«Теперь те, кто был со мной в осаждённом замке, будут моими друзьями в ином мире»
последние слова Амакусы Сиро
Быть с Христом значит быть против течения, даже если это течение кровь. Это показали нам верные самураи Иисуса, христианские воины из Японского острова Симабара. В XVII–XVIII веках правители Японии проводили жёсткую политику изоляции от внешнего мира, христиан казнили и подвергали гонениям точно также как это делали в древнем Риме. Доведенные до отчаяние христиане под девизом LLOVAD SEIA O SACTISSIM SACRAMENTO — «Да славится наисвятейшее таинство» небольшой численностью восстали против огромной императорской армии.
О их подвиге практически ничего не слышно на европейском материке, особенно у нас в России. Поэтому немного истории. Христианство пришло в Японию в XVI веке, когда вместе с торговцами в Японию прибыли католические миссионеры - августинцы, францисканцы и иузуиты . Христианская проповедь оказалась чрезвычайно успешной, простых японцев тронуло за душу учение Христа. А благодаря таким верным Господу Богу людям, как Франциск Ксавье, крещение принимали сотни людей. В конце XVI века в Японии уже насчитывалось более трехсот тысяч христиан. В стране действовали двести пятьдесят католических храмов, школ и больниц. Христианами все чаще и чаще начинали становиться как простолюдины, так и князья. В религии христиан их привлекала истина, во-первых, отсутствие нескончаемой буддийской цепи перерождений, дающее возможность достичь посмертного блаженства за одну жизнь, и, во-вторых, сама личность Христа — живого Бога как первопричины всего сущего вместо безликой и пустой Нирваны. К концу XVI века в Японии сформировалась сильная прозападная партия, состоявшая из князей-христиан. В нарушение самурайского кодекса феодалы ставили для себя преданность Риму выше верности своему сюзерену. Власти Японии начали бояться, того что страна превратится в христианскую европейскую державу. В 1587 году объединитель страны Тоётоми Хидэёси правивший с 1585 по 1598 годы, своим эдиктом приказал католическим миссионерам покинуть страну. Спустя 9 лет в Японию на корабле «Святой Филипп» прибыло посольство короля Испании. На судне, помимо дипломатов, находилась также францисканская миссия. Местные власти были вполне дружелюбны с послами, позволив им поселиться в Киото, но с условием, что монахи воздержатся от публичных проповедей. Однако вскоре Тоётоми Хидэёси донесли, что приезжие миссионеры нарушили запрет властей… Между тем, испанцы, стремясь расположить к себе Тоётоми Хидэёси, пригласили его осмотреть свой корабль. Однако поставленной цели они не достигли: после экскурсии один из приближённых Хидэёси рассказал своему господину, что испанский капитан якобы проговорился ему, будто очень скоро на таких же парусниках вслед за миссионерами приплывёт множество солдат, которые сделают Японию испанской колонией. Нет никаких оснований полагать, что капитан мог говорить подобное. Достоверно известно, что провокацию устроили протестанты — , голландцы. Они занимались только торговлей и не вели в Японии никакой проповеди. Умело воспользовавшись этим «преимуществом», голландцы в конце концов сумели устранить с рынка своих главных конкурентов — Испанию и Португалию.
Ну а реакция правителя была вполне предсказуемой: арестовали двадцать шесть человек, имевших отношение к францисканской миссии — как испанцев, так и японцев. Все они были распяты на крестах в Нагасаки по обвинению в антиправительственном заговоре. Интересно, что в письме к губернатору Филиппин Хидэёси так объяснил причину казни посланцев: Понравилось бы испанцам, если бы к ним для проповеди своей веры прибыли японцы, смущая и нарушая мир и спокойствие в обществе, разве понравилось бы это вам как хозяину страны? Разумеется, нет, поэтому вы можете понять, почему я так поступил. В 1614 году сёгун Токугава Иэясу, преемник Хидэёси, объявил христианство вне закона, и по стране прокатилась волна казней последователей Христа. Как в Древнем Риме, вдоль японских дорог потянулись ряды распятий. Само же восстание вспыхнуло в во владениях дайме Мацукура, на самом юго-западе острова Кюсю. Мацукура был известен своей чрезвычайно жесткой налоговой политикой. А между тем, западная часть Кюсю была одной из беднейших провинций страны. Крестьяне здесь всегда жили на грани нищеты. А восстанию предшествовали несколько неурожайных лет подряд. Обычно в такие тяжёлые времена власти идут на временное снижение налогов.
Однако Мацакура был убеждён, что крестьяне подобны кунжутным семенам: чем сильнее давишь, тем больше масла. Решив построить для себя новую резиденцию (замок Симабара), он в дополнение к обычной продуктовой подати ввёл и новые налоги. В результате в провинции начался голод. Осенью 1637 года сельское население в этих краях было вынуждено питаться соломой и морскими водорослями. В отчаянии некоторые смельчаки пытались скрывать запасы риса, чтобы спасти себя и свои семьи. Дабы преподать урок населению, местные власти периодически устраивали экзекуции над теми, кто посмел идти против воли даймё. Для этой цели во владениях Мацукура, как правило, применяли наказание под названием «пляска мино». Жертве связывали за спиной руки, а на тело надевали соломенную накидку-дождевик с длинными широкими рукавами, которую японцы называют мино. Накидку крепко привязывали к шее и туловищу приговоренного. После этого солому поджигали, и человек превращался в живой факел. Для того чтобы провинившийся горел поярче и сильнее устрашал своими воплями и метаниями односельчан, накидку предварительно натирали ламповым маслом. После такой экзекуции выживал далеко не каждый. У должников же могли взять в заложники членов семьи. В случае непогашения недоимок в условленный срок жену или дочь преступника начинали пытать — подвешивать вниз головой, жечь раскалённым железом, сажать в яму со змеями или ледяной водой. Однако не только физические репрессии довели до крайности местных крестьян. Необходимо учитывать, что остров Кюсю и близлежащие к нему острова Амакуса в то время были населены преимущественно христианами. Христианство исповедовал даже предшественник Мацукуры, владевший этими землями, — Кониси Юкинага. Но Мацукура был верен богам предков, сочетая жёсткую налоговую политику с антихристианскими гонениями. И крестьяне не выдержали. Восстание началось 17 декабря 1637 года. О нем и пойдет речь. Возглавил восставших шестнадцатилетний юноша Амакуса Сиро. Позднее он взял себе христианское имя Хиэронимо (Иероним). Он был представлен в качестве «Четвёртого сына Неба», предсказанного иезуитским миссионером Св. Франциском Ксавьером. По предсказанию иезуита, «Четвёртый сын Неба» должен был возглавить христианизацию Японии. Достоверно известно только то, что молодой человек был сыном самурая, принявшего христианство и удалившегося в деревню. Далее начинаются легенды. Так, некоторые предания утверждают, будто юный герой, не получив в детстве систематического образования, тем не менее каким-то чудесным образом приобрёл серьёзные знания. Другая легенда рассказывает о том, как двенадцатилетний Амакуса устроился на службу к китайскому торговцу. Вместе с ним он прибыл в Нагасаки, где случайно попался на глаза известному прорицателю, умевшему читать судьбы людей по их лицам. И якобы прорицатель, увидев юношу-слугу, был поражён: как человек со знаками великого будущего на челе может довольствоваться столь скромной участью? Ходили слухи и о чудесах, совершаемых Амакусой. Например, поговаривали, что он умеет ходить по воде и понимает язык птиц. Впрочем, в странах Дальнего Востока подобные легенды окружают мистическим ореолом не один десяток исторических личностей. Но как бы там ни было, большинство восставших действительно считали Амакусу Сиро Мессией, который поможет измученным крестьянам построить общество справедливости. Сам же Сиро никогда не заявлял о своей божественности. Восстание быстро охватила большую часть полуострова и вскоре восставшие укрепились в заброшенном замке Хара. Несмотря на то что морские ветра и оползни нанесли некоторый ущерб старым стенам, крепость идеально подходила для длительной обороны против превосходящих сил противника. С трёх сторон она была окружена морем и прикрыта высокими скалами. Подобраться к стенам крепости можно было только по открытой заболоченной местности. На этом участке штурмующие становились отличными мишенями для стрелков. По некоторым данным, правительственные войска потеряли при осаде Хара более десяти тысяч солдат, несколько старших офицеров, включая командующего, который 14 февраля 1638 года в припадке ярости лично возглавил штурмовую колонну и был убит. И сегодня многих специалистов поражают высокий боевой дух и продуманные действия осаждённых. Несмотря на то что гарнизон замка постоянно таял — вначале вследствие боевых потерь, а позднее из-за голода и болезней, — повстанцы несколько месяцев успешно отражали все атаки. В марте 1638 года под стены христианского «Города солнца» были уже стянуты 125 тыс. отборных солдат со всех провинций. Но и такой огромной для того времени армии, даже с помощью хитроумных подкопов и диверсионных вылазок наёмных ниндзя, не удавалось сломить 30 тыс. простых крестьян (считая женщин и детей). Исход противостояния в пользу правительственных сил во многом решили… пушки протестантского корабля «Рип». Еще в те года протестанты не были верны своей вере, как и сегодня они всегда ложились под любую власть. По просьбе японских властей управляющий торговой миссией голландской Ост-Индской компании Николаус Кукебакер отдал распоряжение экипажу судна начать бомбардировку крепости, на стенах которой были установлены знамёна с ликами Спасителя и христианских святых. Сиро возглавлял оборону замка Хара и погиб, когда тот пал. После подавления восстания его голова, как и головы многих других восставших, была выставлена на пике в Нагасаки на протяжении очень долгого времени в качестве предупреждения любым другим потенциальным повстанцам-христианам. Перед смертью он написал стихотворение: 「いま籠城している者たちは来世まで友になる」 Има ро: дзё: ситэ иру моно-тати ва райсэ мадэ томо ни нару («Теперь те, кто был со мной в осаждённом замке, будут моими друзьями в ином мире»). Впоследствии, после подавления восстания, когда власти страны под страхом смерти запретят любым иностранным судам приближаться к японским берегам, исключение сделают только для прагматичных голландцев. За оказанную помощь в уничтожении симабарских христиан голландцам будет пожалован искусственный остров Дэсиме в гавани Нагасаки, на котором компания выстроит небольшую факторию для разгрузки своих судов. Сейчас время изменилось и для большинства граждан Японии Сиро герой и защитник справедливости. Он заступился за несчастных крестьян и совсем погибающих людей в своем положении. А то, что он сделал это в 16 лет прославляет его по сей день в легендах. Сейчас его памятниками увековечено немало памятных мест Симабары.
последние слова Амакусы Сиро
Быть с Христом значит быть против течения, даже если это течение кровь. Это показали нам верные самураи Иисуса, христианские воины из Японского острова Симабара. В XVII–XVIII веках правители Японии проводили жёсткую политику изоляции от внешнего мира, христиан казнили и подвергали гонениям точно также как это делали в древнем Риме. Доведенные до отчаяние христиане под девизом LLOVAD SEIA O SACTISSIM SACRAMENTO — «Да славится наисвятейшее таинство» небольшой численностью восстали против огромной императорской армии.
О их подвиге практически ничего не слышно на европейском материке, особенно у нас в России. Поэтому немного истории. Христианство пришло в Японию в XVI веке, когда вместе с торговцами в Японию прибыли католические миссионеры - августинцы, францисканцы и иузуиты . Христианская проповедь оказалась чрезвычайно успешной, простых японцев тронуло за душу учение Христа. А благодаря таким верным Господу Богу людям, как Франциск Ксавье, крещение принимали сотни людей. В конце XVI века в Японии уже насчитывалось более трехсот тысяч христиан. В стране действовали двести пятьдесят католических храмов, школ и больниц. Христианами все чаще и чаще начинали становиться как простолюдины, так и князья. В религии христиан их привлекала истина, во-первых, отсутствие нескончаемой буддийской цепи перерождений, дающее возможность достичь посмертного блаженства за одну жизнь, и, во-вторых, сама личность Христа — живого Бога как первопричины всего сущего вместо безликой и пустой Нирваны. К концу XVI века в Японии сформировалась сильная прозападная партия, состоявшая из князей-христиан. В нарушение самурайского кодекса феодалы ставили для себя преданность Риму выше верности своему сюзерену. Власти Японии начали бояться, того что страна превратится в христианскую европейскую державу. В 1587 году объединитель страны Тоётоми Хидэёси правивший с 1585 по 1598 годы, своим эдиктом приказал католическим миссионерам покинуть страну. Спустя 9 лет в Японию на корабле «Святой Филипп» прибыло посольство короля Испании. На судне, помимо дипломатов, находилась также францисканская миссия. Местные власти были вполне дружелюбны с послами, позволив им поселиться в Киото, но с условием, что монахи воздержатся от публичных проповедей. Однако вскоре Тоётоми Хидэёси донесли, что приезжие миссионеры нарушили запрет властей… Между тем, испанцы, стремясь расположить к себе Тоётоми Хидэёси, пригласили его осмотреть свой корабль. Однако поставленной цели они не достигли: после экскурсии один из приближённых Хидэёси рассказал своему господину, что испанский капитан якобы проговорился ему, будто очень скоро на таких же парусниках вслед за миссионерами приплывёт множество солдат, которые сделают Японию испанской колонией. Нет никаких оснований полагать, что капитан мог говорить подобное. Достоверно известно, что провокацию устроили протестанты — , голландцы. Они занимались только торговлей и не вели в Японии никакой проповеди. Умело воспользовавшись этим «преимуществом», голландцы в конце концов сумели устранить с рынка своих главных конкурентов — Испанию и Португалию.
Ну а реакция правителя была вполне предсказуемой: арестовали двадцать шесть человек, имевших отношение к францисканской миссии — как испанцев, так и японцев. Все они были распяты на крестах в Нагасаки по обвинению в антиправительственном заговоре. Интересно, что в письме к губернатору Филиппин Хидэёси так объяснил причину казни посланцев: Понравилось бы испанцам, если бы к ним для проповеди своей веры прибыли японцы, смущая и нарушая мир и спокойствие в обществе, разве понравилось бы это вам как хозяину страны? Разумеется, нет, поэтому вы можете понять, почему я так поступил. В 1614 году сёгун Токугава Иэясу, преемник Хидэёси, объявил христианство вне закона, и по стране прокатилась волна казней последователей Христа. Как в Древнем Риме, вдоль японских дорог потянулись ряды распятий. Само же восстание вспыхнуло в во владениях дайме Мацукура, на самом юго-западе острова Кюсю. Мацукура был известен своей чрезвычайно жесткой налоговой политикой. А между тем, западная часть Кюсю была одной из беднейших провинций страны. Крестьяне здесь всегда жили на грани нищеты. А восстанию предшествовали несколько неурожайных лет подряд. Обычно в такие тяжёлые времена власти идут на временное снижение налогов.
Однако Мацакура был убеждён, что крестьяне подобны кунжутным семенам: чем сильнее давишь, тем больше масла. Решив построить для себя новую резиденцию (замок Симабара), он в дополнение к обычной продуктовой подати ввёл и новые налоги. В результате в провинции начался голод. Осенью 1637 года сельское население в этих краях было вынуждено питаться соломой и морскими водорослями. В отчаянии некоторые смельчаки пытались скрывать запасы риса, чтобы спасти себя и свои семьи. Дабы преподать урок населению, местные власти периодически устраивали экзекуции над теми, кто посмел идти против воли даймё. Для этой цели во владениях Мацукура, как правило, применяли наказание под названием «пляска мино». Жертве связывали за спиной руки, а на тело надевали соломенную накидку-дождевик с длинными широкими рукавами, которую японцы называют мино. Накидку крепко привязывали к шее и туловищу приговоренного. После этого солому поджигали, и человек превращался в живой факел. Для того чтобы провинившийся горел поярче и сильнее устрашал своими воплями и метаниями односельчан, накидку предварительно натирали ламповым маслом. После такой экзекуции выживал далеко не каждый. У должников же могли взять в заложники членов семьи. В случае непогашения недоимок в условленный срок жену или дочь преступника начинали пытать — подвешивать вниз головой, жечь раскалённым железом, сажать в яму со змеями или ледяной водой. Однако не только физические репрессии довели до крайности местных крестьян. Необходимо учитывать, что остров Кюсю и близлежащие к нему острова Амакуса в то время были населены преимущественно христианами. Христианство исповедовал даже предшественник Мацукуры, владевший этими землями, — Кониси Юкинага. Но Мацукура был верен богам предков, сочетая жёсткую налоговую политику с антихристианскими гонениями. И крестьяне не выдержали. Восстание началось 17 декабря 1637 года. О нем и пойдет речь. Возглавил восставших шестнадцатилетний юноша Амакуса Сиро. Позднее он взял себе христианское имя Хиэронимо (Иероним). Он был представлен в качестве «Четвёртого сына Неба», предсказанного иезуитским миссионером Св. Франциском Ксавьером. По предсказанию иезуита, «Четвёртый сын Неба» должен был возглавить христианизацию Японии. Достоверно известно только то, что молодой человек был сыном самурая, принявшего христианство и удалившегося в деревню. Далее начинаются легенды. Так, некоторые предания утверждают, будто юный герой, не получив в детстве систематического образования, тем не менее каким-то чудесным образом приобрёл серьёзные знания. Другая легенда рассказывает о том, как двенадцатилетний Амакуса устроился на службу к китайскому торговцу. Вместе с ним он прибыл в Нагасаки, где случайно попался на глаза известному прорицателю, умевшему читать судьбы людей по их лицам. И якобы прорицатель, увидев юношу-слугу, был поражён: как человек со знаками великого будущего на челе может довольствоваться столь скромной участью? Ходили слухи и о чудесах, совершаемых Амакусой. Например, поговаривали, что он умеет ходить по воде и понимает язык птиц. Впрочем, в странах Дальнего Востока подобные легенды окружают мистическим ореолом не один десяток исторических личностей. Но как бы там ни было, большинство восставших действительно считали Амакусу Сиро Мессией, который поможет измученным крестьянам построить общество справедливости. Сам же Сиро никогда не заявлял о своей божественности. Восстание быстро охватила большую часть полуострова и вскоре восставшие укрепились в заброшенном замке Хара. Несмотря на то что морские ветра и оползни нанесли некоторый ущерб старым стенам, крепость идеально подходила для длительной обороны против превосходящих сил противника. С трёх сторон она была окружена морем и прикрыта высокими скалами. Подобраться к стенам крепости можно было только по открытой заболоченной местности. На этом участке штурмующие становились отличными мишенями для стрелков. По некоторым данным, правительственные войска потеряли при осаде Хара более десяти тысяч солдат, несколько старших офицеров, включая командующего, который 14 февраля 1638 года в припадке ярости лично возглавил штурмовую колонну и был убит. И сегодня многих специалистов поражают высокий боевой дух и продуманные действия осаждённых. Несмотря на то что гарнизон замка постоянно таял — вначале вследствие боевых потерь, а позднее из-за голода и болезней, — повстанцы несколько месяцев успешно отражали все атаки. В марте 1638 года под стены христианского «Города солнца» были уже стянуты 125 тыс. отборных солдат со всех провинций. Но и такой огромной для того времени армии, даже с помощью хитроумных подкопов и диверсионных вылазок наёмных ниндзя, не удавалось сломить 30 тыс. простых крестьян (считая женщин и детей). Исход противостояния в пользу правительственных сил во многом решили… пушки протестантского корабля «Рип». Еще в те года протестанты не были верны своей вере, как и сегодня они всегда ложились под любую власть. По просьбе японских властей управляющий торговой миссией голландской Ост-Индской компании Николаус Кукебакер отдал распоряжение экипажу судна начать бомбардировку крепости, на стенах которой были установлены знамёна с ликами Спасителя и христианских святых. Сиро возглавлял оборону замка Хара и погиб, когда тот пал. После подавления восстания его голова, как и головы многих других восставших, была выставлена на пике в Нагасаки на протяжении очень долгого времени в качестве предупреждения любым другим потенциальным повстанцам-христианам. Перед смертью он написал стихотворение: 「いま籠城している者たちは来世まで友になる」 Има ро: дзё: ситэ иру моно-тати ва райсэ мадэ томо ни нару («Теперь те, кто был со мной в осаждённом замке, будут моими друзьями в ином мире»). Впоследствии, после подавления восстания, когда власти страны под страхом смерти запретят любым иностранным судам приближаться к японским берегам, исключение сделают только для прагматичных голландцев. За оказанную помощь в уничтожении симабарских христиан голландцам будет пожалован искусственный остров Дэсиме в гавани Нагасаки, на котором компания выстроит небольшую факторию для разгрузки своих судов. Сейчас время изменилось и для большинства граждан Японии Сиро герой и защитник справедливости. Он заступился за несчастных крестьян и совсем погибающих людей в своем положении. А то, что он сделал это в 16 лет прославляет его по сей день в легендах. Сейчас его памятниками увековечено немало памятных мест Симабары.