"Главная черта «советского человека» – это человек изолированный, выросший в закрытом обществе. Он государственник, поскольку выключен из всех отношений, кроме государственных (власть – единственный источник его существования и благ, он приучен к государственному патернализму); он человек массы, поскольку уничтожены сословия и прочие стратификации общества, стремится быть как все и ориентирован на пониженные стандарты, боится сложного, нового и чужого. Этот человек свободен от истории, которая заменяется упрощенной мифологией (свои всегда побеждали чужих), от морали, от традиций и от ответственности.
Стратегия адаптации «советского человека» основана на понижении запросов и стремлении укрыться от государственного контроля. Демонстрируя лояльность и покорность, он одновременно не доверяет власти – отсюда формируются лукавство, цинизм и двоемыслие. Его недовольство пассивно, а отношение к тем, кто в чем-либо более успешен, выражается в зависти.
Сам социум, будучи по виду коллективистским, испытывает дефицит общего, что могло бы людей положительно объединять – в нем нет солидарности, и только узкие маленькие группы (семейные, дружеские, профессиональные) могут быть ресурсом выживания человека. Человек постоянно стремится перейти в режим исключения из «общих правил», не отвечать ни за что (кроме своих близких), реализовать свое алиби («мы не при чем», «государство – это не я»). Но при этом он всегда чувствует себя нарушителем, и в любом столкновении с милиционером или другим государственным чиновником он априорно в чем-то виноват.
Парадоксальным образом, большинство россиян считает, что ведет свободный образ жизни. За свободу они принимают внутреннее отсутствие, личную невключенность в «общие дела». И этим они оправдывают репрессивные меры по отношению к себе: «с нами по-другому (без палки) нельзя».
«Советский человек» сформировался как результат репрессивного воздействия на несколько поколений. В нем соединились механизмы, навязанные ему сверху, и защитные механизмы, адаптирующие к этому давлению. «Советскость» проявляется не только в наборе характеристик, но и в самом способе их соединения".
Стратегия адаптации «советского человека» основана на понижении запросов и стремлении укрыться от государственного контроля. Демонстрируя лояльность и покорность, он одновременно не доверяет власти – отсюда формируются лукавство, цинизм и двоемыслие. Его недовольство пассивно, а отношение к тем, кто в чем-либо более успешен, выражается в зависти.
Сам социум, будучи по виду коллективистским, испытывает дефицит общего, что могло бы людей положительно объединять – в нем нет солидарности, и только узкие маленькие группы (семейные, дружеские, профессиональные) могут быть ресурсом выживания человека. Человек постоянно стремится перейти в режим исключения из «общих правил», не отвечать ни за что (кроме своих близких), реализовать свое алиби («мы не при чем», «государство – это не я»). Но при этом он всегда чувствует себя нарушителем, и в любом столкновении с милиционером или другим государственным чиновником он априорно в чем-то виноват.
Парадоксальным образом, большинство россиян считает, что ведет свободный образ жизни. За свободу они принимают внутреннее отсутствие, личную невключенность в «общие дела». И этим они оправдывают репрессивные меры по отношению к себе: «с нами по-другому (без палки) нельзя».
«Советский человек» сформировался как результат репрессивного воздействия на несколько поколений. В нем соединились механизмы, навязанные ему сверху, и защитные механизмы, адаптирующие к этому давлению. «Советскость» проявляется не только в наборе характеристик, но и в самом способе их соединения".