Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец
Толкование на Мф. 24:1
Прп. Иустин (Попович)
Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие, создаёт войны между людьми, между народами, между царствами. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак 4, 1). Грех в сущности человекоубийца, ибо он всегда ведёт с собой смерть; причём двойную: смерть духовную и смерть телесную. Грех убивает всего человека. Если прорастёт и созреет посеянный грех, он неизбежно созреет смертью, сперва духовной, а затем и телесной.
Грех – это вражда с Богом, война с Богом; но также и вражда против человека, который есть Божие создание, богообразное существо. Раздражённый Христом, Евангелием Христовым, Церковью Христовой, христоносцами Христовыми, грех при конце мира будет употреблять самые свирепые войны между людьми и народами, чтобы посрамить Христа и Его немощь. И маловерные люди будут спрашивать: как же Христос – Бог, когда Его учение не может овладеть миром, устранить войны, чтобы воцарился мир между людьми и народами? Страхи и ужасы войн, по диалктике режиссёра войн, будут употреблены со стороны христоборцев как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Спаситель предупреждает об этом Своих последователей: Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быти (стих 6). Надлежит? да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через людоедские войны; это его dei = надлежит; это его логика, его диалектика, его диаволодицея. [color=#cc3300]Грех в человеческом мире всегда имеет одну и ту же цель: убить человека. [/color]Ибо это цель изобретателя и творца греха и смерти – диавола: «Он человекоубийца от начала» (Ин 8, 44). А диавол убивает человека грехом. Ибо грех – это жало смерти, через которое в человеческое естество вбрызгивается яд смерти, постепенно умерщвляющий человека, пока полностью его не омертвит. Омерщвлённый грехом человек считает смерть естественным делом. А такое понимание навязывает ему его огреховленный ум, который грехолюбием полностью искривился, оненормалился и во многом одемонизировался.
Спаситель говорит о войнах как о чём-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны; если войны постигнут их, они должны им противопоставить свои евангельские добродетели: веру, молитву, терпение, кротость, милосердие, любовь, пост и остальные. Ибо так по евангельски ведётся война против войны, против греха, против диавола. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф 6, 12).