло избирать всегда вредно.
Божественная Истина изложена во Евангелии ясно, просто и последовательно. И не нуждается в философском подходе к Себе. Божественная Истина рассматривается как дивная Богом писанная Картина. Вот только для рассмотрения Ее необходимо сердце Богом устроенное, Богомудрое. Причащение вводит в сердце Христа – Премудрость Божественную. Мы, добре Причастившись Бога в Животворящих Тайнах, рассмотрим Евангельский рассказ Христа о «блудном сыне»:
«Рече же: человек некий име два сына» Лк.15.11-32.
Здесь «человек» - Отец Небесный, а два сына – это все человеки, разделяющиеся на два характерные отношения к Богу и друг другу.
«Рече юнейший от них Отцу: отче даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение» (12-13).
«Юнейший» - у него еще нет опыта в жизни, и он совершает поступки, не ведая последствий.
Старший – опытный. Просит юнейший разделить имение… желает остаться со своей частью имения… остается сам с собой со своим имением… желает видеть себя- каков он в отдельности от брата и отца – от семьи. Так бывает с теми, кто не желает видеть Бога в себе, но самолюбуется своими достижениями, все совершенства приписывая себе. Это случается со всеми теми, кто отвлекает ум от Бога, и нерадит о Единении сердца со Христом в Причащении Животворящих Тайн. Таковые остаются в уме своем одинокими. Они самостоятельно переживают все радости и горести, хотя и ищут помощи у ближних и у Бога, но тщетно, ибо одиноки суть за нерадение к Молитве и Причащению.
«И не по мнозех днех, собрав все мний сын, отиде на страну далече» (13).
- Вот так точно и бывает со всеми: нерадение к Причащению и умно-сердечной Молитве, приводит к умному одиночеству, а после и совершенно выдворяет из Церкви Божией. Причем приходская и монастырская жизнь может и сохраниться, но лишь на уровне безпомощного обрядоверия. Прихожанин, насельник монастыря, рассматривает свои силы, способности и все то, что даровано Богом, рассчитывает свои возможности, и на основании сего строит свои планы, и поставляет себе цели. В помощь же себе берет обряд: вычитывание молитвенных правил, строгое исполнение уставов богослужебных, пощения, и даже Причащение… всегда оставаясь один, в праздновании побед и в оплакивании неудач суетных.
«… и ту расточи имение свое, живый блудно» (14)
- Все добрые качества души – кротость, смирение, воздержание, послушание, мудрость… Любовь, расточаются вне Бога:
«Иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает» Мф.12.36
Взамен Божиих даров обретаются качества бесовския: беспокойство, суетность, самость, распущенность, непокорность, глупость… страстность.
«И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния» (15-16)
- Житель «страны далече», суть бесы и их послушники – сильные и знаменитые мира сего. Отступившие от Бога, избирают себе кумира из них, и «прилепляются к ним», служа их славе, в подражании их поведению скотскому, их силе звериной. Эти кумиры суть артисты, спортсмены, герои фильмов и т.п. Не Христу и Его Угодникам подражают удалившиеся от Царства Божьего!, но людям мира сего.
«И желая насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния, и никто же даяше ему» (16-17)
- Нет, и не может быть насыщения душе вне Бога! Тем паче той душе, которая хотя однажды была услаждена Богом в совести, в Причащении и умно-сердечной Молитве.
«В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю» (17-18).
- «В себе же пришед»… был вне себя умом; забыл кто он, и что есть Жизнь его, и что Любовь, увлекшись внешним, бесами устроенными, удовольствиями и суетой. А начав лишаться и остатков Жизни, опомнился и обратился к себе, к своему сердцу. Рассмотрев же себя – кто есть человек, и в чем его Жизнь и Благо его, начал рассуждать о возвращении к отцу.
Кто услаждался в сердце своем Богом, кто услаждался и блаженствовал зря в себе Жизнь, кто упокоевался и веселился в Любви Божественной – всем тем, что преподает Бог Христианам в Причащении, и никак иначе, тот, хотя на время и отвлечется умом от себя – от Жизни и Любви в себе, но впав в томительную и скорбную суету, станет искать в себе, а не во вне, свою Сладость, свой Покой, свою Любовь, свою Жизнь, и не обретя, станет рассуждать о возвращении к Отцу Небесному. А когда бесы будут внушать о невозможности возвращения, указывая на недостоинство падшего, на тяжесть грехов – «расточенное имение», тогда, лишившийся Мудрости падший, помянет «наемников» - этаких обрядоверов, кои хотя и не чада Богу, не Невесты Христовы, не Христиане, однако же работая «духовно» исполняя церковныя уставы и обряды, обретают некоторую плату за то – прелестное упокоение, мнимое утверждение и притворное веселие… и согласится хотя бы на такое свое возвращение к Богу: - скажет, Причащусь ка я, да помолюсь, должно полегчать на душе… помнится было как то покойно от Причащения и Молитвы…
«И востав, иде ко Отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его Отец его, и мил Ему бысть: и тек нападе на выю (шею) его, и облабыза его.» (20)
- Здесь Христос объявляет настроение Отца Небесного, Его отношение к возвращающемуся падшему Христианину: то, что еще издалека отец узрел сына своего возвращающегося говорит о том, что Бог ждет и назирает всех падших, всех удалившихся от Него – когда возвратятся. И когда увидит возвращающагося к Нему, тогда Сам навстречу спешит, и приемлет во Своя Отеческия Объятия, и лобзает его Лобзанием Христовой Любви. Отметим здесь, что не безумие, по которому падший возвращается не как сын – не в чину Невесты Христовой, а в чину наемника – уставщика, обрядовера, ни тяжесть грехов, и нечистота страстной души, ничто не смущает Отца Небесного. И нет преград к возвращению! Падший лишь только тронется, а Бог уже Сам приближается! Падший по безумию лишь бы как, а Господь по безконечной Премудрости Своей как надо!
«Рече же ему сын: отче, согреших на небо, и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой» (21).
Падший, раскаивается в своих грехах – расточенном имении, но не в удалении своем от Бога, не в нерадении о Единении с Богом в Причащении Животворящих Тайн совершаемом, и в Молитве – умно-сердечной с Богом Беседе сохраняемом, но во грехах – естественных последствиях сего душегубного нерадения. Такое «покаяние», по безумию совершаемое, есть признак падших, признак лишившихся Богом дарованной Христианам Мудрости. Следующая ступень такого безумия – иудина кончина.
«Рече же Отец к рабом своим: изнесите одежду первую, и облецыте его, и дадите перстень на руку его, и сапоги на нозе, и приведше телец упитенный, заколите, и ядше веселимся» (22-23)
- Не обращая внимание на безумное «покаяние» сына, отец отвращается от него, чтобы отдать распоряжение рабом. Достойное Бога поведение – ты, по безумию своему говори, кайся, плач, Аз же, по Любви и Мудрости Своей поступлю!
Но Евангелие нам дано, братья и сестры, чтобы мы оставили безумие, и уклонились к Мудрости Божией. И в этом случае бросим свое безумное «покаяние» сопливое, и примем дерзновенное, Богу угодное возвращение – через Причащение и Молитву к Богу.
Бог устраивает Пир Царства Своего – Брачный Пир Жениха душ – Христа и Невесты Христовой – души Христианской. И на сем Пиру Богослужебном Отец Небесный преподает всем Христианам Своего Сына Единородного Господа нашего Иисуса Христа, аки Хлеб сшедый с Небесе, Хлеб Живота вечного, Духом Святым совершенного из, приносимых нами хлеба и вина, заповеданных Богом даров.
«… и ядше веселимся. Яко сын мой сей мертв бе, и оживе, и изгибл бе, и обретеся» (24).
- «Мертв бе» - когда удалился от отца, и «оживе» - когда вернулся. Когда Христианин пребывает вне Бога, тогда он вне Отечества Небесного, вне Церкви Божией, вне Жизни – мертв. Когда же возвратится к Богу Причащением и Молитвой, тогда Оживает Воскресает.
И в том вся жизнь Христианская, вся вера Православная, вся деятельность Христианина, все упование, вся Цель и Смысл Христианский.
Но откуда этот плач о грехах, сокрушение сердца, схождение во ад души, и прочая вся, чем ныне занимается «современное» монашество, и что навязывается обычным прихожанам? Не от безумия ли? А безумие от состояния отпадения от Бога. И этим занимается церковь богоотступная, но ни как не Христова.
Священник Александр+.