Малков П. Ю. Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 880 с.
От автора:
Книга, которую ныне держит в руках читатель, — результат целого ряда безуспешных попыток ее автора обнаружить в современной христианской литературе ясные и развернутые ответы на те вопросы, что неизбежно возникают при вдумчивом обращении к одному из самых загадочных библейских текстов — книге Иова.
Следует честно признать: весьма не простая для истолкования, книга Иова чаще всего вынуждает ее современных исследователей ограничиваться рассмотрением лишь тех или иных частных богословских вопросов, связанных с историей ветхозаветного страдальца; при этом такие ученые, как правило, вообще стремятся избегать каких бы то ни было четких смысловых обобщений, связанных с глубинной сутью истории Иова.
Современные авторы активно занимаются исследованием жанровых особенностей библейского текста, выявляют его очевидные литературные параллели в древневосточной литературе. Касаются они в своих научных работах и вопроса о времени создания памятника, проблемы его авторства. Также они концентрируют внимание и на различных, отраженных в библейском тексте исторических и бытовых реалиях эпохи жизни Иова. Главные же вопросы: ради чего Бог попускает Иову его страдания? и: какие духовные дары ветхозаветный праведник получает в результате своих несчастий? — остаются здесь почти без ответа; эти вопросы, как правило, рассматриваются современными авторами лишь вскользь.
Конечно же я не стану утверждать, что в Новое время (в том числе и в нашей отечественной библеистике XIX-XXI столетий) о книге Иова не было написано никаких работ, успешно раскрывающих ее духовный смысл; разумеется, это не так. Существуют очень хорошие книги, целиком или частично посвященные богословскому и нравственному содержанию книги Иова и при этом весьма точно затрагивающие ее важнейшие смысловые узлы.
Назову здесь, например, труд A.M. (архимандрита Феодора) Бухарева «Святой Иов Многострадальный: обозрение его времени и искушения, по его книге», а также очень интересную и яркую современную брошюру Ф. Н. Козырева «Искушение и победа святого Иова». Отдельные аспекты нравственного учения книги удачно раскрыты в «Комментарии» В. Романенко. Как мне представляется, вполне верно расставлены смысловые акценты — в отношении духовного содержания книги Иова — и в общем учебном курсе протоиерея Геннадия Егорова «Священное Писание Ветхого Завета».
Вместе с тем абсолютное большинство авторов Нового времени, пишущих о книге Иова, к сожалению, почти никак не использует тот важнейший вероучительный и нравственно-богословский материал, что предлагает нам — в связи с книгой Иова — святоотеческая экзегетическая традиция. Но ведь именно в святоотеческом наследии мы, по моему убеждению, как раз и можем обнаружить все нужные ответы на те важнейшие вопросы, что возникают у современного читателя книги Иова.
Такие древние церковные писатели, как святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Великий, преподобный Исихий Иерусалимский, Олимпиодор, Дидим Слепец и некоторые другие, в основном уже разрешили — причем много столетий назад — все те недоумения, что сопровождают наше сегодняшнее обращение к тексту книги Иова. И потому-то, чтобы приблизиться к пониманию подлинного духовного смысла подвига Иова, нам конечно же необходимо обратиться и к их творениям.