Горюшкин пишет:Вот несогласен. Мне кажется, он говорит вообще на все времена и ситуации:
"Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует.
Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя).
Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил."
СЛОВО ИОАННА ЗЛАТОУСТА О ТОМ, «КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ С КОЩУННИКАМИ»
http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm
------------------
Как Вы это прокомментируете?
Данные слова он говорил конкретно по ситуации в Антиохии. Что за ситуация? Если кратко...
- Спойлер:
- 385 год: в Антиохии введены новые муниципальные сборы.
386 год: очередной налог (хрисаргир).
Ко всему, император Феодосий решил совместить торжества по случаю пятилетия своего сына и десятилетия своего прибывания у власти. В таких случаях полагалось устраивать пышные торжества и делать подарки военным - выплачивать дополнительные премии. Кроме того, деньги требовались на укрепление армии в целом для войны с готами.
В общем, императору дополнительно требовалась уйма денег.
Как следствие, в начале 387 года - внеочередной (экстраординарный) налог.
До того, в 382 и 384 годах, в Антиохии происходили голодные волнения. Весть о новом экстраординарном поборе в начале 387 года спровоцировала новое недовольство и серьезные беспорядки. Именно об этом мятеже и ведет речь Иоанн Златоуст в своих беседах-проповедях, которые вошли в цикл "Беседы о статуях".
Почему такое название этого цикла бесед? Потому, что в ходе мятежа 387 года в Антиохии толпа горожан разгромила статуи императора Феодосия, его супруги, его отца и его сыновей. Этим статуям положено было воздавать честь, а их свалили и разбили. Статую супруги императора вообще проволокли по улицам города. Когда об этом доложили Феодосию, он в ярости приказал подвергнуть жителей города суду и жестокому наказанию, а саму Антиохию разрушить и превратить в деревню.
Когда безумие мятежа прекратилось, жителей города обуял ужас. Все ожидали расправы. Вот, что говорил Златоуст во второй Беседе, через неделю после мятежа:Иоанн Златоуст пишет:
Выдерживающие осаду от врагов бывают заключены только внутри городских стен, а для нас и площадь сделалась недоступною и каждый заключен в стенах своего дома. И как для осажденных не безопасно выйти за городскую стену, по причине окружающих ее врагов; так для многих из жителей нашего города не безопасно выйти из дома и явиться на площади, потому что везде ловят виновных и невинных хватают среди площади и влекут в суд без всякого разбора. Поэтому господа, вместе с слугами своими, сидят в домах своих, как связанные. Кто схвачен? Кто посажен в темницу? Кто сегодня наказан? Как и каким образом? Вот о чем только и выведывают и спрашивают они у всякого, у кого только можно узнать безопасно. Они влачат жизнь, которая жальче всякой смерти: принуждены каждый день оплакивать чужие бедствия, трепещут за собственную безопасность и ничем не лучше мертвых, потому что сами давно умерли от страха. А если бы кто, не имея этого страха и беспокойства, и захотел выйти на площадь, то печальный вид ее тотчас прогнал бы его домой: он увидел бы, что там, где за несколько дней пред тем людей было более, нежели волн в реке, бродит один, много два человека, и то с поникшим лицом и в глубоком унынии. Теперь все прежнее многолюдство исчезло. Неприятен вид леса, в котором вырублено множество деревьев, или - вид головы, во многих местах лишенной волос: так и наш город, когда меньше стало в нем людей и только немногие появляются там и здесь, сделался скучным и на всех, кто ни посмотрит на него, наводить густую мглу скорби. И не только город, - самый воздух и даже светлый круг солнца, кажется, теперь помрачился скорбью и сделался темнее, не потому, чтобы изменилось свойство стихий, но потому, что наши глаза, омраченные мглой печали, не могут ясно и с прежнею легкостью принимать свет солнечных лучей. Теперь сбылось, что некогда оплакивал пророк: зайдет для них солнце в полудне и померкнет в день (Ам. VIII, 9). А это сказал он не потому, чтобы в самом деле скрылось солнце и померк день, но потому, что скорбящие, по причине мрака печали, не могут видеть света даже в полдень. Что и случилось теперь: куда бы кто ни посмотрел, на землю ли, на стены ли, на столпы ли города, или на своих ближних, везде он, кажется, видит ночь и глубокий мрак. Так все исполнено печали! Везде страшное безмолвие и пустота; исчез приятный шум многолюдства; город так безмолвен, как будто все жители его скрылись под землею; все стали похожи на камни; уста, связанные бедствием, как оковами, хранят такую глубокую тишину, как будто напали враги и сразу истребили всех огнем и мечем.
(Беседа вторая, параграф 2: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/statues/2#sel=15:98,15:524 )
В чем Златоуст, помимо прочего, видит причину? А вот в чем: "Так я предсказывал, так и случилось теперь, и мы за эту беспечность терпим наказание":Иоанн Златоуст пишет:
Недавно предлагал я вашей любви пространную беседу3, — и видел, что все следовали за мною и никто не воротился с половины дороги. Благодарю вас за такое усердие; в нем получил я награду за труды. Но тогда же просил я у вас еще и другой награды; вы, думаю, знаете это и помните. Какой же награды? — Наказать и вразумить богохульников, находящихся в нашем городе, обуздать оскорбляющих Бога и бесчинствующих. Не думаю, чтобы я сказал тогда это от себя; но сам Бог, предвидящий будущее, вложил в мою душу такие слова, и если бы мы наказали тех, которые так дерзко поступали, — теперь не случилось бы того, что случилось. Если уже надобно было подвергаться опасности, то не лучше ли было потерпеть что-нибудь, вразумляя и обуздывая этих людей (что принесло бы нам и венец мученичества), — нежели теперь бояться, трепетать и ожидать смерти из-за их бесчинства? Вот преступление сделано немногими, а вина пала на всех. Вот все мы из-за них теперь в страхе, и за причиненное ими буйство сами терпим наказания. Но если бы мы предварительно изгнали их из города, или вразумили и исцелили больной член, то не подвергались бы настоящему страху. Знаю, что жители нашего города издавна отличаются благородным нравом, и что некоторые только пришельцы и бродяги, нечестивцы и злодеи, отчаявшиеся в своем спасении, решились на такую дерзость. Поэтому я непрестанно взывал к вам и настаивал; укротим неистовство богохульников, образумим их, позаботимся об их спасении, хотя бы это стоило нам жизни; великую награду принесет нам такой подвиг; не допустим, чтобы нанесено было оскорбление общему Владыке; городу приключится великое несчастие, если мы оставим это без внимания.
Так я предсказывал, так и случилось теперь, и мы за эту беспечность терпим наказание. Ты не обратил внимания на то, что оскорбляешь Бога, — и вот Он попустил, чтобы нанесено было оскорбление царю, и чтобы всем нам угрожала крайняя опасность, и таким образом в настоящем страхе мы получили наказание за свое нерадение. Неужели напрасно и без причины я предсказывал и постоянно тревожил вашу любовь?
(Беседа вторая, параграфы 3,4: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/statues/2#sel=17:101,18:65 )
( http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/statues/1#sel=31:1,31:674 ).
Тот самый параграф, который очень любят цитировать отдельно не только от всего цикла бесед, но и отдельно от исторического контекста.
Параграфа, который громко именуют "СЛОВО ИОАННА ЗЛАТОУСТА О ТОМ, «КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ С КОЩУННИКАМИ»".
Хотя на Православии.ру честно указали в конце текста, откуда он взят.
Еще один важный момент: кого Иоанн Златоуст называл "богохульниками" и "кощунниками"?
Непосредственно перед 12-м параграфом 1-й беседы Златоуст говорит:Иоанн Златоуст пишет:
Благодарность — великое сокровище, великое богатство, непобедимое благо, крепкое оружие, равно как хула усиливает настоящую уже потерю и заставляешь нас лишиться еще больше сверх того что мы уже потеряли. Ты лишился имущества? Если ты будешь благодарить, то ты приобрел душу и овладел большим сокровищем, снискав у Бога большее благоволение. Если же ты будешь хулить, то потерял и свое спасение, и того не возвратил, и душу, которую имел, и ту убил.
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/statues/1#sel=30:722,30:791Иоанн Златоуст пишет:
часто во время голода, засухи и войны, при обнаружении царского гнева, и в других этого рода неприятных случаях, многие обольщают простодушных и говорят, что эти бедствия несовместны с Промыслом Божиим
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/statues/7#sel=17:11,17:40
Все это можно сопоставить с положением антиохийцев, особенно бедноты, под налоговым гнетом.
Учесть, так же, что у многих тогда (не говоря о собственно язычниках) только-только уверовавших христиан было языческое представление, что земное богатство - мерило Божественной благодати.