Печать Каина и Авеля. Архимандрит Рафаил (Карелин)
www.odigitria.by/wp-content/uploads/2014/03/Karelin.jpg
Человечество похоже на тяжелобольного, который не хочет расстаться со своей болезнью и, лежа в собственных нечистотах, считает, что иначе жить нельзя. Возможно ли для такого человека исцеление? Наверное, нет.
Человечество адаптировалось к самым гнусным и скверным грехам. То, что раньше считалось позором, теперь называют свободой; то, что раньше возмущало совесть человека, теперь стало обыденным и привычным. История становится похожей на стремительный обвал. Можно ли остановить его, можно ли воздвигнуть преграду? Мы думаем, что это не в человеческих силах. Если бы была возможность возрождения человечества, тогда не был бы написан Апокалипсис. Если бы какой-нибудь правитель или царь решили возродить благочестие и искоренить разврат и порок людей железной рукой, то их назвали бы врагами человечества или безумцами; они были бы обречены на изгнание, позор или смерть. Этот поток грязи, обрушившийся на землю, нельзя остановить, как нельзя приказать реке течь от устья к истоку.
История человечества полна жутких картин преступлений. Но тогда, наряду со злом, существовало добро, и в анналах истории мы можем найти не менее поразительные картины величия человеческого духа. Теперь людей поражает новая болезнь, более страшная, чем СПИД, — это паралич человеческого сердца, это самозамкнутость и отчуждённость людей друг от друга, это безразличие человека к человеку.
В этом мире гаснут последние лучи любви. Я помню картину: тучи нависли над горизонтом, идет долгий осенний дождь, заходящее солнце тускло светит сквозь облака, застилающие небосвод, и сетку моросящего дождя, подобного дыму. Оно кажется бледным, едва различимым пятном, которое догорает у края земли. Это остатки человеческих чувств дружбы и сострадания, которые еще видны внимательному взору, как отблеск света среди сгущающихся сумерек.
Люди потеряли Бога. Затем люди потеряли друг друга. А теперь человек потерял самого себя. Равнодушие чужому страданию — это душевная болезнь аутизм, который характерен для обитателей домов умалишеных. Параноики, склеротики, истерики, одержимые различ-ными маниями прежде всего теряют чувство любви. Теперь этот симптом безумия стал свойствомсовременного человека. Сатана похож на снайпера, который твердой рукой, без осечки, направил смертоносное оружие в сердце человека — это гордыня и разврат.
Разврат делает человека живым трупом. Гордыня не даёт ему возможности принести покаяние. Гордый перестает видеть самого себя, глаза его души закрыты плотной повязкой. Разврат открывает для человека двери в ад. Гордость запирает эти двери за человеком. Святые Отцы сказали, что благодать может вернуться только тем путём, которым она ушла. А человек не ищет благодати, так как он не понимает, что потерял. В мнимом благополучии он забывает о Боге и стремится только да удовлетворению своих страстей. Во время несчастий он винит в них всех, кроме себя, и часто ропщет на Бога.
Одни и те же процессы происходят во всем мире. Как зараженная кровь несет отраву во все клетки тела, так разврат заражает и растлевает человечество. Господь обращается к личности человека, к каждому из нас с тощ же благой вестью о спасении. Если нельзя остановить поток, то все-таки возможно, хотя бы с трудом, выйти из него. Для этого нужны труд до конца жизни и постоянная память о том, что ты находишься на границе между жизнью и смертью; что дух мира стал духом смерти. Надо стараться выплыть из этого потока, выползти на берег и выплюнуть ту грязь, которой наглотался, плавая в его мутных волнах. Надо жить в мире, не видя этого мира, отказавшись от той пищи, которой он вскармливает своих детей. Нужно быть затворником в своем собственном сердце и там беседовать с Богом.
Есть две печати — Каина и Авеля. Грех без покаяния — это печать Каина, которая лежит на душе и теле человека. Покаяние и бегство от мира — это печать Авеля, которая запечатлевает сердце человека. После первого братоубийства род Каина стал властвовать над землей. Это было на заре истории, а перед ее концом духовный род Каина снова захватит власть над миром.
Уже теперь человек редко вступается за другого человека, которого убивают на его глазах. Будет время, когда упавшего никто не поднимет, а пройдут через него, наступив ногой на грудь. Раньше человек мог радоваться человеку как своему другу или родному; теперь он смотрит на него с недоверием и внутренней отчужденностью. Современный человек может играть в любовь, но любить он не может — в этом главное несчастье и проклятие века. Господь не оставляет Свои создания; Он стремится пробудить их, посылая несчастья. Но даже катастрофы, от которых будет колебаться земля, не поколеблют душу, окаменевшую в грехах, и не пробудят ее для покаяния.
Мир приближается к состоянию агонии, поэтому христианин должен найти другой мир — не в звездных пространствах, а в собственном сердце. Исполнимо ли это? Господь говорит, что до последнего времени останутся избранники; поэтому то, что невозможно для человека, возможно для Бога, т.е. для человека, укрепляемого силой Божией. Поэтому поздно исправлять мир, охваченный огнем, а нужно спасать себя от мира. А те, кто из рода Авеля, узнают друг друга по духу.
Дети Авеля в наше время немощны. Они похожи на растения, выросшие на каменистой почве, у них чахлые листья и корень, который не может глубоко уйти в почву и напоить растение живоносным соком. Они опалены жгучим ветром этого мира, но они сохранили веру и память о небе. Они идут через грязь и болото этого мира, но несут, прижав к груди своей, драгоценную жемчужину — Имя Иисуса Христа. Они шатаются, падают и встают снова. Но, может быть, не за дела, а за веру помилует их Господь на Страшном суде.
Дети Авеля не исполнили заповеди, как их отцы, но, может быть, они будут избавлены от ада, потому что здесь, на земле, в наше время они прошли через духовный ад. Одежда их почернела от дыма, и лица обожжены огнём, но они не поклонились сатане, как богу этого мира. Дети Авеля спасаются скорбями и покаянием.
Дети Каина возлюбили грех, а любовь к греху — эта ненависть к Богу. Они хотят смерти Бога. Они не могут убить Бога, как погасить солнце, но подобны безумцам, которые ненавидят солнце и готовы выколоть себе глаза, чтобы только не видеть его света. Дети Каина, восстав против Бога, убили свой собственный дух и превратились в плоть. В кого им верить и как им верить? Подобное ищет подобного, поэтому их бог — сатана.
Во время нашествий диких орд люди, спасая свою жизнь, скрывались в горах, подземельях и пещерах. И теперь христианин должен бежать от мира, как от убийцы духа, бежать от внешнего в свое сердце и смотреть как бы издали на этот мир, уже почти потеряв Бога, но ещё не испепеленный апокалиптическим огнём.