Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
Царские дни
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
Re: Царские дни
Царская семья: уроки человечности
Последний раз редактировалось: Нюся (20.07.15 18:45), всего редактировалось 1 раз(а)
Последний раз редактировалось: Нюся (20.07.15 18:45), всего редактировалось 1 раз(а)
Первый крестный ход
4/17 Февраля День убіенія Великаго князя Сергѣя Александровича
Великий Князь Сергей Александрович: оклеветанный праведник
Есть известные люди, общее мнение о которых так соединилось с клеветой, что последняя, тем более за давностью лет, воспринимается в качестве «общеизвестного». К таким людям относится и великий князь Сергей Александрович, один из младших дядей Николая II, убитый террористом Каляевым 4/17 февраля 1905 года.
Скверное отношение к нему, вплоть до гнусной клеветы, исходило сверху, ибо, задолго до катастрофы 1917 года, правивший дом Романовых «разделился сам в себе». К концу ХIХ века всё больше находилось в нём лиц, не считавших себя связанными честью дома. Так что московский генерал-губернатор, человек благочестивый, державшийся твердых охранительных взглядов и лично преданный монарху, неизбежно становился объектом насмешки и даже ненависти. Оторопь берёт, когда читаешь (в одной из книг А.Н. Боханова), как потешались в высшем свете над трагической кончиной великого князя.
Великий князь Сергей Александрович родился в 1857 году и был первым порфирородным ребенком царя Александра II. Его воспитанием занималась мать, царица Мария Александровна. Главное внимание она уделяла вопросам религии и нравственности, тщательно обдумывая выбор учителей и воспитателей. Надо сказать, что к зрелому возрасту Сергей Александрович приобрёл обширные познания (особенно в истории; одним из его педагогов был С.М. Соловьёв) и стал знатоком и ценителем искусства. Два музея Москвы были созданы при его покровительстве и самом живом участии: исторический и изобразительных (тогда говорили: изящных) искусств. Этим музеям, после гибели мужа, Великая Княгиня Елизавета Федоровна передала драгоценные коллекции, собранные Сергеем Александровичем. Он явился организатором и стал председателем Императорского Православного Палестинского Общества, постоянно финансировал научные исследования в Святой Земле.
Любовь ко Христу Великому Князю привили мать и его наставники, прежде всего протоирей Иоанн Рождественский, настоятель малой церкви Зимнего дворца, выбранный императрицей Марией Александровной в руководители сыну. Прот. Иоанн написал для Великого Князя книгу, в которой изложил историю христианства и Закон Божий; Сергей Александрович берёг её до конца своих дней. Став священником после потери жены и детей, прот. Иоанн относился к духовному чаду самым тёплым образом, проводил с ним много времени, даже играл в шахматы. Мальчик, в ответ, оказывал любовь и внимание священнику. Печальны последние дни прот. Иоанна Рождественского. Он причащал умирающего императора Александра II. Потрясённый событиями 1 марта 1881 года, прот. Иоанн был парализован и, год проболев, скончался.
Главным воспитателем Сергея Александровича назначили вице-адмирала Д.С. Арсеньева, считавшего взыскательность и строгость необходимыми элементами воспитания, каждую ситуацию использовавшего в целях нравственного совершенствования отрока.
Решающую роль в воспитании юноши сыграло общение с К.С. Победоносцевым, читавшим Сергею Александровичу курс гражданского права. Приведём напутствия Победоносцева к совершеннолетию воспитанника: «Истинное богатство взрослого человека вот в чём состоит: он должен сознавать в себе внутреннюю силу – разумения, умения и воли. Он должен всегда знать, чего хочет и что делает. Храните себя в правде и чистоте мысли, не забывайте ставить себя перед Богом. Выше всего правило – делать всякое дело, какое на Вас положено, добросовестно и вправду, то есть делать его самому, своим трудом, своей мыслью, своей ревностью». Говоря о том, что исполнение долга есть крест, тем более тяжёлый, чем выше положение в обществе, Победоносцев указывал: «Вы не вправе снимать его с себя. Сколько добра Вы можете сделать, сколько добрых намерений внушить – и все благодаря Вашему положению». Верно, не раз вспоминались эти слова великому князю, когда он был генерал-губернатором города Москвы.
С юных лет Великому Князю суждены были немалые скорби. В 1866 году внезапно умер Саша Гагарин, которого (единственного) приглашали по будням к Сереже и которого тот очень любил. В мае 1880 года скоропостижно скончалась императрица Мария Александровна; а в июле того же года Александр II узаконил давнюю внебрачную связь. Спустя семь месяцев царь был убит бомбометателем из «Народной воли».
Сергей Александрович ни в чём не находит утешения. Он гостит у родных в Баварии и Греции, но путешествия не унимают боль. Лишь когда возобновляется знакомство с Елизаветой, принцессой Гессенской (он знал её через мать, когда был юношей, а она ребёнком), жизнь великого князя - преображается.
В биографиях Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны один деликатный вопрос нередко обходится молчанием: по мнению, принятому в церковном народе, супруги жили как брат и сестра. Историки либерального толка используют это как подтверждение скверных мыслей о великом князе. По одной из версий, каждый из молодых людей издавна дал обет девства, поэтому брак, по взаимному согласию, и был духовным. Говорят, что Елизавета Федоровна сама писала об этом сестре Виктории, уже после смерти великого князя, но в общедоступных изданиях такое письмо не публикуется. Некоторые историки (например, А.Н. Боханов) считают, что брак был обычным. Во всяком случае, Елизавета Федоровна в своих письмах обращается к Сергею Александровичу с удивительной, поистине супружеской теплотой.
В быту ей бывало с ним очень непросто: Сергей делал замечания, мог быть резок, не любил возражений. Всё снималось взаимной любовью и единством взглядов. В письме к брату Эрнсту-Людвигу Елизавета Федоровна называет мужа «настоящим ангелом доброты». Через семь лет супружества она принимает Православие. В этом решении огромную роль для будущей российской «великой матушки» сыграл пример Сергея Александровича, его благочестие, его любовь к Церкви. Чин миропомазания над Елизаветой Федоровной совершился в Лазареву субботу, той же весной 1891 г., когда Великий Князь получил назначение на должность московского генерал-губернатора. Благотворительная деятельность Великой Княгини обрела надёжное религиозное основание; муж всегда помогал ей и во всём поддерживал. Так весной 1892 г. в губернаторском доме на Тверской состоялось открытие Елизаветинского Благотворительного Общества, целью которого было попечение о детях бедных родителей: создание приютов, обеспечение работой беднейших матерей. «Обществу попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях» также покровительствовал великий князь. Именно его стараниями, к примеру, дело юридической защиты истязуемых (главным образом, в ремесленных работах) детей сдвинулось с мертвой точки. Что же касается благотворительной деятельности самого Сергея Александровича, то она была, по преимуществу, тайной. Брат Елизаветы Федоровны пишет в своих воспоминаниях: «Многим, многим людям помог он, но всегда в строжайшей секретности».
Либералы ненавидели великого князя как «ретрограда», консерваторы считали его «слишком прогрессивным». В действительности, великий князь просто занимал активную позицию, оставаясь сторонником национальных путей разрешения сложных вопросов.
К концу ХIХ века революционная активность всё возрастала. В марте 1899 года состоялась всеобщая студенческая забастовка, принесшая великому князю много волнений. В 1901 году снова беспорядки среди учащихся. Московские власти действуют организованно, обходится без жертв. Всё же, чувствуя страшную усталость, великий князь просит царя освободить его от обязанностей генерал-губернатора, как только беспорядки прекратятся. Николай отвечает: «Извини меня, друг мой, но разве так поступать справедливо и по долгу?». И снова молодой государь укрепляет дядю: «По-моему, действительно сильное правительство именно сильно тем, что оно, открыто сознавая свои ошибки и промахи, тут же приступает к исправлению их, нисколько не смущаясь тем, что подумают или скажут». Великий Князь остался в должности.
Великий Князь Сергей Александрович глубоко почитал Серафима Саровского. У него хранилась (доставшаяся, верно, от матери) мантия преподобного; в июле 1903 года она была выставлена в Успенском соборе Кремля. Торжества прославления преп. Серафима сменились тяжкими испытаниями, вскоре началась русско-японская война. Великий князь пристально следил за событиями, близко к сердцу принимал ошибки и неудачи правительства. «Он ходит такой бледный, настроение у него подавленное», - писала в 1904 г. Елизавета Федоровна. Реальной угрозой был терроризм, жертвами которого становились близкие великому князю люди, единомышленники. Не от страха, но от чувства невозможности повлиять на общий ход дел, Сергей Александрович, в самом конце 1904 года, подаёт в отставку.
«Странное чувство после 14 лет, - пишет он в дневнике, - … Господи, пощади мя!». Не желая покидать Москву в тяжёлое время, Великий Князь сохраняет за собой должность командующего войсками Московского военного округа. Из дворца в Нескучном саду, по соображениям безопасности, семья переезжает в Николаевский дворец Кремля. Великий князь постоянно получал письма с угрозами, но скрывает это даже от своего адъютанта. Елизавета Федоровна писала брату: «У нас всё благополучно. Я и Серж так счастливы быть вместе». Они были вместе и в последние дни жизни Сергея Александровича: ходили в Большой театр с племянниками, Марией и Дмитрием, где слышали Шаляпина. В день перед смертью Великий Князь оставит в дневнике последнюю запись: «…Читал детям. Они в восторге от вчерашней оперы».
Смерть Великого Князя Сергея Александровича освободила его от необходимости быть свидетелем бунта, безумия. Он очень болезненно переживал разобщенность в российских людях. У его могилы, в церкви свт. Алексия Чудова монастыря, Елизавета Федоровна приняла решение оставить мир и создать обитель. В 1930 году Чудов монастырь был снесен, не осталось и следа от церкви святителя Алексия. Но в 1985 году, во время ремонтных работ в Кремле, склеп был обнаружен… Останки Сергея Александровича покоятся теперь в усыпальнице бояр Романовых Новоспасского монастыря.
Визит великой княгини Елизаветы Федоровны не тронул бомбометателя И. Каляева. Но путь от тюрьмы до Шлиссельбургской крепости, где казнили Каляева, не близок, а сердечные мысли разбойника, как и мысли каждого из нас, известны лишь Богу. Да просветит Он нас и избавит - от безразличия к нашим праведникам, от праздномыслия и готовности следовать расхожему мнению
На смерть Великого Князя Сергея
Среди бушующей холеры
РаспАдной прелести в умах,
Он был достоин своей веры.
И в нём уверен был Монарх.
И богоборцы не забыли...
Но не заставили дрожать,
Тогда, как зверя обложили,
Чтоб на куски его порвать.
Но даже тут не преуспели
В кровавой лютости своей:
За ним от Бога прилетели
Среди снегов и злой метели,
Чтоб ко Христу сопровождать.
И радость сердца - Лизавета,
Жены такой не сыщешь ныне,
Дышала им, как Солнца светом,
Благословением согрета -
Ручей воды святой в пустыне.
Среди бушующей холеры
РаспАдной прелести в умах,
Он был достоин своей веры.
И в нём уверен был Монарх.
И богоборцы не забыли...
Но не заставили дрожать,
Тогда, как зверя обложили,
Чтоб на куски его порвать.
Но даже тут не преуспели
В кровавой лютости своей:
За ним от Бога прилетели
Среди снегов и злой метели,
Чтоб ко Христу сопровождать.
И радость сердца - Лизавета,
Жены такой не сыщешь ныне,
Дышала им, как Солнца светом,
Благословением согрета -
Ручей воды святой в пустыне.
|
|