15 мая 1930 года в СССР появились шарашки. В этот день по линии ВСНХ и ОГПУ были подписаны циркуляры, предписывающие направлять «вредителей» из числа конструкторов в КБ тюремного типа.
Формально первая шарашка появилась в молодой советской республике за несколько месяцев до этого, в самом конце 1929 года. Это ЦКБ-39 — пилотный и экспериментальный проект шарашки. Главными ее конструкторами стали Григорович и Поликарпов. Григорович был известным конструктором еще до революции — именно он создал первый гидросамолет. В конце 20-х его осудили за вредительство и поместили в ЦКБ-39, где предложили составить список людей, способных, по его мнению, хорошо спроектировать конкретный самолёт. Григорович написал. Тех, кого он выбрал, тут же арестовали под надуманными предлогами и перевели в шарашку, трудиться над самолетом. Кроме того, в ЦКБ был переведен известный конструктор Поликарпов, работавший еще с Сикорским.
Перед авиаконструкторами поставили задачу: разработать самолет определенной модели в кратчайшие сроки. Вскоре И-5 был готов. По итогам испытаний летчики похвалили машину — а большевики поняли, что рабский труд в КБ тюремного типа может быть эффективен. Пилотный проект признали удачным, шарашки пошли в серию. Арестованным конструкторам изменили сроки заключения на условные и выпустили.
Смысл существования шарашек был прост: собрать в одном месте подневольных специалистов, поставить им конкретную задачу и дать стахановские сроки. Расчет был на то, что деваться инженерам будет некуда, а чтобы обрести свободу, они станут прилежно и усердно трудиться — лучше, чем на воле. Обычно на человека вешали обвинение во вредительстве, а потом давали несколько лет лагерей и через некоторое время переводили в шарагу. Жизнь там была несравненно лучше, чем в лагере: заключенные имели право на свидания с родственниками, получали хорошее питание, читали газеты.
Как правило, через несколько лет топовых специалистов освобождали с заменой срока на условный. Тем более что с началом войны многие из них оказались гораздо полезнее на воле, чем в стесненных условиях тюремного КБ. После войны шарашки пополнились трофейными немецкими специалистами. Тюрьмы для инженеров и ученых просуществовали до самой смерти Сталина, их начали закрывать только в 1953 году. Эпоха советского государственного рабовладения начала понемногу заканчиваться.
Формально первая шарашка появилась в молодой советской республике за несколько месяцев до этого, в самом конце 1929 года. Это ЦКБ-39 — пилотный и экспериментальный проект шарашки. Главными ее конструкторами стали Григорович и Поликарпов. Григорович был известным конструктором еще до революции — именно он создал первый гидросамолет. В конце 20-х его осудили за вредительство и поместили в ЦКБ-39, где предложили составить список людей, способных, по его мнению, хорошо спроектировать конкретный самолёт. Григорович написал. Тех, кого он выбрал, тут же арестовали под надуманными предлогами и перевели в шарашку, трудиться над самолетом. Кроме того, в ЦКБ был переведен известный конструктор Поликарпов, работавший еще с Сикорским.
Перед авиаконструкторами поставили задачу: разработать самолет определенной модели в кратчайшие сроки. Вскоре И-5 был готов. По итогам испытаний летчики похвалили машину — а большевики поняли, что рабский труд в КБ тюремного типа может быть эффективен. Пилотный проект признали удачным, шарашки пошли в серию. Арестованным конструкторам изменили сроки заключения на условные и выпустили.
Григорович и И-5, «истребитель пятый»
Подлинный расцвет шараг наступил в конце 30-х — начале 40-х годов, когда волна большого террора привела на скамью подсудимых огромное количество конструкторов и ученых. Одной из главных таких шарашек стало ЦКБ-29 в подмосковном Болшево, куда со всего Союза свозили заключенных, причастных к авиационной промышленности. Там работали такие знаменитые авиаконструкторы, как Туполев и Петляков, создатели двух главных советских бомбардировщиков времен войны (Туполев — еще и автор послевоенных пассажирских авиалайнеров). Наученные горьким опытом Григоровича, который невольно подвел под статью способных инженеров, Туполев и Петляков искали себе персонал исключительно из числа уже арестованных или осужденных специалистов. Именно таким образом удалось вытащить будущего отца советской космической программы Сергея Королева, который к тому времени гнил в дальневосточных лагерях.Смысл существования шарашек был прост: собрать в одном месте подневольных специалистов, поставить им конкретную задачу и дать стахановские сроки. Расчет был на то, что деваться инженерам будет некуда, а чтобы обрести свободу, они станут прилежно и усердно трудиться — лучше, чем на воле. Обычно на человека вешали обвинение во вредительстве, а потом давали несколько лет лагерей и через некоторое время переводили в шарагу. Жизнь там была несравненно лучше, чем в лагере: заключенные имели право на свидания с родственниками, получали хорошее питание, читали газеты.
Как правило, через несколько лет топовых специалистов освобождали с заменой срока на условный. Тем более что с началом войны многие из них оказались гораздо полезнее на воле, чем в стесненных условиях тюремного КБ. После войны шарашки пополнились трофейными немецкими специалистами. Тюрьмы для инженеров и ученых просуществовали до самой смерти Сталина, их начали закрывать только в 1953 году. Эпоха советского государственного рабовладения начала понемногу заканчиваться.